Юрий РЫБЧИНСКИЙ: «Мне, коренному киевлянину, очень не хочется, чтобы улице Институтской вернули прежнее ее название — Жертв Революции»
Дорогие друзья! Дорогие знакомые мне и незнакомые граждане Украины, живущие на юге, севере, востоке и западе нашей Родины!
События, происходящие сейчас в Украине, заставили меня обратиться ко всем вам вместо того, чтобы писать стихи и пьесы, записывать с моими исполнителями новые песни.
Уже много дней я все время повторяю строки Маяковского:
Помните:
Погибла Помпея,
Когда разбудили Везувий.
ПОКА НЕ ПОЗДНО, НУЖНО ПОМЕНЯТЬ МОДЕЛЬ МАШИНЫ-ГОСУДАРСТВА
Я так же, как и все, любящие Украину, не хочу, чтобы она стала второй Помпеей. И в то же время понимаю, что Везувий народного гнева уже разбужен. И, что самое страшное, с моей точки зрения, огонь пылает во всех сердцах, грозя испепелить изнутри каждого.
Мне очень трудно при всей моей фантазии представить себе человека, которого могло бы обрадовать, сделать счастливым то, что происходит сейчас в Украине. Думая о происходящем, задавая себе вечный вопрос: «Кто виноват?», понимаю, как легко написать простейший ответ на этот сложный вопрос: «Во всем виновата власть!».
Но эта власть избрана народом. Значит, виноват и народ, избравший эту власть. Я, как и многие миллионы граждан Украины, мог бы возразить: «А в чем моя вина? Я голосовал за другого кандидата, за другую партию», но это слабое оправдание, потому что сегодня я понимаю абсолютно точно: кто бы ни был Президентом Украины в 2010 году, в 2014-м или в 2015-м, большинство граждан Украины все равно вышли бы на Майданы.
Потому что любой президент, независимо от фамилии, всего лишь водитель машины, в которой едем мы все. И если модель машины - не «мерседес», не «форд» и даже не «ниссан», а ржавый «запорожец», нужно менять модель машины, пока не поздно. Потому что при этой модели государства мы обречены на отсталость и автокатастрофы. При этой модели государства народ всегда будет недоволен водителем, то есть президентом.
Вспомните: народ был недоволен всенародно избранным Кравчуком, и поэтому в 1994 году состоялись внеочередные президентские выборы. Потом, избрав Кучму, народ через некоторое время точно так же был недоволен Леонидом Даниловичем. Затем, при помощи первого Майдана в 2004 году, народ избрал Ющенко, чтобы через год-два точно так же с презрением относиться к своему избраннику. Теперь настала очередь Януковича.
Не нужно быть Нострадамусом, чтобы предвидеть: через несколько месяцев, избрав Кличко, Яценюка или Тягнибока (фамилия не имеет значения), мы снова выйдем на Майдан с криками: «Геть! Ганьба!».
Мы все вышли из социализма, почти единодушно решив строить капитализм в Украине. Но моделей капитализма сегодня в мире множество. Мы же почему-то выбрали наихудшую из моделей - такую же, как и Россия, хотя территориально и ресурсно мы - страна сродни Польше и Чехии, где живут такие же близкие нам по духу и крови славяне, как и россияне.
Пока не поздно, надо поменять модель машины-государства, иначе мы еще долгие годы будем ехать на ржавой машине, все время ремонтируя ее на ходу и называя этот ремонт реформами. Какой же должна быть модель новой государственной машины с моей точки зрения? Во-первых, это должна быть не полицейская машина. Во-вторых, неолигархическая. В-третьих, не авторитарная.
Экономическая модель нынешней Украины не имеет никакого отношения к современному капитализму, в котором действует основное правило, сформулированное еще Карлом Марксом: «товар - деньги - товар». Этот фундаментальный закон у нас заменен на другой: «деньги - власть - деньги». Поэтому власть у нас является самой выгодной формой бизнеса. Отсюда и неизбежность коррупции, поскольку без нее эта формула не действует.
При такой формуле уничтожается свободная конкуренция - фундаментальная составляющая, без которой современный капитализм невозможен. Это рано или поздно приводит к монополии, ведь тем, кто купил власть для того, чтобы делать деньги и умножать свои капиталы, не нужны конкуренты.
Такая власть всегда стремится, чтобы весь бизнес (большой, средний и малый) принадлежал ей и только ей. Тех бизнесменов, кто не желает делиться (платить дань) с властью, при такой модели государства всегда ждет участь Ходорковского или Евгения Щербаня. Но, как ни странно, тем самым власть сама себе порождает глобальные, катастрофические проблемы, поскольку рождает у большинства граждан протест, который, умножившись на безысходность и бесперспективность, становится детонатором бунтов, революций и гражданских войн.
ЛАВА ИЗ ВУЛКАНА МОЖЕТ УНИЧТОЖИТЬ ПОМПЕЮ, НО ПОСТРОИТЬ НОВЫЙ ГОРОД НЕ СПОСОБНА
До поры до времени наша государственная машина более или менее двигалась за счет негласного договора между верхом и низом: «Пусть каждый обогащается по возможностям». Но возможности у власти и народа были разными: обладание властью давало стопроцентную прибыль, в то время когда рост доходов населения не превышал и 10 процентов.
До тех пор пока при Кравчуке, Кучме, и Ющенко власть не осмеливалась забирать эти 10 процентов у граждан, конфликт при всем антагонизме власти и народа был не огнеопасным. Когда же этот хрупкий паритет был нарушен, народ, долгое время роптавший, превратился в ту вулканическую лаву, которая выплеснулась наружу - на Майданы. То есть первопричина нынешних событий прежде всего экономическая. Люди, вышедшие на Майданы, жаждут поменять экономическую модель государства, которая для большинства бесперспективна.
Но сможет ли революция или гражданская война решить этот главный фундаментальный вопрос?
Категорически заявляю: нет! Лава из вулкана может уничтожить Помпею, но построить новый город не способна. Кроме этого, любая революция надолго уничтожает одну из основ современного капиталистического общества - демократию. Ибо ненависть порождает только ответную ненависть, сила порождает насилие, вражда порождает злобу. А для того, чтобы что-то создать, построить, нужны, прежде всего Любовь, Знание, Взаимоуважение.
Украина сегодня напоминает мне мать, у которой один сын служит во внутренних войсках, а другой находится на баррикадах Майдана. Сейчас, как никогда, наша страна нуждается в моральных авторитетах, которые возьмут на себя функцию пожарников и попытаются погасить все более и более разгорающийся костер гражданской войны. Между властью, желающей показать свою силу, и теми, кто одержим маниакальным желанием ценой любых жертв одержать победу над этой властью, должны встать люди, пользующиеся непререкаемым авторитетом у большинства граждан Украины. Это должны быть люди, не ангажированные ни одной из противоборствующих сторон.
И у власти, и у ее оппонентов сейчас, к сожалению, превалирует иллюзия: «Кто сильнее - тот прав». И те, и другие считают, что сила на их стороне. Как ни странно, в этом слабость и тех, и других. Обмазывая кому-то заборы, снося памятники, выкрикивая оскорбления в адрес кого-то, ты всегда даешь право поступать так же и с тобой. Избивая невооруженных студентов, ты даешь право им вооружаться и избивать своих сверстников в форме солдат внутренних войск.
И те, и другие уничтожают саму суть демократии. И тем, и другим нет места в цивилизованном обществе. Люди, которые хотят при помощи силы решить вопрос: «Как нам лучше жить?», делают все для того, чтобы наша жизнь стала невыносимой.
Мы все, к сожалению, не извлекли главного урока из событий на Майдане в 2004 году. Тогда очень многие друзья, родственники, добрые знакомые перессорились друг с другом из-за того, что одним нравился Ющенко, а другим - Янукович. Многие не разговаривают друг с другом до сих пор. Некоторые стали врагами. И что в результате? В результате получили Президента, в десятки раз хуже предыдущего. Президента, который не объединил украинский народ, а перессорил всех, даже тех, кто его поддерживал. Президента, который разорвал выгодный для Украины газовый контракт с Россией и должен сейчас вместо Юлии Тимошенко сидеть в тюрьме.
Но это же мы его выбрали, и значит, мы тоже соучастники. Нас тоже должен судить Бог и история за то, что, видя во главе государства бездарность, мы в свое время не вышли на Майдан и обманувшего нас и наши чаяния Президента не лишили полномочий.
НАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА - ТОТ, КТО СПОСОБЕН ВРАГА СДЕЛАТЬ ДРУГОМ
Сейчас, в разгар гражданской войны, многим людям, находящимся по обе стороны баррикад, по телефону угрожают, многих оскорбляют, многих оплевывают за их взгляды, за партийную принадлежность, и, что самое прискорбное, - за их национальную принадлежность. Кто бы этим ни занимался, таким людям не место в Евросоюзе. Их место на свалке истории, их место в пещерах, в психиатрических больницах или в зоопарке. От подобных людей пахнет кострами инквизиций и газовыми камерами Майданека.
Подобные угрозы в последнее время раздаются в адрес моих коллег по искусству: Таисии Повалий, Натальи Бучинской, Яна Табачника.
Лично меня Майдан 2004 года поссорил с Яном Табачником, с которым я дружил десятки лет до того. С тех пор мы много лет не разговаривали, что не делает счастливым ни меня, ни его. Но, несмотря на разность политических взглядов, у меня сегодня вызывают искреннее возмущение звонки, звучащие в доме известного музыканта, которого оскорбляют только потому, что он еврей и член Партии регионов.
Среди моих замечательных друзей и знакомых много друзей-евреев, впрочем, так же, как и русских, татар, грузин, армян. И я этим горжусь. Точно так же среди моих друзей и знакомых есть люди, состоящие в разных партиях, в том числе и в Партии регионов. Не будучи членом ни одной из партий, я заявляю прямо: я выбирал своих друзей не по национальному или партийному признаку и поэтому стану на защиту любого из них.
Своим же врагам, если они у меня есть, хочу как христианин сказать: «Я люблю вас всех без исключения». Я хочу это сказать, поскольку считаю, что настоящий украинец не тот, кто любит только свой народ, настоящий мужчина не тот, кто друзей превращает во врагов, а тот, кто способен врага сделать другом.
Это надо сделать. Ради себя. Ради своих детей. Ради матери-Украины.
P. S. Мне, коренному киевлянину, очень не хочется, чтобы улице Институтской вернули прежнее ее название - Жертв Революции.
Юрий РЫБЧИНСКИЙ