В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Куда уехал цирк?

Жена братьев Игоря и Эмиля КИО Иоланта: «В номере «Двойное распиливание» роль «бревна» всегда исполняли супруги фокусников, и по Москве даже шутка ходила: «Кио пилят только своих жен»

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 1 Сентября, 2011 00:00
Пять лет назад, 30 августа 2006 года, ушел из жизни знаменитый иллюзионист Игорь Кио
Людмила ГРАБЕНКО
Впервые Игорь Кио вышел на арену в пять лет — он участвовал в шоу лилипутов, а покинул ее через 55 лет одним из самых известных фокусников в мире. Впрочем, кем еще он мог стать, имея такого отца, как знаменитый Эмиль Теодорович Кио? Игорь с 15 лет подменял его на выступлениях. Над новыми номерами Кио-сын работал сутками, отшлифовывая до блеска каждую деталь, каждый жест, чтобы потом поразить зрителей необычайной легкостью и артистизмом исполнения, учился мастерству сценического движения и речи у знаменитых актеров МХАТа. Шутники говорили, что Игорь Кио очень напоминает Сталина — у него точно так же часто исчезают люди. Он не боялся творческих экспериментов, смело совмещал фокусы с конферансом, хореографией, телевидением. Так, во время «Новогоднего огонька» в цирке на Цветном бульваре по мановению волшебной палочки Кио взмывали под купол, превращались в стаю голубей и даже сгорали звезды эстрады. А один из самых знаменитых своих трюков Игорь Кио продемонстрировал в программе Владимира Молчанова «До и после полуночи» на пруду около телецентра Останкино. На глазах у многочисленных телезрителей — представление транслировалось в прямом эфире — фокусника, обвязав цепями, поместили в прикрепленный к вертолету сундук. Игорь КиоКогда вертолет поднялся достаточно высоко, сундук отстегнули, и он упал в воду. Каково же было удивление публики, когда из подъехавшего к пруду «мерседеса» вышел живой и невредимый Кио... Несмотря на огромную популярность в Советском Союзе и за рубежом, на 500-600 представлений в год, Кио считал, что не реализовал себя даже наполовину, и мечтал о своем собственном театре иллюзиона — Волшебном замке. Чудеса там встречали бы зрителей у порога и сопровождали повсюду: рояль в фойе должен был сам играть веселые мелодии, одежда в гардеробе — парить в воздухе, а билеты в конце представления — превращаться в небольшие сувениры. Он знал, как сделать эти трюки, просчитал каждый из них до мелочей. Увы, сбыться его мечтам было не суждено. Против такой болезни, как рак, даже волшебники бессильны.
«БРЕЖНЕВ БЫЛ НЕ В ВОСТОРГЕ ОТ РОМАНА СВОЕЙ ДОЧЕРИ С ЦИРКАЧОМ И СДЕЛАЛ ВСЕ, ЧТОБЫ ОНИ РАССТАЛИСЬ, НО ПОТОМ НЕ МСТИЛ И КАРЬЕРЕ ИГОРЯ НЕ ПРЕПЯТСТВОВАЛ»

- Иоланта Николаевна, вы ведь знали Игоря Эмильевича с детства?

Иоланта: «Братьям Кио нет равных среди иллюзионистов»

- Я из потомственной цирковой семьи, мои родители работали вместе с основателем династии Кио Эмилем Теодоровичем в Ленинграде. У нас, цирковых детей, была своя компания, а сыновья Кио Игорь и Эмиль всегда прилетали на каникулы, поскольку учились в Москве. Правда, старшему Эмилю с «малышней» было неинтересно, а нам с Игорем было по 13-15 лет, поэтому мы подружились. Со временем симпатия переросла в нечто большее, и он написал мне письмо, в котором объяснялся в чувствах.

- Как же случилось, что сначала Игорь женился не на вас, а на дочери Генерального секретаря ЦК КПСС Галине Брежневой?

- Это было юношеское увлечение. Пылкие, романтичные юноши (а Игорю в ту пору исполнилось всего 17 лет) довольно часто влюбляются в красивых зрелых женщин. (Когда Игорь и Галина Леонидовна оформили брак, у них немедленно отняли паспорта и выдали новые - уже без штампа загса. - Авт.).

Когда я вышла замуж за Игоря, об этой истории в семье почти не вспоминали. Но в начале 90-х появилась желтая пресса, и с тех пор ни одна статья о ком-либо из династии Кио не обходится без упоминания имени Галины Леонидовны.

- Этот неравный брак был в штыки принят ее всесильным папой. Леонид Ильич впоследствии не преследовал экс-зятя?

- Конечно, он был не в восторге от их романа и сделал все, чтобы они расстались. Но не мстил и цирковой карьере не препятствовал. Кстати, у Игоря с Галиной Леонидовной до конца жизни сохранились хорошие, я бы даже сказала, родственные отношения, как у мамы с сыном.

Игорь Кио

В связи с этой историей мы с Игорем долго не виделись, а когда снова встретились, с Галиной Брежневой уже все было закончено. Мне в то время исполнилось 20 лет, и у нас возникли уже гораздо более глубокие чувства, которые очень приветствовал Эмиль Теодорович. Родители Игоря очень нежно и трепетно ко мне относились и очень хотели, чтобы мы поженились. Вскоре это и произошло. Я начала работать у Игоря в аттракционе, был у меня и свой номер. Через два года у нас родилась дочь Вика.

- Ваш первый муж был домашним человеком?

- Ему нравилось возвращаться домой после выступлений и гастролей. Но человеком он был светским, публичным, или, как сказали бы сейчас, тусовочным, любил рестораны, веселые компании. Мы часто ездили на гастроли, готовить там было негде, вот и привыкли питаться вне дома. Игорь всегда предпочитал ресторанную кухню. Только когда заболел, по настоянию врачей перешел на домашнюю, но о последних годах его жизни я знаю немного.

Эмиль Кио. «Эмиль Теодорович был настоящим волшебником. Он не только создал семейное дело, но и модернизировал иллюзионное искусство»

- Игорь Кио нравился женщинам?

- Еще бы - высокий, интересный, всегда элегантно одетый. Он шил костюмы у самого дорогого портного Риги, который достался ему «в наследство» от отца. У Игоря всегда были самые модные сорочки и галстуки. Начиная с первой нашей поездки в Америку он покупал себе одеколон исключительно в магазинах дьюти-фри.

У него всегда были бритвенные станки Gillette, когда в Советском Союзе о них еще никто не слышал. За рубежом в магазинах Игорь никогда не смотрел на ценники: понравившуюся вещь покупал, даже если за нее надо было выложить весь гонорар.

- Вам он делал подарки по тому же принципу?

- Когда у нас родилась дочь, Игорь назанимал денег где только мог и купил мне в Америке норковую шубу. Сейчас половина Москвы подметает ими пол, а по тем временам это был королевский подарок. А ведь получали артисты очень мало, суточные были невысокие - мне в Америке платили семь долларов в день, Игорю - 15.

- Да, на такие гроши за границей не разгонишься...

- Принимали нас там прекрасно, аплодировали всегда стоя. Сравниться с нами по фурору, который мы производили, мог только Большой театр, за рубежом нас даже по аналогии называли Большим цирком. Цирк приносил нашему государству фантастическую прибыль, потому что мы собирали огромные залы - работали всегда во дворцах спорта. Дело в том, что за границей очень мало цирковых помещений, в Европе оно вообще чуть ли не одно - Королевский цирк Бельгии.

Иоланта с Эмилем и Игорем Кио. «Они очень разные. Игорь больше походил на эстрадного исполнителя, а у Эмиля — образ интеллигента в очках»

60-80-е годы прошлого века - золотое время советского циркового искусства. Когда же в 90-х все развалилось, многие знаменитые фокусники, гимнасты, акробаты вынуждены были или уйти из профессии, или уехать за границу. Некоторых из них можно сейчас увидеть в знаменитом «Дю Солей», в других цирках мира. Мы с Эмилем тоже заключили долгосрочный контракт в Японии и уехали туда на много лет.

«КАЖДОЕ УТРО СЛЫШАЛ МОЛИТВУ, В КОТОРОЙ ПОВТОРЯЛОСЬ НЕПОНЯТНОЕ, ЗАГАДОЧНОЕ СЛОВО «ТКИО»

- Настоящая фамилия династии - Ренард, как появился псевдоним Кио?

- Когда Эмиль Теодорович работал в Варшаве, как-то поздно вечером они большой компанией пешком шли с представления домой. На кинотеатре, где неоновыми буквами должно было гореть слово «Кино», погасла буква «н», и кто-то из друзей сказал Эмилю Теодоровичу: «Смотри, как здорово - Кио! И красочно, и хорошо запоминается».

Игорь Кио был невероятно популярен как в СССР, так и за рубежом, давая по 500-600 представлений в год

Впрочем, есть и вторая версия, согласно которой живший все в той же Варшаве около синагоги Эмиль Теодорович каждое утро слышал молитву, в которой повторялось непонятное, загадочное слово «ткио». Как бы там ни было, он начал выступать под этим псевдонимом, а со временем сделал его официальной фамилией. В паспорте у всех нас написано: Ренард-Кио.

- Почему Кио-старший сделал своим преемником на помосте Игоря, а не старшего сына Эмиля?

- Дело в том, что Эмиль Теодорович был женат дважды. Сын от первого брака Эмиль в то время учился в Москве в строительном институте (по первому образованию он архитектор), дома его не было. К тому же мама Игоря, Евгения Васильевна, которая работала у Эмиля Теодоровича ассистенткой, имела на мужа гораздо большее влияние, чем мама Эмиля. Поэтому на семейном совете решили: «Пускай дело Кио унаследует Игорь». Но когда Эмиль окончил институт, отец настоял, чтобы и старший сын прошел у него профессиональную школу. Сначала он был инспектором манежа, учился говорить на публику, но постепенно вошел в аттракцион «Кио и сыновья».

- Кого из Кио вы назвали бы самым выдающимся мастером своего дела?

- Они очень разные. Игорь больше походил на эстрадного исполнителя: очень любил знаменитого в то время актера Николая Рыкунина и подражал его манерам и походке, а у Эмиля - образ интеллигента в очках. Но я считаю, что самым большим магом был и по сей день остается их отец Эмиль Теодорович.

Игорь Эмильевич считал, что как иллюзионист не реализовал себя даже наполовину, и до конца жизни мечтал о собственном театре иллюзиона — Волшебном замке

Он не только создал это семейное дело, но и модернизировал иллюзионное искусство: ушел со сцены на цирковой помост, привлек в свои номера режиссеров, балетмейстеров, композиторов и создал, говоря теперешним языком, большое шоу. Но и братьям Кио нет равных среди иллюзионистов. Сегодня все их только копируют - одеваются в дорогие смокинги, вводят в свои аттракционы балет и клоунов, но в мастерстве никто их пока не превзошел.

- А как же знаменитый Дэвид Копперфилд?

- Как фокусник он довольно слаб, но за ним стоят раскрутка и деньги, которые и не снились Кио. К тому же Копперфилд работает на телевидении или на сцене, а не в цирке, где показывать фокусы гораздо труднее, - манеж со всех сторон открыт взглядам зрителей, ничего не спрячешь. Когда Копперфилд несколько лет назад приезжал в Москву, Витуся с отцом ходили на его представление. Она рассказывала, что Игорь, который надеялся увидеть настоящего мага (он вообще был независтливым, умел радоваться чужим успехам), как и многие зрители, был сильно разочарован. Поэтому, несмотря на то что Копперфилд значительно снизил свой гонорар, во второй раз его не пригласили.

«МОЙ МУЖ ЭМИЛЬ ШУТИТ, ЧТО ЕМУ В ЖИЗНИ ПОВЕЗЛО ТРИЖДЫ: ДВА РАЗА ОН УДАЧНО РАЗВЕЛСЯ И ОДИН - ЖЕНИЛСЯ»

- Как случилось, что вы расстались с первым мужем?

Игорь Эмильевич со второй супругой Викторией и дочерью Викторией от брака с Иолантой. «С цирком у дочери, к сожалению, все закончено»

- Игорь Эмильевич со своей ассистенткой Викторией попал в страшную автомобильную катастрофу. До этого у них была какая-то симпатия, но никто давно не обращал на это внимания - он любил женщин, была у него такая слабость. А тут, очевидно, под влиянием форс-мажорных обстоятельств, интрижка переросла в сильное чувство. Какое-то время Игорь никак не мог решить, что ему делать: с одной стороны, была семья и дочь, с другой - любовь. В конце концов, чувства взяли верх, но и ему, и мне эта история далась очень непросто. Мне, конечно, было больнее всех. Но сейчас я понимаю, что все было к лучшему, и не надо гневить Бога.

Я часто говорю, что Эмиль Теодорович был настоящим волшебником. Его в то время уже не было в живых, но он с небес сделал так, что, расставшись с Игорем, я полюбила его брата. Эмилю, как потом оказалось, я нравилась уже очень давно, но он был женат на другой женщине, а тут как раз развелся. Мой муж часто шутит, что ему в этой жизни повезло трижды: два раза он удачно развелся, и один - удачно женился. Мы с Эмилем счастливы вот уже 30 лет.

- Как же вам удалось в результате сохранить хорошие отношения?

- Видимо, такая у Кио семейная традиция...В свое время, расставшись с мамой Эмиля и женившись на маме Игоря, Эмиль Теодорович сумел так построить отношения в семье, что обе его жены - и бывшая, и настоящая - мирно жили в одной квартире. Дети росли вместе, воспитывала их домработница Маруся, которая, слава Богу, до сих пор жива. Она пришла в семью, когда Эмилю было полтора месяца. Маруся была хранительницей этого дома, на ее глазах происходили все события в семье. И братья, и отец очень ее любили.

«Мы с Эмилем счастливы вот уже 30 лет. Сегодня он думает о преемнике, которому мог бы передать бренд «Кио»

Не могу сказать, что мы тесно дружили семьями с Игорем и Викторией, но встречались, братья общались, Игорь души не чаял в дочери. Со временем моя боль прошла и как-то сама собой превратилась... в счастье.

Помню, когда мы с Эмилем только поженились, я уехала в Японию на гастроли одна, а по возвращении попала в настоящую семью: он очень трогательно заботился о моих родных, водил мою дочь, а свою племянницу, в школу, проверял у нее уроки, взял ее и мою маму к себе в аттракцион ассистентками. Потом мы уже вместе заключили долгосрочный контракт и уехали на работу в Японию.

«МЫ ЗНАЛИ, ЧТО ИГОРЬ БОЛЕН, НО НЕ ДУМАЛИ, ЧТО ОН УЙДЕТ ТАК СКОРОПОСТИЖНО»

- Вы успели попрощаться с Игорем?

- К сожалению, нет, хотя к тому времени вернулись из Японии. Мы знали, что Игорь болен, - у него был диабет и гипертония, но не думали, что он уйдет так скоропостижно. Рак у него обнаружили уже на последней стадии, а буквально через месяц он скончался. Его супруга, когда ему стало совсем плохо, не хотела, чтобы дочь Игоря Витуся у них появлялась. Он часто и подолгу лежал в больнице, но мы ничего не знали. По сути дела, нас поставили перед фактом - просто позвонили и сообщили, что его уже нет.

- Чем занимается ваша дочь Виктория?

«60-80-е годы прошлого века — золотое время советского циркового искусства». Юрий Никулин и Игорь Кио

- Когда моя мама ушла на пенсию, дочь унаследовала ее номер «Собаки-жокеи», но со временем приехала к нам в Японию и стала артисткой балета в аттракционе у Эмиля. Собачек мы отдали в надежные руки - в Уголок Натальи Юрьевны Дуровой, с которой Игорь и Эмиль вместе росли, и, приезжая в Москву, обязательно их навещали.

Потом Виктория с мужем сделали свой номер - трансформацию с танцами, во время которого много раз меняли костюмы. С ним Витуся объехала много стран. Потом она родила второго сына Никиту, и, чтобы не оставлять его надолго, отказалась от гастролей и организовала свое арт-агентство. Так что с цирком у дочери, к сожалению, все закончено.

- Может, ваши внуки продолжат семейную традицию?

- Старший, Игорь, работал у Эмиля Эмильевича, который передал ему какие-то свои трюки, ездил с нами в Японию, но потом потерял интерес к цирку. Вот уже лет семь работает исполнительным продюсером на кинопроектах, у него даже была своя компания «Кино Кио».

Об увлечениях младшего внука пока говорить рано. К тому же вскоре после смерти Игоря Эмильевича его жена Виктория продала всю аппаратуру директору Свердловского цирка для его сына.

А Эмиль сегодня думает о преемнике, которому мог бы передать бренд «Кио» и свои авторские трюки, никем, кроме него, больше не исполняемые.

Это «Неисчерпаемый автомобиль», когда из маленького «запорожца» выходит 18 человек, «Ширма», из которой в любой части манежа появляются девочки в красивых костюмах. Этот номер хотели купить у нас знаменитые фокусники Зигфрид и Рой. Никто, кроме Кио, не делает также «Двойное распиливание», во время которого фокусник пилит не одну, а двух женщин, да к тому же еще и меняет им головы и ноги. Кстати, в этом номере роль «бревна» всегда исполняли супруги фокусников, по Москве даже шутка ходила: «Кио пилят только своих жен».



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось