В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Девушка с характером

Двукратная чемпионка Европы, экс-рекордсменка мира по прыжкам с шестом Анжела БАЛАХОНОВА: "Меня все время тошнило. Оказалось, два месяца прыгала беременной"

Михаил НАЗАРЕНКО. «Бульвар» 23 Марта, 2005 00:00
Еще не так давно прыгунью с шестом Анжелу Балахонову называли "Бубкой в юбке". Впрочем, сама Анжела к этому прозвищу отнеслась нормально, оно ей даже льстило.
Михаил НАЗАРЕНКО
Еще не так давно прыгунью с шестом Анжелу Балахонову называли "Бубкой в юбке". Впрочем, сама Анжела к этому прозвищу отнеслась нормально, оно ей даже льстило. Ее результаты до Олимпийских игр в Сиднее в 2000 году были действительно впечатляющими. Она стала вице-чемпионкой мира, побила мировой рекорд, дважды выигрывала чемпионат Европы, Кубок Европы, становилась неоднократной рекордсменкой континента. Все шло к тому, что и на Олимпиаде она получит золото. Однако вместо триумфа ее подстерегала неудача. Она продолжала выступать, пытаясь преодолеть психологический надлом. Но вскоре обнаружила, что забеременела. Ее муж - российский прыгун с шестом Вадим Строгалов, выступает за сборную России, но живет в Киеве и тренируется вместе с Анжелой. 1 апреля 2002 года она родила сына Никиту, а через полгода снова приступила к тренировкам. Улучшила свой личный рекорд на один сантиметр. А на прошедшей Олимпиаде в Греции заняла шестое место. Разговор с Анжелой и Вадимом проходил в их двухкомнатной квартире на Харьковском массиве. Они только что вернулись после тренировки из Броваров. В Киеве, оказывается, шестовикам тренироваться негде.

"ПРЕДОХРАНЯЛИСЬ, НО НА 100 ПРОЦЕНТОВ НИКОГДА НИЧЕГО НЕ БЫВАЕТ"

- В Киеве нет ни одного манежа, чтобы прыгать с шестом, - возмущенно говорит Анжела. - Ни одной ямы нет!

Вадим:- А в Москве их восемь.

- Что такое яма?

Анжела:- Место, куда приземляется спортсмен после того, как перелетает планку. Это мягкие поролоновые маты. Был у нас манеж на Березняках, где мы могли бы их поставить, но его оккупировала какая-то религиозная секта. Мы перебрались в манеж на Лесной, но и оттуда нас выпроводили. Просто бегали по дорожке с шестом, директор подошел и говорит: "Кто разрешил?". Получается, что прыжки с шестом - это не вид легкой атлетики. Другие спортсмены могут тренироваться, а мы - нет. У нашего тренера Юрия Федоровича Цасюка была большая группа. Все разошлись, потому что негде прыгать.

Вадим:- Бросила спорт очень перспективная девочка. Она нашла себе работу за 300-400 долларов. А подавала большие надежды.

Анжела:- По сути, нас гноят, хотят выжить куда угодно. Постоянно борьба какая-то. Когда я родила, на мне сразу поставили крест. Никто в меня не верил. Говорили: "Да никогда она ничего уже не покажет". Мне было так обидно. Спасибо, хоть "Динамо" поддерживало, пока я восстанавливалась, и результаты были не очень высокие. Выдавали ту зарплату, которую я должна была получать.

- Москва для вас - запасной вариант?

- Какой запасной? Муж может поехать в любой момент, у него там родители живут. А меня кто примет? Я гражданка Украины.

Вадим:- Ей потому туда дорога не светит, что уже четыре россиянки преодолевают с шестом 4 метра 60 сантиметров. А рекорд Анжелы пока - 4.57.

Анжела:- Я жила там с мужем больше двух лет. Москва насыщена народом до предела. Очень шумная. Добраться на машине в центр города в будний день практически невозможно, на тренировки тоже. Дикие пробки на всех дорогах. Люди оставляют свои машины возле метро и едут дальше под землей. Мне комфортно в Киеве: здесь удобней жить, меньше транспорта, другие расстояния.

Меня радует, что после рождения ребенка я снова прыгаю. Сложно было восстанавливаться. Но жизненная энергия опять появилась. Сейчас чувствую себя лучше, чем в 22 года, когда начинала прыгать с шестом. Все идет - тьфу-тьфу! - гладко.

- Вы планировали завести ребенка?

Анжела:- Мы об этом даже не задумывались. И до сих пор не понимаем, как это получилось. Даже предчувствия не было, что буду рожать.

- Предохранялись?


"Видно, Бог послал нам ребеночка"



- Естественно. Но вы же знаете, что на 100 процентов никогда ничего не бывает... До Олимпиады в Сиднее я всегда была в лидерах, и на этих соревнованиях от меня ждали только победы. Я сама себе говорила: "Никакого второго или третьего места, только первое! В меня верит вся страна!".

Но я не железная леди. Эмоциональная, у меня, как у большинства женщин, внутри все кипит, бурлит и шипит. И так должно быть все время, иначе я загниваю. Накануне стартов у меня была бессонница. Я сама с собой разговаривала. Мысли крутились все те же: завтра - золото, и не меньше. Можно сказать, что начала прыгать уже ночью. Измотала себя до предела. И перегорела. Шла в сектор тупо, как слепой котенок, но еще на что-то надеялась. Когда не перепрыгнула планку, села и чувствую: все, больше нет сил.

- Тебя укоряли за проигрыш?

- В принципе, нет.

- Кто-то злорадствовал?

- Не знаю, может быть. Но это всегда говорится за спиной. Олимпиада в Сиднее меня надломила. Пропали интерес, азарт, желание. Все словно обрубило. Наступила слабость необыкновенная. Я вообще ничего не могла делать. Слабость, и все. Словно болеешь. В других странах со спортсменами в подобных ситуациях работают психологи, которые помогают им выйти из кризиса. А у нас... Ты одна со своими мыслями, переживаниями, не знаешь, как от них избавиться.

- А как Вадим выступил в Греции?

Вадим:- "Забаранил"! У меня получилось, как у Анжелы на предыдущей Олимпиаде. Вышел на разминку и почувствовал, что мне ничего не светит.

- Анжела, что было дальше? Каким образом ты вылезла из психологической ямы?

- Я приходила в зал и не понимала, почему здесь нахожусь. Пыталась делать какое-то движение и не могла. Потому что не видела смысла. Хотелось забиться в какой-нибудь угол и ничего не видеть, не слышать. Смотреть не могла на самолеты, мне не хотелось ехать ни на какие соревнования. Сорвалась поездка в Австралию на финал Гран-при. И я так обрадовалась!

Я же не знала, что забеременела. Съездила на чемпионат мира. Меня тошнило все время, но я думала: что-то с желудком. Чистила его самой простой едой - рисом, помидорами, сухариками. Тянуло на соленое, но меня постоянно на него тянет. Два месяца так длилось. Я вместе со своим будущим ребенком прыгала во многих странах - в Англии, в Австрии, в Канаде, в Чехии... Даже на чемпионат мира съездила. Начала догадываться. Приехала домой, купила в аптеке тест на беременность. Тут-то все и выяснилось. Я была в шоке.

Муж мыл посуду. Сообщаю ему: так, мол, и так, я в положении. Он едва тарелку на пол не уронил. В общем, мы оба пребывали в какой-то прострации. А потом он сказал: "Все! Будешь рожать! Пора тебе отдохнуть". Мы это расценили как знак свыше. Видно, Бог послал нам ребеночка.

- Аборт не захотели делать?

- Это была моя первая беременность, и я очень боялась, что после аборта у меня вообще не будет детей. Так ведь бывает. Пошли к тренеру, чтобы сообщить новость. А он говорит: "Анжела, видишь, как все не складывается. Может быть, сделать перерыв? Может, вам попробовать родить ребенка?". Мы ему сказали: "Уже попробовали, уже в пути и так продвинулись, что вы обрадуетесь".

Я стала хорошей домохозяйкой. Как в нормальной семье, где жена сидит дома, а муж работает. В еде себя не ограничивала и поправилась на 10 килограммов, набрала 67 (сейчас вешу 54-55).

Поставила себе целью кормить ребенка грудным молоком. Мне казалось, что только тогда он будет здоров. Такое у меня было представление. Россиянка Татьяна Лебедева, чемпионка последней Олимпиады по прыжкам в длину, родила в том же году, что и я. Она тоже первое время пыталась кормить младенца грудью, но ее молоко было горьким. Оказывается, оно таким становится от больших нагрузок.

Спорт делает человека стервозным. Когда я тренируюсь, когда в напряжении, ко мне лучше не приближаться. В такие минуты я - как пантера! А тут стала спокойной, ничто меня не раздражало. Захотелось родить второго, третьего. Но прошло время, и меня снова потянуло на стадион, в манеж, чтобы тренироваться. Когда на чемпионате Украины был отбор на Олимпийские игры, меня так колбасило! А в Греции даже не нервничала. Удивлялась: должно же быть какое-то волнение? Результат показала не очень хороший - 4.40. Но место, считаю, заняла достойное, учитывая мою ситуацию.

"КОГДА НА ТЕБЯ СМОТРИТ ЛЮБИМЫЙ, ХОЧЕТСЯ СОВЕРШИТЬ НЕВОЗМОЖНОЕ"

- Как украинская спортсменка и российский спортсмен нашли друг друга?

Вадим:- Мы познакомились на международном турнире в Карлсруэ в 98-м году. Но я влюбился в нее годом раньше. Это была любовь с первого взгляда.

- Чем тебя поразила Анжела?

Вадим:- Своей красотой. Чем еще может поразить женщина? Еще я заметил, что у нее была прическа...

Анжела:- Какая прическа? У меня хвост всегда.

Вадим:- Как это хвост? Хвост - на соревнованиях. Ты сама мне потом сказала, что сделала тогда в январе, в начале сезона, новую прическу. Стопроцентно она была! Поразили ее глаза - красивые такие, накрашенные...

Анжела:- Накрашенные? Кошмар! Не быть тебе поэтом. Сказал бы лучше: натуральные...

Вадим:- Поразили, и все. Красивые, добрые глаза. Потом, естественно, смотришь на фигуру. Тоже красивая... А через год мы познакомились, и я полюбил ее.

Анжела:- Это было уже в Германии. Я только там обратила на него внимание. Мы вместе кушали, гуляли, ходили на тренировку. Общались с утра до вечера. Когда он уехал, я почувствовала: мне чего-то не хватает.

- Простите, когда вы впервые поцеловались?

Вадим:- Нашли время.

Анжела:- Когда он уезжал. Но только поцеловались. А потом все время этим занимались - быстро, по-современному. Времени ведь для встреч было мало. Он - на своих соревнованиях, я - на своих. Это сейчас мы все время вместе и уже, наверное, друг другу глаза намозолили.

Помню, должна была лететь в Японию. На руках уже был билет. Я собрала сумку, пришла за визой. А ее не успели оформить. Все равно отправилась в аэропорт и полетела в Москву к Вадиму. Для него это был приятный сюрприз. Мы провели вместе несколько счастливых дней. Были майские праздники. Мы гуляли по столице, смотрели салют. И снова разъехались.

А потом жили в Москве. Начинался сезон, и снова ему - в одну сторону, мне - в другую. Я ревмя ревела, когда летела куда-то на старт, так не хотелось расставаться. Мне всегда хотелось плакать, когда уезжала куда-то.


Семь лет назад Анжела поразила Вадима своей красотой. С тех пор они вместе

Первый чемпионат Европы я выиграла только благодаря любимому человеку. Он сидел на трибуне, я знала об этом и просто звенела вся! Словно в космос взлетела. Если бы надо было прыгнуть пять метров, я в тот момент одолела бы и эту высоту.

Прибыла на второй чемпионат Европы. Вадим звонит: "Приехать не смогу". Говорю ему: "Если тебя не будет, я не выиграю". Он взял билет, прилетел, и все у меня опять было замечательно. Понимаете, когда на тебя смотрит любимый человек, тебе хочется сделать невозможное. Во всяком случае, у меня так. К сожалению, на Олимпиаде в Сиднее мужа рядом не было...

Вадим:- И ты проиграла.

Анжела:- Старший тренер так мне и сказал: "Вот если бы с тобой поехал Вадим, все было бы нормально".

- Интересно, Вадим, как бы ты смог повлиять?

Вадим:- Я бы просто разрядил ситуацию. Успокоил ее, и все. Любыми способами! Избавил бы от робости, вселил уверенность.

- Какие еще факторы необходимы для того, чтобы было желание чего-то достигать?

Анжела:- Надо, чтобы за это хорошо платили. Чем выше прыгнешь, тем больше заработаешь. Сразу скажу: деньги для меня никогда не играли большой роли, но живешь-то за счет того, что прыгаешь. Другой профессии у меня нет. Сейчас материальный стимул стал сильнее, потому что есть ребенок.

- Вы думаете о следующей Олимпиаде? Возраст позволит?

Анжела:- А почему нет? Вон немке Хайке Дрейхслер 40 лет, а она все прыгает. И готовится к новому сезону.

Вадим:- А спринтерше Мерилин Отти - 43! Если нет травм, если позволяет энергия, если все грамотно делать, почему надо сдаваться?

"ОДНАЖДЫ ПРИЗЕМЛИЛАСЬ НЕ НА МАТЫ, А НА ПОЛ... АМЕРИКАНЦЫ УЖЕ В КАСКАХ ПРЫГАЮТ"

- Шест для спортсмена - что-то магическое?

Анжела:- Наверное, да. Когда я была беременной, взяла в манеже огрызок шеста и ходила с ним по квартире туда-сюда. Тянуло снова ощущать привычную тяжесть в руках, делать привычные движения.

- Сколько он стоит?

- Женский - 350 долларов, мужской - до 600. Чем шест жестче и длиннее, тем он дороже.

Первые два женских шеста нам подарила шведская фирма "Нордик". Сейчас шесты изготовляются только в Америке. Мы их там заказали, но по незнанию попросили длинные и жесткие. А это было совсем не то. Заплатили за четыре штуки немыслимую по тем временам сумму - 1200 долларов. Помогли добрые люди, и одним из них был Олег Сергеев, нынешний тренер нашей известной прыгуньи Елены Говоровой.

- Я спрашивал Сергея Бубку, испытывал ли он страх перед высотой. Он ответил, что вначале что-то подобное ощущал. Сопряжены ли прыжки шестовиков с опасностью?

- Можно упасть мимо ямы, приземлиться на пол. У меня однажды так было. Результат: перелом крестца. Ничего, нормально. Рвалась дальше прыгать. У россиянина Паши Герасимова на Олимпиаде в Греции все закончилось хуже, чем у меня: он упал мимо ямы и получил четыре перелома в пояснице.

Бывало так, что, совершив прыжок, спортсмен напарывался сверху на шест. Некоторые после этого завязывали со спортом. В интернате один парень прыгнул с шестом и умер. А в Америке, где этот вид введен в учебную программу, вообще много смертных случаев. Там студентов обязали прыгать в касках. Кстати, на Олимпиаде в Греции американец, занявший второе место, выступал в каске.

- Шесты ломаются?

- Да. Но у меня, слава Богу, такого не было. А у Вадима ломался прямо на соревнованиях - сразу на три части. Он с куском, за который держался, сделал сальто и приземлился на маты. Эти кадры долго показывали по телевидению как курьез.

Приехали мы на соревнования из Украины, общаемся с россиянками. Их тренер рассказал жуткую историю. Будто у одной спортсменки сломался шест и кусок впился ей в самое горло. Мы, конечно, поверили. А потом узнали, что всего лишь осколок отлетел и поцарапал кожу. Зеленкой помазали.

- Какие ощущения в полете?

- Если преодолеваешь планку, получаешь удовольствие, кайфуешь! А если сбиваешь, летишь злой, все проклинаешь.

- И какие слова произносятся?

- В основном матом все кричат. (Смеется). Все зависит от того, насколько человек эмоциональный.

- Красивое это все-таки зрелище - прыжок девушки в небо...

- Действительно: несется амазонка с палкой. Мужчинам интересно...
"В ДЕТСТВЕ УПАЛА С ЗАБОРА, ЗАЦЕПИЛАСЬ ПЛАТЬЕМ И ЕДВА НЕ УДАВИЛАСЬ"

- Те испытания, которые тебе выпали, как-то изменили твой характер?

- Какой была с детства упрямой, такой и осталась. Мама говорила обо мне: "Если бы она была другой, то, может быть, и не прыгала бы". Я никогда не слушала то, что говорили мне старшие, а делала то, что считала нужным. Причем 150 раз на одном месте набивала шишку и все равно поступала по-своему.

- Например...

- Таких примеров много. Мне говорили: "Не лазь по деревьям и заборам", а я не слушалась. И однажды это чуть не закончилось трагически. Ходила по забору, сорвалась и, зацепившись платьем, повисла вниз головой. Хорошо, что мама находилась рядом. Она подскочила и спасла меня, иначе бы я удавилась.

Была совсем невменяемая, неуправляемая. Если бабушка куда-то на время отлучалась, то запирала меня дома. Я терпеливо ждала ее возвращения, вела наблюдение. И когда она открывала дверь, быстро вылезала через форточку и закрывала ее с другой стороны. И - гуляю, снова лезу туда, куда взбредет в голову.

У нас имелась тумбочка, где родители хранили деньги. Я как-то туда залезла. Шарю, а там их столько! Вот, думаю, класс! Обычно мне давали три рубля в поездку на соревнования. А мне игрушек хотелось купить, еще что-то. И вот я присвоила себе десяточку. Недавно рассказала об этом маме. Она вспомнила: "Мы с папой тогда долго разбирались, кто же ее взял. Но тебя не подозревали".

- Наказывали?

- Ставили в угол. Это было очень обидно. Можно было попросить прощения, но я была слишком гордая для этого. Стояла, пока родители не выпускали. Кстати, мы своего сына тоже иногда ставим в угол. Для него это самое страшное наказание. Шлепки по заднице он вообще не воспринимает, для него это игра какая-то. Но слово "угол" его сразу приводит в сознание.

Чтобы как-то обуздать мою неуправляемую энергию, меня определили на гимнастику. Я отдала ей 10 лет. Не люблю об этом рассказывать. Ничего интересного в этот период не происходило. Хотя запомнилось, как тренер меня поощрял. Зная, что я люблю игрушки (их тогда было мало в магазинах), он приносил куклу или пупсика и показывал мне: "Сделаешь двойное сальто, они твои". У меня появлялась цель, я ею зажигалась и буквально за несколько дней делала то, что надо.

Кроме занятий гимнастикой, участвовала в соревнованиях "Старты надежды". Прыгала в высоту, в длину, бегала 100 метров - быстрее всех. Тренер Владимир Балясников меня заприметил и пригласил на спринт. Но меня почему-то страшно угнетало, что нужно в одно и то же время стартовать с другими. И когда мне предложили попробовать себя в прыжках с шестом - это был молодой вид спорта, - я сразу согласилась. Гимнастика мне очень пригодилась, потому что все шестовики ею занимаются, чтобы лучше управлять своим телом в полете.

- Как на тебя влияли родители?

- У меня был замечательный папа. К сожалению, он уже умер. Я очень тяжело пережила его смерть. Он был веселый, жизнерадостный, всегда в хорошем настроении. Я с ним легко находила общий язык. И когда звонила домой, чтобы отпроситься, а трубку поднимала мама, говорила: "Давай мне папу". Я пару раз хотела завязать с гимнастикой, но папа меня отговаривал. А с мамой у меня всегда были какие-то трения. У нее был сложный характер, сейчас стал мягче.

- Трудно спортсменке быть женщиной?

- В принципе, нет. Просто бывают ситуации, когда хочешь надеть какое-нибудь женственное платье и не надеваешь, потому что мышцы на ногах выпирают больше, чем надо. Обычному человеку это режет глаз. Может быть, это комплексы.

- Ты своим характером - неординарным, эмоциональным, максималистским - не раздражаешь окружающих?

- Наверное, у всех людей есть друзья и враги. Но ты живешь в своей квартире, ездишь на своей машине. У тебя свой мирок, в котором ты общаешься только с теми, кто тебе симпатичен. И ты стараешься не интересоваться тем, кто о тебе что-то говорит плохое. На мне это никогда не отражалось.

- Чему тебя научила твоя спортивная карьера?

- Тому, что надо быть жизнерадостным человеком. Ко всему, что происходит, относиться спокойно, понимая: все, что ни делается, к лучшему. Плохое чему-то научит, а от хорошего получишь заряд радости.

- А что ты скажешь тем, кто уже поставил на тебе крест, кто больше не верит в твою силу?

- Спасибо им. Если бы меня только поощряли, вряд ли я была бы такой упрямой и целеустремленной. Это подталкивает доказывать обратное. Во всяком случае, так всегда было у меня.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось