Вышла в свет новая книга Дмитрия ГОРДОНА «Украинский излом», предисловия к которой написали певец Виталий БИЛОНОЖКО, мэр Днепра Борис ФИЛАТОВ и политик Виталий ЖУРАВСКИЙ
Виталий БИЛОНОЖКО: «Спасибо, Дима, за то, что ты у нас есть, — стойкий, честный, настоящий мужик, а также за то, что вспомнил, как в армии, в далекой «учебке» своей, мою песню слушал»
Наверное, наиболее часто журналисты у меня спрашивают, легче ли теперь украинским исполнителям после того, как к нам российские приезжать перестали. Нет, не легче, потому что благосостояние и творческие успехи отечественных артистов в первую очередь от благосостояния и спокойствия народа зависят, а не от того, или в Киев гастролер из России пожалует. Понятное дело, что если пропутинский он, и сам не сунется, а если все же отважится, его не пустят, но дело не в этом, а в том, что если у человека деньги на билет есть (а это и 500, и тысяча гривен, и больше), то он на концерт идет, а если в условия поставлен, когда выбирать, что купить, — продукты или билет, — должен, ясно, что никакой встречи с культурой не будет, поэтому не о гастролерах давайте: об уровне жизни в стране — для начала.
Будут у людей деньги, будет возможность их заработать и из кармана последнее за коммуналку, проезд и так далее не выворачивать — все наладится, и культурная жизнь тоже. Дети Монатика слушать пойдут, мама с папой — на «Мелодію двох сердець», на джазовый фестиваль, на классический вечер... Всем всего хватит: артистам — публики и заработка, публике — зрелищ и впечатлений: и в столице, и в регионах, но для этого жизнь наша наладиться должна.
Дмитрий Гордон спрашивает, и не у меня одного, когда это будет. Ох, Димочка, друг мой, мне уже 65, и так времена те хорошие застать хотелось бы, но с каждым годом надежда, увы, уменьшается. Может, хоть дети и внуки застанут?
Моисей свой народ по пустыне 40 лет водил — и на Землю обетованную уже новое поколение ступило, которое от рождения рабства не знало, по клетке, где все размерено и расписано, по похлебке и куску хлеба, который хозяин давал, не тосковало. Мне кажется, так же и у нас будет: новое поколение — новая Украина, и чем быстрее к власти 30- и даже 20-летних мы приведем, тем скорее эпоха этой новой Украины наступит. Казалось бы, отойдите уже, молодым, амбициозным, умным, с абсолютно другим мышлением уступите — ну сколько у этого полупустого корыта чавкать можно? Нет, не наедятся никак...
Один советник одного президента признался в сердцах: «Ой, Виталечка, знал бы ты, как тяжело страной управлять!», а я ему: «Тяжело? А чего же ты туда лез? Раз так — бросай, домой налегке иди, пускай те, кому легко, у руля становятся, потому что, как это делать, знают». Сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь пирожник, а у нас что? Школу милиции окончив, люди в космическую отрасль идут, а где профессионалы, которые на своих местах должны быть?
Мы пятый год воюем, нам тяжелее, чем другим, — это понятно, но на мирной территории, где выстрелы не слышны, нормальную жизнь построить можно ведь попытаться?
С сепаратизмом и советским прошлым мы боремся: русскоязычных украинцев шельмуем, артистов запрещаем, улицы переименовываем, памятники сносим... Один политик на Донбасс, на нашу территорию, где у меня сестра живет, приехал: «Щоб із завтрашнього дня на українську мову всі перейшли!». Кто же тебе перейдет — старики, вся молодость и зрелость которых в Союзе прошла? Да не ломай ты их — их и так будь здоров поломало, а молодежь за границу бежит, и это еще одна боль. Бежит, и остановить нельзя, потому что жизнь у человека одна, каждый счастливым быть хочет, а что здесь предложить могут? Ничего — вот и утечку не только мозгов, но даже рабочих рук имеем: строители, сантехники, сварщики, повара, даже простые селяне за кордон едут — клубнику собирать.
Как-то в Миргороде старичок из зала мне выкрикнул: «А когда уже у нас партия рабочих и крестьян будет?». Батя, дорогой, рабочие разъезжаются, крестьяне разбегаются — партию из кого создавать?
А мы все об артистах — хорошо им или плохо. Как бы там ни было, есть и те, кому хуже, а коллегам моим разве что в том смысле не ахти как, что для творчества ситуация патовая — народ к земле прибит, и ты вместе с ним тоже.
Мне еще грех жаловаться — я сотни концертов во дворце «Украина» дал, весь бывший СССР и не только его объездил, Гран-при в Китае взял, в Карнеги-холле пел, в моем репертуаре несколько сот произведений, я заработал — и голосом, и умом.
Дети и внуки у меня — умные, смекалистые, одаренные: я просто хочу, чтобы в спокойной и мирной стране они жили и в ней счастливы были.
Тебе, Дима, большое человеческое спасибо за дружбу, за это даже не интервью, а теплый товарищеский разговор, а также за то, что вспомнил, как в армии, в далекой «учебке» своей, мою песню слушал. Ну и еще за то, что ты у нас есть — стойкий, честный, настоящий мужик, за гражданскую позицию твою, за чувство юмора, уважительное отношение к собеседникам и совершенно искреннюю улыбку. Ты из того поколения, которому дорогу руководителям будущего проложить суждено — в принципиально новую Украину, уезжать из которой никому не захочется.
Ну а тем, кто уехал, строчку из той, нашей с тобой любимой, песни напомню: «Возвращайся всегда, где б ты ни был, к родному порогу»...
Борис ФИЛАТОВ: «Жителям Днепра не как родину любить я рассказываю, а как мусорным контейнером пользоваться, хотя, в сущности, это, наверное, одно и то же — родину любить и там, где живешь, не гадить»
За полгода, прошедшие с того момента, когда интервью Дмитрию Гордону я дал, в жизни моей мало что изменилось.
Как с Игорем Валерьевичем Коломойским не общался, так и не общаюсь.
Как Майдан лучшей страницей в книге моей жизни считал, так и считаю.
Как Саше Вилкулу благодарен был, так и сейчас ему благодарен, и еще раз повторить могу: «За твое решение в мэры идти и возникшую из-за него необходимость донецким, криворожским и прочим пришлым город мой не отдать, спасибо — если бы не ты, не знаю, баллотировался бы я или нет».
Помнится, я тогда Дмитрию сказал, что в Украину обязательно Геннадий Корбан вернется, и вскоре он вернулся — мой по-прежнему лучший друг, маленький еврей, который мою большую русскую спину всегда прикрывал и с которым мы столько пережили, что и в нескольких томах, не то что в одном интервью, не уместить. Он снова здесь, в Днепре, и, как и раньше, все возможное для развития города делает, который не на словах, а совершенно искренне любит и который мы с ним (да, думаю, и не только мы) так же искренне городом-героем, «русскую весну» остановившим, считаем.
Можно ведь и ко мне, и к Корбану, и к Коломойскому по-разному относиться, но то, что на пути у врага в 2014-м первым именно Днепропетровск встал, отрицать нельзя, не получится — все это помнят и, я уверен, долго еще помнить будут.
Также своего мнения ни о Лещенко, ни о Шарие я не поменял — поводов для этого ни один, ни другой не давали.
В космос пока не слетал: есть у нас еще дома дела, поэтому билеты, так громко господином Саакашвили воспетые, своего часа ждут.
Чем занимаюсь? Уж точно не политикой в привычном для большинства смысле слова — крышами и подвалами. У нас сейчас порассуждать любят, как отток мозгов и рабочих рук из страны остановить, так вот, у меня тоже мнение на этот счет есть. Если крыши у людей течь перестанут и в подвалах их домов чисто и сухо будет, они почувствуют: в этом государстве кому-то нужны, а значит, необходимости уезжать и что-то другое себе искать нет.
И борюсь я, кстати, отнюдь не с конкурентами и оппонентами, а с нелегальными «разливайками» и металлоломщиками, и жителям Днепра не как родину любить рассказываю, а как мусорным контейнером пользоваться, хотя, в сущности, это, наверное, одно и то же — родину любить и там, где живешь, не гадить.
У гостей своей программы Дима часто спрашивает: «Когда же мы победим?», «Украина прорвется?». Вот на педальку контейнера нажимать научимся — и шаг вперед уже сделаем: чтобы прорвалась...
К Дмитрию Гордону я с уважением отношусь: и как к профессионалу высокого класса, и как к коллеге — я тоже ведь бывший журналист (хотя бывают ли они, бывшие журналисты?), — и, разумеется, как к патриоту, который на своем месте, на своем участке цепи все делает, чтобы лампочка горела и всех вокруг хорошо видно было. По крайней мере, тем, кто разглядеть хочет...
Удачи, Дима, руку жму и общаться всегда готов — мы с вами по одну сторону баррикад, и это главное.
Виталий ЖУРАВСКИЙ: «Наш парламент — это позорище: сборище шариковых и швондеров, и ты, Дима, на них не ведись, не разменивайся! Если
равноотдаленным от всех далеких от морали политических игроков будешь, всегда в тренде останешься»
Cвое интервью Дмитрию Гордону сейчас перечитываю и осознаю, что, к сожалению, большинство прогнозов моих оправдалось. Лучше жить не стало, более того, ситуация с каждым днем ухудшается, а власть исключительно собой озабочена. Вместо решения пенсионного вопроса, вместо того, чтобы социальными проблемами заниматься, внимание общества на травлю антикоррупционных органов отвлекает, религиозные проблемы, а также проблемы национальных меньшинств и связанные с ними языковые лишь обострились. Власть остатки народного имущества урвать пытается — дошло до того, что в правительстве уже приватизировать лес, пруды и озера нацелились...
В связи с этим я считаю, что в Украине необходимость введения чрезвычайного социально-экономического положения назрела: во-первых, пока страна из состояния войны и кризиса не выйдет, публичный мораторий на религиозные, национальные и языковые разборки наложить следует, а во-вторых, на вопросах, которые граждан объединяют, сосредоточиться, иначе на грани потери государственности Украина окажется.
В условиях, которые в период Майдана сложились, протест закономерным был. Людям казалось, что экономика дно пробила и падать дальше некуда, но сегодня внезапно оказывается, что уровня ВПП 2013 года только в 2040-м Украина достигнет, и то при условии, если ежегодный рост ВВП в размере трех процентов обеспечить сможет, а это, честно говоря, вряд ли получится, и в этом действующая власть виновата — именно она все требования Майдана реализовать не позволяет. Специалистов для проведения реформ у нее элементарно нет — всех настоящих профи разогнали, запугали, уничтожили, а на министерские и прочие должности иностранцев пригласили. Квиташвили, Абромавичюса, Саакашвили, Балчуна, Згуладзе... Где они сейчас? — а что касается парламента, так это вообще позорище: сборище шариковых и швондеров.
И вообще, о каком развитии может идти речь, если в Донбассе конфликт продолжается, причем его окончание, судя по всему, в планы действующего руководства страны просто не входит, ведь на войну собственную профнепригодность можно списать, еще и заработать неплохо. В этой ситуации ни о каком экономическом рывке рассуждать не приходится.
Украине как воздух новая политическая модель нужна — это единственный способ с вечной грызней между ветвями власти покончить: страна по примеру Германии и Австрии парламентской республикой стать должна, и в нынешнем виде Конституция Украины себя исчерпала.
Исполнительную власть давным-давно за правительством закрепить следовало, которое победители парламентских выборов формировали бы. Ответственность за состояние дел в государстве именно на них возложить следует — что же касается президента, то для него достаточно будет Украину на международной арене представлять, послов назначать и увольнять, дипломатические ранги присваивать, осужденных миловать, гражданство, политическое убежище предоставлять и государственными отличиями награждать — это единственный способ постоянной вражды между президентом и премьер-министром избежать, которая колоссальный ущерб не только международному имиджу страны, но и ее экономике наносит.
Кроме того, количество депутатов давно сократить пора — как практика за все годы независимости показывает, в Верховной Раде свои прямые обязанности не более 60 из этих 450 человек выполняют, так зачем же нам столько? Да сотни с головой хватит!
Может, в предисловии книжном от меня не этого, не перечня проблем, ждали, но как иначе, если все это озвучивать и в жизнь внедрять уже сегодня нужно? От полномочий отрекаться ни один новоизбранный президент не захочет, поэтому, если новую Конституцию не принять, никаких существенных изменений ни президентские, ни парламентские выборы Украине не принесут.
Испытания, которые сегодня на долю нашей страны выпали, хорошей закалкой для будущих поколений станут, и я бы очень хотел, чтобы ошибок современных политиков они не повторяли. По натуре своей я заядлый оптимист, поэтому верю, что из пучины политических потрясений мы с честью и достоинством выйдем, а для этого малость нужна — действующую власть на свалку истории законным путем отправить.
Дмитрий Гордон, по моему мнению, выдающийся украинский журналист, очень человечный и порядочный мужик, с которым всегда по душам поговорить хочется, а иногда и посоветоваться — он слушать, слышать и, что немаловажно, тайны хранить умеет.
Дима, всегда оставайся собой, не разменивайся! Если равноотдаленным от всех далеких от морали политических игроков будешь, всегда в тренде останешься.