В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

«Сталин — это мы»

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона» 14 Сентября, 2009 21:00
Стало принято считать, что плохие новости вызывают больший интерес, чем хорошие, потому что они увлекательнее, вызывают интерес дольше и обсуждаются живее.
Виталий КОРОТИЧ
В современной журналистике есть немало приемов, которые лишь со скрипом умещаются в привычную логику. Например, все больше принято смешивать серьезные новости с несерьезными, создавая так называемый «инфотейнмент» (этот термин - сочетание английских слов «информация» и «развлечение»). В программы новостей все чаще включаются «псевдофакты», то есть почти заведомое вранье, но привлекающее к себе внимание и удерживающее народ у телеэкрана. Кроме того, принято считать, что плохие новости вызывают больший интерес, чем хорошие, потому что они увлекательнее, вызывают интерес дольше и обсуждаются живее.

Допустим, спас кто-нибудь бабушку из горящего дома - ну и что? - через день и про бабушку, и про ее спасителя забудут. Но рассказ о маньяке-поджигателе может идти с продолжением, с живописными деталями, с рассказом о его поисках, поимке и суде над ним. Как говорят профессионалы: «Чернуха дает рейтинг». Помните, как в начале весны все средства массовой информации не жалели места для сообщений об австрийском ублюдке Роберте Фрицле, который четверть века подряд насиловал собственную дочь? В мире строились города и дороги, происходили выборы и государственные перевороты, но все это уходило куда-то на обочину новостей, все выпуски которых открывал усатый седовласый кровосмеситель Фрицль...

Психологи размышляют над тем, почему в музеях восковых фигур едва ли не наибольшим успехом пользуются воссозданные в натуральном виде орудия пыток и сцены казней? Почему видеодиски с записью убийств и самоубийств раскупаются так быстро? Почему в Третьяковской галерее у картины Репина, изображающей убийство Иваном Грозным своего сына, всегда стоит толпа?

Несколько десятилетий назад классик мирового кино англичанин Альфред Хичкок снял фильмы, где главным было постоянное чувство страха, сжимавшее зрительское сердце ледяной рукой. Но это было высокое кино. Сегодня же для кассового успеха фильму бывают не нужны изыски - достаточно снять кинофильм, где безымянных людей прихлопывают, как мух, без счета. Почему? Здесь немало тем для психологического анализа, для вытаскивания на поверхность наших потаенных мыслей, которые, судя по всему, не становятся благороднее.

Вскоре после прошлой мировой войны немецкий писатель Вольфганг Борхерт рассуждал о том, что не надо, мол, строго судить диктаторов, творивших беззаконие. Аргументы его были примерно такими: «А если бы вам лично представилась возможность делать все, что вздумается, - совершать любые поступки безнаказанно и даже убивать кого угодно - смогли ли бы вот вы лично удержаться от беззаконных поступков?». Стоит и сегодня задуматься над ответом на этот вопрос...

На опросах общественного мнения по выборам национальных героев обязательно всплывали на верхние строки списков Кромвель или Сталин, рубившие человеческие головы без счета, аки капустные кочаны. Продолжая тему психоанализа, могу привести слова писателя Михаила Веллера, сказавшего: «Сталин - это мы». По мере того как в обществе нарастает неверие в закон и неуважение к власти, увеличивается уважение к порядку, достигаемому любой ценой, и стремление хоть к каким-то социальным гарантиям.

Когда коммунисты пытаются сегодня облагораживать Сталина, они уверяют, что убивать врагов было крайне необходимо, это, как прополка грядок и удаление с них сорной травы. Зато была бесплатная учеба и медицина, дешевая еда, жилье и лекарства, доступные для всех концерты с театрами. К жестокости мы привыкли, и оказывается, что люди способны сегодня оправдывать жестокость целенаправленную и порядок, достигнутый дорогой ценой.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось