В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Большой секрет для маленькой компании

Татьяна и Сергей НИКИТИНЫ: «Блюз — это когда хорошему человеку плохо, а попса — когда плохому хорошо»

Любовь ХАЗАН. «Бульвар Гордона» 16 Октября, 2009 00:00
На киевском концерте Никитиных благодарный зритель сопроводил свой букет словами: «Спасибо, что поете вживую». - «А мы пробовали под фанеру, - отшутился Сергей Яковлевич, - ничего не получается».
Любовь ХАЗАН

На киевском концерте Никитиных благодарный зритель сопроводил свой букет словами: «Спасибо, что поете вживую». - «А мы пробовали под фанеру, - отшутился Сергей Яковлевич, - ничего не получается».


«НУ, СОЧИНИ ФРАЗУ, РУБЛЬ ДАМ»

В нынешнем году у Сергея Никитина «полукруглая» дата: в Международный женский день 8 Марта ему исполнилось 65 лет. Одно время он пытался перенести ритуал праздничного застолья на день раньше или позже, но потом махнул рукой. Столько же исполнится его верной спутнице Татьяне Хашимовне и аккурат под Новый, 2010 год. Наверное, она приготовит, как всегда, любимый с детства азиатский плов.

О паспортном возрасте этих молодых красивых людей говорить не стоило бы, если бы он не подчеркивал их очевидное превосходство над другими коллегами. Почти за три концертных часа Никитины спели, сыграли, вспомнили старого и рассказали о новом столько, сколько не под силу большинству нынешних концертирующих. Речь Татьяны и Сергея деликатна и мелодична, тверда и глубока, как та настоящая поэзия, которая их вдохновляет.

Считается, что в их тандеме Татьяне отведена роль «завотделом поэзии», а Сергею - «завотделом музыки». Но в разгар сочинительской маеты Сергей может попросить Татьяну: «Ну сочини фразу, рубль дам».

Отличница, умница, победительница школьных олимпиад, ученый-биофизик с музыкальным образованием, она, как бывало не раз, если и не сочиняла, то рисовала схему, следуя которой Сергей извлекал из неоформленной бесконечности точный нотный знак.

Кто теперь отделяет стихи «Переведи меня через майдан» Виталия Коротича в переводе Юнны Мориц от музыки и исполнения Никитиных? Или стихи Бориса Пастернака «Снег идет» и «Никого не будет в доме» от той интонации, которую они расслышали в этих гениальных строчках?

Разделение сопряженных стихий музыки и поэзии вообще условно, в идеале они перетекают друг в друга. Со временем стал понятен феномен Никитиных. Он состоит в том, что хорошей поэзии они «приделывают крылышки» хорошей музыки авторства Сергея Никитина и в таком, завершенном виде, ставят на крыло своим уникальным исполнением.

Благодаря им обрели крылья стихи поэта Бориса Рыжего, родившегося в 1974 году и покончившего с собой в 27 лет. Москва переживает бум интереса к его поэзии, Никитины записали целый цикл на его стихи, а для многих киевлян Рыжий пока еще терра инкогнита.

В России расстаются навсегда.
В России друг от друга города
Столь далеки,
Что вздрагиваю я, шепнув «прощай».

Последние годы Татьяна и Сергей живут творчеством Рыжего, которого почтительно называют Борисом Борисовичем. Им нравится исполнять его стихи вместе со своим сыном Александром, филологом и гитаристом, живущим в Америке, когда они съезжаются то ли в Москве, то ли в Стенфорде. Сын по возрасту ближе к молодому поэту, и его прочтение добавляет, как считают родители, новое качество.

«БУРЯ МГЛОЮ НЕБО КРОЕТ,НА РОССИЙСКОМ НАШЕМ ТРОНЕ АЛЕКСАНДРА, АЛЕКСАНДРА СКОРО СМЕНИТ НИКОЛАЙ»

Еще немного - и дуэт или трио Никитиных может превратиться в квинтет. Подрастают внуки. Шестилетняя Наташа уже сама пытается петь, а двухлетний Даня требует «Вымбаку». «Бились-бились, - вспоминает Татьяна, - пока не поняли, что это «Ежик резиновый с дырочкой в правом боку».

Кинематограф, в котором Никитины немало потрудились (фильмы Меньшова, Рязанова), отдавшись в кабалу коммерции, не жалует авторскую песню. Идет негласная война гламура с тем, что дорого. Зато в Никитиных заинтересованы театры.

Было «Русское поле», стало «Русское горе» - музыкальный спектакль по грибоедовскому «Горю от ума», премьеру которого готовит московский театр «Школа современной пьесы». Поводом послужила песенка из номера для студенческого капустника «Горе, русское горе, и удивительно, что от ума». Художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз пригласил Никитина написать музыку на либретто и стихи пертербуржца Вадима Жука.

В Киеве Татьяна и Сергей напели и рассказали в лицах почти весь будущий спектакль - за Чацкого, Софью, Молчалина, Фамусова (его сыграет Альберт Филозов) и больше всего за греческий хор.

«Буря мглою небо кроет, на российском нашем троне Александра, Александра скоро сменит Николай»... «В Тегеране ковры - загляденье, в Тегеране хурма - объеденье. Погиб поэт - невольник чести. Груз-200»... «Славься, отечество наше дымящее!»...

«ВОТ ОНИ, РОДНЫЕ НАШИ УТКИ, ВОТ ОНО, ОТЕЧЕСТВО МОЕ»

Вслед за «Горем» готовится к премьере блюз-опера на стихи Бориса Рыжего. Несколько зонгов к ней Никитины прокатали на киевском концерте. Блюз-оперу взялась ставить «Мастерская Петра Фоменко», а Сергей Никитин придумал на редкость точное определение: «Блюз - это когда хорошему человеку плохо, а попса - когда плохому хорошо».

Никитины готовы принять вызов, как в советские времена, не сгибаясь. В ответ на «бушующие патриотические ветры» они исполняют в героической манере песню «Родина» на мотив «Широка страна моя родная» и стихи своего друга-мифиози (от МИФИ, Московского инженерно-физического института - альма-матер Никитиных) Тима Собакина. Дело происходит на замерзшем пруду, где по льду, спотыкаясь, скользят окоченевшие, голодные, но патриотичные утки:

Поборов урчание в желудке,
Я подумал нежно: е-мое!
Вот они, родные наши утки,
Вот оно, отечество мое
.

Главным ответом на любой вызов во все времена и у всех народов были и остаются интеллигентность и простая человеческая порядочность. Всякое выступление Никитиных - об этом.

«Наша жизнь как-то так странно сложилась, - рассказывает Татьяна Хашимовна, - что мы общались с людьми старше нас. Окуджава, Адамович, Гердт. Их объединяли принципы совестливости, порядочности, дружбы. К дружбе они относились, как зеки к пайке: не потерять ни одной крошки. Селедочка, картошечка, хлеб. Не было осетрин на столах, но они вели себя, как лорды».

В название киевского концерта Татьяна и Сергей вынесли строку из стихотворения Александра Володина «Входите, милые, не бойтесь», в котором автор призывал не робеть перед официантами:

Вы перед ними не пасуйте,
Меню читайте, не стыдясь.
У них лишь вид такой, по сути
Они ничем не лучше вас.

В современном мире засилья официантов действительно очень важно не потерять достоинства.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось