Валерий ЛЕОНТЬЕВ: «Не люблю что-то присуждать, делить, кого-то оценивать. Ну как оценить Божью искру? Она либо есть, либо ее нет...»
«ОТПУСК ПРОШЕЛ НЕЗАМЕТНО - В ТВОРЧЕСКИХ МУКАХ И ДЕРГАНЬЯХ»
- Валерий, гляжу на вас, такого загорелого, и не могу не спросить...
- ...как отпуск прошел?
- Ну да: у вас же до него по 20 концертов в месяц было!
- Да, в общем-то, и отпуск был, как всегда - в хозяйственных проблемах, хлопотах... Месяц я просидел на телефоне, потому что перед отъездом в Майами записал несколько новых песен. Наверное, чтобы потом если не каждый день, то через день звонить в Москву и со звукорежиссером и директором обсуждать, как в итоге должна выглядеть продукция.
Они сбрасывали мне на e-mail варианты звучания, я слушал, затем мы перезванивались и переписывались по поводу декораций предстоящих сольников в Кремле: концерты запланированы на 21-22 октября, это только кажется, что времени уйма, на самом деле не так уж много. И вот в таких творческих муках и дерганьях незаметно прошел мой отпуск - можно было, собственно, и не уезжать никуда. Правда, успел заехать в Испанию на неделю, а уже оттуда на два дня вырвался на остров Ибица.
- Вас узнавали?
- Нет, на Ибице я раньше не был, только слышал об этом месте. Насчет узнаваний - это к кубинцам. Куба и СССР были друзьями навек, и половина кубинского населения так или иначе побывала в Советском Союзе: кто-то учился, кто-то женился... А недавно меня в Майами рассекретили. Офицер-таможенник увидел и говорит: «О! Валерий Леонтьев». Оказалось, он в Москве архитектурно-строительный окончил, а потом уехал в Америку.
- На Ибицу на яхте белой добирались, о которой поете?
- На пароме, тоже белом, очень красивом и комфортабельном. Сначала побывал на острове Форментера, где лучшие в Европе нудистские пляжи. Он со всех сторон облеплен яхтами, большими и маленькими, люди бросают якорь и добираются на сушу, отдыхают, загорают, после чего возвращаются спать на свои лодки... А уже после Форментеры мы пришвартовались на острове Ибица.
Надо сказать, я был приятно удивлен. Дело в том, что Ибица заработала славу наркоманской столицы в Европе, и я ожидал от нее чего-то соответствующего. Думал, увижу неадекватную публику и чуть ли не валяющиеся на берегу шприцы. Ничего подобного! Все это осталось в далеком прошлом, в начале 70-х.
Теперь есть лишь одно напоминание о той, хиппейской Ибице, - ежедневно работающий базар, где продаются всевозможные поделки. Художники по-прежнему строчат клешеные джинсы и раскрашенные рубашки - их раньше узлами вязали, а потом забрасывали в краску. Когда высушивали, получался определенный орнамент, нерукотворный, так сказать, полностью эксклюзивный. На базаре можно купить и диски, и украшения, которые носили хиппи, - все, что хочешь.
А вообще, Ибица - очень красивый остров. Я бы сравнил его, наверное, с какими-то крымскими уголками. Правда, там обилие маленьких бухточек и песчаных пляжей, а горный Крым, он каменистый. Хотелось рисовать - и эти пляжи, и аккуратные белые домики с ярко-синими ставнями и красными крышами... Место великолепное! За два дня я ничего не понял и теперь хочу как-нибудь съездить туда хотя бы на недельку.
- Основательно отдохнуть?
- Да. Во-первых, есть что посмотреть, во-вторых, я уже почувствовал дух этого места и заинтересовался. У каждого курорта свое очарование, но тут еще и ночная жизнь. На Ибице находится самая большая дискотека в мире, на 10 тысяч человек, она называется Space. И, наверное, самая известная дискотека в мире - Amnesia, где каждую ночь новая программа, новая музыка, самые модные диджеи. Правда, знающие люди сразу предупредили: «Если туда попадешь, удовольствия получишь мало. Все пять тысяч человек будут стоять, слипшись, и трястись - негде развернуться».
- И поэтому вы туда не пошли? Или все-таки отважились?
- Нет. Было жарко, не очень-то хотелось чувствовать себя селедкой в банке... К тому же я так наелся на ночь в ресторане, что сразу пошел спать, о чем сейчас, в принципе, горько жалею - на Ибице был, а на дискотеке местной - нет...
- Вы упомянули «лучшие в Европе нудистские пляжи». Интересно, как определяли - по каким критериям?
- На Форментере? Ну, вы знаете, у тамошних пляжей определенная репутация - туда не едут те, кому это не интересно. Приезжает цивилизованная публика, никто друг другу не мешает, все счастливы и довольны. Говорят, на этом острове самый белый и чистый песок на всем средиземноморском побережье и никого нет, кроме людей, которые даже вплавь со своих лодок добираются, чтобы позагорать.
«АРТИСТ ОБЯЗАН БЫТЬ ЯРКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ. БОГ С НИМ, ЕСЛИ, РАЗВОЛНОВАВШИСЬ, НЕ ДОСТАНЕТ КАКУЮ-ТО НОТУ»
- Знаю, что бархатный сезон вы проведете в Ялте - на Crimea Music Fest, международном конкурсе, который проводит Алла Пугачева...
- ...но там уже будет не до пляжей (смеется).
- Вы ведь зампредседателя жюри?
- Даже не знаю толком, как эта должность называется, мне сказали - сопредседатель.
- С Софией Ротару?
- Да. Но дело, конечно, не в звании и названии, а в том, что миссия у меня в любом случае ответственная.
- Волнуетесь?
- Представьте себе, да. Честно говоря, не люблю судить конкурсы, что-то присуждать, делить, кого-то оценивать... Ну как оценивать Божью искру? Она либо есть, либо ее нет, а определять, кто более талантлив, а кто менее, мне кажется, никто не вправе.
Я лишь однажды сидел в жюри - это была программа Юры Николаева «Утренняя звезда». Попробовал и зарекся: «Никогда больше!». На сцене выступали дети, даже четверки по пятибалльной системе страшно было ставить, хотя кому-то все-таки надо было поставить четверку... И я очень боялся, что недоданный мною балл испортит жизнь какому-нибудь маленькому участнику и он - не дай, Бог! - из-за меня уйдет в слезах с этого мероприятия.
В общем, с тех пор я нигде в жюри не был. Если звали, говорил: «Спасибо, обойдусь». А от ялтинского конкурса открутиться не удалось, потому что уж кто-кто, а я должен там присутствовать. В 79-м году этот город распахнул передо мной дверь на большую сцену. Я там победил на фестивале «Крымские зори», поверил в себя, поэтому отказаться ехать в Ялту с моей стороны было бы нелогично, неправильно, нелепо и нехорошо. Когда предложили, ответил: «Конечно, да!».
- Насколько мне известно, каждый участник Сrimea Music Fest - уже сложившийся артист, довольно известный в своей стране. Это сильные вокалисты из разных стран мира: там и Кения, и Чили, и Сербия, и Грузия, и Казахстан, и Эстония, и Украина с Россией. Но призов-то всем не хватит...
- ...этого я и боюсь...
- ...кто-то станет лучшим, кто-то - самым лучшим. Скажите, что должен выдать, показать на сцене артист, чтобы вы поставили наивысший балл?
- Знаете, я считаю, что певец должен, безусловно, грамотно петь и, конечно, создать свою, неповторимую атмосферу за три с половиной минуты, проведенные на сцене. Но мне кажется, я мог бы легко простить участнику какую-то интонационную погрешность, если в итоге он возьмет публику в свои руки и сделает так, что она его запомнит и будет ждать его выхода на сцену на следующий конкурсный день. Артист обязан быть яркой личностью, индивидуальностью. И Бог с ним, если, разволновавшись, не достанет какую-то ноту.
- То есть вы - не придирчивый судья?
- Почему? Очень даже придирчивый. Но прежде всего к самому себе...