В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
В гостях у сказки

Казаки-разбойники

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 6 Августа, 2010 00:00
В современном кинематографе прочно укоренился жанр ментовского «мыла».
Анна ШЕСТАК
Николай Лаптев - так, если не ошибаюсь, звали гаишника в «Нашей Russia». Того самого, который самый честный и взяток на дух не выносит, а поэтому ему дешевле собственной жене ногу сломать, чем ее сапог в ремонт отнести. А что? Если удачно приложиться молотком, никакой сапог месяц не нужен...

Скетчи об этом герое я все время воспринимала как жестокую, но удачную пародию на милиционеров из многочисленных сериалов, которые порой смешнее «Нашей Russia». В первую очередь потому, что совершенно неправдоподобны. Во вторую - потому, что похожи, как близнецы-братья.

ПОВТОРЕНИЕ - МАТЬ УЧЕНИЯ

За последнее 10-летие на постсоветском пространстве укоренился новый жанр - ментовское «мыло». Берется какой-нибудь чистенький, аккуратненький отдел милиции, где работают сплошь красивые, умные и отзывчивые люди, которые к тому же отличные психологи - способны подобрать ключик к любому подследственному и внушить ему все вечные ценности оптом, не применяя мата, угроз и насилия. У них не бывает нераскрытых преступлений: виновного обязательно найдут, поймают и накажут. Они не слыхали о коррупции: если дело открыли, его не закроют ни за какие деньги и ни по какому щучьему велению.

Каждый божий день эти доблестные люди с безупречными прическами и в тщательно выглаженной форме, владеющие айкидо, кунг-фу и почти пушкинским русским, распутывают сложнейшие преступления, проявляют геройство при задержании особо опасных преступников (если место действия - не мегаполис, а захолустный городишко, диву даешься, откуда их там столько набралось), вызволяют из плена заложников и спасают красавиц, к которым впоследствии проявляют робкий интерес. А вот к деньгам интереса не проявляют вообще - живут на одну зарплату, годами не ездят в отпуск и изо всех сил этим гордятся. В общем, я часто ловлю себя на мысли, что фильмы «про ментов» смотрю не адреналина ради, а чтоб отвлечься от насущных проблем, посмеяться и расслабиться...

Складывается впечатление, будто перед современными режиссерами стоит одна задача: из года в год клонировать старые добрые «Улицы разбитых фонарей», переросшие в «Ментов», «Оперов», «Убойную силу», «Литейный» и так далее, и так далее.

Есть, правда, первые попытки приспособить к нашей действительности американскую модель - когда двое друзей-полицейских (один - псих-одиночка, другой - примерный семьянин) в огне не горят, в воде не тонут, крушат все вокруг и успевают не только увернуться от обломков, но еще и пару раз пошутить по этому поводу. Так устроены, к примеру, «Гаишники» с Сергеем Астаховым и «Дикий» с Игорем Лифановым. Однако их создатели не учли, что и в Голливуде после «Смертельного оружия» ничего лучше по этой схеме не сняли. Даже «Парочка копов» с Брюсом Уиллисом, недавно вышедшая на экраны, - очередное повторение пройденного. Правда, в отличие от тягомотных и фальшивых «Гаишников» повторение со вкусом, так сказать, с выражением.

«ВСЕ ХОРОШО, ПРЕКРАСНАЯ МАРКИЗА»

Образы Чипа и Дейла в погонах, которые всегда спешат на помощь, кочуют из сериала в сериал, и, с одной стороны, это хорошо: может, посмотрит народ и когда-нибудь уверует в идеальных милиционеров, за которыми страна как за каменной стеной. А с другой - уж больно приторны эти казаки-разбойники, до оскомины слащавы и навязчивы. «Все хорошо, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо», и СИЗО не страшнее детского садика, и следователь - добряк, и те проблемы, о которых каждый день сообщают в криминальных хрониках, - всего лишь страшилки на ночь...

В отличие от большинства ментовских сериалов «Глухарь», купленный у «НТВ», хотя бы отчасти напоминает картинки из реальной жизни

Конечно, если снять кино по этим «страшилкам», выдержит его не каждый. В этом можно убедиться после одной серии «Чужих помилок» на «СТБ» - это такой документальный сериал, в основе которого лежат реальные уголовные дела с настоящими жертвами и осужденными, а рассказывают о них настоящие следователи. Как умеют, корявенько, суржичком, зато не по бумажке - вспоминая, что чувствовали, как боялись, не понимали, ошибались, пытались уберечь, а не смогли... И именно этим проект интересен. Да и по воздействию на зрителя гораздо сильнее ментовского «мыла» - будто холодный душ. Каждый день, конечно, не рекомендуется: можно простудиться и заболеть, но раз в неделю - для профилактики - очень даже ничего.

А «Следствие вели» с Леонидом Каневским, тем самым, из «ЗнаТоКов», можно смотреть и чаще: сценаристы и режиссеры нашли новый ход - сделали из воспоминаний о громких делах познавательный проект, где речь не столько о грабителях да маньяках, сколько об эпохе, в которую они жили. Каждая серия - экскурс в историю: что тогда пили, что ели, сколько зарабатывали, какие книги читали, в какие театры ходили, что можно было купить в магазинах, а чего днем с огнем не достанешь... Все эти бытовые подробности - советские баночки с говяжьей тушенкой, кофейный напиток «Золотой колос», фотоаппараты «Смена», сервизы «Мадонна» - отвлекают от «чернухи» и затягивают настолько, что начинаешь злиться на рекламу, которая, как всегда, возникает на самом интересном месте.

«МАЛО? ПРОКУРОР ДОБАВИТ!»

Лидер по прокрутке ментовского «мыла» у нас ТРК «Украина»: там сериалы о стражах порядка идут один за другим. И про милицию, и про судмедэкспертов, и про федералов, и про прокуратуру... С семи вечера до часу ночи. Как в той поговорке: «Мало? Прокурор добавит!». Хотя зрителю с головой хватило бы одного сериала «Глухарь», купленного, как и «Следствие вели», у российского «НТВ».

Правда, поначалу казалось, что «Глухарь» ничем не отличается от прочих безликих фильмов о доблестных милиционерах, которые снимают с деревьев кошечек, ходят в школу к маленьким девочкам, чтобы рассказать, какой подвиг совершил их папа, перевоспитывают трудных подростков и, конечно же, не могут смириться с несправедливостью, которую творят их нерадивые коллеги. Но вскоре фильм стал все больше и больше напоминать картинки из реальной жизни и этим привлекать внимание. Потому что милиция, как оказалось, в нем не такая уж и рафинированная.

Персонажи, как и все люди, не безгрешны, и четкого разделения на «черных» и «белых» нет. Даже главный герой капитан Глухарев, которого играет безумно обаятельный актер «Сатирикона» Максим Аверин, берет деньги за мелкие услуги («а я за это ваше дельце подразвалю»), ругается и бьет отморозков на допросах. Гаишник Денис Антошин (Денис Рожков), как и положено романтику с большой дороги, машет полосатой палочкой, приносящей деньги, а начальник оперов Карпов (Владислав Котлярский) контролирует весь преступный мир во вверенном ему районе. В общем, выживают как могут, и у каждого своя правда, далекая от истины.

Герои любят, дружат (и просто так, и против кого-то), ссорятся, мирятся и расследуют что придется - никаких профессиональных злодеев каждый день по три пачки не ловят. И на этом, как говорится, спасибо. Но куда больше радует то, что актеры в «Глухаре» играют так, будто им доверили кассовый голливудский фильм, а не просто казаки-разбойники. Как говорится, хоть где-то...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось