В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Что наша жизнь? Игра...

Продается дева Жанна...

Юлия ПЯТЕЦКАЯ. «Бульвар Гордона» 30 Августа, 2005 00:00
В Театре имени Леси Украинки состоялась премьера римейка рок-оперы "Белая ворона"
Юлия ПЯТЕЦКАЯ

Легендарной французской национальной героине, одной из самых непостижимых исторических фигур Жанне д’Арк, было приблизительно 19 лет, когда ее по приговору святой церкви сожгли на костре в Руане. Жанне инкриминировали ересь, хотя ничего плохого, помимо изгнания англичан, захапавших значительную часть французских территорий, отважная девушка не замышляла.

По большому счету, святую церковь тоже можно понять - от таких неоднозначных личностей, как Орлеанская девственница, можно ждать чего угодно. Сегодня ей хочется свободы от англичан, завтра - равноправия мужчин и женщин, послезавтра - отделения церкви от государства... А времена были тяжелые, страшно недемократические, и любые заигрывания с народом откровенно не поощрялись. Харизма же у Жанны была - дай Бог всякому: барышне удалось не только повести за собой толпу диких средневековых мужчин и снять осаду Орлеана, но и остаться при этом непорочной. Смерть наглых захватчиков, которую Жанна со своим войском сеяла повсюду, пороком, конечно, не считалась.

Сейчас трудно определить, насколько сознательно многострадальная амазонка выбрала героический путь. Как известно, она была визионеркой, то есть слышала божественные голоса и регулярно общалась со святыми в режиме реального времени. Чаще всего на связь выходили Екатерина с Маргаритой, периодически - святой Михаил, которые и науськивали Жанну на всякие добрые дела. Поэтому свою жизнь одержимая дева строила не по собственному разумению, а по требованию свыше. Иначе невозможно объяснить национально-патриотический порыв и военные успехи юной безграмотной крестьянки 15 века, для которой, да простит меня ход исторических событий, выходить замуж и рожать тучу детей было все-таки естественнее.

Тем не менее именно благодаря божественному провидению Жанна вмешалась в события Столетней войны, завершившейся в итоге победой французов, и навсегда вошла в мировую историю как символ свободы. Причем не только для Франции.

У времени нет рамок и кулис,
Любой народ стоит у края гибели,
Когда в нем вместо действующих
лиц
Преобладают болтуны и зрители.


Эти строки Юрий Рыбчинский написал в 1989 году, вернее, целую поэму под названием "Белая ворона", посвященную Орлеанской девственнице. Несколько зоологическая метафора быстро нашла отклик среди "действующих лиц", и вскоре появилась одноименная рок-опера на музыку Геннадия Татарченко.

Помню двойной виниловый диск с вибрирующим голосом Тамары Гвердцители в роли Жанны: "Когда во тьме дороги нет, кто зажигает звездный свет? Свобода-а-а-а-а-а-а-а!!!".


"Непокорная, гордая, смелая... Но уродиной звали ее, потому что была она белая, не такая, как все воронье". Менестрель с сыном (Анатолий и Вячеслав Хостикоевы)



Смертельно обиженного жениха Жюльена тогда пел Александр Малинин, архиепископа Рейнского - Виталий Билоножко, герцога Бургундского - Евгений Паперный, Шута - Николай Караченцов, а Столетнюю войну - неадекватно молодая Таисия Повалий.

Немного спустя Сергей Данченко поставил в Театре Франко драматическую версию "Белой вороны" со стихами Рыбчинского, музыкой Татарченко, Наталией Сумской и Анатолием Хостикоевым в главных ролях. Мюзикл с успехом шел 11 лет, неоднократно ездил за границу и выбыл из репертуара, лишь когда Жюльен и Жанна чересчур повзрослели для образов юных французских крестьян.

Наверное, это был успешный проект, но в памяти осталась лишь пронзительная музыка, причем связанная с жизнью, а не с подвигами. Ну и, безусловно, женственная Сумская и прекрасный, как греческий бог, Хостикоев, болтающиеся на грубых веревочных качелях: "О Жанна! О Жанна!! О Жанна!!! О Жанна!!!!". Тогда мне даже показалось, что спектакль посвящен роковой несостоявшейся любви, а не национально-освободительной борьбе французского народа с английскими захватчиками. Ну, как говорится, каждому свое. К тому же позже выяснилось, что любовь все-таки состоялась, и у Сумской с Хостикоевым родился сын Слава.

Шли годы... Бурь порыв мятежный развеял вялые 14 лет украинской незалежности, вывел народ на площадь (не без участия женщины), и тема свободы нарисовалась вновь. По этому поводу Фармацевтическая фирма "Дарница" и Театральная компания "Бенюк и Хостикоев" разродились очередной "Белой вороной" - гордой, смелой и не такой, как все...

На самом деле, новая "Ворона" - это плохо забытая и практически непеределанная старая. Судя по всему, Бенюк с Хостикоевым поставили римейки на поток, сделав это своим хлебом насущным, что вполне объяснимо: ходить по проторенным дорогам, во-первых, безопаснее, а во-вторых, даже по проторенной дороге можно так протопать, что все подумают, будто именно ты ее и протоптал. Все зависит опять-таки от харизмы. А у Богдана Михайловича и Анатолия Георгиевича с ней похлеще, чем у Жанны д’Арк.

Их Театральная компания, нравится ее деятельность кому-то или нет, по-прежнему не имеет последователей, упорно собирает аншлаги и выпускает премьеру за премьерой в обстановке повышенной семейственности. В проектах, как правило, по максимуму задействуются свои с незначительными вкраплениями пришельцев. К слову, нынешний спектакль посвящается не революции, как кое-кто подумал, а родственникам и друзьям.

Популярные народные артисты оказались хорошими менеджерами и продолжают выпускать продукт, который можно выгодно продать. "Продается дева Жанна! - кричали противные бургундцы на рыночной площади. - Продается Жанна д’Арк!". Судя по повышенному интересу публики в период практически мертвого театрального сезона "дева Жанна" будет продаваться хорошо.


"Когда во тьме дороги нет, кто зажигает звездный свет? Свобода!!!"

Хостикоев, в последние годы серьезно одержимый режиссурой, как Орлеанская девственница - святыми голосами, вновь взял на себя функции постановщика, а вдобавок незатейливую роль Менестреля - человека с гитарой, возникающего по ходу спектакля раза два и рассказывающего своему сыну Славе историю Жанны (Юлия Вдовенко). Бенюк же оказался еще более многолик, выступив в качестве продюсера и сыграв несколько ролей. Богдан Михайлович просто поражает гигантским объемом своего дарования - кажется, пристегни ему плуг, он еще и вспашет.

Бывшая Жанна д’Арк Наталья Сумская на этот раз получила роль Столетней войны. Все-таки обидная штука время. Вчера еще - девственница, а сегодня уже - Столетняя война...

Ну а основная романтическая нагрузка легла на несчастного, покинутого Жанной Жюльена (Игорь Рубашкин). Жюльен оказался всем хорош, и, видимо, нужно быть действительно одержимой, чтобы предпочесть такому мужчине французский народ. Кстати, всего лишь через пять веков, в 1920 году, католическая церковь таки канонизировала Жанну, признав ее великомученицей.

Что касается режиссерских ноу-хау в новой версии, то одно могу сказать точно: музыка такая же хорошая. А это, на мой взгляд, в любом мюзикле вещь основополагающая. Как несущая стена в доме - важно, чтобы было сделано на совесть.

Я не очень подробно помню инсценировку Данченко, которого из этических соображений стоило бы упомянуть в программке, но, по-моему, она была менее спецэффектной и более трогательной. Хотя сравнивать режиссерские работы Данченко и Хостикоева, мягко говоря, некорректно.

Премьера хостикоевского римейка состоялась 24 августа, в День нашей независимости, и, видимо, задумывалась как подарок всем нам. Может, поэтому спектакль показался каким-то чересчур праздничным и задорным. Вроде бы страдают люди, мучаются, не каются, но "как-то не взаправду и очень издалека". Я не большая ценительница мюзиклов и допускаю, что для подобного жанра такая ситуация вполне допустима. Хочется, конечно, провести аналогию с другой рок-оперой, и тоже на историческом материале, - про графа Резанова и верную ему Кончиту, где все страдают с такой неистовой силой, что просто дух захватывает, но, пожалуй, не надо. Там ведь настоящая love story, а здесь пафосная история народного ополчения.

В общем, проникнуться идеей борьбы за народное благо и как следует посочувствовать Жанне д’Арк не получилось. В финале девственница неожиданно выехала на белом коне под жовто-блакитным прапором живая и невредимая, хотя за минуту до этого сгорела в огне на Руанской площади, предпочтя честь бесчестию. От столь неожиданного сюжетного поворота возник такой мощный позитив, что захотелось со свистом откупорить бутылку шампанского и тут же ее выпить. Праздник все-таки...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось