Народный артист СССР Степан ОЛЕКСЕНКО: "Самый яркий роман был у меня с Адой Роговцевой. Ада и сейчас хороша, а тогда была просто безумно красивой..."
"В ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОСТУПИЛ СО ВТОРОГО РАЗА - НЕ ПОСМОТРЕЛИ, ЧТО Я ВЫСОКИЙ, КРАСИВЫЙ, ДА ЕЩЕ СЫН ПЕРВОГО СЕКРЕТАРЯ ОБКОМА"
- Спектакль "Моя профессия - синьор из высшего общества" с вами в главной роли Леониды Папагатто я смотрел, чтобы не соврать, наверное, раз 10. В 80-х годах прошлого века это был суперхит - до сих пор восхищаюсь нюансами актерской игры. Особенно почему-то запомнилась ваша последняя фраза: "Але ж у мене є гiднiсть". Как вы ее произносили! Олексенко для меня - один из немногих советских актеров, имеющих настоящее мужское достоинство и красоту. Скажите, все дело в генах или этому учат?
- Подобные качества в театральном институте приобрести нельзя, учеба - только огранка того, чем наделен от природы. По-моему, я и родился актером, во всяком случае, с детства меня в семье так и называли - вечно что-то придумывал, переодевался, разыгрывал близких. Помню, когда на экраны вышел фильм "Тарас Шевченко" с Бондарчуком в роли Тараса, родители и старшие братья пошли в кино, а меня не взяли. Пришлось кричать им с балкона: "Я же Актер! Что ж вы меня-то дома оставили?!" (смеется).
- Детей в вашей семье было, если не ошибаюсь, шестеро?
- И все мальчики. Сейчас, к сожалению, нас, братьев, только трое осталось...
- Насколько я знаю, ваш отец был крупным партийным руководителем - кажется, даже секретарем двух обкомов...
- Да, во время войны, командуя партизанским соединением, он также являлся Первым секретарем подпольного обкома Каменец-Подольской области (ныне Хмельницкой), а в 1944 году его назначили Первым секретарем Дрогобычского обкома (теперь Дрогобычский район - в составе Львовской области). Последние годы отец занимал должность первого заместителя министра энергетики УССР.
![]() В семье Олексенко было шестеро детей - и все мальчики. Степан - на руках у папы. |
- Актерские способности у него имелись?
- Отсутствовали напрочь (смеется) - любил петь, но слуха не было. Не рисовал, не танцевал...
- Зато руководил твердо!
- И справедливо. А вот мама умела все - в молодости, еще батрачкой, выходила на сцену сельского клуба, и хотя музыке никогда не училась, пела и аккомпанировала себе на рояле. Мало того, изловчилась писать по ночам романы.
- Вот это да! Вы их читали?
- До темноты - в детстве, конечно. Один назывался "Буревiй у Карпатах", второй - "Трембiта": оба - о революции в Западной Украине. Удивляюсь, как она успевала их сочинять при такой занятости домашней работой.
- Да еще и имея полдюжины сыновей - девочки могли бы хоть немного помочь по хозяйству...
- Умудрялась, потому что тянуло ее к этому. Мамин брат, между прочим, - дядя Гриша - рисовал маслом и писал стихи под Есенина, так что актерские склонности, лиричность достались мне по материнской линии - от рода Мартыненко. Папа же хорошо знал математику, чего о себе сказать не могу...
- В конце 50-х вы поступили в Киевский театральный институт имени Карпенко-Карого - это была неосуществимая мечта тысяч юношей и девушек. Большой тогда был конкурс?
- Огромный!
- Сколько человек на место?
- Точных цифр не помню, но студентом я стал со второго раза, хотя был красивым, высоким...
- Неужели с такой анкетой срезали на экзаменах?
- Да уж, не посмотрели, что сын Первого секретаря обкома. В 1958 году курс набирали Михаил Карасев и замечательный режиссер Михаил Верхацкий. Ни в первый, ни во второй день я не успел пройти прослушивание, хотя стоял под дверью приемной комиссии с самого утра - так много было абитуриентов. Толпились, как в Мавзолей, поэтому на отбор я попал только под вечер третьего дня...
-...когда члены комиссии уже устали...
- Карасев, по-моему, просто спал, а Верхацкий вообще стоял ко мне спиной и смотрел в окно.
- Наверное, там было интереснее...
- (Смеется). Просто нужных студентов они уже набрали, и какой-то Олексенко был там не очень желанным. Я приготовил для декламации "Якби ви знали, паничi" Шевченко - произносил строки Тараса Григорьевича, а сам думал: "И кому это читаю?".
![]() С мамой. "Мама еще батрачкой выходила на сцену сельского клуба, пела и аккомпанировала себе на рояле, а по ночам писала романы" |
Через год я опять подал документы и поступил на курс к Леониду Артемовичу Олейнику. Слава Богу, что попал к такому педагогу, - это мое счастье. Кстати, со мной учились Сергей Данченко, Элина Быстрицкая...
- Серьезный был курс!
- Половина франковцев - питомцы Леонида Артемовича, в Русской драме тоже много его учеников, да что там, по всей Украине они трудятся...
"ИЗ ПЛЕНА ИННОКЕНТИЯ СМОКТУНОВСКОГО ОСВОБОДИЛИ ПАРТИЗАНЫ ПОД КОМАНДОВАНИЕМ МОЕГО ОТЦА"
- В 65-м году Ленинскую премию "за огромный вклад в развитие советского киноискусства" получил фильм "Гамлет", в котором вы сыграли Лаэрта. Это была действительно звездная роль - все бы так начинали! Как, будучи студентом, вы очутились на "Ленфильме"?
- О, это целая эпопея... Картину снимал Григорий Козинцев, прославившийся своей кинотрилогией о Максиме и экранизацией "Дон Кихота". Фильмы знаменитого режиссера я смотрел многократно, правда, не знал, что это работы Козинцева, даже фамилии такой не слышал. Однажды его ассистентка Инна Мочалова, увидев меня в институте, окликнула буквально на лестнице: "Хотите играть в "Гамлете" - Лаэрта или Фортинбраса?". А я, к своему стыду, Шекспира тогда не читал - учился ведь только на первом курсе.
Встретиться мы договорились напротив Бессарабки - возле памятника Ленину, но я не пришел.
- Почему?
- Смутился, подумал: "Зачем это мне? Куда-то еще выбираться...". Ездить я не любил.
- Вы были стеснительным человеком?
- И вообще домоседом. На следующий день Инна Григорьевна позвонила и устроила взбучку: "В чем дело? Не прийти на встречу - это несерьезно!". Наконец уговорила, и вскоре пришлось отправиться в Ленинград.
На роль Лаэрта пробовались Владимир Ивашов, Вячеслав Шалевич, Александр Демьяненко, который потом сыграл Шурика. В общем, все молодые, но уже тогда знаменитые актеры - их было мало, не то что сейчас...
После проб я вернулся в Киев, а через некоторое время Мочалова прислала письмо: мол, Козинцеву вы понравились, но уж слишком зелены, так что "до следующих встреч в эфире" (смеется).
Это было весной, а осенью мне снова позвонили и сообщили, что Григорий Михайлович пересмотрел все пробы и решил, что я подхожу больше других претендентов. Я же, как назло, остриг волосы, которые меня просили отпустить для роли. Пришлось попробоваться в Ленинграде еще раз и снова вернуться в Киев. Наконец, пригласили сниматься, посетовав: "Прическа у вас коротковата, нужен паричок".
![]() Кадр из фильма "Каса маре" (в переводе с молдавского "гостиная") по роману Иона Друцэ. Павелаке - Олексенко, Василуца - Ольга Кусенко |
Нашли накладные волосы, снова приглядывались, фотографировали в образе...
День сижу на студии, второй - назад почему-то не отправляют. На третий не выдерживаю, спрашиваю: "В чем дело? Я только женился, мне нужно домой, да и занятия в институте пропускаю (а мне нравилось там учиться)...". Не отпускают: мол, вы утверждены на роль, съемки через неделю. Вот Господи! Радости мне это не принесло, к тому же на дворе стояла поздняя осень - в Киеве еще было достаточно тепло, а в Ленинграде промозгло и сыро...
- На съемках этого фильма была, наверное, богемная атмосфера. Я уже не говорю о Козинцеве, но чего стоили гениальный Смоктуновский и юная Анастасия Вертинская!
- Да, компания подобралась - ого-го! Из старой актерской школы - Михаил Названов, переигравший всех императоров и царей (в Гамлете он тоже был королем - Клавдием).
- Тяжело было приспособиться к звездам?
- Нет, ведь молодость так бесшабашна. Очень легко было и с Михаилом Михайловичем, и с Полонием - Юрием Владимировичем Толубеевым, блестящим актером Ленинградского театра драмы имени Пушкина. С ними я забывал о софитах и камере, эти глыбы были такими непосредственными, так щедро дарили свое искусство - я просто купался в их искренности и любви. А вот с Иннокентием Михайловичем было трудно - я не понимал, что в его голове происходит, казалось, нас разделяла стена. Хотя Смоктуновский просил меня называть его не по имени-отчеству, а запросто: "Ну что ты все "Иннокентий Михайлович" да "Иннокентий Михайлович" - я Кеша". Мне тогда был 21 год...
- А ему?
- 37...
- Он к тому времени уже отсидел?
- Да, и, что самое удивительное, на войне сталкивался с моим отцом. Когда я о нем рассказывал, Смоктуновский оживился: "Я же тоже в Каменец-Подольской области партизанил...". Иннокентий Михайлович был в плену, а партизаны под командованием отца его освободили. Смоктуновский очень хотел с ним встретиться, но не сложилось...
- Все, с кем я говорил о личности Смоктуновского, называли его абсолютно гениальным актером...
-...безусловно...
-...и одновременно "человеком в футляре". Вы с ним работали - в чем проявлялась его гениальность?
- Не знаю, но Иннокентий Михайлович очень повлиял на мое подсознание. Копировать этого великого профессионала было невозможно (такое никому не под силу), но я на его плечах поднялся - сразу после "Гамлета" сыграл в спектаклях "Антигона", "Уриэль Акоста", "Дон Сезар де Базан". В 25 лет такие роли - это счастье! Недаром в 28 уже получил звание заслуженного артиста (смеется) и был самым молодым актером с этим титулом. Правда, из мужчин - Ада Роговцева стала заслуженной вообще в 21 год...
- Когда на экранах Союза Олексенко показали в "Гамлете", звездная болезнь не случилась?
- До сих пор не умею ни завидовать чьим-то успехам, ни гордиться своими - хотя я и народный артист СССР, и член-корреспондент Академии искусств Украины. Регалии и почести никак на меня не влияют, что, кстати, не очень хорошо - иногда нужно и локтями поработать. Ну а как же, скисать нельзя...
![]() "Николай Федорович Яковченко, с которым мы дружили до самой его смерти, ворчал: "Артисты такими не бывают - вы играете, как в жизни" |
- Неужели скисаете?
- Когда нет работы (вздыхает).
- Слышать о невостребованости от такого актера, как вы, грустно...
- Что делать - сейчас ставка на молодежь. В свое время я переиграл очень много ролей, а теперь... В Театре Франко до сих пор выхожу в "Мастере и Маргарите" и в "Царе Эдипе", да еще в Русской драме занят в спектакле "Милый лжец". В кино, к сожалению, не появлялся давно - впрочем, у нас его почти не снимают...
- Когда-то на киностудии Довженко жизнь бурлила...
- Да просто била ключом! Люди там не ходили, а бегали по коридорам - снимались в пяти-шести картинах одновременно.
- И выпивали...
- А как же без этого? (Смеется). Теперь все по-другому. В последний раз я заходил на киностудию во время работы над картиной "Чорна Рада", а сейчас там вообще пустыня...
- И что, даже не пьют?
- Ну да - пьют! Открыли кафе, где алкоголь отпускают на разлив, и безработные актеры днями просиживают там со стаканом спиртного...
"72-ЛЕТНЯЯ НАТАЛЬЯ УЖВИЙ ЩИПАЛА МЕНЯ, 28-ЛЕТНЕГО, ПРИЧЕМ ЧУВСТВИТЕЛЬНО. ПРИ ЭТОМ ОНА КРАСНЕЛА, ЕЕ БИРЮЗОВЫЕ ГЛАЗА СИЯЛИ..."
- Вашей партнершей по кинофильму "Гамлет" была Анастасия Вертинская - неужели вы в нее не влюбились?
- Нет, я же только женился. Летал, как на крыльях, и на других женщин даже не смотрел...
- Настя была красивой?
- Очень, правда, слишком молоденькой... Ей было всего 18, она заканчивала 10-й класс. Кстати, в "Человеке-амфибии" Вертинской 16 лет, а в "Алых парусах" - вообще 15, хотя выглядит она на экране совсем не ребенком...
...Счастьем было не только сниматься в "Гамлете", но и представлять эту работу за рубежом. Благодаря моему Лаэрту я побывал в Италии - на премьере фильма в Милане. В Риме мы с Козинцевым посетили студию Федерико Феллини. Маэстро только смонтировал картину "Джульетта и Духи", и мы приняли приглашение на просмотр, устроенный специально для нас. Когда туда ехали, Козинцев страшно волновался, все спрашивал, говорит ли Феллини по-английски?
- А Григорий Михайлович владел языком Шекспира?
- В совершенстве - его же избрали почетным доктором то ли Оксфордского, то ли Кембриджского университета.
- Образованные были люди...
- Фантастически! Козинцева тогда предупредили, что Феллини владеет английским скверно. "Слава Богу, - думаю, - будет переводчица", но не успели мы поздороваться с Мастером, завязалась такая беседа! Подошел Энтони Куин...
![]() Степан Олексенко и Иннокентий Смоктуновский во дворе "Ленфильма" |
-...на минуточку...
- Я почти ничего не понимал, был как олух царя небесного, хотя учил английский и в школе, и в институте. Ужас - стоят два гения, о чем-то говорят, а я ни бум-бум! Вернулся домой и сразу купил самоучитель с пластинкой. Месяца два-три пытался что-то запоминать, а потом бросил: "Да на черта оно мне?"...
- После Киева середины 60-х какой показалась вам благополучная заграница?
- О, там совсем другая была жизнь - поразило абсолютно все, даже запахи...
- Ничего не зашевелилось внутри: мол, не так мы живем?
- Этого не было - просто я констатировал факт, что у них все иначе.
- Отец расспрашивал вас, как там, за рубежом?
- Для него тамошние пейзажи не были новостью - он работал представителем в ООН по энергетике, ездил в Испанию...
- Интересно, а его - руководителя столь высокого ранга - не смущало, что сын стал всего лишь актером?
- Наоборот, он гордился этим, особенно тем, что я рано получил звание. Боже, а как радовалась мама...
- В свое время я пересмотрел все спектакли Театра Франко - его корифеи были невероятно мощны и талантливы! С какой ностальгией вспоминаю Полину Куманченко, Ольгу Кусенко, Аркадия Гашинского, Евгения Пономаренко, Наталью Ужвий, Нонну Копержинскую, с которой вы так блестяще играли в "Визите старой дамы"... А Дмитрий Милютенко, Амвросий Бучма, Гнат Юра, Николай Яковченко! Как вас встретили в этом прославленном коллективе, не говорили: "Подумаешь, снялся мальчишка в "Гамлете", а что ты умеешь на сцене?".
- Николай Федорович Яковченко, с которым мы дружили до самой его кончины, ворчал: "Артисты такими не бывают - вы же играете, как в жизни". Тогда безыскусность не приветствовали - нужно было "изображать". Однажды, когда Дмитрий Алексидзе ставил "Патетическую сонату" Кулиша, где я был революционером Лукой, я за свою естественность поплатился. Помню, Дмитрий Александрович кричал: "Будем играть не комиссарскую кожанку, а человека!".
- А как же социалистический реализм?
- (Смеется). На просмотр пришли представители ЦК партии и Министерства культуры, и потом вызвали меня в директорский кабинет. Алексидзе сидит и что-то пишет, а директор распекает меня при цековских работниках: "Как-то вы вяло трактуете роль - неужели крикнуть не можете?!". - "Зачем?" - спрашиваю. Он горячится: "Надо же играть ре-во-лю-ци-о-не-ра!". А я играл человека...
- Он думал, что революционер обязательно должен срывать голос?
- А как же - пламенно всех заводить! Сейчас это смешно, а тогда с роли меня сняли, и два года я вообще ничего не играл...
- Это правда, что в вас была влюблена народная артистка Советского Союза, Герой Социалистического Труда Наталья Ужвий?
![]() Степан Олексенко и Марина Герасименко познакомились на первом курсе театрального института, хотя жили по соседству: он - на Пушкинской, 1, она - на Пушкинской, 32 |
- (Смущенно). Я это чувствовал...
- Какая же у вас была разница в возрасте?
- Очень большая...
- Лет 50, наверное?
- 43 года...
- И в чем проявлялось ее неравнодушное отношение?
- Как-то, после премьеры спектакля "Верность" по пьесе Миколы Зарудного, состоялся банкет. Наталья Михайловна сидела возле меня, пила коньячок, курила...
- Сколько тогда ей исполнилось?
- Ой, даже не знаю - в паспорте она что-то меняла, убавляла себе возраст... В общем, если верить энциклопедии, года так 72... Ужвий щипала меня, причем весьма чувствительно (смеется). При этом она краснела, ее чудные бирюзовые глаза сияли. Рассказывала мне о первой любви: в Первую мировую юная Наташа была где-то в Волынской области учительницей и увлеклась царским офицером... Проговорили мы очень долго, а утром нужно было опять этот спектакль играть. Коллеги ходили по сцене, как деревянные, с чугунными после неумеренных возлияний головами, а Ужвий порхала, как бабочка! Хотя я же собственными глазами видел, что пила она ничуть не меньше моего (смеется)!
- Школа...
- Еще какая!
- И гены...
- Да, здоровье у нее было неслабое...
"С МАРИНОЙ МЫ ПРОЖИЛИ 42 ГОДА. ЕЕ НЕ СТАЛО - ДО СИХ ПОР НЕ МОГУ ОТОЙТИ..."
- Актеры Театра Франко вообще много пили. Стоит только вспомнить Яковченко - о его любви к спиртному ходило множество баек...
- Он и сам рассказывал мне подобные истории о себе и Юрии Васильевиче Шумском. На моих же глазах был такой случай. Как-то 9 мая мы играли приуроченный к Дню Победы спектакль "Соловьиная ночь" по пьесе Валентина Ежова. Действие происходило в Германии в 45-м году - в комендатуру приходили немецкие музыканты спросить, что делать дальше. Я вел диалог с актером Сергиенко, игравшим полковника-коменданта, а музыканты (один из них - Яковченко) едва на ногах стояли. Капельмейстера просто вынесли из-за кулис - у него уже наступил алкогольный ступор. Самое смешное, что на Яковченко был костюм с почему-то нашими орденскими колодками, сплошь перепачканный мелом. Я думал, сразу дадут занавес - ничего подобного...
- Наверное, рабочие сцены в честь праздника тоже были в мелу...
- (Смеется). День Победы - все-таки повод.... "Музыканты" пытались играть - лопотали что-то нечленораздельное, вроде бы по-немецки. Я "переводил" их "курды-мурды", пока Николая Федоровича буквально под руки не утащили со сцены.
- Однажды Яковченко, как я слышал, будучи подшофе, заснул прямо на асфальте. К нему подошли узнавшие его прохожие: "Николай Федорович, как вам не стыдно, вы же заслуженный артист!". Он проснулся и возмутился: "Не брешiть - вчора вже народного дали!"...
- (Смеется). Яковченко был великим актером! Нонна Кронидовна Копержинская чего стоит...
- Мощнейшая была актриса, правда?
- Невероятная, просто глыба! Сейчас иногда показывают телевизионную запись спектакля "Фараоны" - Боже, какие там заняты мастера!
- Неужели сегодняшние актеры какие-то не такие, неужели они хуже?
![]() Степан Степанович с женой Мариной и дочерью Сашей - сейчас актрисой Театра имени Ивана Франко |
- Намного!
- Почему?
- Да потому, что ушли из жизни Олейники, Карасевы, Верхацкие... Некому наставлять молодых в Институте имени Карпенко-Карого - прежней школы уже нет. Когда-то там преподавали и Амвросий Бучма, и Влад Нелли, у которого я потом играл в Русской драме, где он был режиссером.
Мы с Мариной вообще должны были работать в Театре имени Леси Украинки - его руководители следили за нами с первого курса... Когда выпускников распределяли после института, на нас пришла только одна заявка - из Русской драмы. Во всех киевских театрах знали, что мы идем туда, так что не стоит нас переманивать, и вдруг присутствовавший на распределении заместитель министра культуры сказал: "Есть предложение министра - направить супругов Олексенко в Театр Франко". Заведение это между тем в начале 60-х было в ужасном состоянии, прозябало - ни зрителей, ни хорошей режиссуры...
В общем, из-за нас началась драка Театра Леси Украинки и Министерства культуры. В Русской драме пытались нас отстоять, но ничего не вышло. Тогдашний министр Ростислав Бабийчук был категоричен: "Только Театр Франко".
- Партия сказала: "Надо!", комсомол ответил: "Есть!"?
- Именно. В Театре Франко о нас вообще ничего не знали - директора и главного режиссера спешно отозвали с гастролей... Мы с Мариной расстроились, плачем-рыдаем, а меня утешают: мол, ничего, будешь вторым Добровольским...
Настаивая, Ростислав Владимирович оказался прав - к франковцам как раз пришел прекрасный режиссер Дмитрий Александрович Алексидзе. Мы с Мариной поступили в театр в 1964 году, а в 1965-м он поставил "Антигону" Софокла - знаковый спектакль, прогремевший на весь Союз. Потом был "Уриэль Акоста", "Дон Сезар де Базан" - у меня пошли такие грандиозные роли!
- Недавно Михаил Резникович со мной согласился: сегодня в театрах нет не только хорошей современной режиссуры, но и актуальной драматургии. Раньше какие люди писали: Александр Корнейчук, Микола Зарудный, Алексей Коломиец, потом - Александр Вампилов, Алексей Дударев. Я уже не говорю о Викторе Розове, Александре Гельмане, Михаиле Рощине, Михаиле Шатрове, Алексее Арбузове... Вы играли в спектаклях по пьесам Александра Корнейчука и общались с ним лично - скажите, что это была за фигура? После провозглашения независимости в Киеве переименовали и станцию метро, и проспект его имени, попытались вычеркнуть и забыть его имя вообще. Между тем Павло Загребельный и Виталий Коротич рассказывали мне, что Александр Евдокимович был очень отзывчивым, добрым и светлым человеком...
- Да и драматургом прекрасным - по его пьесам "В степях Украины", "Калиновая роща" и "Гибель эскадры" поставлены классические спектакли. А чего стоило во время войны написать "Фронт", ремарки к которому делал сам Сталин! К тому же Александр Евдокимович очень любил актеров, и меня, кстати, тоже. Как-то звонит: "Степан, це Сашко". - "Какой Сашко?", - спрашиваю. "Корнейчук. Ты на ипподроме когда-нибудь был?". - "Ни разу". - "Давай поедем на скачки"... Любил и просто со мной гулять - ему было интересно, что думает молодежь, он хотел быть в центре событий.
- Простите, что затрагиваю болезненную тему... Ваша жена - народная артистка Украины Марина Герасименко - была замечательной актрисой (я видел много ее работ). От Татьяны Назаровой знаю, что вы играли на гастролях в Днепропетровске "Милого лжеца", когда вам сообщили о том, что Марины не стало...
- Только пришел после спектакля в гостиницу, как по мобильному позвонила дочь...
- Вы тихонько вышли из номера, в котором собрались коллеги, никому ничего не сказав...
- (Умолкает)... Меня просто затрясло.... Ко всему был готов, но не к такому...
- Сколько вы были вместе?
- 42 года... Кстати, до института, где учились на одном курсе, мы оба жили по соседству: я - на Пушкинской, 1, а Марина - на Пушкинской, 32. Что интересно, до вступительных экзаменов ни разу не виделись...
- Тяжело вам сейчас без нее?
- До сих пор не могу отойти...
- Ваша дочь Александра - тоже актриса Театра Франко. Вам нравится ее игра, вы к ней придирчивы?
- Ну, скажем так, весьма строг, но когда-то Леонид Артемович Олейник меня утешил: "Александра понимает, что делает на сцене". Дочь не механически выполняет режиссерские установки - играя, она думает. Это трудно, но очень важно.
"В МОСКВЕ НЕ ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ ЗАДЕЙСТВОВАТЬ УКРАИНСКИХ АКТЕРОВ"
- В последние годы в Театре Франко продолжается ожесточенный конфликт великого, по моему мнению, актера Богдана Ступки с прекрасными мастерами Анатолием Хостикоевым и Богданом Бенюком. Кто, по-вашему, прав, а кто виноват?
![]() Одна из самых запоминающихся и ярких ролей Олексенко - булгаковский Мастер в спектакле Ирины Молостовой "Мастер и Маргарита" |
- Я сейчас редко в театре бываю и не знаю, что там происходит. Сложно понять, что эти талантливые люди не поделили...
- Кажется ли вам сегодня, что вы полностью реализовались, или все же чувствуете: есть потенциал, который еще нужно использовать?
- Трудно сказать - я ведь играл очень разные роли, иногда диаметрально противоположные: комедийные и трагедийные, драматические и мелодраматические...
- Даже негодяев...
- И их тоже, например, в фильме Николая Мащенко "Все побеждает любовь" - сотрудника "СМЕРШа". После премьеры главный идеолог ЦК КПУ и одновременно член Политбюро Юрий Никифорович Ельченко, допытывался у меня: "Как вы могли?". Роль, значит, удалась, я радовался. "Что, - спрашиваю, - вызвал у вас отвращение?". Он не унимался: "Ну признайтесь, зачем это вам было нужно?".
Конечно, хочется работать с достойным материалом, поэтому и согласился играть Вершинина у Андрея Жолдака в "Трех сестрах", где события первого действия происходят во время Великой Отечественной войны, второго - в 1901-м и третьего - опять в 43-м году. Волею режиссера чеховские героини оказывались в ГУЛАГе, где обслуживали вохровскую столовую, спали на нарах, одевались в ватники, пили наравне со своими охранниками и в конце пьесы, подвергаясь издевательствам энкаведистки Наташи, отправлялись по этапу дальше...
Критики называли эту работу "шок-терапией", "актом вандализма", "эмоционально-интеллектуальным святотатством", газеты писали: "Андрей Жолдак изнасиловал "Трех сестер".
Почему я в этой постановке участвовал? Хотел проверить, не оброс ли еще стереотипами, не заржавел ли как актер? Оказалось - нет, могу играть и такой авангард.
- Сегодня российский кинематограф переживает настоящий расцвет, там производится около 150 картин в год - нам об этом можно только мечтать. В этих картинах снимаются также ведущие украинские актеры - и Богдан Ступка, и Ада Роговцева. Вы сейчас в расцвете сил и таланта - красивый, фактурный, в конце концов, опытный. Неужели не хочется появиться на экране в какой-нибудь звездной роли?
- Желание есть, но возможности...
- От кого же они зависят?
- От случая, очевидно. У нас в Украине кинопроцесс идет очень вяло, а в Москву я несколько раз ездил... Сережа Никоненко, с которым мы когда-то снимались, недавно спросил: "Хочешь ко мне в картину?". - "Конечно", - ответил я не раздумывая и прошел пробы. Сергей, правда, меня озадачил: "Отлично, только если тебя будут спрашивать, как, мол, сюда попал, скажи, что послали оттуда". И многозначительно показал пальцем вверх...
- Так вы снялись у Никоненко?
- Увы...
В свое время я пробовался у Владимира Мотыля в "Звезде пленительного счастья" на роль князя Трубецкого (а Ирина Купченко - на мою киношную жену княжну Трубецкую). Когда после проб мы с Владимиром Яковлевичем прогуливались по коридору, он признался: "Вы мне очень понравились, но всякое может произойти... Например, я очень хотел, чтобы снялся Миша Козаков, а мне навязали Олега Стриженова...". Так и случилось - Трубецкого сыграл Алексей Баталов (смеется). В Москве не очень любят задействовать украинских актеров.
- По молодости тем не менее вы, я знаю, перебирали картинами, далеко не на все соглашались. Слышал, что и в культовом фильме "Офицеры" вам предлагали главную роль, а снялся в ней Лановой...
- Это правда. До этого, кстати, я пробовался на Руслана в киносказке Александра Лукича Птушко "Руслан и Людмила". Был уже утвержден, но получил письмо: мол, тогдашний заместитель председателя Госкино Баскаков потребовал, чтобы снимался Олег Видов. Якобы фильм этот валютный, и нужна абсолютная звезда. Ну что ж, Видов так Видов! Приезжаю на гастроли в Москву, а меня вызывают пробоваться на роль Анисима в сериале "Тени исчезают в полдень" и говорят: "Надо немедленно ехать на съемки в Сибирь". Я воспротивился: "Да у меня гастроли в столице - какая может быть Сибирь?!".
Короче говоря, в "Офицерах" меня утвердили-таки на роль Ивана Вараввы, у Юлия Райзмана в "Визите вежливости" тоже взяли сниматься, а одновременно позвонили и сообщили: Птушко рассорился с Видовым, вызывает вместо него меня. Вы не поверите, но я отказался - сразу от четырех фильмов! Да и директор театра не отпускал. Вместо того чтобы поставить на моем заявлении резолюцию: "Согласен, только снимайтесь в свободное от работы в театре время", он написал, что в театре я каждый день занят и "кина не будет"...
![]() Степан Олексенко и Дмитрий Гордон. "Степан Степанович, вы сейчас в расцвете сил и таланта, неужели не хочеться появиться на экране?". - "Желание есть, но у нас кинопроцесс идет вяло, а в Москве не любят задействовать украинский артистов" |
- Степан Степанович, в театре, наверное, без романов невозможно. Вы такой видный, эффектный мужчина. Многим вскружили голову?
- Немногим (смеется). Конечно, когда с партнершей играешь, обмениваешься флюидами...
-...и поневоле влюбляешься?
- Не без того. Впрочем, это лучше, чем оставаться равнодушным, - нужно, чтобы чувство тебя вдохновляло. Правда, эта любовь - не страсть...
-...а легкое увлечение?
- Приятное... Обычно так и происходит, иначе будем играть, как деревянные...
- Итак, если я правильно понял, романы случались, но их было немного. А самый яркий припоминаете?
- (Пауза). С Адой Роговцевой.
- Давно это происходило?
- В 65-м году... Мы играли на телевидении в пьесе по произведениям Ярослава Галана, так что флюидов было достаточно... Ада и сейчас хороша, а тогда была просто безумно красивой. Все это мне запомнилось...










Ивану Миколайчуку режиссер Бортко как-то сказал: "Я пригласил тебя на главную роль, потому что ты создал яркий образ национального мудака"
Мама, он не может больше пить!
Певцов доставил удовольствие хирургу
Соска дочери Питта и Джоли сделана из белого золота и украшена 279 бриллиантами
Светлану Леонтьеву обокрали средь бела дня
Экс-жена Пола Маккартни засветилась в порно
Киркоров, Долина и Распутина задолжали миллион долларов?
Анастасия Заворотнюк ушла в солдаты
Пенелопа Крус рассталась с Мэттью Макконахи
У Марины Хлебниковой угнали джип "лексус" за 100 тысяч долларов
Артура Смольянинова подвело сердце
Пригожин собирается раскручивать младшего сына Валерии - Арсения Шульгина
Юлия Меньшова вернулась к мужу?
Подружку Леонардо ДиКаприо - модель Бар Рафаэли - поздравили с 21-летием полтысячи гостей
Нам не надо мертвых героев
Ани Лорак поделилась секретом, как стать звездой
Писатель Виктор ЕРОФЕЕВ: "Я написал Брежневу, что повешусь, если отца не восстановят на работе. Прошла неделя, вторая... Тишина... Думаю: "Пора уже вешаться или еще подождать?"
Серега чуть не утонул
"Плохо не то, что мы живем один раз, а то, что один раз и плохо!"
Народный артист СССР Степан ОЛЕКСЕНКО: "Самый яркий роман был у меня с Адой Роговцевой. Ада и сейчас хороша, а тогда была просто безумно красивой..."
Баадур ЦУЛАДЗЕ: "Женат я никогда не был. Я, как буриданов осел, у которого с обеих сторон по стогу сена, а он не знал, с какого начать. Так и умер с голоду"
Киноактер, режиссер и сценарист Борис БИРМАН: "Мне все время достаются прибандиченные бизнесмены и бандиты, занимающиеся бизнесом"
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги