В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Мысли по поводу

Утонченность - дар, а не искусство

Валерий МИРСКИЙ 7 Октября, 2004 00:00
Только теперь для меня стало очевидным, что я ждал, когда же снова настанут дни триумфа тренера Йожефа Сабо. Потому что это достойный повод предаться воспоминаниям об удивительных обстоятельствах, формировавших сильную целеустремленную натуру. В молодости Сабо с такой располагающей непринужденностью нес свою громадную футбольную славу, был открытым для друзей и недругов, что ни дня не оставался без ощущений радости и самых разнообразных неприятностей.
Валерий МИРСКИЙ
Только теперь для меня стало очевидным, что я ждал, когда же снова настанут дни триумфа тренера Йожефа Сабо. Потому что это достойный повод предаться воспоминаниям об удивительных обстоятельствах, формировавших сильную целеустремленную натуру. В молодости Сабо с такой располагающей непринужденностью нес свою громадную футбольную славу, был открытым для друзей и недругов, что ни дня не оставался без ощущений радости и самых разнообразных неприятностей. Под этим контрастным душем Йожеф так и не научился сожалеть, жаловаться, ненавидеть. Восьмой ребенок в семье, он спрыгнул на землю с солнечного луча.

ЗАЧЕМ ТРУДОГОЛИКУ РАЗВЛЕЧЕНИЯ?

В киевском "Динамо" Виктора Маслова, на протяжении 1966-1968 годов не расстававшемся с чемпионским титулом, Йожеф Сабо был ключевой фигурой средней линии, безусловно, сильнейшей в команде, так как взваливал на себя еще и оборонительные функции в значительно большей степени, чем кто-либо из партнеров по полузащите. Прирожденный тактик, он страдал физически при виде неподстрахованных зон в тактических порядках своей команды и очень доходчиво призывал товарищей вернуться на место, когда при срыве атаки кто-нибудь задерживался на передней линии. Играть с ним рядом - это значит постоянно слышать его резкий голос с характерной хрипотцой.

Тренируя в свободное от собственных тренировок время сборную команду украинских журналистов, Сабо не уставал повторять, что футбол - игра простая: открылся, получил мяч, отдал, снова открылся и так далее в том же духе. Знание такой чудесной формулы превращало нас из тупиц, каковыми мы, несомненно, ему представлялись, в более или менее сносных игроков.

Широкая натура толкала нашего тренера на, скажем так, неформальные поступки. После матча с журналистской сборной Грузии нам не хватило "общаковских" денег рассчитаться за товарищеский ужин, и Сабо недрогнувшей рукой вынул из кармана тысячу рублей. Вряд ли он всегда носил с собой такую сумму, просто у него уже тогда сложилось правило иметь исчерпывающие представления о тех, кого он учит футболу.

Однажды меня затребовал Маслов для оказания помощи Сабо в составлении покаянного письма - Йожеф самочинно оставил подмосковный тренировочный лагерь сборной СССР, и ему грозила дисквалификация. К тому времени я уже неплохо знал эту натуру, а потому заранее был уверен, что причиной такого невиданного поступка послужил какой-то серьезный наезд на принципы Сабо. Я пришел к нему с умозрительно выстроенным текстом без слезной мольбы и клятвенных заверений, к каковым мы оба питали презрение. Но то, что я услышал, делало затею бессмысленной. Некоторые сборники из местных команд после отбоя убегали к знакомым с юности очагам круглосуточных развлечений и по утрам тяжело взбирались на подоконники, оглашая стерильные окрестности густыми запахами разврата. Однако не это вывело из себя Сабо, он не был паинькой. "Я не могу тренироваться в облаке из паров спирта!" - заявил он мне тоном, не оставлявшим сомнений в том, что авторучка и бумага нам не понадобятся. "Действительно, подумал я, среди тренировочных упражнений обязательно найдутся такие, когда дыхание партнеров буквально сплетается". В такие минуты на долю непьющего Сабо выпадали омерзительные ощущения. Да и сознавать, что паренек, с которым ты разыгрываешь "квадраты", еле держится на ногах, - это тоже не для него.

В общем, дело уладилось без принуждения Сабо поупражняться в стилистике. Не помню, как все образовалось, зато навсегда врезалось в память принципиальное нежелание Йожефа Сабо играть по чужим правилам.

Безотказность технических навыков и гроссмейстерское видение Йожефом игры подсказали Маслову идею использовать его на месте центрального защитника. Но 29-летний Сабо отверг это предложение, коса нашла на камень, и наш герой уехал завершать карьеру игрока в луганскую "Зарю". Обычно футболисты с годами "оседают назад" - форварды становятся полузащитниками, хавбеки - защитниками, а разменявшего четвертый десяток Сабо обуяла страсть к атаке. В ту пору "Зарю" возглавлял Герман Зонин, ленинградец, я несколько лет жил и учился в его родном городе, и на этой почве у нас возникли приятельские отношения. Йожеф, видя, как мы воркуем о белых ночах, усиленно склонял меня при общении с Германом Семеновичем поменять стратегию - вместо припадков ностальгии продавливать для него, Сабо, роль форварда. Это не было блажью стареющей звезды. Команда мало забивала, впереди остроты никакой, что перечеркивало всю героическую работу тыловых подразделений.

Номер не прошел, Зонин "не продавливался", и тогда Сабо просто расширил свои игровые функции: оставаясь номинальным полузащитником и по совместительству организатором оборонительных действий партнеров, он уже не упускал ни единого случая подключиться к заключительной фазе атаки. Такая манера отнимала у него массу сил, после игр он валился кулем на узкую солдатскую койку в своей служебной однокомнатной квартирке, где он пригрел двоих бездомных товарищей по команде. Но надо было видеть его лицо, когда ему удавалось забить гол! Кто-то замечал следы пены на губах, а меня поражало исчезновение морщин.

Эта двужильность, это страстное желание 30-летнего заслуженного мастера спорта в игре везде поспеть, подставить плечо, поучаствовать открыли глаза футболистам "Зари" на смысл жизни в спорте. Сабо поможет им впервые в истории клуба вклиниться в число пяти сильнейших команд Советского Союза и уйдет, но после его солнечных примеров они уже не вернутся к прозябанию на футбольных полях несуразно огромной, насквозь пропахшей водкой страны. Да и сам напиток советских богов перестанет быть их единственной отрадой. Команда освободится от слабостей, неверия в возможность серьезного успеха и два года спустя завоюет титул чемпионки СССР.

А Сабо станет сотрудником внештатного отдела спорта газеты "Правда Украины". Почему внештатного? Еще по ленинским диспозициям штатные расписания изданий подобного ранга не засорялись такой комсомольской мелочевкой, как спортивный отдел. Эту тему освещали сотрудники, имевшие гарантированный гонорарный минимум, равный зарплате литсотрудника.

Надо сказать, что первые семь школьных лет Йожеф провел в учебном заведении с преподаванием на венгерском языке, что не могло не сказаться на его стереотипах грамматических построений. Из-за этого образность его русской речи была достаточно своеобразной, чтобы не претендовать на уровень выпускника филфака. Но этот человек никогда не пасует перед трудностями, создается впечатление, что он их ищет, чтобы не терять спортивной формы. Йожеф Сабо в считанные месяцы стал любимым автором полумиллионной читательской аудитории одной из ведущих газет республики, и если б не телефонный звонок Льва Яшина с предложением поиграть за московское "Динамо", карьерная кривая газетчика Сабо могла взмыть в высокие обозревательские сферы.

В конце концов, он предпочел оставаться героем, а не автором публикаций о футболе. И, как всегда, рассудил здраво.
ФУТБОЛ, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛЯЕТ ПРОСТИТЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ МНОГОЕ

Выиграв во втором туре групповых соревнований Лиги чемпионов у ливеркузенского "Байера", динамовцы Киева с шестью очками из шести единолично захватили лидерство в группе "В". После ряда лет отдыха от успехов своего футбола это бальзам на наши раны. Должна же была сказаться серьезнейшая работа по созданию классной команды, получившая в "Динамо" размах, невозможный в советскую эпоху. А приход Сабо на тренерский мостик еще раз доказал, что сами по себе суперсовременное базовое обеспечение тренировочного процесса и добротный подбор игроков не гарантируют побед на футбольном поле. Футбол как игра, как зрелище и социальное явление чутко реагирует на руки у штурвала.

У Йожефа Сабо утонченный футбольный вкус, он знает цену надежности в жизни и футболе, в то же время все лучшее, что он создал и создает в этой лучшей на свете игре, освещено яркими вспышками неподдельного азарта, бойцовского духа. Его нынешняя команда удивительно точно повторяет в игре свойства натуры своего главного тренера, словно они вместе многие годы. То, что Йожефу Йожефовичу удалось в кратчайшие сроки добиться такого взаимопонимания с игроками, говорящими на доброй дюжине наречий, - это либо счастливое стечение благоприятных обстоятельств, либо его тренерское мастерство и впрямь уже граничит с расхожими представлениями о волшебстве. Да и нужно ли в этом копаться?

Для украинских любителей футбола имеет практический смысл тот неоспоримый факт, что Сабо придерживается взвешенных взглядов на принципы тактической организации игры, дающие возможность и законы спорта соблюсти в части гарантирования желанных результатов, и удовлетворить спрос на остросюжетное футбольное зрелище. Он явно поборник жесткого командного прессинга, настолько оскорбившего эстетствующих критиков в исполнении сборной Греции на недавнем чемпионате Европы, что, по их версии, новая королева Старого Света является чуть ли не губительницей футбола. Но наряду с серьезными мерами по разрушению игры соперников у Сабо мчатся в чужую штрафную площадку все, перед кем в момент отбора мяча открывается простор для атаки. Мчатся-то мчатся, но и возвращаются на исходные позиции исправно. И никто не "стережет воздух", как это бывает при чрезмерном насыщении обороняющимися позиций, откуда забиваются голы.

Что интересно, сам Йожеф Йожефович играл в команде, где в буквальном смысле слова запрещалось давать соперникам возможность тревожить ударами вратаря. Оплошность в этом деле считалась позорной. В нынешнем киевском "Динамо" вопрос так остро не стоит, игроки не сильно тужат, если мяч даже и залетит в ворота Александра Шовковского. В игре против "Байера" пропущенные голы завели подопечных Сабо настолько, что они позабивали сопернику невиданные мячи - например, с нулевого угла, да еще сквозь вратаря, вроде бы правильно улегшегося на пути мяча в сетку.

Это футбол, от которого захватывает дух: такое зрелище позволяет простить окружающей жизни многое.
ТАКАЯ СИЛЬНАЯ "БАРСЕЛОНА" НА НАШУ ГОЛОВУ

В сложный переплет попал донецкий "Шахтер". Решение неотложных задач реконструкции игры под направления нового тренера и адаптация новых игроков протекают в условиях, мало подходящих для такой основательной тонкой работы: во внутреннем чемпионате нельзя терять ни одного очка, а Лига чемпионов подбросила в соперники "Милан" и "Барселону" - сильнейшие на сегодняшний день клубные команды Европы. "Барселона" в домашнем матче против нашего вице-чемпиона продемонстрировала такое неожиданно высокое для сентября качество подготовки и такую ладную сыгранность очередного звездного состава футболистов, что просто невозможно представить, кто вообще в эти дни в состоянии устоять перед этими мощью и мастерством.

Мысли типа "соперник сильнее" не должны посещать спортсменов, идущих на арену состязаний. Но когда все закончилось, понимание реалий такого рода обязательно, иначе трудно добиться прогресса. Когда динамовцы Киева проиграли дома превосходной на тот момент команде из Ливерпуля, Лобановский в плотном кольце моих коллег-журналистов улучил момент и не то что спросил, а тихонечко отпасовал в мою сторону: "Неужели так трудно понять, что сегодня "Ливерпуль" сильнее?".

Вот в этом "сегодня" и кроются все тайны и разгадки. Сегодня соотношение сил таково, завтра чаша весов может качнуться в нашу сторону, только надо знать, как приблизить это манящее "завтра".

На фоне таких рассуждений представляется плодотворным ход мыслей у моего старого товарища Дмитрия Резника, отвечающего в ПФЛ за формирование календаря игр. Он полон решимости предложить ввести в действующий календарь дополнительный резервный день, чтобы разгрузить чересчур плотное расписание игр в октябре у наших ведущих клубов, связанное с их участием в еврокубках и делегированием футболистов в составы молодежной и первой сборных страны, у которых в этом месяце два важных календарных матча. Если мера будет утверждена, это поможет и "Шахтеру", и "Днепру", который тоже начинает задыхаться от перебора игр высшей сложности, надежнее восстановить силы и игровые кондиции.

"Днепр" в розыгрыше Кубка УЕФА взял реванш у израильского "Маккаби" из Хайфы с нужным счетом 2:0, приложив усилия, которые так и хочется назвать героическими. Для этого есть много причин. Даже со стороны заметно, что команда не в своей тарелке: далек от лучших кондиций единственный бомбардир, у многих его партнеров потухли скорости, поубавилось ловкости, притупилась реакция. Не зря исполнение днепропетровцами приемов отбора мяча удостоилось у арбитра шести желтых карточек. Видимо, упорно проведенный матч против киевского "Динамо" в чемпионате страны провел черту, за которой у команды осталось на донышке сил для продолжения выступлений на фоне недовосстановления. Ситуацию усугубили куцая скамейка запасных, где Кучеревскому редко удается наскрести больше одной равноценной замены, и необъяснимо жутковатое для такой поры сезона состояние поля.

Тем не менее "Днепр" не проиграл амбициозному, довольно прыткому и временами нахальному сопернику ни одного силового единоборства, не дал гостям шансов в атаке, а сам забил два гола - один другого краше. В итоге подопечные Евгения Кучеревского присоединились к миссии киевского "Динамо" накапливать баллы на депозитном счету Украины, определяющем будущее количество наших участников еврокубков, и, к восторгу почитателей, вышли в групповой турнир Кубка УЕФА. Вот что значит характер, ну и, конечно, выучка.

Никак не возьму в толк, что мешает организациям славного города, патронирующим "Днепр", сказав "А", вымолвить еще и "Б"? 14 квалифицированных игроков основного состава - это несерьезно для команды таких задач на внутреннем и международном фронтах. Тут и 18-ти мало будет.

И куда подевался дренаж футбольного поля на "Метеоре"? Было время, местные специалисты учили Киев и Москву, как строить и содержать в образцовом порядке лучшие в стране футбольные арены. Фамилию Румянцев никто не помнит в Днепропетровске? Да Бог с ними, гениями футбольных газонов. От вашего нынешнего поля, господа, можно сойти с ума и не будучи агрономом.
ПОТЯНУЛО НА ВЫСОКОМОРАЛЬНОСТЬ

Осень - скучная пора для команд высшей лиги, не участвующих в евротурнирах. Нынешним сентябрем они провели всего по два календарных матча, да еще состоялись игры 1/8 кубкового финала. Средний межигровой интервал - 10 дней, как в таком режиме готовиться - мало кто знает толком. Для закладки фундамента под новый пик формы вроде бы времени маловато, а монотонность ежедневных мер по поддержанию формы способна нагнать такую скуку, что так и подмывает разогнать ее вдали от тренировочного лагеря. Дело-то молодое.
Судя по турнирным результатам безболезненно пережил этот тягостный момент здоровый коллектив криворожского "Кривбасса". С 18 сентября по 3 октября команда в трех матчах чемпионата одержала две победы (в гостях над "Арсеналом" и "Металлистом") и дома поладила миром с "Оболонью". Главный тренер "Кривбасса" сделал себе имя как наставник футболисток, а в нашем женском футболе больше тренируются, чем играют, вот он и набил руку на том, как наращивать спортивную форму у своих подопечных в длинных паузах между календарными выступлениями. Знать, умеют бороться с негативными последствиями неритмичных календарей игр Семен Альтман и Виталий Кварцяный: "Черноморец" в двух сентябрьских матчах набрал максимум очков, а результат "Волыни" в последних трех турах - выигрыш и две ничьи.

Ни к какому расписанию матчей чемпионата - плотному или рваному - не может приспособиться "Ворскла-Нефтегаз". Команда из Полтавы потерпела семь поражений подряд с общим счетом 0:12. Среди неудачников осенних матчей также киевский "Арсенал" и харьковский "Металлист" - по одному очку из девяти возможных.

Никто и ничто не в состоянии остановить мощный ход локомотивов нашего клубного футбола. Вернувшись с раскаленной арены Лиги чемпионов в разном настроении, "Динамо" и "Шахтер" без видимых затруднений увеличили свой очковый запас в матчах с соперниками, которым отступать уже некуда. Команда Мирчи Луческу в Киеве аккуратно взяла верх над "Оболонью" (1:0), а динамовцы в своем нынешнем непринужденном стиле разгромили в Полтаве "Ворсклу" - 3:0. Троица, возглавляющая турнирную таблицу чемпионата, - "Шахтер", "Динамо" и донецкий "Металлург" - в первом круге уже выяснила отношения друг с другом в личных встречах, так что, вероятнее всего, нам до будущей весны не увидеть, как они на арене внутренних соревнований изо всех сил напрягают мышцы. Разве что еще предстоит сыграть "Металлургу" с "Днепром".

Но есть компенсация, причем удивительное подкралось с неожиданной стороны. Всегда было так, что участники чемпионата Украины добивались довольно скромных успехов в матчах на выезде, по этому показателю наша сильнейшая лига всегда значительно уступала коллегам из Англии, Германии, Испании, Италии. Знающие люди обычно называли одной из главных причин такого явления убежденность наших футболистов, тренеров и самих арбитров в том, что судейство с известной долей симпатии к хозяевам поля укладывается в некую неписаную норму. И вот что мы имеем сегодня: после девяти туров участники чемпионата страны набрали на стадионах соперников 41 процент возможного числа очков, тем самым выйдя на приличный европейский уровень. Больше половины возможных очков добывают на выезде не только три безусловных лидера, но и "Кривбасс" с запорожским "Металлургом". Выше диковинного для нас среднелигового показателя имеют результаты игр в гостях харьковский "Металлист", "Оболонь", "Закарпатье".

А самое любопытное то, что во встречах друг с другом команд, занимающих в турнирной таблице места с 8-го по 16-е, показатель игр на стадионах соперников также выше среднелигового - 44 процента! Четверо из восьми аутсайдеров пока вообще не проигрывали в гостях у команд своей участи.

Такие цифры заставляют поверить, что судейство футбольных матчей действительно возвращается в русло честной игры. Ведь кто-кто, а кандидаты на вылет обычно лезут из кожи вон, чтобы во встречах с коллегами по несчастью правдами и неправдами перетянуть арбитра на свою сторону. Цифры же говорят о том, что отныне судьи не играют в эти игры. Или высокоморальными стали аутсайдеры?

Хороши обе версии.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось