Яблоко от яблони...
Мы с вами не раз видели мальчиков, которые на линии прибоя строят песочные домики. Волна смывает их, но один упрямый мальчик строит и строит, определяя безопасное расстояние до воды, — и выстроит наконец. Из такого мальчика, скорее всего, будет толк...
Недавно я дочитал толстенную биографию Стива Джобса, нашего современника, американца, который сам себя создал, если пользоваться американским же определением. Он вырос приемным сыном в очень небогатой семье автомобильного механика, не обремененного избыточным образованием. Учился урывками, сменил несколько школ, не раз уходил из одного университета в другой. Кстати, это не редкость во многих странах.
У меня были студенты в США, взявшие мой курс, а затем уехавшие в другой университет, где брали похожий курс, но у профессора с другим подходом к теме. Разве плохо было бы, кстати, если бы в Киеве, Львове, Харькове можно было слушать не унифицированные, а индивидуально обозначенные курсы, подстегивающие собственное мышление студентов? Но это другая тема — сейчас я о Джобсе...
Для многих это был непонятный парень, который тянулся к тому, чего еще нет на свете, удивлял окружающих интересными, зачастую странными идеями, но самое главное — пытался эти идеи реализовать. Странен он был не только своими замыслами, но и своим поведением — ходивший босиком, не мывшийся принципиально и вонявший иногда до того, что никто не хотел пребывать с ним в одном помещении. Но, что самое странное, всегда находился кто-то, старавшийся понять Джобса, — ему давали возможность работать в лабораториях по ночам, чтобы запах немытого тела не раздражал окружающих. Причем это не было снисходительной милостью — в парня вкладывали деньги, оплачивали его опыты, и самым умным вкладчикам это вскоре отозвалось миллионными прибылями.
Приемные родители копили деньги, что называется, по центу, дабы оплатить учебу Стива, прощая ему при этом все уходы из университетов. К тому же всегда находились единомышленники, которые работали с ним начиная с первых опытов, для которых он занял родительский гараж. Кстати, одним из самых дельных соратников Джобса был парень по фамилии Возняк — не в наши ли края тянутся его корни?
Заглядывая в конец биографии Стива Джобса, умершего относительно молодым миллиардером, я просто перечислю, что итогом его жизни стал первый персональный компьютер Apple ІІ, не менее знаменитая компания Apple, сеть одноименных магазинов, революционный компьютер Maсintosh, iPоd, родивший новые способы слушать музыку, iPhone, добавивший к мобильному телефону музыку, фотографию, видео, интернет, iPad, интернет-планшет, ставший платформой для цифровых газет, книг и видео, и много чего еще. И в назидание потомкам остался образ странного парня, которому окружающие помогли стать собой.
Сказав это, я искренне позавидовал инстинкту самосохранения великой нации, потому что умение найти в себе самых умных и дельных, поднять их, дать им шанс реализовать себя — для этого и существуют государства, этим должны быть озабочены граждане, если они патриотичны на самом деле, а не сосредоточены на митинговой болтовне.
Не стану напоминать вам об Игоре Сикорском, родившемся в Киеве, окончившем здесь политехнический институт, но создававшем свои вертолеты за океаном, об Александре Архипенко — великом скульпторе из Киева, реализовавшемся вдалеке от родины. Они и многие другие жили в ХХ веке. Но уже век XXI, а мы в Украине все никак не привыкнем к разнообразию и величию талантов, рождающихся в собственном доме, и, по сути, до сих пор не пытаемся выделить и сберечь их. Столько примеров вокруг, а мы все не научимся...