В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
За кадром

Александр БАШИРОВ: «Увидев меня в черной танковой куртке с ромбом на рукаве, Цой спросил: «Что это?», и я пошутил: «Группа крови». Ему этого было достаточно...»

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 4 Января, 2013 00:00
Известный актер и кинорежиссер презентовал в Киеве аудиокнигу «Разведбат» — озвученные им невыдуманные истории из жизни советских военнослужащих
Анна ШЕСТАК
В украинскую столицу первый хулиган и дебошир российского кино, известный по фильмам «АССА», «Игла», «Граница. Таежный роман», «Мама, не горюй!», «Даун Хаус», «Сестры», «Штрафбат», «Мастер и Маргарита», приехал не просто так, а по приглашению друга, путешественника, писателя и бывшего военного Виктора Журавлева, к тому же с почетной миссией - представить публике книгу Журавлева «Разведбат, или Обмундированные рассказы». Ведь именно Баширов, услышав однажды смешные до колик офицерские байки из уст товарища, настоял на том, чтобы тот вспомнил их все и изложил на бумаге, а потом решился озвучить то, что получилось. Да еще и фильм подбил снять - эдакий трэш похлеще «ДМБ», посвященный «единственной никогда и никем не побежденной Советской Армии».

В киевской галерее Виктора Журавлева «Арт-Инсайт», где проходила презентация, картину, к сожалению, не показали - приберегли для башировского кинофестиваля «Дебоширфильм - Чистые грезы» в Санкт-Петербурге. Но трейлер впечатляет: из него вполне понятно, что зрителей ждет, как говорится, и смех, и грех, и шок, и масса удовольствия. «Именно так мы и задумывали», - сказал, хитровато улыбаясь, Баширов, который во время торжества и нашей беседы сам на себя был не похож - вообще не пил спиртного и не матерился. Правда, без сигарет и фирменного «ге-ге», которое не столько искренний смех, сколько авторская фишка, 57-летний актер обойтись не смог.

 

«В ЧАСТИ Я БЫЛ ХУДОЖНИКОМ, И МНЕ ПОРУЧИЛИ ВАЖНУЮ МИССИЮ - БРЕЖНЕВА РИСОВАТЬ. Я ОЧЕНЬ СТАРАЛСЯ, НО КОГДА РАБОТА БЫЛА ЗАКОНЧЕНА, ГЕНСЕК ПОМЕР»

- Александр, вы озвучили чужие армейские байки, но я знаю, что и сами вы в армии служили...

- (Кивает). Ну. Я танкист - в прошлом.

- И как же вам служилось? Был порядок в танковых войсках?

- Хорошо было, я очень доволен. Теперь у меня есть чувство, что государство мне обязано, потому что я-то отдал ему долг, честь, сохранил верность присяге и готов и дальше защищать его в любой форме. Хотя бы в форме искусства. Я ведь не раз в разных формах защищал понятие русской ку­ль­туры и советс­ко­го киноискусс­т­ва на различных за­рубежных фес­ти­валях - собс­т­вен­ным творчес­т­вом, например. И собственным пове­дением, ге-ге.

- В армию вы попали в 26 лет - довольно поздно. Не сумели откосить?

- Ну как? Я же хотел учиться в университете, развлекаться и так далее, поэтому от службы бегал, конечно, а потом...

- ...догнали?

- Дал себя поймать. Решил: «А че бегать? Сколько можно?».

- «Разведбат» - это забавные истории из жизни солдат и офицеров. А из своей армейской жизни вы что вспоминаете?

- Обычно это вспоминается, когда мы с сослуживцами собираемся, как говорится, за чаем, квасим, варим кисель, общаемся в тесном кругу. Да, если служили люди в армии, каждый с удовольствием об этом говорит и рассказывает собственные байки. Как правило, это происходит спонтанно, а бывает, что в какой-нибудь праздник - или 23 февраля, или в День танкиста.

- Какой байкой сейчас поделиться можете?

ВасилийМищенко, Александр Баширов, Алексей Серебряков и Юрий Степанов в сериале «Штрафбат», 2004 год
- Ну, для того, чтобы делиться, определенное состояние нужно... Я вам честно скажу: это требует соответствующего настроя и коллектива. В моих байках достаточно много нецензурного, сочного, солдафонского, потому, чтобы их рассказывать, нужно войти в некое состояние мужской солидарности и эйфории. Думаю, не надо уточнять, как... Обычно я с удовольствием вспоминаю о том, как портрет Брежнева рисовал. В части я был художником, и мне поручили эту важную миссию, потому что часть боролась за право носить имя вождя. Я очень старался, чтобы мы не ударили в грязь лицом, рисовал по фотографиям дрожащей от волнения рукой, но когда работа была закончена, генсек помер. Как назло!

- Вы считаете, служба в армии необходима мужчине или без нее спокойно можно обойтись?

- Ну, многие в ней не нуждаются. А я считаю, что отслужить все-таки надо. Армия для мужчины - это как для женщины роды. Или оргазм, ге-ге. Лучше, чтобы женщина родила, потому что через это она проходит своеобразную реинкарнацию...

«Бедный человек целый день починяет примуса! Он проголодался! Он истомлен го ло дом и жаж дой! Ему жар ко. Ну, взял на про бу го ре мы ка ман да рин. И вся-то це на этому мандарину три копейки». Кот Бегемот (Александр Баширов) и Коровьев-Фагот (Александр Абдулов) в картине Владимира Бортко «Мастер и Маргарита», 2005 год

- ...посвящение в другой статус...

- ...ага. И понимает, что она женщина. Ну а если родить не получается, надо, чтобы у нее был опыт оргазма. Молодому человеку такая реинкарнация тоже нужна: он должен стать мужчиной, понять, что значит быть бравым, смекалистым, дерзким, оперативно мыслить, как это - брать на себя ответственность не только за себя, но и за других или выполнять задачу, поставленную командиром, уметь защитить родных, близких, страну. Для этого служба в армии необходима, хотя, конечно, многие живут и без нее. И без детей, и без оргазма, без риска, острых ощущений. Как им это удается? Я не в курсе, это вопрос к людям, которые не служили в армии. Как по мне, выхолощенная жизнь какая-то, теплично-оранжерейная.

- Слышала, что, увидев вас во ВГИКе в армейской форме, Виктор Цой, которому в 2012 году исполнилось бы 50, написал песню «Группа крови на рукаве». Это действительно вы его вдохновили?

- Немного не так. У меня была куртка танковая, черная такая, а на рукаве ромб. Увидев меня, Цой спросил, что это, а я пошутил: «Группа крови!», но ему этого было достаточно. Наверное, каким-то образом я к созданию великой песни причастен, но что это я Витю вдохновил, не считаю. Источником его вдохновения было совершенно другое, а не конкретно кто-то или что-то. Думаю, у него спросить надо. Когда-нибудь...

С Кириллом Пироговым в черной комедии Алексея Балабанова «Жмурки», 2005 год

«У МЕНЯ ЕСТЬ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, КАК У ВСЕХ,  И ОДНА ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНАЯ - СМОТРЕТЬ ПОД НОГИ»

- Часто его вспоминаете?

- Иногда вспоминаю, но как-то не задумывался, часто это или редко. Надо подумать, ге-ге.

- А что для вас источник вдохновения?

- У меня нет простого ответа на такой сложный вопрос. Вдохновение либо есть, либо нет, но я точно могу сказать, что не стану заниматься тем, что не мое.

- Каким же должен быть проект, чтобы вы им занялись?

На Международном кинофестивале в Бердянске, 2010 год

- Я должен чувствовать, что справлюсь. Честно говоря, берусь за все, что имеет отношение к моему роду занятий. Например, аппендикс вырезать не берусь, роды принимать... А то, что в пределах моего дарования, с удовольствием делаю - само прет. Очевидных мотиваций здесь нет. Бывает, ввяжешься во что-то из-за денег, а потом на них ноль внимания. Или начнешь что-то делать бесплатно - и вдруг понимаешь: это может быть очень даже коммерчески выгодно. То есть технология не то что не отработана, она сама себя создает, что ли. В какой-то момент фильм начинает вести тебя сам, как у Булгакова: и вдруг в этом театре все сами заиграли. Поэтому нужно доверять художественному пространству, которое ты создал, не насиловать действительность самоуверенностью и самонадеянностью, а отдаться, как говорится, тому, что является ясной твоей миссией, и приносить людям радость.

А как я занятость себе нахожу... Знаете, у меня есть вредные привычки, как у всех, и одна очень полезная - смотреть под ноги. Появилась она в детстве, когда я шел, увидел бумажку, стал пинать, а оказалось - это рубль. С тех пор я не просто хожу, а смотрю: вдруг где-то что-то, из чего рубль может получиться? И всем даю совет: смотрите себе под ноги - и рано или поздно найдете деньги. Или идею, как их заработать.

Со второй супругой солисткой группы «Колибри» Инной Волковой. В этом браке у Баширова 15-летняя дочь Александра-Мария, а от первой жены — гражданки США — сын Кристофер

- Уже 15 лет вы проводите фестиваль «Чистые грезы», где представлено некоммерческое кино, немассовое. Насколько я понимаю, особых денег оно не приносит...

- Почему? Это преувеличение. Фестиваль, конечно, на пространстве СНГ уникальный, и не без сложностей, но не проводить его нельзя, поскольку, кроме игрового кино и сериалов, существует достаточно большой пласт фильмов, основанных на других принципах взаимодействия со зрителем. Зритель там или соучастник, или соавтор художественного произведения. И такие картины могут быть коммерческими, как ни странно. Как сказал Александр Сергеевич Пушкин, «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать», так что фестиваль не занимается бескорыстными проектами. Конечно, мы привлекаем и авангардные, и экстремальные, и даже экстремистские художественные эксперименты, но это не главное. Главное - кино, а не индустрия развлечений. Хотя авторское кино тоже развлекает. Только не всех и по-своему.

- Каждый год у вас выходит не­ско­ль­ко картин. Над чем сейчас работаете?

- Есть два интересных проекта. Первый - фильм Сергея Александровича Соловьева под названием «Елизавета и Клодиль». Снимать должны во Франции, действие происходит то ли в 1915-м, то ли в 1905-м году, и чуть ли не все герои - революционеры. Там и Ленин, и Пруст, которого играет Венсан Перес. Пьер Ришар тоже кого-то играет.

Мне досталась роль русского террориста, ге-ге, а кого же еще? А как режиссер я работаю над картиной «Москва - Петушки» по Венедикту Ерофееву. Как раз первый этап идет - финансово-юридический. Вернее, юридическая история, связанная с авторскими правами, более-менее закончилась, сейчас переходим к финансовой - поиску средств. Вот такие более или менее понятные для меня проекты, оба интересны, хотя интереснее все-таки быть режиссером, чем актером. Почему? Потому что проще. Режиссура - это простое ремесло, суть которого в том, чтобы манипулировать эмоциональным состоянием людей. Да что я вам объясняю: мне кажется, любая ловко мыслящая женщина знает, что такое быть режиссером и актрисой, потому что ей приходилось и манипулировать, и играть...

- В своем фильме играть будете?

- Пока ничего не могу сказать: не говори «гоп», пока не перепрыгнешь, ге-ге. А до «перепрыгнешь» еще далеко, проект стоит на одном месте года три - по разным причинам.

«ХОТЕЛОСЬ БЫ НАЙТИ ЧТО-ТО НАПОДОБИЕ ЗЕМЛИ, ЗАСЕЛИТЬ ОБЕЗЬЯНАМИ, ДОЛГО ИХ БИТЬ, ПРИУЧАЯ К ТРУДУ, И ПРОСЛЕДИТЬ, КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ ЧЕЛОВЕК»

- За съемками, поездками и фестивалями остается ли у вас время на семью?

С Владимиром Машковым в картине Алексея Учителя «Край», 2010 год

- (Вздыхает). Никакой личной жизни у меня нет, потому что, как говорится, приходится все совмещать.

- И не получается?

- Когда как. Получается, если делаешь все возможное и невозможное - расслаиваешь время и пространство, создаешь параллельную реальность, четвертое измерение, и существуешь в разных ипостасях.

- У вас ведь дочка-школьница, сколько ей уже?

- Александре-Марии - 15, большая девочка. Старший, Крис, взрослый совсем, он в Америке живет.

- Интересно, вы с дочерью время проводите? Бывает такое?

- Мне кажется, она сейчас в том возрасте, когда ей и без меня хорошо. Вот подарил фотоаппарат - теперь буду знать, что в свободное время она ходит и что-то там снимает.

С Евгением Мироновым в сериале «Апостол», 2008 год

- А что, мечтает стать крутым фотографом?

- Не знаю. Ничего не делаю, чтобы узнать, не вмешиваюсь, так сказать, в процесс генезиса, боюсь своим вмешательством только навредить. Или что-то не то из нормального ребенка создать.

Хотя роль создателя, конечно, заманчива. Мне, например, хотелось бы найти что-то наподобие Земли, заселить обезьянами, долго их бить, приучая к труду, и проследить, как появляется человек. И вырастить новое человечество, потому что старое себя не оправдало. Но, к сожалению, не получится, я не могу сотворить новое, не могу помочь старому, я могу только сказать: «Возрадуйтесь, ибо вы имели честь видеть крушение проекта под названием «человек», финал того, что является серьезной и сложной человеческой историей. Наш мир умер, но у нас есть возможность участвовать в его закапывании!».

Ах, да, еще анекдот могу в тему рассказать. Молоток смотрит в окно, потом отворачивается и говорит: «Гвозди бы делать их этих людей!», ге-ге. Что, не смешно? Мне что-то тоже. Поэтому давайте о чем-нибудь хорошем, о городе вашем, к примеру. Он же хороший у вас - пока...

- Согласна. К тому же в Киеве вы не в первый раз - на стенах галереи полно ваших фотографий, в том числе в обнимку с кроликом, галерейным символом...

- Да, мы давно знакомы, потому и обнялись так панибратски.

С Михаилом Ефремовым в фильме «Робинзон», 2010 год

- У вас есть любимые места в ук­раин­ской столице?

- Подол - он всегда мне нравился, и у меня, как у кота Бегемота, там есть свой дом, ге-ге.

- Кстати, вы не опасались в «Мастере и Маргарите» сниматься?

- Нет. Даже если произведение связано с какой-то чертовщиной, я тут ни при чем, я же не автор, поэтому никакой ответственности не несу. Я только кот Бегемот, а какая у него ответственность? По-моему, это самый безответственный персонаж во всем булгаковском романе, ге-ге. И потому мне близок.

- А сама картина Бортко вам понравилась?

- Честно говоря, так и не смог посмотреть ее полностью, но во время съемок мне нравилось многое. В особенности то, как Владислав Галкин играл Ивана Бездомного. Замечательный актер был, да и парень хороший...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось