В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Особое мнение

США — это место, где русские евреи учат китайских студентов

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона» 8 Августа, 2006 00:00
Сейчас, когда сотрясаемая экономическими и политическими бурями Украина мечется, пытаясь отыскать свой особый путь, пример Америки, создавшей себя с нуля, может оказаться весьма полезным
Виталий КОРОТИЧ
Многие у нас относятся к Америке с непризнаваемой завистью. Еще бы! Мы и "третий Рим", и первыми в космос слетали, у нас вон какая древняя, изысканная человеческая порода! А они дворняги дворнягами, но сумели же... Есть на свете несколько весьма устроенных государств, граждане которых даже и не претендуют на благородное происхождение. Самые уважаемые австралийцы произошли от каторжников, которых Британская империя некогда ссылала на Зеленый континент - с глаз долой, из сердца вон. Бывшие правонарушители и их потомки огляделись, устроились и создали замечательную страну. Америка для большинства своих граждан начиналась с отказа от прежней родины - сюда съезжались тоже далеко не сливки общества, но все - по добровольному выбору (кроме чернокожих, большинство из которых привезли против их воли). До сих пор натурализующийся (то есть принимающий американское гражданство после того, как у него было другое) человек должен поклясться в том, что он отрекается от любых обязательств, которые могли у него быть по отношению к прошлой стране обитания.

ТЕОРИЯ "ПАЛКИ И МОРКОВКИ"

Почти в каждом большом городе есть "Чайна-таун", китайский квартал, где едят палочками, продают напечатанные иероглифами газеты и даже телефонные будки строят в виде пагод. В Бостоне, где я работал в течение нескольких лет, пришлось быстро привыкнуть, что полицейские - непременно ирландцы, мусорщики - из Латинской Америки, а прачечные принадлежат выходцам из азиатских стран. В центральной части Нью-Йорка, на Манхэттене, в газетных киосках, как правило, торгуют пакистанцы, а многие строители перекликаются между собой по-польски или по-сербски.

Есть странные районы - вроде пресловутого Брайтон-Бич в Нью-Йорке, заселенного в основном евреями, эмигрировавшими из городов и весей бывшего Советского Союза, отчего местечковый колорит стал одной из достопримечательностей региона. В штате Орегон живут русские староверы, которые по-прежнему не признают современного православия. Когда к ним попытались провести русское радио, ничего не вышло, так как староверы продолжают считать и телевидение, и радио дьявольской выдумкой.

Множество народов, тысячи традиций, но одна объединяющая мечта - о том, чтобы завтра жить лучше, чем прежде. Долгое время мечта сочеталась с отчуждением от всех прежних европ и азий. Ну не затем же люди ехали за тридевять земель, чтобы забивать себе головы чужими проблемами. 26-й президент США Теодор Рузвельт оказался первым руководителем страны, который выехал за ее пределы с государственным визитом, в 1907 году. Только после Второй мировой войны американцы зашевелились: участвовали в создании ООН, придумали план Маршалла для Европы и НАТО. Но во всех своих международных делах они никогда не исходили и не исходят из соображений благотворительности.

В Штатах сами пробились к хорошей жизни - значит, и другие сумеют, если захотят. Арабы, румыны или грузины могут бегать по улицам со звездно-полосатыми флажками сколько угодно. Выпросят они у Америки ровно столько, сколько та им захочет дать, исходя из национальных интересов США. А как же еще? В начале XX века была оглашена и до сих пор действует теория американского психолога Джона Бродеса Уотсона, которую называют "Палка и морковка" ("Stick and Carrot"). Практический смысл теории в том, чтобы поощрять друзей и наказывать непослушных. У нас еще недавно это формулировалось как "кто не с нами, тот против нас". Все очень просто: надо судить чужие поступки по их последствиям для США (как сказал президент Рейган в Москве, старательно выговаривая каждое слово: "Доверьяй, но проверьяй!").

Официальная Америка настаивает на том, что любая причастность к Соединенным Штатам должна восприниматься как щедрый дар судьбы. Когда в консульстве США чиновники ведут себя высокомерно, в этом нет ничего странного - посетителей ставят на место, поскольку они, эти посетители, еще не американцы и нечего с ними церемониться. Много лет американские телевизионные корреспонденты были единственными в Москве, кто не знал ни слова по-русски. А зачем? Когда я думаю о том, что именно мы могли бы перенять у американцев в первую очередь, то вспоминаю об их потрясающем практицизме, о здравом смысле, об умении действовать на основании простейшего житейского опыта, и прежде всего для своей пользы.

Помните "Простаков за границей" и "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" Марка Твена? Не мудрствуя лукаво, заокеанские пришельцы на уровне здравого смысла легко превосходят всех европейских усложнителей жизни. Американцы не ссылаются на исторический опыт, на традиции предков - они живут сегодняшним днем: подметают улицы, делают прививки от заразных болезней, принимают законы о защите стариков и детей, спасают население от террора.

У нас, например, очень долго было "проклятое прошлое", намечалось "светлое будущее", но современности не было никакой - она служила как бы мостиком между временами, значения не имела, и вообще, как пелось в песне: "Жила бы страна родная, и нету других забот". Американцы такого не понимают. Они не только создали свое государство для удобства собственной жизни, они еще и выдрессировали его, заставили чиновников усвоить, что те являются слугами народа, а никак не наоборот.

Здравый смысл подсказывает, что не должно быть спецномеров на автомобилях и спецбольниц для начальства, если эти спецрадости жизни оплачиваются из общего бюджета страны. В Америке их и нет. В гараже у американского правительства всего 40 служебных автомобилей, только для тех, кого сопровождают телохранители. Остальные разъезжают на собственных колесах, получая деньги за их амортизацию и за бензин. В Америке только президент и вице-президент прикреплены к госпиталю Военно-морских сил, остальные начальники покупают страховки и лечатся, как прочие налогоплательщики.

ПАНИБРАТСТВО ДАЖЕ У ГОЛЫХ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ

Поступки американцев во многих случаях намного понятнее и прямолинейнее наших. Где мы играем в шахматы, они разыгрывают шашечную партию - на той же доске. Мы боролись за победу пролетариата во всем мире, а они решали задачу попроще - чтобы у каждого был свой дом. У нас даже в мультиках кот Леопольд ведет философские споры с мышами, а за океаном мультяшные коты и мыши - Том и Джерри или Микки Маус - очень и очень практичные герои. Гекльберри Финн, придуманный Марком Твеном, - первый американец в литературе, потому что он человек действия в отличие от Тома Сойера.

Американцам недосуг было создавать национальную кухню, если не считать за таковую огромные техасские стейки, которые жарятся на открытом огне. Но зато они пригласили поваров со всего света и открыли у себя множество итальянских, французских, китайских, еврейских, мексиканских, русских ресторанов, куда с удовольствием ходят. А для занятых людей изобрели "быструю еду" (fast food), все эти "Макдональдсы", где питание сводится к быстрому поглощению белков, жиров и углеводов с указанными на упаковке процентными количествами того, другого и третьего.

Музыка? Американцы создали мюзиклы, ставшие визитной карточкой Бродвея, а оттуда распространили их по всему свету. Интересно, что жанр этот расцвел именно в конце 20-х - начале 30-х годов, во время жестокой экономической депрессии, как лекарство от душевной тоски. Поют в мюзиклах актеры со всего мира, а в оркестрах полно наших музыкантов. Музыка посерьезнее? Возвели замечательную "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке, пригласили петербуржца Гергиева заниматься ее музыкальным устройством, а испанца Доминго - привести в порядок Вашингтонскую оперу. Солисты скуплены со всего света, но билеты отпечатаны и продаются в Америке. Бостонским симфоническим оркестром много лет руководит японец Одзава, оркестранты - отовсюду. А вот массовые радения с толпами любителей рок-н-ролла - сугубо американское изобретение, добро пожаловать на стадион, в толпу!

Однако, при всей своей любви к массовым зрелищам и вредным гамбургерам, в частной жизни американцы достаточно закрыты, у них нет понятия "свой", "не свой" или "родной", "не родной", как у нас. Есть понятие о человеке своего круга, которое строго соблюдается. Каждый сверчок знает свой шесток, и представить, чтобы богатые и бедные американцы по пятницам или субботам дружно ходили бы куда-нибудь вроде московских Сандунов или тбилисских Серных бань, невозможно. Панибратство даже у голых людей не допускается. Каждый моется дома и загорает у себя на лужайке. Здесь не принято проситься к соседу в бассейн поплавать. Соседи всегда люди примерно одного круга, но каждый плавает у себя.

В этой стране достигнутый результат ценится больше, чем изысканный путь к нему. Кажущееся американское простодушие - примета сильных и уверенных в себе людей, считающих, что им нечего хитрить. Практический ум и сметка в большой цене. Интересно, что половина ведущих бизнесменов страны не имеют высшего образования, а из 100 самых выдающихся американцев XX века 13 не окончили и средней школы. Студенты старше, чем у нас. В университет идут, когда хорошо выяснят, зачем это нужно. В американских университетах учится множество иностранцев, в самых престижных - не меньше трети. В профессорском корпусе тоже немало пришлого народа. Есть очень похожая на правду шутка, что, мол, колледж в США - это место, где русские евреи учат китайских студентов...

Американцы не любопытствуют о чужой жизни и не озабочены мировыми проблемами, если государство не втаскивает их в обсуждение этих тем за шиворот. США очень долго исповедовали эгоизм и лишь в последние десятилетия начали себя вести как спасители несмышленого человечества, насильно осчастливливая страну за страной. При этом всячески скрываются неприятные последствия вторжений в чужую жизнь. Военная цензура, например, свирепствует - со времен вьетнамской войны на телеэкране не было ни одного убитого американского солдата.

Пробиться к полноценной информации непросто, если ты не профессионал. СМИ, как правило, не расширяют, а ограничивают кругозор. Телевидение преимущественно кабельное, никакого иноязычия и вольнодумства. Любимый нами Владимир Познер довольно долго вел в Америке свое ток-шоу вместе с популярным американским ведущим Филом Донахью. Как-то обсуждалась проблема автомобильного импорта, и лоббисты (как и у нас) местных автопроизводителей требовали увеличить налоги на японские и другие привозные модели, чтобы удобнее было торговать собственными.

Должно быть, Познер вспомнил о ВАЗе и сказал в передаче, что неплохо бы научиться делать свои автомобили получше, а не подавлять продажи иностранных. Через день его вызвали к начальству и сказали, что фирма "General Motors" сняла всю свою рекламу с телеканала. По этому случаю ток-шоу закрывается, и господин Познер может поискать работу в другом месте. Он таковую, слава Богу, нашел. Но урок был усвоен. Кстати, и фильм Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник" американский кинопрокат не взял, потому что героиня там женщина не совсем строгого поведения и одновременно американка. Поскольку авторы фильма не переделали ее в ирландку, "Цирюльник" в американский прокат не попал.

Это у нас победоносный Джеймс Бонд на телеэкранах гробит недоразвитых русских солдатиков ротами. В Америке такое называется "политической некорректностью" и пресекается на корню. Надо сказать, что меня однажды чуть не уволили, когда на вопрос о гомосексуализме в России я ответил игривой шуткой, что, мол, все зависит от окружения: если бы дома меня окружали такие мымры, как эмансипированные американки, я, может быть, и подался в гомики. Месяца два я потом отбрехивался, что меня не так поняли, что подвел несовершенный английский. Газеты в стране в основном только свои, читать заграничную прессу немодно и дорого. Свои СМИ, естественно, на английском, за исключением местных же газет для разных меньшинств, включая русскоязычное. Иностранных языков американцы не учат, считают, что все на свете приличные люди знают английский, так что лингвистический барьер между ними и нами очень высок.

ЗДЕСЬ УМИРАЮТ ОТ ЦИРРОЗА ПЕЧЕНИ, А НЕ ОТ ГОЛОДА

Самая читаемая газетная рубрика - "Metro", то есть местная жизнь. Общенациональных газет не существует, если не считать бизнесменской "Wall Street Journal" и странной "USA Today", которую, как правило, бесплатно раздают в гостиницах и самолетах. Страна объединяется президентскими выборами, вечерними теленовостями, еженедельниками и федеральными налогами. Все прочее, включая законы и автомобильные номера разных штатов, различается. И тем не менее это очень цельная и устроенная страна. Она ориентирована на того самого "простого человека", о благе которого десятилетиями болтали большевики.

Нынешний президент США имеет невысокий IQ (индекс умственного развития), но индекс его - на уровне большинства населения и целиком это большинство устраивает. В стране сформировалась сильная элита, лауреатов Нобелевских премий множество (со мной в университете работало три "нобелиста"-писателя, скромных и сосредоточенных, как все остальные). Но главенствует в американской жизни все-таки John Sixpack, то есть человек, который честно отпыхтел свой рабочий день, пришел домой, поставил упаковку из шести банок пива рядом с собой, включил телик... Хорошо!

Есть в Америке волшебное слово "Privacy", одно из главнейших в их словаре. Это, собственно, переиначенный британский принцип: "Мой дом - моя крепость". Ни государство, ни соседи не имеют права вмешиваться в твою личную жизнь, если она не нарушает закона. Соседи должны здороваться и улыбаться, а государство - изо всех сил заботиться об удобной жизни налогоплательщиков. Центром бытия является не коллектив, а семья - круг самых близких людей.

Государство приучили делиться - вначале заставили, а потом обязали. Те, у кого жизнь не удалась, а также бедные иммигранты получают в Америке социальные пособия, жилье и хорошую медицинскую помощь. Совсем нищие могут поесть бесплатно на специальных кормежечных пунктах. Я как-то сходил туда, получил по первому требованию пюре с котлетами на пластиковой тарелке, кофе с молоком в одноразовой кружке и постоял в окружении принципиальных бомжей. Здесь они помирают от алкогольного цирроза печени, а не от голода...

В XX веке мы помогали Америке в основном эмигрантами: Зворыкиными и Леонтьевыми, Набоковыми и Бродскими, Ростроповичами и Барышниковыми. Америка опасливо приглядывалась к нам все послеоктябрьское время, но несколько раз очень выручала. И в 1921 году, когда американцы создали организацию АРА, спасая Россию от голода. И позже, когда помогали строить автозавод в Нижнем Новгороде, металлургический комбинат в Магнитогорске, который один к одному повторил проект их завода в Гэри, штат Индиана. И в войну, когда слали нам еду и технику, - все-таки больше 17 тысяч боевых самолетов (Покрышкин, кстати, летал и на американской "Аэрокобре"), больше 10 тысяч танков и свыше 370 тысяч тонн пороха для патронов, 400 тысяч автомобилей, 130 тысяч пулеметов - это то, что дошло. 40 процентов грузов, шедших к нам морскими путями, потопили немецкие субмарины. Вместе с экипажами американских транспортных кораблей...

Нам предстоит жить на этой планете, понимая, что никуда мы друг от друга не денемся. Главное, живя по-разному, понимать, что есть на свете лишь две страны, способные взорвать и уничтожить земной шар: Россия и Соединенные Штаты. Главное - понимать, что и выжить мы сумеем только совместно, и при этом надо устраивать меньше истерик и больше друг у друга учиться.






Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось