Константин СТОГНИЙ: «Конец света отменяется!»
«Я СМОТРЕЛ НА КОШКУ И ДУМАЛ: «ЧЕМ ЕЕ КОРМИТЬ? ОНА ЖЕ НИ В ЧЕМ НЕ ВИНОВАТА»
К участию допускались документальные или основанные на реальных событиях картины, и самым сильным стал именно документальный блок. Жюри в составе Константина Стогния, живущего в Италии режиссера-документалиста Александра Балагуры, львовского театроведа и кинокритика Любови Янас и народной артистки России Лидии Федосеевой-Шукшиной (которая, к слову, так ответственно подошла к своей миссии, что приехала в Трускавец, даже несмотря на проблемы со здоровьем) отметило все четыре картины, дошедшие до финального этапа.
Награждать действительно было за что. Украинцы Сергей Буковский и Светлана Залога сняли, пожалуй, первый документальный фильм о становлении независимости нашего государства, который не скучно смотреть и в котором политики не вещают, а вспоминают и наново переживают переходный период - от советского общества к украинскому. Рассказывают о нем не как политические деятели, а просто как люди - и Леонид Кравчук, которого ставили перед выбором, поддерживать или не поддерживать путчистов, и Левко Лукьяненко, которому поручили составить документ, провозглашающий независимость Украины(«Пишу: «Унiверсал». Закреслюю, бо унiверсал - це щось, пов'язане iз Центральною Радою, комунiсти можуть не проголосувати. «Закон». Знову закреслюю, бо закон можна прийняти, а потiм внести до нього поправку. «Акт» - те, що треба...»), и правозащитник Семен Глузман, который объясняет, почему не участвовал в демонстрациях и митингах и чем чисто по-человечески запомнилось ему начало 90-х («Мы тогда как раз кошку взяли, а из магазинов исчезло все, даже рыба. Я смотрел на кошку и думал: «Чем ее кормить? Она же ни в чем не виновата...»).
Звезда советского экрана Ирина Алферова по-прежнему в отличной форме |
Благодаря пристальному вниманию к деталям, удачному подбору героев (в картине высказались даже сотрудники аппарата Джорджа Буша-старшего, возглавлявшего США, когда распадался СССР), четким и умным вопросам, которые этим героям задавали, фильм «Украина. Точка отсчета» моментально стал фаворитом у СМИ.
А вот «Балканская звезда», картина об Эмире Кустурице, снятая режиссером-дебютантом из Екатеринбурга Андреем Григорьевым, поразила не столько содержательностью, сколько историей создания, похожей на сказку: молодые ребята, режиссер и художник, работающий в тату-салоне, однажды прорвались в гримерку Кустурицы, подарили специально сшитое и разрисованное пальто, признались в любви, напросились в гости, расписали красками фестивальный Кустендорф и взяли интервью у звезды мировой величины! Причем сама звезда не особо и сопротивлялась: похоже, Кустурице, который на своем веку повидал многое, но таких пробивных ребят еще не видел, было просто в кайф с ними общаться.
В Трускавце создатели картины, премьера которой год назад прошла в Сербии с ошеломительным успехом, получили диплом «За смелость и дерзновенность». Два других фильма из документального блока: «Есть ли там театр?!» Наны Джанелидзе (об актере Кахе Кавсадзе, легендарном Абдулле из «Белого солнца пустыни» и Дон Кихоте из «Жития Дон Кихота и Санчо») и «Один» москвички Олеси Фокиной (о создателе «Ежика в тумане» мультипликаторе Юрии Норштейне) - по праву претендовали на главную награду.
После их просмотра зрители, в числе которых были актеры и режиссеры, аплодировали стоя. «Есть ли там театр?!» - гениальная картина! - восхищалась актриса Римма Зюбина. - Я почти полфильма проплакала...». «Мне кажется, после фильма о Норштейне уже не надо о чем-либо спрашивать, - заметил актер Виктор Андриенко, - потому что все ответы на вопросы, какой это человек, зачем и для чего работает, содержатся в самой картине. Как говорится, ни добавить, ни отнять».
Профессионалы оказались правы: Олесе Фокиной судьи отдали Гран-при и пять тысяч долларов, а картина Наны Джанелидзе стала лучшей среди документальных.
Актер Виктор Андриенко поднимал настроение гостям фестиваля |
«Я ЗНАЮ, ЧТО ФИЛЬМ ОЧЕНЬ ЧУДЕСЕН...»
Казалось, с этим согласились все. «Вы - умница! - хвалила московского режиссера Федосеева-Шукшина. - А герой ваш - замечательный, потрясающий человек, я от волнения даже имя его забыла...». Однако в последний момент жюри вдруг изменило решение. Пять тысяч долларов призовых, которые Фокина, по сути, уже держала в руках, решено было разделить между ней и... украинским режиссером Олегом Сенцовым, снявшим фильм «Гамер» - о подростке, ставшем вице-чемпионом мира по компьютерным играм.
Почему именно так, честно говоря, мало кто понял. Поскольку досмотреть 90-минутного «Гамера» до конца, ни на что не отвлекаясь, мог разве что слепоглухонемой, прикованный к стулу, настолько тягомотной получилась картина на актуальную, в общем-то, тему. А во время хвалебной речи Сенцова в честь самого себя, щедро пересыпанной перлами вроде «я знаю, что фильм очень чудесен» или «профессиональный актер может быть прекрасен, но далеко не всегда», встал бы и ушел, мне кажется, даже прикованный. Тем не менее фильм уравняли с лучшей лентой фестиваля, проигнорировав тот факт, что Гран-при не делится.
Режиссер Сенцов радовал присутствующих как мог: посетовал, что соревноваться было, по сути, не с кем («Вот если бы 30, 40 фильмов в категории, а не три!»), что смехотворно мало отхватил от чужого приза («Тысяча - это же смех и грех!»), что известных актеров, приехавших на фестиваль, он почему-то не знал. Ни Горянского, ни Зюбину, ни Андриенко... С трудом идентифицировал главную приглашенную звезду Ирину Алферову, и то только как Констанцию из «Мушкетеров». Ну а Федосееву-Шукшину, слава Богу, объявил ведущий... Что Олег снимет и покажет нам в следующем году, пока неизвестно. «Видимо, что-то очень и очень чудесное», - улыбались зрители.
В категории короткометражек тоже не все было так, как ожидалось. Почему-то остался неотмеченным фильм Дмитрия Суржикова«Мама», в котором Ада Роговцева сыграла трогательную героиню, не желающую менять привычный уклад жизни и переезжать к дочери. Мама цепляется за малейшую возможность остаться в своем стареньком доме - например, за просьбу соседа присмотреть за ручной игуаной, пока его не будет. А потом оказывается, что игуана привязывается к женщине не как к заботливой хозяйке, а как к жертве...
Лидия Федосеева-Шукшина прибыла в Трускавец, несмотря на проблемы со здоровьем |
ТЕМУ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ ПОСЧИТАЛИ ТАКОЙ, ЗА КОТОРУЮ НЕ ПРИСУДИТЬ НАГРАДУ ПРОСТО НЕЛЬЗЯ
Не получил диплома и сильнейший польский фильм «Миссия на Марс» о том, как молодые люди, дурачась на вечеринке, выбросили из окна высотки своего товарища, и румынский «Лост-Спрингс-2» - о режиссере, который давал журналистке интервью, выворачивая душу, а потом узнал, что должен ей 500 долларов. Победила украинско-немецкая анимационная картина о Чернобыле: судя по всему, тему катастрофы сочли такой, за которую просто нельзя не присудить награду.
Самой обсуждаемой из внеконкурсных работ стала «Фальшивая история» Константина Стогния - фильм об экспедиции в Патагонию, где, по мнению некоторых историков, спокойно и безбедно доживал свой век Адольф Гитлер, инсценировавший собственную смерть, - пока не вошел в состояние сомати подобно тибетским ламам... Год назад здесь же, в Трускавце, Константин Петрович показал черновики фильма, теперь - окончательный вариант, который параллельно отправили в Канны.
«Фальшивая история» стала фильмом-открытием «Золотой пекторали», но обсуждали ее все четыре дня, вплоть до закрытия, причем везде: и в кинозалах, и на банкетах, и даже в банях и бассейнах (по традиции кинофорум проходил в лучшем трускавецком SPA-отеле «Женева»). У меня сложилось впечатление, что большинство присутствующих интересовал лишь один вопрос: «Могло ли показанное в фильме Стогния быть на самом деле?». Пока не возник другой: «А наступит ли конец света, якобы предсказанный индейцами майя?».
Дело в том, что Константин Петрович, постоянно находящийся в поиске, снова заинтриговал народ, показав трейлер своего нового документального фильма, о другой экспедиции - на сей раз по местам индейской боевой славы. «Уже в сентябре картину увидят украинские телезрители - ее покупают и «Интер», и ICTV, - сказал продюсер. - Тогда и узнаете, переживем ли мы декабрь, которым все нас пугают...».
Однако заметив, что до сентября никто разгадки ждать не хочет, добавил: «Ладно. Признаюсь, что в джунглях мы открыли доселе неизвестную пирамиду майя, где есть упоминание о событии, которое произойдет с землянами в 4170 году. А если так, конец света в 2012-м отменяется!».
Киев - Трускавец - Киев