В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Уныние — смертный грех

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона» 4 Января, 2013 00:00
Мы пребываем в ожидании счастья постоянно, но на пути к нему случается всякое, и время от времени наша нервная система подвергается встряскам.
Виталий КОРОТИЧ
Писателю Владимиру Короленко, славному уроженцу Житомира, при­писывают слова: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Сам Владимир Галакти­онович в своей жизни этих слов не реализовал, но в советской стране все знали их наизусть, а меня однажды чуть не исключили из пионеров, когда я воспроизвел последнее слово афоризма с ошибкой. Вместо «полета» я, сделав лишнее движение перышком, написал «помета», злодейски изменив высокий смысл фразы. Но в тот раз обошлось в силу моей незрелости. Если совсем серьезно, то мы пребываем в ожидании счастья постоянно, но на пути к нему случается всякое, и время от времени наша нервная система подвергается встряскам.

В середине прошлого века выдающийся канадский эндокринолог Ганс Селье создал науку об этих самых встрясках-стрессах и настаивал, что человек, которого ничто не задевает, особенно свободный от положительных стрессов, положительных эмоций, глубоко несчастен. Знаменитый Дейл Карнеги считал, что человек только лишь самостоятельно превращает свою жизнь в рай или в ад. Самовнушение непобедимо. И вы, и я знаем людей, которые болеют, если захотят, и так же порой выздоравливают по своему желанию.

Все, конечно, хорошо в меру. Крупнейший украинский физиолог и геронтолог Владимир Фролькис исследовал животных, подвергавшихся стрессам, и показал, что те из них, кто подвергался периодическим умеренным волнениям, жил дольше, а те, которые жили вне всяческих потрясений, больше болели и век их был краток. Впрямую на людей эти результаты переносить рискованно, иначе мы с вами были бы главными долгожителями на свете, тем более что тот же Фролькис подчеркивал, что сильные, разрушительные потрясения-стрессы смертельно опасны для организма. Все хорошо в меру. Но главное - находить, даже провоцировать светлые эмоции, радостные волнения. Слушать хорошую музыку, общаться с доброжелательными друзьями.

Я изрекаю эти банальности, потому что иногда мы слишком близко подпускаем к себе вдохновенных шептунов, носителей черных слухов, разрушительной информации, укорачивая собственные жизни. С древних времен китайцы считали, что любовь и сострадание - это две основные позитивные силы человеческой жизни, делая все для того, чтобы приближать к себе источники радости. Не столько внешние обстоятельства, сколько наш собственный внутренний мир составляет основу нашего с вами бытия, и это, как говорится, научный факт. Есть ученые, которые вообще утверждают, что примерно три четверти потребляемых нами лекарств «факультативны», поскольку в организме есть, так сказать, собственная аптека, помогающая преодолевать любые сложности, если мы не впадаем в уныние (кстати, в большинстве религий уныние является смертным грехом).

По данным американских клиник, верующие, религиозные люди, сохраняя надежду, легче переносят болезни. Но оказалось, что удачно подобранная музыка тоже помогала улучшить самочувствие процентам 70 тяжелых больных. Выдающийся нейрофизиолог, академик Бехтерева, вообще считала, что большинство телесных недугов порождается и усугубляется угнетенным мозгом, впадением в «безнадегу», стрессами, расшатывающими организм.

Пишу все это для вас и для себя самого. За окном унылая погода, по радио - унылые вести, по телефону только недавно прекратились звонки о скором конце света. Тоскливо роясь в письменном столе, я обнаружил там свой красный диплом киевского медицинского института и встряхнулся, поставил «Аве Мария» Шуберта. Нашел старинное издание заметок князя Парфения Енгалычева, которого уважал Гоголь: «Если же вдруг овладела тобой сильная страсть, то поди на свежий воздух, взирай на небо. Проходися и не раньше употребляй пищу и питье, как в духе своем сделаешься спокоен...». Так и поступлю.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось