В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Ищите женщину!

Актриса театра и кино вторая жена Андрона Кончаловского Наталья АРИНБАСАРОВА: «Я смотрела сквозь накомарник в небо Туркмении и думала, что обязательно из этой нищеты вырвусь»

Валентина ГОЛЫШЕВА. Специально для «Бульвар Гордона» 7 Февраля, 2014 00:00
Ровно 50 лет назад выпускницу хореографического училища Наталью Аринбасарову пригласил на съемки в свою картину «Первый учитель» Андрон Кончаловский. Главная роль в этом фильме принесла молодой актрисе мировой успех и всесоюзную известность
Валентина ГОЛЫШЕВА
Наталья Аринбасарова считает, что ей в жизни повезло: училась балету в самой престижной школе при Большом театре, первая работа в кино в филь­ме «Первый учитель», затем Венецианский фес­тиваль, приз за лучшую женскую роль... Аринбасарова — счастливая мама двух талантливых людей: режиссера Егора Кончаловского и телепродюсера Екатерины Двигубской. Подрастает любимая внуч­ка Маша. Недавно Наталье Утев­лев­не исполнилось 67, но она по-прежнему полна сил, энергии и активно работает.

КАЖДЫЙ ДЕНЬ НУЖНО ДОКАЗЫВАТЬ, ЧТО ТЫ ЧЕГО-ТО СТОИШЬ»

- Наталья Утевлевна, насколько осо­знанным было ваше решение оставить карьеру балерины и стать киноактрисой?

- Вы знаете, нуж­но стараться самому строить свою жизнь. И чем раньше это поймешь, тем лучше. Недавно мы с Валей Теличкиной разговаривали - я ее очень люблю, она глубокий, умный человек. «Ты помнишь Наташа, - спрашивает Валя, - какие с нами девочки учились? Такие красавицы... Где они все?». Кто-то спился, кто-то ушел из профессии, в общем, свою жизнь профукали. Шлейф твоих поступков, совершенных, может, даже в не­разумном возрасте, все равно тянется через всю жизнь, и об этом нужно все время помнить.

- Вы ведь очень быст­ро повзрослели?

- Я уже в 11 лет уехала из дома и жила в интернате при училище Большого театра. Началась настоящая работа, детства почти не было. Каждый день репетиции, мы участвовали в спектаклях Большого театра, Кремлевского дворца, Театра имени Станиславского. Изображали медуз, солдатиков, мышей... Это был золотой век Большого театра. Тогда столько звезд появилось! И конечно, когда находишься на сцене рядом с Улановой, Тимофеевой, видишь, как они работают, то понимаешь, что это настоящая школа. Каждый божий день надо доказывать, что ты чего-то стоишь. Не сделал шаг вперед - значит, сделал два шага назад.

Наталья Утевлевна с бывшим свекром Сергеем Михалковым и его супругой Юлией, сыном Егором Кончаловским, невесткой актрисой Любовью Толкалиной, внучкой Машей (дочь Егора и Любы) и дочерью Екатериной Двигубской

- Своим детям вы такой муштры уже не уст­ра­и­вали?

- Нет. Но я им всегда говорила, что на них природа не отдохнула и нужно работать. Они оба у меня трудоголики - что Егор, что Екатерина. И папа меня так воспитывал, что самое главное - это работа, потому что будет работа - будет все: и фестивали, и бе­се­ды с журналистами, и поклонники... Не будет работы - ничего не будет.

- Папа был строгим человеком?

 

- У нас в семье было пятеро детей. Папа - военный, детьми мама занималась, жили мы очень скромно. Время полуголодное, по карточкам получали мыло, пакетик бубликов... Если сахар привозили, мама нас с ночи ставила всех пятерых в очередь, потому что на каждого давали по столько-то граммов. Да и в советские времена в бытовом плане жилось непросто. Но сколько себя помню, я верила в свою звезду.

Мы жили в Туркмении в воинской части - там жара страшная, 55 градусов днем. Ночью мама ставила две солдатские койки с металлическими сетками и укладывала нас пятерых под накомарником из тюли, а ножки кроватей опускала в банки с водой, чтобы не заползли скорпионы и фаланги. Я смотрела сквозь накомарник в небо Туркмении и думала, что обязательно вырвусь из этой нищеты.

Наталья решила стать балериной после того, как увидела по телевизору «Лебединое озеро», но судьба распорядилась иначе

- В балетной школе, наверное, тоже особенно не шиковали?

- Когда училась в балетной школе, жила в интернате, денег почти не было. Помню магазин «Овощи-фрукты» на Кузнецком мосту, в котором по стеклу стру­илась водичка, - он мне таким недоступным казался. На прилавке лежали пирамиды апельсинов, яблок. Иногда я думала: «Когда вырасту, обязательно все это куплю!». И когда стала зарабатывать, спе­циально поехала в этот магазин, хотя мне гораздо ближе было в другой, и отоварилась.

«У ПАРАДЖАНОВА БЫЛ ОГРОМНЫЙ, ЧУДЕСНЫЙ, ВЫСОКИЙ ЛОБ, И МНЕ ВСЕ ВРЕМЯ ХОТЕЛОСЬ ЕГО В ЭТОТ ЛОБ ПОЦЕЛОВАТЬ»

- Я знаю, вы были знакомы с Сергеем Параджановым. Какое на вас произвел впечатление этот неординарный человек?

- В 1980 году у моего второго мужа Николая Двигубского была выставка в Тбилиси, и нам кто-то из друзей сказал, что надо пригласить Параджанова, а то, если мы этого не сделаем, он обязательно придет и что-то эпатажное устроит. Ну и мы пошли к нему втроем: я, муж и на­ша дочь Катенька. Сергей дома отсут­ст­во­вал - мы ждали, там еще какие-то ходоки пришли. Потом появился Параджанов, который, оказывается, был на балете.

Кинодебют Натальи Аринбасаровой — роль Алтынай в фильме «Первый учитель», 1965 год

Помню, Сергей смотрел-смотрел на меня и спрашивает: «Это ты играла в «Первом учителе?». - «Да», - говорю. Он: «Хорошая артистка». Затем снял перстень с руки и протянул мне: «Это тебе».

Этот большой красивый перстень я до сих пор храню как талисман. А Катеньке Параджанов подарил чашечку старинную, торгсиновскую. В первый год советской власти были такие пункты, так называемые торгсины, для торговли с иностранцами, куда сдавали всякие ценные вещи, антиквариат... Чашечку, к сожалению, не уберегли.

А потом Параджанов пришел на выставку моего мужа с целой свитой своих поклонников и друзей. У него, как у вождя индейцев, из листьев папоротника был сделан головной убор и хвост. Не смог удержаться от эпатажа. Я неотрывно тогда на него смотрела. У Сергея был такой огромный, чудесный, высокий лоб, и мне все время хотелось его в этот лоб поцеловать. Я чувствовала, что он необыкновенно талантлив, но именно его окружение постоянно провоцировало его на какие-то эпатажные выходки - он все время что-то выкидывал, кого-то шокировал... При этом в нем чувствовалось что-то глубоко трагическое.

С Никитой Михалковым в картине «Песнь о Маншук», 1969 год
«Джамиля», 1968 год

- Наталья Утевлевна, вы до сих пор довольно часто снимаетесь. Какие последние роли вам запомнились?

- На 20-м фестивале «Киношок» я получила приз за «Лучшую женскую роль» в картине «Нежданная любовь». Это фильм о любви стариков. Светлая, нежная картина, дающая надежду на то, что в любом возрасте может случиться любовь и счастье.

Пять призов мы тогда взяли... Параллельно я снималась у киргизского режиссера в фильме «Мамин рай». Там я сыграла мать, у которой сын уехал в Россию на заработки и пропал. Эти проблемы меня очень затронули - я же вижу, сколько в Москве этих гастарбайтеров, годами живущих без семьи, в адских условиях. А ведь у них есть папы, мамы, семьи... Поэтому я рада, что сыграла роль в фильме на эту злободневную тему.

С первым супругом Андроном Кончаловским, 1966 год

- Вы ведь и у сына снимаетесь?

С сыном Егором, 1966 год

- Да, и Егор, и Катя всегда мне предлагают хотя бы маленькую роль в своих проектах. Я стесняюсь иногда - у нас ведь столько замечательных актеров моего возраста. Нет, говорят, мама - ты у нас талисман. Но я никогда не пользуюсь своим положением. Я очень дисциплинированна и не капризна. Смотрю, как некоторые молодые артистки «звездят», - это очень не­при­ятно наблюдать.

Я, конечно, могу попросить сшить себе платье из шифона, но не из прихоти, а потому что это на­до для образа, для работы. А чтобы опаздывать или претензии какие-то предъяв­лять? Никогда.

С сыном и актрисой, тогдашней женой Никиты Михалкова, Анастасией Вертинской, 1966 год

- Съемочные площадки времен вашей молодости сильно отличаются от нынешних кинобудней?

С сыном и актрисой, тогдашней женой Никиты Михалкова, Анастасией Вертинской, 1966 год

- Сейчас, конечно, намного легче. Ус­ло­вия намного лучше во время съемок, питание... Помню, в прежние времена - жара под 50, поставят алюминиевый бак (хорошо, если с краником), к нему кружка цепью прикована, чтобы никто не утащил, и все из нее пьют. Или миски алюминиевые во время обеда раздадут, а после еды надо обязательно миску спо­лоснуть в речке и сдать. А сама еда просто ужасная была.

Сегодня же актерам на съемках создают прекрасные жилищные условия, можно душ принять, есть туалет... А раньше жили в кошарах, палатках, школах. Мужчины - в одном классе, женщины - в другом. На раскладушках. И длилось это месяцами! Но все-таки мне кажется, что если очень хочешь и веришь в свою звезду, то удача не обойдет тебя стороной.

«ЕГОР ГОВОРИТ: «НУ ЧТО, МАМОЧКА, БУДЕМ ВМЕСТЕ СТАРЕТЬ?»

Брак Аринбасаровой и Кончаловского распался в 1969 году — Андрон собирался эмигрировать и женился на иностранке Вивиан Годе

- То, что вы рано стали мамой, не на­рушило ваших планов?

- Я просто другой колеи не знаю: вышла замуж в 18 лет, в 19 у меня Егор родился. Конечно, иногда смотришь, как другие живут, и становится немножко обидно, что у тебя не было детства, не было юности... Зато сейчас Егор мне говорит: «Ну что, мамочка, будем вместе стареть?». Ему уже 47, и он меня совсем не слушается. В нем по-прежнему много мальчишечьего осталось.

Наталья Аринбасарова, Валентина Теличкина, Василий Шукшин и Михаил Ножкин в кинодраме Сергея Герасимова «У озера», 1969 год

- Вы живете вместе?

- Да. Егор построил большой дом и для меня специально все оборудовал - у меня своя гостиная, своя спальня, гардеробная, прихожая, ванная. Могу быть с ними, а могу перекрыть свою дверку, мы неделю не видимся. А дочь живет в Моск­ве, рядом с «Мосфильмом». Дети мои очень заботливые. Я не люблю ходить по магазинам, поэтому Катя меня одевает. Всегда привозит из-за границы какие-то вещи - она знает мои вкусы, мои размеры. И оба они мне денег дают каждый месяц, чтобы я себе ни в чем не отказывала.

- Они с вами советуются хоть иног­да, в том числе по поводу личной жизни?

- И Егор, и Катя очень самостоятельные. Поэтому хоть говори, хоть советуй, они сами все решают, и я стараюсь не вме­шиваться. К тому же сын и дочь очень любят друг друга и всегда друг друга поддерживают. Поэтому нам ничего не страшно - мы очень сплочены.

С Сергеем Шакуровым, «Вкус хлеба», 1979 год

- С внучкой дружите?

- Я больше бабушка-праздник для нее, потому что в основном с Машей сидела другая бабушка, а когда я приезжала подменить, то старалась проявить фантазию. Маша, например, никак не хотела спать ложиться без мамы, когда ей было годика полтора, и я, чтобы она не плакала, мастери­ла из салфеток каких-то принцесс, прин­цев. И говорила ей: «Это мама, а это папа, они танцуют сейчас на балу...».

Наталья с первой свекровью поэтессой Натальей Кончаловской и сыном Егором на Николиной Горе, конец 60-х

Она верила в это. Потом у нас был персонаж Пиктус - такой мальчишка, который прилетел на дельтаплане из страны Пектусии и к нам через дымоход свалился, прямо на кровать. Этот мальчик олицетворял все самые противные качества - и хвастун, и жадина, и хулиган... Но мы с хулиганом и завтракали, и книжки читали, и гуляли. Маша уже большая, но когда приезжает ко мне, всегда спрашивает: «Как там Пиктус?».

- У Марии есть творческие задатки, на ваш взгляд?

- У нее очень развито воображение. Она замечательно рисует, даже сделала иллюстрации к книжке Ларисы Максимовой «Дет­ский лепет». А в ос­таль­ном Маша - обыкновенная девочка, учится в школе, занимается музыкой, танцами. Но это ничего не значит. Инте­рес к рисованию может исчезнуть. Она ведь и скульптором хотела быть, и одно время лепила фигурки. Еще они с подружкой обожают ставить спектакли. Вот посмотрели мы мюзикл «Русалочка», они тут же подобрали музыку, сделали реквизит, декорации, костюмы и всех персонажей сыграли.

Третий супруг Натальи Аринбасаровой кинорежиссер Эльдор Уразбаев

- Наталья Утевлевна, а как вы отдыхаете? Путешествовать любите?

Со вторым мужем художником Николаем Двигубским, их общей дочерью Катей и сыном Егором Кончаловским, 1975 год

- В свое время я очень много ездила. Когда едешь с делегацией, то и машина есть, и переводчик, и заботятся о тебе... Я к такому сервису привыкла и одна путешест­вовать просто боюсь. С Катей люблю ездить, с Его­ром. Недавно мы с ним и Машей были в Черногории. А так... Мне и дома хорошо! Егор тоже очень любит дом.

- Как по-вашему, для женщины важнее личная жизнь или профессия?

- А что такое личная жизнь? Это ведь не только любовь к мужчине. Это и дети, и быт, и время, которое ты посвящаешь себе... А любовь, как я понимаю с возрастом, это в огромной степени игра гормонов.

- Вы общаетесь с первым мужем Андроном Кончаловским?

- На каких-то мероприятиях встречаемся периодически, но мы всю жизнь дружим. Я считаю, что нужно всегда сохранять хорошие отношения. Ты же когда-то выбрал именно этого человека из всех, значит, он не может быть таким уж плохим.

- Какой у вас главный жизненный принцип?

- Когда-то в моем детском дневнике был записан девиз: «Пусть между целью и тобой грохочет всех морей прибой, не смеешь ты с пути свернуть!». А сейчас, если за что-то робею взяться, то говорю себе, что не боги горшки обжигают. Ну, и еще одно правило: все, что делаешь, делай, как в последний раз. Ничего проходного нет, все складывается из маленьких кирпичиков - и жизнь, и судьба, и никуда ни один кирпичик не выкинешь. Тогда просто здание рухнет.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось