Валерий МЕЛАДЗЕ: «Их было трое, они подумали, что я удираю, и не успел я еще ничего предпринять, как получил чем-то по голове. Даже очки сложились...»
«РОДИТЕЛИ НАЗВАЛИ МЕНЯ В ЧЕСТЬ КОСМОНАВТА БЫКОВСКОГО»
— Современная эстрада (можете со мной не согласиться) — пристанище довольно серых, малокультурных и не слишком образованных людей. Будучи прекрасным певцом и на редкость интеллигентным человеком, на этом фоне вы выглядите счастливым исключением, эдаким вымирающим мамонтом... Кстати, если не ошибаюсь, на самом деле вы не Валера, а... Валерьян?
![]() Семья Меладзе, Батуми, середина 60-х... Константин и Валерий с родителями Шотой Константиновичем и Нелли Акакиевной |
— Так получилось (смущенно), что родители назвали меня в честь космонавта Быковского, который незадолго до моего рождения полетел в космос, но когда папа пошел оформлять документы, женщина в загсе сказала: «Имени Валерий не существует — есть Валерьян». Так в метрике и записали.
— По аналогии с космонавтом Николаевым, очевидно: он — Андриян, вы — Валерьян...
— Да (улыбается), и так в моих документах значится до сих пор.
— Кризис среднего возраста, через который многие мужчины проходят, вам лично знаком или вы его проскочили?
— К огромному сожалению, меня эта напасть тоже не обошла стороной. Начался он лет в 38, а последняя мощная вспышка случилась полтора года назад, когда мне набежало 39 лет и 364 дня, — то есть за день до 40-летия.
— С чем эта вспышка была связана?
— Трудно сказать — видимо, почувствовал, что пересек жизненный экватор. Наверное, из-за того и не отмечают мужчины 40-летие, что у них что-то в голове происходит, возникает какой-то страх или потребность в переосмыслении жизни, переоценке ценностей. Вроде бы ты чего-то добился, но вдруг закрадывается сомнение: а так ли живешь, то ли делаешь? Каждый ведь человек, даже вполне успешный, в какие-то моменты что-то упускает из виду, не доделывает, не доводит до точки... В итоге скапливаются ситуации, за которые ему неудобно, стыдно перед людьми. Все это на меня тогда и навалилось, хотя на следующее утро хандру как рукой сняло. Почти год меня это никоим образом не беспокоило, я даже думал, что неприятности позади, но в 41 (улыбается) все началось опять.
— Даст Бог, быстро закончится... Знаю, что седеть вы начали в... 18 лет — это что, примета ранней мудрости?
— Я, конечно, не прочь объяснить все особой мудростью, но в первую очередь сказалась генетика, а во-вторую, наверное, склонность к сильным переживаниям.
— Переходящим в депрессию?
— Депрессия, по крайней мере раньше, больше одного вечера у меня не длилась, и, как правило, вечерняя грусть и тоска приводили наутро к вспышке активности, выбросу новых планов, идей. Какой-то химический процесс происходил в организме, вследствие чего дикая грусть переходила в исступление и самобичевание: мол, что-то не так у меня. Потом следовала тяжелая ночь, но рассвет приносил прояснение. Это, правда, не слишком часто случалось, и я научился не столько даже бороться с такими проблемами, сколько раскладывать в голове все по полочкам. Знаете, что помогает? Ходьба. Одеваюсь так, чтобы не узнали, — и на улицу: во многих городах гуляю.
— И как «маскируетесь»?
— Грима, естественно, не накладываю. Надеваю шапку, какой-нибудь свитер, чтобы максимум прикрывал, но лицо все равно не закроешь, а темные очки уместны, только если солнечная погода стоит... Есть у меня, впрочем, один секрет: иду с той же скоростью, что и прохожие. Если иногда нужно миновать какое-то достаточно людное место, напускаю на себя деловой вид и, как настоящий шпион, стараюсь ни с кем не встречаться взглядом. В России живет довольно известный человек — бывший разведчик — так он тоже долгое время никому не смотрел в глаза. Потом, правда, научился...
— Это случайно не Штирлиц?
— Почти — тоже работал в Германии. В общем, когда, идя, ты не вглядываешься в чьи-то глаза, сливаешься с толпой автоматически. Я, кстати, заметил, что очень многие смотрят под ноги, причем особенно почему-то с утра...
— Просто под ногами зачастую можно найти больше, чем в чьих-то глазах...
— Наверняка это так, вдобавок в глазах лучше искать что-нибудь ближе к вечеру.
— Говорят, в детстве вы хулиганили, дебоширили и после школы пошли почему-то чинить телефонные автоматы...
— Скорее, я шалуном был, чем хулиганом, во мне бурлила не злость, а энергия... На уроках усидеть спокойно не мог — мне все время хотелось сорваться с места и куда-то лететь сломя голову.
Думаю, среди мальчишек много таких, и задача взрослых — не ругаться, не пинать этих ребят, а направить их энергию в хорошее русло. Да, действительно, из-за непоседливости школу я окончил далеко не блестяще. Некоторые предметы любил, некоторые были мне совершенно неинтересны, но со временем я это все наверстал. Не поверите, но старший брат Костя тоже не ахти как учился...
— ...не может быть!..
— ...однако у него на то были другие причины — все время о чем-то думал.
— Теперь понятно, о чем, — о музыке!
— Костя вообще очень творческий человек, а что касается меня, с первого раза в вуз я не поступил. Еще повезло, что не пришлось устраиваться грузчиком или разнорабочим, — без всякого образования взяли на телефонную станцию. Я, честно говоря, неплохо разбирался в электронике, занимался радиотехникой — в принципе, мечтал связать с этим свою жизнь, но, как видите, пути Господни неисповедимы.
«Я ЧАСТО ДУМАЮ: В КАКОЙ МОМЕНТ С НАМИ, СО МНОЙ И КОСТЕЙ, ПРОИЗОШЛО ЧУДО?»
— Каким же, спрашивается, ветром грузинского мальчика из добропорядочной батумской семьи занесло в Николаевский кораблестроительный институт?
![]() Валерий Меладзе с продюсером Евгением Фридляндом |
— Сейчас, оглядываясь назад, во всем видишь то ли какую-то закономерность, то ли Божий промысел — настолько витиеватым, извилистым путем мы, в конце концов, попали на сцену... Первым в Николаев уехал учиться Костя.
— А почему именно в этот город? Там у вас жил кто-то из родственников, знакомых?
— Вообще никого не было. После школы брат поступал в медицинский (он был бы, наверное, неплохим врачом), но какие-то предметы знал очень хорошо, какие-то, видимо, недостаточно — словом, пролетел мимо. Пошел на Батумский судостроительный завод, потому что там когда-то работал наш папа. Раньше ведь хочешь не хочешь, а трудоустраиваться надо было обязательно, и родители не представляли, чтобы мы после школы бездельничали, — это было исключено. К тому же мог прийти участковый милиционер и спросить: «Почему это вы нигде не работаете? На какие деньги живете?». Удивительно, но мест всем хватало.
Тех, кто определенное время отработал на судостроительном, посылали от завода на учебу в Николаевский кораблестроительный институт: через несколько лет они должны были вернуться домой дипломированными специалистами. В итоге Костя поступил туда по лимиту...
— ...а потом, наверное, написал: «Валера, приезжай, здесь хорошо»...
— Было еще смешнее. Костя, может, и не хотел бы, чтобы к нему приезжал младший брат: это же лишняя обуза — за мной смотреть, а он всегда чувствовал ответственность за меня, хотя разница в возрасте у нас всего два года. Вероятно, ему и доставалось больше — по старшинству...
— На Кавказе к старшим традиционно относятся с пиететом...
— Увы, я это понял, когда уже повзрослел, а до этого никак не хотел мириться с ролью младшего брата, не понимал, почему должен слушаться Костю (иногда мы даже, мягко говоря, конфликтовали — как все нормальные мальчишки). Короче говоря, я было думал идти в радиотехнический или энергетический институт, но в итоге даже не сдал туда документы — сразу отправился в Николаев.
— Дальше с таким голосом прямая дорога была для начала в художественную самодеятельность. Как вы думаете, певцу на сегодняшней эстраде отменные вокальные данные необходимы или вполне можно без них обойтись?
— По-моему, очень хорошо, просто здорово иметь такой голос: иной раз на концерте я просто им упиваюсь, и это не хвастовство, а констатация факта. С возрастом я научился владеть голосом безукоризненно, могу работать практически ежедневно. Бывает, даю и по два концерта в день, даже по три, и он при этом звучит, я могу петь. Конечно, это фантастическое наслаждение, а самое огромное несчастье — это когда что-то неладно со связками. Был период — практически полгода, — когда меня донимали проблемы. Происходила какая-то ломка, но после нее голос чуть изменился, причем в лучшую строну — стал сочнее, мощнее...
— Возмужал!
— Это случилось в 30 с небольшим лет. Да, я перестал брать какие-то ноты, но c таким братом, как Костя, совершенно из-за этого не переживаю. Он переориентировался, начал писать иначе...
— Хорошо, конечно, иметь такой голос, но есть немало голосистых ребят, у которых все равно что-то не складывается. Я где-то читал, что ваш друг однажды вам бросил в сердцах: «Ты непрушный грузин и вообще неудачник, ничего у тебя не получится». Было такое?
— Понимаете, человеку, который хочет пробиться наверх, нужны сумасшедшая вера и ослиное, если хотите, упрямство, ведь для успеха должны быть в наличии многие факторы, очень многие...
— Для начала нужно, чтобы звезды на небе сошлись...
— Конечно. Я часто думаю: в какой же момент с нами произошло это чудо, потому что обычными, заурядными причинами, то, что случилось со мной и с Костей, не объяснить. Ну сами судите: из маленького провинциального города мы приехали в другой, тоже провинциальный, но чуть побольше... Мне, честно говоря, не хотелось возвращаться в Батуми, идти на производство, где предстояло каждый день заниматься одним и тем же... Корабли — это, в принципе, интересно, но не десятилетиями кряду...
Я, если честно, не допускал даже мысли о том, что в 24 года, после окончания института, впрягусь в лямку и буду тянуть ее до самой пенсии. Меня это дико пугало — я вообще однообразия не выношу — года работы на телефонной станции хватило с лихвой, чтобы это усвоить. Я тогда начал неистово заниматься и в итоге достаточно уверенно поступил в институт, правда, на третьем курсе вдруг спохватился: вот получу диплом, и что дальше — куда денусь потом? Решил идти в аспирантуру. Нагло пришел к заведующему кафедрой и заявил: «Знаете, я бы хотел в нашем вузе остаться».
Я ведь неплохо учился, однако особых перспектив не было, и отсрочка на два года плюс возможность остаться при институте представлялась мне все-таки более творческой работой. Я даже, будучи аспирантом, принимал какие-то зачеты. Думаю, стал бы впоследствии не очень строгим экзаменатором, но в то же время, если бы кто-то из разгильдяев мне не понравился или начал хамить, наглеть, как-то неадекватно себя вести, я бы, конечно, его давил...
— Какая-то звезда тем не менее вас вела? Чувствовали вы какой-то манок, увлекающий и уводящий совершенно в другую сторону?
— Была абсолютнейшая вера в то, что у меня все получится, — даже когда мой товарищ в достаточно тяжелый момент сказал: «Ты непрушный, тебе не везет...». Кто-то тогда ездил в Польшу, кто-то в Югославию — все пытались по мере сил зарабатывать и мне советовали: «Иди петь в ресторан, там же неплохо платят»... Впрочем, нас с Костей никогда не тянуло просто зашибать музыкой деньги.
Большинство молодых людей ошибаются, когда мечтают: вот, мол, сейчас выйдут на сцену, станут известными и богатыми... Не надо за этим гнаться, нужно пытаться прежде всего самовыразиться, найти что-то новое, и тогда все остальное придет само по себе. Необходимы какие-то ориентиры, и у нас, видимо, был правильный — мы хотели делать музыку и вообще не думали о деньгах. Поэтому несколько лет сидели в студии с группой «Диалог», с Кимом Брейтбургом, и нас это устраивало, потому что знали, куда направляемся.
«ДАВАЙ, — СКАЗАЛ МНЕ ПРОДЮСЕР, — ТЫ БУДЕШЬ БОЛГАРИНОМ МЕЛАДОВЫМ»
— Нащупывая собственный стиль, вы понимали, что такого до вас еще не было?
![]() Нормально, Валерий! Отлично, Константин! Братья Меладзе, 70-е годы... |
— Если совсем откровенно, мы всегда думали, что нашей музыке на российской (тогда еще советской) эстраде аналогов нет, и всегда ужасались тому, что там происходит. Тогда, я вам скажу, выдающегося было не так много, но все познается в сравнении — глядя на то, что творится нынче, я понимаю: все-таки то было время незаурядных артистов и музыкантов. Существовал серьезный отбор — и телевидение, и сцена подтягивали людей до какого-то уровня, а сейчас они (посмотрите любой российский музыкальный канал, да и все информационные) стали уже подстилаться под публику. Причем за эталон зрителя взят не интеллигентный, красивый, умный, развивающийся человек...
— ...а среднестатистический обыватель...
— ...который, по большому счету, и составляет сегодня большинство не только в России, но и во всех бывших республиках СССР. К сожалению, эти люди не очень хорошо живут и зачастую к лучшему не стремятся. Вернее, иметь достаток хотят, но не желают работать, что-то для этого предпринимать. Мало того что находят разные оправдания своей бедности и плохой жизни, так при этом еще и озлоблены. Естественно, периодически им требуются зрелища, которые отвлекали бы от недобрых мыслей и даже пугали, поэтому часть телепрограмм занимается постоянным запугиванием.
Любые новости с утра если включить, лучше их вообще не смотреть, потому что, коль угораздило, не хочется уже выходить из дома. Тут же, после всего этого, тебе подсовывают какой-нибудь идиотский юмор на уровне — ну, я не знаю... Разве что работяги у станка могут так поприкалываться, какие-то истории пошлые рассказать... Раньше, по крайней мере, была цензура — она отсекала не только много незаурядного, но и в первую очередь пошлость.
— Это правда, что перед дебютом на большой сцене продюсер Евгений Фридлянд предложил вам взять псевдоним?
— Да, причем по аналогии с Киркоровым. «Слушай, — сказал он, — давай ты будешь болгарином Меладовым».
— А чем ему фамилия Меладзе не нравилась? По-моему, музыкальная: Меладзе, мелодия...
![]() «Сначала я сомневался: бороться ли с комплексом провинциала, а потом, наоборот, взял и его в себе просто взлелеял. Зачем становиться столичным парнем с соответствующей атрибутикой? Лучше останусь самим собой» |
— Просто в то время наша страна разваливалась...
— ...и болгар больше любили?
— Видимо, Фридлянд боялся, что отношение к грузинской фамилии будет не очень позитивным. Как в воду глядел — прошло лет 12, и действительно, в России возникло к грузинам какое-то предубеждение. Кстати, только со стороны власти. Люди относятся к нам прекрасно, как и всегда, хотя я думаю, что дети, которые растут сейчас на этой странной идеологии...
— ...вернее, при ее отсутствии...
— Тем не менее периодами вспышки какие-то происходят... Так вот, это поколение будет вполне — как это называется, когда людей начинают делить по национальности? — ксенофобским или, если воспользоваться неологизмом, нацболовским.
— Вы, однако, на псевдоним не пошли...
— Ну конечно же, нет!
— Перед папой и мамой было бы стыдно?
— Да, и вообще, как-то это все некрасиво... Отказываясь от фамилии, человек практически отрекается от своих корней — как же можно? Мне кажется, это не совсем правильно. Судя по корню, наша фамилия обыкновенная, мы никогда не относились к знати, у нас в роду не было графьев и князей. (Хотя каждый грузин обязательно говорит: «У меня предки — князья». Кто ж тогда, спрашивается, землю пахал?).
— Обычно разводы продюсеров с их подопечными происходят очень болезненно, с обильным выбросом взаимных обвинений в прессе, с обменом нелицеприятными репликами, со скандалами, драками, иногда даже с убийствами. Ваш развод с Фридляндом завершился на редкость цивилизованно — как этого удалось добиться?
— Вероятно, и у него, и у нас с братом изначально были какие-то моральные рамки, устои...
— ...плюс, разумеется, обязательства...
— Да, хотя о них чаще всего забывают. На самом деле, существовал контракт, согласно которому Женя вообще не должен был вникать в наши музыкальные, творческие дела, а мы не должны были вторгаться в его сферу. В какой-то момент ему показалось, что мы недостаточно хитовые: дескать, Костя пишет не суперзабойные песни, а я слишком уж рафинированно их пою. Нам в свою очередь казалось, что Женя не очень усердно нами занимается, потому что как раз в тот момент у него было еще несколько проектов, в том числе «Парк Горького» (в качестве тур-менеджера Фридлянд организовал им грандиозный тур по России). Он большой профессионал и, если чем-то загорается, здорово это делает, но мы для него стали тогда второстепенными.
«УЖЕ ИМЕЯ ЖЕНУ И ДОЧЬ, Я ЖИЛ НА 10 ДОЛЛАРОВ В МЕСЯЦ»
— Наверное, и вы понимали, что выгоднее все-таки остаться вдвоем с братом...
— Ни в коем случае! Поверьте, мы никогда во главу угла не ставили деньги. В начале 90-х я жил на 10 долларов в месяц, иногда на пять... Ходил в продовольственные магазины, покупал картошку по 12 копеек или около того, а ведь у меня уже была семья: жена, дочка старшая. С тех пор доллар, естественно, девальвировался, сейчас на эти деньги не проживешь, а тогда казалось, что если у меня было бы 50 баксов в месяц, я вообще зажил бы роскошно. Не решая, конечно, глобальных проблем, но вполне прилично — иногда даже в кафе бы ходил.
— Вы с братом давно работаете вместе, но, насколько я знаю, так и не подписали контракт...
— Конечно... Кстати, Костя об этом даже не заикался, и мы никогда с ним на эти темы не разговаривали. Когда только начинали, люди со стороны говорили: «Слушайте, подпишите какой-то контракт. Все в жизни бывает — пойдут деньги, и начнутся конфликты», но как дружеские, так и братские отношения мы всегда стараемся ставить выше любых финансовых ситуаций...
— Видимо, хорошо воспитаны...
— Ну откуда-то же это впитали — наверняка от родителей... В семье, где и мама, и папа — инженеры, денег всегда не хватало, жили от зарплаты до зарплаты, тем не менее мама ухитрялась каким-то образом еще откладывать или одалживать, а потом отдавать. В какую-то лотерею они играли с подругами: скидывались по червонцу... Сначала одна всю сумму брала, в следующий месяц другая, и вот таким образом мама возила нас в Москву, в Ленинград — показывала музеи. (Смущенно). Я пытаюсь откровенно вам отвечать, но постоянно уклоняюсь куда-то...
— Не куда-то, а в нужную сторону. Сегодня российская эстрада, по сути, поделена между разными кланами, и начинающим исполнителям сразу же говорят: если не войдете в клан, например, Пугачевой, рассчитывать вам особенно не на что... Перед вами такой выбор стоял?
— У меня как-то не было такой потребности — куда-то входить, хотя все равно всегда остается ощущение (и сейчас оно у любого артиста есть!), что вот если бы, скажем, дружил с тем же «АРСом», меня больше крутили бы на их каналах. Или если был бы оэртэшным, имел бы доступ в его эфир, где без конца показывают «Фабрику звезд», а я туда не попадаю. Речь ведь не столько о кланах, сколько о каких-то организациях — в общем, нужно с кем-то дружить. Кстати, это когда-то Алла Борисовна очень серьезно влияла на ситуацию на эстраде — потом ей это, кажется, перестало быть интересно.
— Надоело?
— Видимо, да.
— Как многие коллеги, вы ездили к ней с поклоном на дачу, пытались стать ее фаворитом?
— Никогда. У нас даже была щекотливая ситуация, но, по-моему, после нее мы зауважали друг друга еще больше. Как-то на очередных «Рождественских встречах» оказалось слишком много участников, и Алла Борисовна стала отсекать почему-то именно взрослых, заслуженных исполнителей. Естественно, когда она объявляла, что кто-то выбывает, у людей это вызывало раздражение, некоторые пытались ей что-то высказать...
Я допускал, что тоже буду отстранен, тем более что — так получилось! — опоздал на репетицию, и ее помощница меня предупредила: «Вероятно, тебя из программы исключат». — «Да? — переспросил. — Ну ладно, тогда я пошел». — «Нет-нет, — услышал в ответ, — останься, побудь». Я отсидел весь концерт, потом на собрание артистов пришел, и в самом конце Алла Борисовна произнесла: «Знаешь, Валера, наверное, ты тоже не будешь участвовать». В тот миг во мне боролись два человека...
«ТЕБЕ ПАСПОРТ, ГОВНЮК? СЕЙЧАС ПОЛУЧИШЬ ПО ПОЛНОЙ ПРОГРАММЕ»
— Кровь предков взыграла?
— Спрашивается: зачем меня надо было мариновать столько времени — можно ведь было сразу сказать. И все-таки от упреков я удержался. Поблагодарил ее, пожелал, чтобы все прошло хорошо... На прощание мы поцеловались, и я спокойно ушел, но дал себе слово, что больше никогда не буду в ее программах. Во-первых, я никак от нее не зависел, а во-вторых, все равно, конечно, самолюбие было задето.
Несколько лет я отказывался от любых приглашений — даже когда звонили, звали в те же «Рождественские встречи», но прошло время (видимо, нужна была какая-то пауза), все химические процессы в организме отбурлили, да и ситуация изменилась, и я с удовольствием спел в одном из концертов...
Помните, когда Алла Борисовна уходила, а потом вернулась, была подготовлена программа «Сюрприз для Аллы» или что-то в таком духе? Я тогда искренне обрадовался ее возвращению. В шоу-бизнесе личностей стало мало, и мне жаль, что такие крупные фигуры, как Алла Борисовна, на него перестали влиять. Сейчас тон на эстраде задают люди, которые далеки от творчества и занимаются только бизнесом...
— ...а также корпорации...
— Да, в свое время еще Владимир Ильич Ленин с Карлом Марксом...
— ...и Фридрихом Энгельсом...
— ...говорили о транснациональных корпорациях, о монополиях. Действительно, всем сейчас заправляют корпорации-монополии, которые решают чисто финансовые вопросы.
— Чисто конкретно финансовые вопросы...
— Вот-вот, и им совершенно безразлично...
— ...есть ли у артистов душа...
— Какое там творчество? Им неинтересно, как человек к этому шел, что чувствовал, вкладывал ли какие-то силы? Целый пласт исполнителей одним махом сменили на других, которые ни капельки не выше уровнем, напротив — намного хуже. Теперь все заполонила «Фабрика звезд», а недавних кумиров выбросили на свалку, потому что многие из них не сориентировались, как в этих условиях жить, как пролезть на экран или куда-то еще.
— Плохое слово «пиар», и тем не менее сегодня без него никуда... Вы никогда не были замешаны в каких-либо скандалах, не участвовали в пиар-акциях. Это позиция, характер или воспитание?
— Если сложить воспитание и характер, получается позиция... Во-первых, я ужасно не люблю, когда интервью, которое дал, излагают не совсем корректно. Если мои слова как-то перевраны (пусть даже немножко, чтобы художественно приукрасить текст), меня это раздражает: я же так не говорил! Уважаю журналистов, которые могут что-то сократить или вырезать, но сохраняют именно тот смысл, что я вкладывал, однако появилось множество молодых репортеров, которые почему-то мгновенно вытеснили всех взрослых...
— Та же «Фабрика звезд», только в журналистике...
— Абсолютно, и ориентация прессы стала совершенно другой: выпятилась гламурная, дорогая, глянцевая, где, особенно если освещается светская хроника, мелькают одни и те же лица. Они же, кстати, мельтешат и на телеканалах, поэтому читателям и зрителям все это, кажется, стало не так интересно. С другой стороны, дело, может быть, в том, что я сам в этом варюсь и все уже мне набило оскомину...
— Когда вы, человек порядочный и достойный, окунулись с головой в шоу-бизнес, какие у вас возникли соблазны?
— Сейчас подумаю... (Пауза). Знаете, не столько соблазны возникли, сколько вылезли комплексы — например, комплекс провинциала. Сначала я колебался: бороться с ним или нет, а потом, наоборот, взял и в себе его просто взлелеял. И правда, если я родился где-то в глубинке, зачем становиться столичным парнем с соответствующей атрибутикой? Лучше останусь самим собой и впишусь во все то, что происходит (конечно, для этого нужно крепко встать на ноги).
Не секрет: многие артисты в жизни — натуры сомневающиеся, рефлексирующие. Среди них хватает хороших, нормальных людей, но иногда смотришь, что они творят на публике или перед включенными камерами, и поражаешься. Почему не имеют рамок? Почему вообще такие? По-видимому, их второе «я» искусственно создано, потому что им кажется, будто богеме так надо себя преподносить. Порой второе «я» побеждает, и тогда артист забывает, кем он был и как себя раньше вел. Конечно же, это беда. У некоторых перелицовка происходит мгновенно. Ты помнишь: был вот такой парень, а каким стал? Что с ним произошло? Поразительно!
— Вы сами-то от популярности не устаете, вам она не надоедает?
— Это, так сказать, палка о двух концах. С одной стороны, когда узнают, живется намного легче. Во всем, начиная с бытового уровня — допустим, те же гаишники остановили или еще что-то... Вместо себя, кстати, я никого никуда не отправляю, все вопросы предпочитаю решать сам. Представьте, захожу в паспортный стол, а там — 100 человек: демобилизованные солдаты, гастарбайтеры, кто угодно... Тут главное — не пускать вокруг себя круги водяные, и если спокойно себя ведешь, как правило, какой-то сумасшедшей реакции не бывает. Если же с тобой зашли три секьюрити и ты начинаешь качать права: «Немедленно откройте, мне нужен паспорт» — тогда все!
— Народ на дыбы: «А-а-а! Так тебе больше всех надо?..
— ...Тебе паспорт, говнюк? Сейчас получишь по полной программе»... Следует, правда, сказать, что все равно при встрече люди больше артистам улыбаются, чем прочим смертным, и если я, например, куда-нибудь попадаю, вижу вокруг много приветливых, радостных лиц.
— Это создает настроение?
— Конечно, хотя иногда популярность все-таки тяготит... С утра хочется пройтись — я, как уже говорил, люблю прогулки. В течение того часа, что иду быстрым шагом, я медитирую, мысли упорядочиваются, и важно оставаться не узнанным...
— А бывают случаи панибратства?
— Ну как же без этого... На днях вот во Львове очень неприятная история приключилась. Когда подошел к поезду, двери в вагоны еще были закрыты, а неподалеку стояли две пары. Они сразу же оживились: «О! Меладзе!». — «Да нет, просто похож». — «А я тебе говорю, это он»... Стоят и чуть ли не на весь перрон говорят, как я одет, еще что-то... Одна дамочка даже вокруг меня обошла: «Да, Меладзе!».
Извините, но я же, в конце концов, не пустое место — как можно себя так вести? «Ну ладно, — прошу, — хватит. Я что, телевизор? Почему вы при мне меня обсуждаете?». Сзади донеслось тут же: «А, звезда!» — вот тут, блин, у меня кровь просто вскипела. Прямо на вокзале устроить дебош, драку нельзя, причем стоим вдвоем: я и парень-администратор — все! Никаких охранников, да и не стал бы я за их спины прятаться. Это некрасиво — если мужчина хочет разобраться, он должен сам все решать. Короче, из-за двусмысленной ситуации весь вечер мое настроение было испорченным.
«СЕЙЧАС В МОЕМ ЛИЧНОМ РАСПОРЯЖЕНИИ ДВА ДЖИПА: БЫСТРЫЙ И ОЧЕНЬ БЫСТРЫЙ»
— Неужели вы такой впечатлительный?
![]() «В начале 90-х я жил на 10 долларов в месяц, иногда на пять. Никогда во главу угла я не ставил деньги». Валерий Меладзе с женой Ириной |
— Да, и в эти моменты мне не хочется быть известным. Зачем? Чтобы какие-то люди себя так вели?
— А бывает, что поклонники напрягают: «О Валера! Можно снимок на память»?
— Я очень часто фотографируюсь — в принципе, проще иногда согласиться на это, чем объяснять, почему ты не хочешь. Если отказываешь, люди чувствуют себя оскорбленными. Это провинциальная, дурацкая привычка — я всегда боюсь кого-то обидеть, а с другой стороны, иной раз человек в два раза младше подходит. Кто его так воспитывал, что он обращается на ты, чего-то еще требует? Кто ты? Почему я должен с тобой фотографироваться?
— Недавно я был свидетелем любопытной сцены. На одном из торжественных мероприятий к стоящим рядышком Леониду Кравчуку и Леониду Кучме подошел неказистый парнишка: «Можно мне с вами сфотографироваться?». Как культурные люди, президенты сказали: «Пожалуйста», и тогда, ничтоже сумняшеся, этот тип их обнял за плечи...
— Какое хамство!
— Хорошо, что охранники успели сбросить его руки, но попадаются же такие интересные ребята...
— Ну, я скажу, когда кто-то кладет мне на плечо руку, меня клинит.
— Почти как у Евтушенко: «Кому на плечи руки класть?»...
— (Заводится). Меня это так бесит! Ну хорошо, подойди культурно, спроси разрешения, встань, и пусть кто-то щелкнет, но чтобы еще руку мне на плечо? Слышишь, пошел вон отсюда! Нет, я вообще в шоке: где этих людей воспитывают? Панибратство и бесцеремонность страшно меня раздражают — как и любого, наверное, нормального человека.
— В советское время Грузия жила очень зажиточно, и мы с молоком матери впитали стереотип: если грузин — значит, обязательно богатый...
— (Смеется).
— Недавно я прочитал, что вы входите в сотню самых богатых грузин. Не помню уже место, которое в этой сотне, согласно подсчетам составителей, заняли (вообще не понимаю, как это можно сосчитать!), но, если им верить, у вас сегодня что-то около 200 миллионов долларов...
— Думать о ком-то, что он очень богат, — это абсолютно по-грузински, одним словом, самая грузинская черта. На мой взгляд, во всем этом списке суммы в десятки раз завышены, про некоторых там вообще написали, что денег у них больше, чем у Абрамовича. Ну не может маленькая Грузия иметь такое количество миллионеров.
— Это смотря какой урожай мандаринов...
— Я посчитал: чтобы скопить 200 миллионов долларов, мне надо на протяжении 10 лет без выходных и праздников, каждый божий день зарабатывать от 50 до 100 тысяч долларов.
— Это же как надо петь!
— Это как надо пахать! Чушь несусветная! Понимаете, меня поражает журналистская безответственность. Свобода слова — это же не вседозволенность, а выливается все в полный произвол какой-то незрелой личности, которая имеет доступ к тому или иному средству массовой информации.
— Тем не менее вам было приятно себя в этом списке увидеть?
— Если честно, время, когда я раздувал щеки, прошло. Да, иногда тянет в компании заявить с пафосом: мол, у меня все в порядке — есть деньги, дом, несколько машин, но тогда к тебе начинают соответственно относиться, то есть мыльный пузырь надо постоянно оправдывать. На это уходит очень много времени, сил, и, в конце концов, наступает момент, когда чего-то от тебя ждут, а ты не можешь этого сделать, тем самым разочаровывая окружающих.
Мне уже давно надоело делать вид, что я лучше, чем на самом деле есть. 200 миллионов имеют единицы западных суперзвезд, которые долгие годы работают и продают гигантское количество альбомов, но все прекрасно знают: в России и в Украине уровень доходов у артистов совершенно не тот.
— На альбомах, конечно, не разживешься...
— Чтобы ворочать такими деньгами, которые мне приписывают, я должен или быть западной суперзвездой, или иметь какую-то скважину... Да, я член совета директоров одного из российских банков (этот орган призван наблюдать за работой банкиров, которые перед нами отчитываются, а мы вправе давать им какие-то рекомендации), но состою там в качестве свадебного генерала: сам банк мне не принадлежит, я не являюсь его учредителем...
— ...пока...
— Даже если бы банк был моим, все равно у меня не было бы 200 миллионов... Вот сижу и оправдываюсь — знаете, почему? Во-первых, не хочу делать вид, что денег у меня больше, чем есть (разумеется, мне вполне хватает на жизнь, но я вовсе не олигарх), а во-вторых, и это самое ужасное, такие газетные мифы напрямую бьют по безопасности моей семьи, что меня удручает, пугает и раздражает. Это абсолютная безответственность, причем подавать на автора в суд бессмысленно: единожды опубликованную ложь не исправишь и десятикратным опровержением.
— Слава Богу, сегодня вопрос о том, чтобы жить на 10 долларов в месяц, перед вами уже не стоит: вы имеете хороший дом, со всех сторон, в общем-то, защищены и, если верить газетам, каждые полгода меняете автомобили. Интересно, какие марки вам больше нравятся?
— Сейчас в моем личном распоряжении два джипа: быстрый и очень быстрый.
— Какой грузин не любит быстрой езды!
— Вах! Видимо, на смену прежней любви к резвым коням в нашем народе пришло увлечение машинами, а потом все-таки большую часть жизни мы проводим в автомобилях и можем себе позволить такую марку, чтобы нам это нравилось... У меня «ауди»-Q7, причем я взял дизельную — в противовес «поршу кайен турбо», который очень прожорлив, она мало ест. Мне надоело ежедневно свой «порш» заправлять, поэтому выбрал машину, одного бака которой хватает на пять дней. Ну и в семье есть еще «железные кони».
«В МОСКВЕ СО МНОЙ МНОГО ЧЕГО СЛУЧАЛОСЬ»
— Вы выглядите человеком миролюбивым, и трудно поверить, что однажды даже в драку ввязались, когда вас подрезал какой-то автомобиль...
— Это было уже давно... Странно (задумчиво) — откуда вы знаете?
— Кто-то из ваших коллег рассказал...
— А-а, может быть... Вообще, должен сказать, что человека, который в большом городе неосторожно себя ведет, поджидает масса неприятных, неожиданных ситуаций. Со мной в Москве много чего случалось — даже когда уже стал известным. Как-то раз на Кутузовском проспекте, там, где он переходит в Можайское шоссе, меня начали подрезать...
— Было поздно?
— Три часа ночи. Там, если знаете, есть отрезок очень широкой, прямой дороги, где автомобилисты часто устраивают гонки. Они как бы предлагают друг другу помериться силами: кто быстрее?
— Ночные забавы...
— Вот-вот. Уже после этой истории я прочитал, что существует такая подстава, а тогда и в мыслях ничего не было: подумал, что меня вызывают на соревнование. Я поднажал: «Хотите узнать, кто круче? Ну что ж, давайте — пожалуйста!». Обогнал их и еду себе спокойно, а они, видимо, подумали, что я удираю. Смотрю — опять подрезать начинают. Остановился, выхожу (причем я был в костюме, а навстречу люди в дубленках). «Что случилось? — спрашиваю. — Вы что, до самого дома будете за мной гнаться?
— Смотрите-ка, не побоялись выйти...
— Ну а чего там — у меня в жизни разные ситуации бывали, и я знаю, что могу их разрулить. К тому же я занимался борьбой и восточными единоборствами, хотя драться, правду сказать, не люблю.
— Сколько их было?
— Трое на одного. В такие моменты рукопашная не помогает — надо быть просто предельно осмотрительным. В общем, не успел даже ничего предпринять, как получил чем-то по голове.
— Сразу, без лишних слов?
— Практически да. На мне тогда еще были очки, так они вообще сложились (я, кстати, после этого сделал операцию и теперь обхожусь без них). Милиция, как положено, проехала мимо — все нормально! Потом стали мы разбираться. Их машина была сильно разбита сзади, но я-то знал, что здесь ни при чем, а они напирали: твоя работа!
— Вы хоть назвали себя?
— Зачем? Они сразу сказали: «Мы тебя узнали».
— И это их не остановило?
— Нет, совершенно. Я отдал им свои права. «Завтра, — предложил, — на этом же месте встречаемся. — Вы считаете, что я должен вам за разбитую машину деньги? Хорошо, привезу». Ну, естественно, собрал я компанию...
— ...представителей маленького, но гордого грузинского народа?
— Разные подобрались люди... Не скрою, я был полон решимости как следует наказать наглецов, но... они не приехали.
— А как же права?
— Сделал себе новые... Прошло уже лет этак восемь, и вдруг какие-то люди передают через моего родственника: «Слушай, у нас тут права Валерины»... Я им: «Не надо мне ничего — скажите только, где эти «корочки» взяли. Кто вам их передал — хочу этих парней увидеть!». Увы, те только руками развели: «Мы и сами не в курсе, потому что документы нашли»... До сих пор меня эта ситуация жутко бесит, но я понял, что просто надо быть осторожным. В конце концов, ни один человек от таких неприятностей не застрахован...
...По-моему, я первый раз эту историю рассказываю. Не хочется предстать перед читателями в не слишком лицеприятном свете...






Валерий МЕЛАДЗЕ: «Их было трое, они подумали, что я удираю, и не успел я еще ничего предпринять, как получил чем-то по голове. Даже очки сложились...»
Влад ЛИСТЬЕВ: «У нас есть стойкость, чтобы выносить удары, и мы чувствуем силу, потому что отстаиваем справедливость. Посмотрим, что будет... Да вы и сами все увидите...»
Земфира посвятила премьеру фильма о себе памяти Егора Летова
Певица Алекса стала жертвой пластики
Глюк’Оzа хочет зачать в пробирке разнополых близнецов
Сергей Жигунов подарил Анастасии Заворотнюк кольцо с бриллиантом в знак помолвки
Стартовали АНТИСПИД-проекты Элтона Джона, Елены Франчук и Дэмиена Херста
У Орландо Блума роман с моделью Victoria’s Secret
Владимир Кличко объединил свои пояса
Аль Пачино сыграет в «Мастере и Маргарите»
Хайди Клум стала самой красивой моделью
Лохан превратили в Монро
Муза Ив Сен-Лорана Катуша Ньян пропала без вести
Филипп Киркоров опять стал народным
Сквозь замочную скважину
«Ихтиандр» Владимир КОРЕНЕВ: «Всю правду о женщинах я скажу только священнику, которому буду исповедоваться перед смертью»
Татьяна НЕДЕЛЬСКАЯ: «На меня напали сзади, набросили на шею цепь... Cпасло то, что я занималась дзюдо»
Александр РОЗЕНБАУМ: «Только Гордону удалось разговорить такое количество самых интересных людей СССР»
Фанаты чуть не подожгли «Алису»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги