О своем, о женском
"Бесприданница" Лариса ГУЗЕЕВА: "Своему четвертому мужу я сказала: "Нравлюсь? Копи деньги!"
Людмила ТРОИЦКАЯ. «Бульвар» 14 Октября, 2004 00:00
Ровно 20 лет назад на экраны Советского Союза вышел фильм Эльдара Рязанова "Жестокий романс". 24-летняя исполнительница главной роли Лариса Гузеева сразу же стала знаменитой.
"Я КУРИЛА "БЕЛОМОР", СПЛЕВЫВАЛА СКВОЗЬ ЗУБЫ, СКВЕРНОСЛОВИЛА"
- Лариса, есть у вас что-то общее с героиней из "Жестокого романса"?
- Абсолютно ничего! Если мужчина не ответил бы мне взаимностью, я просто ушла бы. На нем свет не сошелся клином, завтра еще 15 ухажеров будет. Кроме того, Лариса Огудалова - несчастная, а меня несчастье не прельщает. Я знаю, чего хочу от жизни, и, если вижу, что есть какая-то опасность, лучше обойду ее, не полезу на рожон.
- После картины Рязанова вы много снимались. Как по вашему мнению, есть ли среди этих ролей сравнимая с той?
- Признаться, когда некоторые мои картины 80-90-х годов показывают по телевизору, я закрываю глаза или просто выключаю телевизор. Чаще всего это были роли проходные, неинтересные. Но тогда мне приходилось зарабатывать на жизнь съемками в кино (я всегда была девушкой самостоятельной, ни у кого не сидела на шее). Сейчас я могу выбирать, но никогда не угадаешь, какая в итоге получится картина: один режиссер не совсем в своем уме, другой любит выпить или вовсе непрофессионал. К сожалению, сейчас такое время, что фактически снимать может любой, кто достал деньги.
- А почему так сложилось, что было мало интересных ролей?
- Потому, что хуже этой касты - ассистенток режиссера по актерам, где только единицы работают из любви к искусству, нет. Как правило, это несостоявшиеся актрисы, так и не сумевшие поступить в театральный. Они приходят на киностудию, чтобы хоть как-то "прикоснуться", и ненавидят всех актрис, особенно удачливых, считая, что те заняли их место. А теперь вынуждены будить их по утрам в гостинице, вызывать машину, всячески обхаживать...
Сколько раз я сталкивалась с такой ситуацией, когда знакомый режиссер меня спрашивает: "Где ты была летом?". - "В Ленинграде". - "Что ты говоришь! А тебя не нашли!". Не нашли, потому что не искали. Вот если бы ассистентке, сосватавшей актрису на роль, платили прилично... А она получает только п...дюли от режиссера.
- С режиссерами вам везло? Говорят, вы часто с ними ссорились.
- Это правда. Только с немногими я сохранила дружеские отношения после съемок. Но так было раньше, когда действительно "снимали кино". Сейчас же съемочный период настолько короткий, что вообще не успеваешь завести какие-либо отношения с людьми - ни хороших, ни плохих. Ты приходишь на площадку в восемь утра, а уходишь в два часа ночи. И у тебя просто не остается ни сил, ни времени.
- Ну хорошо. А раньше из-за чего у вас возникали конфликты?
- В советские времена режиссер считал себя царем и Богом на земле и пытался внушить эту мысль всем окружающим. Его слово было последним и самым верным. С актерами, во всяком случае, никто не считался. У них вообще не было никаких прав. А я человек свободный - меня так воспитали. Поэтому для меня режиссер никогда не был ни царем, ни Богом. Я не позволяла сесть мне на голову и бить по носу. Но в той среде такое поведение казалось странным.
- А как у вас складывались отношения с Эльдаром Рязановым?
- Ой, ну тогда я была совсем молоденькой девочкой и еще ни в чем не разбиралась. Во всяком случае, он у меня не оставил никаких отрицательных эмоций.
- Но вы понимали, что, снимаясь у такого именитого режиссера, обязательно станете звездой?
- Я вообще всегда знала, что обязательно стану звездой. Мне это казалось естественным. Ведь никто не предполагал тогда, что буквально через несколько лет в отечественном кино начнется застой, а потом оно и вовсе исчезнет. И мы, по большому счету, были последними актерами, успевшими сделать себе имя. А тогда думалось, что сначала бесприданница, потом будет Настасья Филипповна, Маргарита, то есть впереди целая кинематографическая жизнь. Молодые все так думают. Сначала Рязанов, потом Михалков, Кончаловский и так далее.
- А почему Рязанов выбрал на роль бесприданницы именно вас?
- В театре эту роль давали опытным актрисам, поэтому там ее могла сыграть и 45-летняя женщина. А в кино зрителя не обманешь. Здесь героиня обязательно должна соответствовать своему возрасту. Думаю, что Рязанову просто понравился мой тип внешности, то есть его представление о Ларисе совпало с моими физическими данными.
Но вначале я его повергла в шок. Дело в том, что в то время я хипповала и на пробы явилась в рваных джинсах, каких-то сандалиях, с длиннющими ногтями, раскрашенными в разные цвета и с вплетенными в длинные распущенные волосы денежками. Я курила "Беломор", сплевывала сквозь зубы, сквернословила. Короче говоря, у меня было мало общего с моей будущей героиней. А вот когда меня переодели и причесали, произошла полная перемена личности.
"Я ПОСТАВИЛА ПЕРЕД СОБОЙ ЦЕЛЬ - ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ВЫСОЦКИМ"
- Мне эта картина очень нравится, но кинокритики ее приняли в штыки.
- Только из-за старого фильма с Алисовой в главной роли. Дело в том, что повторную экранизацию всегда сравнивают с предыдущей. Но римейк, выражаясь модным языком, всегда почему-то критикам кажется хуже. Это, наверное, как в старом анекдоте: раньше жизнь была лучше, потому что женщины были моложе.
- А вам лично больше нравится римейк?
- Во-первых, наша картина даже технически была лучше, более совершенна, современна. Она была цветная. Ну как можно сравнивать? Между этими фильмами пропасть чуть ли не в 50 лет. Срок-то какой! Даже самый любимый наряд нельзя носить 100 лет. Опять же новые зрители появились за это время.
- Первая ваша картина, в которой вы снялись, кажется, "Место встречи изменить нельзя"?
- О! У меня там даже не эпизод, а массовка. Я снялась в картине только потому, что поставила перед собой цель - познакомиться с Высоцким. Много лет спустя рассказала об этом Славе Говорухину, с которым мы дружим. Он не поверил: "Не ври! Я приду домой и специально пересмотрю картину". Я ему перезваниваю: "Ну что? Убедился?". Тогда, 20 лет назад, я для Говорухина была никем. Просто режиссер увидел на площадке красивое лицо и сказал: "Ее надо снять крупным планом". Вот и все.
- А с Высоцким вы тогда познакомились?
- Познакомилась. Но, думаю, в тот день с ним познакомились еще 3985 женщин.
- В своих интервью вы неоднократно рассказывали, что раньше считали: вашим избранником может стать только такой человек, как Высоцкий.
- Конечно. Он ведь был потрясающей личностью, фактически звездой первой величины в Советском Союзе. Я же о себе была очень высокого мнения. Что это за прыщавые мальчики, которые вились вокруг меня в институте? Нет, меня достоин лишь Питер О’Тул, Лоуренс Оливье или Владимир Высоцкий.
Я по тем временам умудрялась модно одеваться во многом благодаря маминому портновскому таланту и отчасти тому, что уже на первом курсе зарабатывала деньги в качестве модели. Даже в 40-градусный мороз ходила с непокрытой головой, в красной нейлоновой куртке и не утепленных сапогах. Поэтому замерзала так, что говорить могла только сквозь зубы - челюсти просто не разжимались от холода. Но все вокруг считали, что я "вся такая манерная".
Никогда не ходила на субботники и считала, что будущая артистка не должна мыть пол. За это, разумеется, меня не любили. Когда наш курс направили в Болгарию по обмену студентами, против моей кандидатуры проголосовали все. На что я, сглотнув слезы, сказала: "Ха! Нужна мне ваша Болгария 300 лет - я в Канны поеду!".
В то время я дружила с очень продвинутым художником. Ленечка придумал, как отомстить моим однокурсникам: "Через месяц болгары приедут по обмену к вам. Представляешь, как они к этому времени наскучат друг другу? А ты будешь новенькой!". Он срежиссировал настоящий спектакль.
На банкет, устроенный по случаю приезда болгарского курса, я опоздала на час. Ленечка сделал мне потрясающий макияж. У меня были длинные волосы: я носила их на прямой пробор, а на лбу рисовала индийскую родинку. Вырядилась в наряд, похожий на тот, что Готье сделал для Мадонны. В общем, когда вошла в зал, внимание всех присутствующих было обращено на меня. В тот вечер все болгарские мальчики, очень красивые и галантные, наперебой приглашали меня танцевать. Короче говоря, я была отмщена. А мою выходку по достоинству оценил мастер курса, сказав: "Далеко пойдешь!".
"МНЕ ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ РЕБЕНКА, НО МУЖ НЕ МОГ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ НАРКОТИКОВ"
- И он был прав: после выхода "Жестокого романса" к вам пришла большая слава...
- Да, я стала очень популярной. На меня посыпалась масса предложений от режиссеров. Но я почему-то выбрала жутко слабый фильм о спортсменке. Посоветоваться было не с кем. Мама далеко, верных подруг тогда не было. Зато на съемках той картины я встретилась с Илюшей - самой большой любовью моей жизни.
Съемки проходили в Севастополе. Как-то раз я увидела красивого мальчика, который шел по берегу моря. Илья был ассистентом режиссера в той картине. И бывает же так, что сразу понимаешь: это судьба! Мы познакомились и чудно провели съемочный период. Потом вернулись в Ленинград и поженились.
- А вскоре вы стали замечать странности у своего избранника...
- Как выяснилось, он был наркоманом. Я возила его по врачам, клала в больницу. Каждый раз он клялся мне, что завяжет с наркотиками и начнет новую жизнь. Но после очередного курса лечения история повторялась. Это был настоящий ад!
- Сколько лет вы прожили вместе?
- Больше восьми. Мне очень хотелось иметь от него ребенка, но и после лечения Илья не смог отказаться от наркотиков. Тогда я стала выпивать. Вначале - Илье назло, но однажды утром я поняла, что хочу опохмелиться. Тогда мне казалось, что все это ерунда, что я могу перестать пить в любую минуту. Как страшно я заблуждалась!
А однажды Илья не вернулся домой. Его нашли утром в парке, он умер от передозировки. Я себя не помнила в те дни. До сих пор чувствую рядом его присутствие. Мне очень тяжело, потому что сравниваю с ним всех мужчин, которые меня окружают. После смерти Ильи я смогла взять себя в руки. И с тех пор больше не позволяла себе расслабляться. Характер у меня железный, и я смогла все преодолеть.
Кстати, я тогда поняла, что лучший лекарь - это время. А еще работа. Мне предложили сняться в грузинской картине на грузинском языке. Я уехала в Грузию. Однажды на съемочной площадке появился красивый молодой человек. Он был необычайно деликатен, внимателен, образован, не приставал, как другие, не рвался в номер и поэтому понравился мне.
После съемок я вернулась в Ленинград, а он переехал ко мне. Потом у меня родился сын Георгий. К сожалению, его отца я по-прежнему сравнивала с покойным Илюшей. Наверное, нельзя любить всех мужчин, с которыми сводит судьба. Один мужчина попадается для того, чтобы тебя чему-то научить, второй - для любви, третий - для того, чтобы ты от него родила.
- К рождению ребенка вы сознательно подходили?
- Более того! Первого ребенка я просто вымолила у Бога. С матерью простояли на коленях в церкви чуть ли не всю беременность. Плакала и молила: "Господи, дай мне мальчика!". Хотела ребенка так, что просто сходила с ума. Для меня это было самоцелью. И вот почти в 32 года родила Георгия, а в 40 - Лелю.
- На кого они похожи?
- У Лели - мои цвет глаз и овал лица, а так, думаю, она скорее папина дочка. А Георгий на меня похож. Такая беда - учиться не хочет, читать не заставишь. С другой стороны, это, наверное, закономерно: я тоже в свое время относилась с отвращением к учебе. Я его пытаюсь убеждать: "Георгий, мама тоже школу терпеть не могла. Но это надо обязательно пройти. Ты же не будешь дворником. Надо обязательно получить образование. Вот Лельке все равно. Потому что она девочка и выйдет замуж. А тебе нужно будет семью содержать". Но ему пока хочется только развлечений.
- Сын гордится, что у него такая знаменитая мама?
- Сначала стеснялся. Говорил, что хочет, чтобы я была просто мамой: мол, чего все пялятся на тебя? И еще требовал, чтобы я всегда была дома. "Хорошо, - говорю. - Я откажусь от работы. Только, пожалуйста, не проси потом что-то купить. Мама будет сидеть дома, печь пироги с картошкой - об остальном придется забыть". Сейчас уже привык. Но все время спрашивает: "Мама, а кто известнее - ты или Верка Глаголева?". Или: "А чего ты не такая худая и спортивная, как Верка?".
- А часто пристают поклонники?
- Если честно, терпеть не могу актеров, которые рассказывают, как они устали от внимания и славы. Мы все идем в эту профессию для того, чтобы нас узнавали, любили, подходили за автографами. Это такое кокетство, просто терпеть не могу! Как только актера перестают узнавать, он тут же снимает черные очки, которые раньше надевал для маскировки, и ходит, заглядывая всем в глаза: "Ну узнайте меня!".
- Какими качествами должен обладать мужчина, чтобы вам понравиться?
- Мужчина должен быть любимым. Когда любишь, закрываешь глаза на его недостатки и культивируешь достоинства. А когда любовь проходит, видишь одни недостатки, которые принимают чудовищные размеры, становятся невыносимыми. Мужчина должен быть обязательно образованным. Красивый мачо, похожий на животное, вызывает у меня лишь смех. Когда я захочу посмотреть на подобную "красоту", лучше поеду с подружкой в стриптиз-клуб. Если же предполагается круглосуточное общение на протяжении всей жизни, то, кроме горы мышц, мужчина должен обладать еще какими-то достоинствами.
"ЕСЛИ МУЖЧИНА В 40 ЛЕТ НЕ ЗАРАБАТЫВАЕТ, ЗНАЧИТ, ОН ДУРАК"
- Хочется знать, как живут необычные женщины. Застрахованы ли вы от проблем?
- Да нет, тут как у всех. Мы все стареем, у всех появляются с возрастом комплексы. Мне, наверное, было легче, чем другим, открыть какую-то дверь, построить глазки и что-то получить за это. Но ведь на самом деле красивых женщин вокруг много. Мне кажется, должно быть еще что-то, кроме смазливой мордашки. Во-первых, ум. Потому, что даже на 20-летнюю тупую красавицу без тошноты смотреть более получаса невозможно. А на 40-летнюю и подавно.
- Можно научиться быть настоящей Женщиной? Или это врожденное качество?
- В 20 лет ты такова, как есть. А в 40 становишься такой, какой себя представляешь. По-моему, только глупые женщины ничему не учатся. Знаете, как говорят французы: если женщина к 30 годам не научилась быть красоткой, значит, она просто дура.
- А некоторым красота дается просто так, от природы...
- Ну и что? Если за ней не ухаживать правильно, она очень скоро увянет. Например, я расположена к полноте. Все время держу вес. Так уже устала от этого.
- Есть секрет похудения?
- Чудес не бывает. Никакие диеты не помогают. Просто не есть, и все.
- Когда люди худеют, становятся злыми...
- А я вообще не добрая. Хоть ем, хоть не ем. Я такая язва, что, думаю, нет большой разницы.
- А как еще ухаживаете за собой?
- Народные средства - глупость, по-моему. Этим занимались наши бабушки от бедности. Я покупаю сильнейшие кремы, которые действуют на молекулярном уровне.
- Еще говорят, ничто так не украшает женщину, как хорошее настроение...
- У меня несколько раз была дичайшая депрессия. Из такого состояния практически невозможно выйти без помощи специалистов. Депрессию нельзя путать с плохим настроением. Она просто так уже не пройдет, нужно обращаться к врачам и лекарствам. Я долго страдала. Состояние ужасающее. Мучились все мои близкие.
- А они не могли помочь выйти из этого состояния? Ведь иногда бывает достаточно поддержки любящих людей.
- Недостаточно. Настоящее заболевание, как грипп, нужно лечить, а не пережидать, когда пройдет.
- Но ничего не бывает без причины...
- У меня были неприятности с бизнесом. Когда я его начинала, никогда не думала, что может быть так тяжело.
- А какой у вас бизнес?
- Я с тремя партнерами в Москве открыла ресторан. Всегда мечтала об этом. Во времена застоя, когда за границей покупали шмотки, я привозила какие-нибудь экзотические фрукты. Хотя, в принципе, это запрещено. Интересовалась, как поставлено дело в зарубежных ресторанах. Мне всегда нравилось принимать у себя дома гостей и удивлять их кулинарными шедеврами. А когда вышла замуж (мой последний муж - известный в Москве ресторатор), то поняла: ничего невозможного нет.
Например, если я не очень хорошо разбираюсь в винах, то могу пригласить профессионала. Готовлю хорошо, но накормить 100 человек я не смогу. Значит, надо позвать профессионального повара. Что я и сделала. Правда, сначала я думала о небольшом кафе, но муж сказал, что нужно начинать с большего. Конечно, на этом рынке конкуренция страшная, кругом полно других заведений, но ведь и артистов много - так что же теперь, не сниматься, что ли?
- В прессе промелькнуло сообщение, что вы купили коньяк за 10 тысяч долларов...
- Это старый коллекционный коньяк. Решила сделать такой подарок мужу в честь рождения дочери.
- А что он вам подарил?
- Дочку. За это я готова была его одаривать подарками каждый день. Откроем коньяк, когда она выйдет замуж.
- Правда, что вы поставили ему условие: выйдете за него замуж, только если он разбогатеет?
- Мне тогда было 18 лет, а ему - 17. В 40 этой разницы не замечаешь, а тогда она казалась катастрофой. Я не думала ни о чем таком, просто в шутку сказала: "Нравлюсь? Копи деньги!".
- Звучит меркантильно...
- Что значит меркантильно? Не хочу никого обидеть, но если бы сегодня он работал портье или официантом, я не вышла бы за него замуж. Зачем? Мне неинтересно. Конечно, он подкупил тем, что сделал себя.
- Материальный фактор не имел при этом значения?
- Имел. Это даже не обсуждается. Если мужчина в 40 лет не зарабатывает, значит, он дурак. У меня двое детей, мама, я не привыкла жить плохо.
"ВО МНЕ УМЕРЛИ ГЕНИАЛЬНЫЕ ДОМРАБОТНИЦА, НЯНЬКА, КУХАРКА"
- Вы играете в театре, снимаетесь, теперь вот бизнес, и у вас двое детей - как удается все совмещать?
- С детьми мне помогает моя мама. Но для чего я работаю? Чтобы облегчить своим детям жизнь. Для чего спектакли, ресторан, фильмы? Для них, не для себя. Свое самолюбие я потешила в 24 года, когда снялась в "Жестоком романсе" и мое имя узнала вся страна. Сегодня я просто хочу твердо стоять на ногах, быть уверенной в завтрашнем дне. Мне хочется комфорта, достойного заработка. Если уж я пошла на то, чтобы родить довольно поздно второго ребенка, я должна отвечать за него.
- Домработница у вас есть?
- Конечно. Но она все равно все делает не так.
- Ей, наверное, тяжело с вами...
- Правильно! Потому, что лезу во все дела. Мне кажется, что только я правильно делаю: лучше всех убираю, готовлю. Во мне умерли гениальные домработница, нянька, кухарка. Вот такая я хвалюшка. Есть у меня такой недостаток. Поэтому говорю детям: "Мне уже поздно исправляться. А вы не хвалитесь, как мама".
- И слушаются?
- В принципе, они дрессировке поддаются. Например, сейчас, пока меня нет дома, все резвятся, дома бардак. А накануне моего возвращения у них будет генеральная уборка: "Атас, Лара едет!". Они лучше сделают как надо, чтобы потом не слушать мое шипение. Муж такой же - может забросить на люстру носки. Но к моему приезду все будет убрано. Знают, что иначе могу до истерики дойти. Это у меня нервное. Я знаю, из-за чего: 20 лет живу в гостиницах, сплю на чужих простынях, в чужих комнатах. Поэтому хочу, чтобы дома все было хорошо. Вот такой у меня пунктик. Я утром еще зубы толком не почистила, уже начинаю все драить и вытирать.
- У вас есть подруги?
- Мама. Ой, она у меня классная! Мы можем с ней пойти в кабачок винца попить или на балконе устроить пирушку, сходить посмотреть на танцоров фламенко в два часа ночи. Так что у меня нет особой потребности в подругах. Мама ведь и не предаст, и не продаст. Я давно поняла, что могу позволить себе такую роскошь, как не общаться с неприятными мне людьми. Правда, мама ругает: мол, ласковый теленок двух маток сосет. Может быть, и карьера моя сложилась бы по-другому, пойди я хоть раз наперекор себе. Промолчала, опустила глаза, проглотила обиду. Так нет же! Поэтому у меня мало друзей - можно по пальцам одной руки пересчитать. Зато я в них уверена: эти люди меня точно не продадут и не обидят. Жизнь так научила. У нас с мужем очень мало приятелей. В дом никого не приглашаем. А потом ведь мы все время на людях. Значит, дома нужно отдыхать.
- А может, у вас потому так мало подруг, что дружить с такой красивой женщиной - себе дороже?
- Несколько лет назад я была членом жюри на одном конкурсе красоты. В интервью журналисты задали вопрос: нет ли у меня комплексов по отношению к этим девушкам? Я тогда ответила: нет, потому что молодость - это один миг. Я была такой, как они. Но будут ли через 20 лет они такими, как я? Вряд ли. Так чему завидовать?
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter