В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Без права на сомнение

У Алексан­д­­ра Галича есть песня о том, что «бояться-то надо только того, кто скажет: «Я знаю, как надо». Мы не раз убеж­дались, до чего может довес­ти приказное объединение под фла­гами истин, которые обсуждению не подлежат, до чего страшен человек, объявивший себя единственным толкователем всего на свете. И советский коммунизм, и германский нацизм, и маоис­ты в Китае, и Северная Корея со своими Кимами, и Пол Пот, и мусульманские фанатики, и африканские националисты: все это уроки, еще не усвоенные человечеством как следует.

На памятнике Карлу Марксу в Москве начертана одна из директивных советских глупостей, изреченная Лениным: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» («всесильно, потому что верно», «верно, потому что всесильно» — слова можно переставлять как угодно). Но дело здесь не в формальном отсутствии логики.

Дело в том, что все беззакония, происходившие в бывшем Советском Союзе, оправдывали учением Карла Маркса и тем, что оно безупречно во всех случаях жизни. Конечно же, при этом было опасно обсуждать, до чего бестолковые ученики оказались у покойного философа...
Средневековые инквизиторы оправдывали свой террор именем Иисуса, который, естественно, не имел отношения к совершенному от его имени сожжению Джордано Бруно или к одной из самых коварных фракций католицизма, иезуитам. Но в этих и множестве других случаев решали люди, категорически утверждавшие: «Я знаю, как надо!».

Религии пронизаны словом «вера». Вера должна быть абсолютной, без сомнений, и ее постулаты обязаны выполняться неукоснительно всеми без исключения. Когда-то в субботу я ехал в Иерусалиме по району, где живут фанатичные талмудисты, и они вдогонку выкрикивали ругательства, потому что в субботу, по их мнению, автомобили водить нельзя. А при чем тут я? «Так надо!».

Сомнение фанатиками трактуется как ересь. Любой инакомыслящий для них — враг. Афганские талибы, ввергнувшие свой несчастный народ в пучину средневековья, казнили тех, кто сомневался или задавал вопросы о решениях, принятых талибами якобы во имя Аллаха и его пророка Мухаммеда, хотя в Коране нет оправданий мракобесию. А помните картину Сурикова «Боярыня Морозова», где народ издевается над православной староверкой? Компромиссы для фанатиков невозможны: или я тебя уничтожу, или ты меня — так и живут...

Жизнь в условиях тоталитарной, не допускающей вопросов и сомнений системы уродует человеческую психику. Сейчас психологи пишут о том, как трудно «раскодировать» (это научный термин) сознания, изуродованные жизнью в условиях единомыслия.

Я читал несколько научных работ, изданных на Западе, в которых исследовались «рецидивы советского сознания», то, как молодые государства «закрылись в постсоветских клетках и позапирали за собой двери». Жизнь под командованием людей, постоянно давивших на массовое сознание и повторявших: «Я знаю, как надо», травмирует надолго, как любое пребывание в условиях насилия, так же, по сути, как жизнь в тюрьме.

Есть такой оборот «инфантилизация сознания», то есть обращение взрослых людей в подростков, постоянно ожидающих команды или разрешения на то, чтобы поступить так или иначе. Атрофия способности к принятию решений — дело опасное, и мы сегодня маленькими шажками выходим из состояния, в которое были ввергнуты жизнью «без права на сомнение». Мы еще не знаем, «как надо», но уже сами додумываемся до этого. Слава Богу!



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось