Дочь актера Бориса ХМЕЛЬНИЦКОГО Дарья: «Папа уходил так же, как жил, — не жалуясь, и до последнего момента не говорил о своем диагнозе даже близким»
«Когда меня маленькую выводили на поклон в конце спектакля, я думала, что хлопают именно мне»
— Дарья, вас воспитывал отец. Как повлияло на вашу жизнь то, что он расстался с вашей мамой Марианной Александровной Вертинской?
— Ну, расстались — и расстались. Папина сестра Луиза уверяет, что моя мама была единственной любовью в его жизни, но я так не считаю. Знаю еще нескольких женщин, которых он любил.
Конечно, развод — тяжелый момент, но я думаю, что при этом папа больше переживал за меня: мол, его ребенок в такой сложной ситуации оказался. Но он и бабушка окружили меня невероятной любовью и так загрузили всякими кружками, музыкальными школами и прочим, что я постоянно была занята и у меня не было времени страдать... Когда меня кто-нибудь спрашивал: «Ты переживаешь, что мама не с тобой?», отвечала: «Я?! Переживаю?!». Я даже не понимала, почему должна принимать это близко к сердцу. Тем более что с мамой я общалась по-прежнему, наши отношения не изменились.
— Как правило, дети остаются с мамой... Почему ваши родители решили, что вы будете жить с папой?
— Да просто решили, и все! Что тут страшного? Ведь они оба — актеры, много ездили, часто снимались... И воспитание ребенка взяла на себя бабушка, с которой жил папа.
Когда Марианна Вертинская и Борис Хмельницкий развелись, их дочь Даша осталась с отцом. «С мамой я общалась по-прежнему, наши отношения не изменились» |
— Какие у вас самые первые воспоминания об отце?
— Ну, наверное, детские. Помню, мне было лет пять, если не меньше, когда он поехал в Италию, уж не знаю зачем — то ли гастроли, то ли еще что. Папа вернулся с чемоданами, забитыми подарками для меня. Вместе с бабушкой и дедушкой он разложил в большой комнате платья, Барби, какие-то жвачки, конфеты, вкусности всяческие — все-все-все, чтобы посмотреть на мою реакцию.
Увидев комнату, усыпанную подарками, — они были на диване, на кровати, на рояле, на столе, везде! — я жутко растерялась, застыла на месте, а взрослые говорят: «Выбирай, что тебе нравится!». Я схватила маленький пластмассовый ножичек с вилочкой на конце и говорю: «Стойте здесь!» — и ушла на кухню. Достала колбасу какую-то, хлеб, нарезала все это (думаю, не очень эстетично) и принесла папе бутерброд! Все просто сияли от умиления!
Еще помню, как мы гуляли в парке, на улице. Папа показывал мне звезды и рассказывал: «Вот, смотри, какие звезды яркие! Галактика! Может быть, там есть какие-то другие миры, другие жизни!». И читал мне стихи Маяковского: «Послушайте! Если звезды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно!». Это было здорово!
— А в знаменитом Театре на Таганке, где играл ваш отец, вы бывали?
— Я там практически все детство провела, потому что бабушка часто была занята. Пока шли спектакли, я бродила по столярным цехам, костюмерным, заходила в гримерки — даже красилась неумело. Еще собирала какие-то стружки железные, из которых потом делала поделки, а когда был папин выход, подходила и смотрела из-за кулис, с левой стороны сцены. При этом я очень переживала, когда папиного героя убивали, — например, в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир».
И по окончании каждого спектакля меня почему-то со всеми актерами обязательно выводили на поклон! Я по малолетству совершенно искренне считала, что хлопают именно мне! Кланялась очень усердно — головой аж до пола.
— Ну, теперь понятно, кто обеспечивал успех таганковским спектаклям!
— Да-да! (Смеется).
— Как к этому относились папа и другие артисты?
— Они хохотали. И все равно продолжали выводить меня на поклоны!
...К нам домой часто приходили гости, и я помню, как они сочиняли музыку.
«В нашем доме в каждой из трех комнат сидела компания — папина, бабушкина и дедушкина — и все играли в карты»
— Кто бывал у вас дома, с кем Борис Алексеевич больше всего общался?
— Обычно приходили Анатолий Васильев и Владимир Высоцкий — они с папой втроем сочиняли музыку к спектаклям. Папа сидел за роялем, а Васильев с Высоцким что-то наигрывали на гитарах, и я там околачивалась все время.
— Как бы вы могли определить, чему научил вас отец?
— Папа меня научил жить! Он это делал полноценно, ярко. Каждая секунда его жизни была наполнена, он все время что-то делал: занимался спектаклями, съемками, концертами, друзьями, все время вел какую-то активную деятельность. И кстати, никогда не отдыхал! Разве что мог приехать на дачу к своей родной сестре, а моей тете Луизе.
Папа очень рано просыпался. Однажды, помню, был туман, я выхожу, а он сидит на веранде и пасьянс раскладывает. Но это длилось не более одного дня, а вечером он уже отправлялся на спектакль. Тогда не было таких пробок на московских дорогах, поэтому можно было совершенно спокойно ездить с дачи на спектакль, не боясь опоздать. Но чтобы папа поехал куда-нибудь в отпуск — такого не было ни разу в жизни. Единственно, он всегда днем ложился где-нибудь и минут 15 спал обязательно.
— Говорят, Борис Хмельницкий был очень отзывчивым человеком...
— Ему могли позвонить ночью и сказать что-то вроде: «Боря, у племянника троюродного брата зятя моего друга спустило колесо, он стоит где-то на Дмитровском шоссе, на 190-м километре» — и папа в конце этого разговора уже практически сидел в машине. Он никогда не отказывал в помощи, это его качество передалось и мне.
Да, в общем, папа мне все передал! Я — его продолжение.
Борис Хмельницкий и Кирк Дуглас — голливудская звезда, легендарный исполнитель роли Спартака в одноименном фильме, отец Майкла Дугласа. 1977 год |
— У вашего отца были увлечения, помимо актерской деятельности?
— Безусловно. Он единственный из всех актеров был мастером спорта по бильярду. Эта игра у него стояла на первом месте. Папа всегда участвовал в турнирах, выигрывал кубки... Каждый вечер в пять часов он отправлялся в бильярдный клуб.
— В Дом кино?
— И в Дом кино, и в «Олимпийский» ходил. А когда был помоложе, помню, играл с товарищами в преферанс.
— Тоже увлекательное занятие!
— Видимо, сказалось то, что бабушка и дедушка всю жизнь играли в карты. У нас в доме периодически бывали моменты, когда в каждой из трех комнат сидела компания — папина, бабушкина и дедушкина — и все расписывали партию. Но последние лет 15 папа забросил карты.
— Бильярд перевесил?
— Нет, просто не стало его партнеров по преферансу. Например, он играл с Толей Ромашиным — тот умер, играл с директором Госконцерта Панченко — он тоже умер, а новой компании как-то не сложилось. Зато в бильярд папа играл чуть ли не до последних дней. Последнее, что он сделал, — провел турнир памяти Володи Высоцкого. Если не ошибаюсь, даже занял там второе место и очень переживал, что не первое. Это было уже зимой, которую он не пережил...
— Борис Алексеевич мечтал вас видеть актрисой?
— Ну а кем еще я могла быть, если выросла в Театре на Таганке? Папа привил мне культуру, вкус. Все-таки я общалась с лучшими актерами того времени, с лучшими художниками — перво-наперво с потрясающим Давидом Боровским. А в худсовет Театра на Таганке, между прочим, входили Белла Ахмадулина, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский!
Я видела спектакли Юрия Петровича Любимова, знала наизусть сценографию и текст пьес...
В театральный практически без подготовки поступила. Это из серии «Как я научилась водить машину». Помню, когда папа приезжал на дачу к сестре Луизе — в то время у него были «жигули» шестой модели, — он сажал меня за руль. Ноги до педалей еще не дотягивались, но я уже крутила баранку. Ну вот как учат ребенка ходить, так же примерно меня учили водить машину... И точно так же готовили к актерской деятельности.
— Насколько я знаю, на третий день после ухода из Театра на Таганке Борис Хмельницкий поседел.
— Это преувеличение. Папа поседел частично, еще когда с моей мамой развелся. После смерти бабушки седины добавилось. Он же ушел из Театра на Таганке, когда и работы там особо не было. Но папа не из тех людей, которые сдаются! У него была коронная фраза: «Мы выиграем! Обязательно! В любой ситуации!».
Начались какие-то концерты, потом он придумал ставшие регулярными и знаменитыми вечера памяти Володи Высоцкого... Наверное, папа с ностальгией вспоминал время, прожитое в театре, потому что это невозможно забыть, но при желании запросто мог перейти в другой театр. Почему не сделал этого? Папа был очень преданным человеком, он говорил: «Я детей, родителей и педагогов не меняю!».
Не могу сказать, что он сильно изменился, расставшись с Таганкой. Просто перестал ездить на репетиции каждый день и играть спектакли.
«Я была самым главным критиком у папы с тех пор, как научилась говорить, а он обо всем, что я делаю, отзывался: «Гениально!»
— Уйдя из театра, он продолжал общаться с Юрием Любимовым, с артистами?
— Да, поддерживал отношения и с любимовской Таганкой, и с губенковской. Правда, когда готовил вечера памяти Володи Высоцкого, некоторые таганковцы спрашивали: «А кто будет? Понятно, из противоположной Таганки! Нет, я не приду!». Это папу приводило в состояние шока: «Да вы что, совсем свихнулись, что ли?!!». В его голове это не укладывалось. Он говорил: «А если вы на улице встретитесь: один актер из одного театра, а другой — с соседней половины Таганки, — вы что, не будете здороваться?!».
— Как Борис Алексеевич относился к вашим работам в театре, в кино?
— Вообще-то, обо всем, что я делаю, он говорил: «Это гениально!». (Смеется). Когда училась в Театральном училище имени Щукина, ходил на все показы и очень гордился мной. Но, мне кажется, даже если я бы ужасно играла, папа все равно бы меня хвалил, потому что я его дочка.
— Насколько я знаю, вы с отцом снимались в кино...
— Мы отработали вместе трижды: в фильме Лени Осыки «Этюды о Врубеле», у Булата Мансурова в картине «Теплые ветры древних булгар», которая так и не вышла, и у Бори Небиеридзе в сериале «Роксолана». И каждый раз папа всячески старался мне помочь, он очень трепетно ко мне относился.
— Он советовался с вами, учитывал ваше мнение о его работах?
— Всегда-а-а! Я была у папы самым главным критиком с тех пор, как научилась говорить. Он постоянно со мной разговаривал, интересовался тем, что я думаю. Причем с самого детства говорил со мной как со взрослой, относился ко мне как к равной. Иногда объяснял, почему именно так, а не иначе играет ту или иную роль в театре и кино. Я ему не льстила, но и хвалила тоже: ему мои положительные отзывы были очень дороги.
Бильярд был одним из самых страстных увлечений Бориса Алексеевича, он единственный из артистов являлся мастером спорта, играл до последних дней и даже перед смертью проводил бильярдный турнир памяти Высоцкого |
— Как Борис Алексеевич воспринял перестройку, как он чувствовал себя в этой ситуации?
— Конечно, не очень хорошо, потому что работы часто не было, но я не помню, чтобы папа просто сидел дома, — он все время что-то делал. Понимаете, переживать политические или экономические кризисы тяжело «мирским» людям, а он изначально был очень духовным человеком.
У нас не было дачи, «мерседесов», каких-то счетов в банках, но папа на этом не зацикливался, относился к экономическим перипетиям легко. Ну, если совсем припечет, сыграет на бильярде и выиграет денег. Переживал он лишь из-за того, что касалось непосредственно профессии. Близко к сердцу принимал проблемы людей, которые оказались в сложной ситуации: сам он как-то выкрутится, а, например, малоизвестные актеры могут и не выкарабкаться. Папа всегда помогал им.
— Еще при жизни Бориса Хмельницкого вышел его компакт-диск «А снег в Сибири...», сейчас сестра Луиза выпустила еще один, где они поют вместе...
— Ничего удивительного: все-таки Луиза — композитор, аранжировщик, в том числе песен Владимира Семеновича Высоцкого. И на папином диске много ее песен... Но я очень жалею, что отец так и не выпустил диск с собственными песнями, сочиненными им для спектаклей Театра на Таганке. Хорошо, что остались записи. Думаю, из них можно взять голос, а наложить его на новые аранжировки при сегодняшних технологиях вполне реально. Когда-нибудь я обязательно это сделаю.
Кстати, папа посвятил мне две «Колыбельные» — одна написана им на стихи Володи Высоцкого.
— У Театра на Таганке всегда были трения с власть имущими. Как Борис Алексеевич воспринимал эту фронду?
— У папы не было конфликтов или скандалов с властью... Он очень объективно относился к ней, говорил: «Да, время было сложное, но в нем было и хорошее: образование бесплатное, медицина!». Папа во всем искал положительные моменты.
Когда слышал рассуждения о том, что Театр на Таганке гонимый, притесняемый властями!», возражал: «Какой же он гонимый и опальный, если в то время, когда людей расстреливали и сажали в лагеря, мы тут создавали такие спектакли! Если бы хотели, закрыли бы театр моментально! Хотели бы Высоцкого убрать — просто посадили бы его, и все!». Еще папа относительно поведения властей говорил: «Был бы я царем, мне бы тоже не нравилось, что меня хают!».
— Он был аполитичным человеком?
— Абсолютно, хотя при этом очень переживал за родину. В 1991 году, когда случился путч, отец с Мстиславом Ростроповичем, Александром Пашутиным и Александром Любимовым, который вел программу «Взгляд», вчетвером засели в Белом доме. Помню, он позвонил домой рано утром, часов в семь: «Дашулечка, не волнуйся!». Я завизжала: «Ты где-е? Во-о-от, не пришел домой!». — «Я в Белом доме, — отвечает. — Мы тут сидим со Славой Ростроповичем, ну, Слава просто нам игра-а-а-ет... Мы просто отдыхаем, арбузики едим...». Я ничего не понимала — мне 13 лет было, а у Луизы чуть инфаркт не случился!
Уже после этих событий в Доме кино я лично слышала рассказ командира «Альфы». По его словам, «альфовцы» получили приказ штурмовать Белый дом: уже стволы пушек были на него наведены — вот-вот должен был начаться обстрел. И вдруг они узнают, что там сидят Ростропович, Говорухин, мой папа, Пашутин. «Мы, — сказали, — по ним стрелять не будем!». И это был единственный случай в истории, когда «Альфа» отказалась выполнить приказ!
«Папа дико заикался и некоторые экзамены в Щукинском сдавал письменно, а не устно»
— Борис Алексеевич рассказывал вам какие-нибудь казусы из своей театральной жизни?
— Было множество театральных баек, когда текст забывали и так далее, но я их не помню. Еще были истории, связанные с его заиканием: папа ведь дико заикался. Это у него с детства. Дедушка принес в дом петуха, посадил на шкаф. Папа, тогда еще совсем маленький, ночью проснулся, хотел воды попить, а петух возьми на него и свались. Его долго лечили. Будучи школьником, он целый год жил один в Киеве — такое условие поставил профессор, который взялся мальчишку лечить. Наступило улучшение, но все возвращалось, если папа сильно волновался. Просто ужасно! Доходило до того, что некоторые экзамены в Щукинском училище он сдавал письменно, а не устно, потому что не мог говорить.
— Как же его туда взяли?
— Это одному Богу известно! Папа говорил: «Вольф Мессинг помог!»... Он и Луиза знали его с детства, так как великий маг, гипнотизер и мистик был другом семьи. Папа считал, что Мессинг посылал свои флюиды на педагогов, принимающих экзамены, вот те и взяли его — «неговорящего»!
— Борис Алексеевич рассказывал мне, что когда он играл Вершинина и боролся с заиканием, Юрий Любимов ему сказал: «Боря, не обращай ты на это внимания! А что, Вершинин не мог заикаться?».
— Совершенно верно! Любимов — гениальный человек, потому что как режиссер нашел ход. И когда папа в спектакле «Маяковский» заикался, он говорил: «А мне нравится твое заикание! Это придает роли шарм!».
Последней ролью Бориса Алексеевича стал атаман Бородатый в историческом блокбастере Владимира Бортко «Тарас Бульба». В финале герой Хмельницкого погибает... |
— Насколько я могу судить, ваш отец был глубоко верующим человеком...
— Да, каждое утро, просыпаясь, папа зажигал свечку, уходил в комнату и час там молился. У нас был потрясающий духовный отец, настоятель Китаевской пустыни Феофил. Папа часто ездил к нему в Киев, даже оставался жить у него в монастыре. Потом мы к старцу Феофилу ездили вместе. Кстати, на мой день рождения в прошлом году — последний мой день рождения с папой! — он подарил мне икону Казанской Божьей Матери.
— В жизни Бориса Алексеевича были какие-нибудь мистические ситуации?
— А разве появление в его жизни Вольфа Мессинга — не мистика?
Часто говорят, что роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова окутан неким мистическим ореолом. В спектакле, поставленном по этому произведению, папа сыграл Воланда. После этого он ушел из театра и развелся с моей мамой...
— Как Борис Алексеевич держался в последние месяцы жизни?
— Папа уходил так же, как жил, — не жалуясь. Когда он узнал о своем диагнозе, ему сразу сообщили, что сделать уже ничего нельзя и что жить ему осталось всего два месяца. Каким-то чудом ему удалось продержаться пять месяцев. Другой человек мог от безысходности руки на себя наложить, а папа — нет, до последнего момента ходил, двигался и никому, даже близким, не говорил о своем диагнозе. Он категорически не хотел, чтоб его жалели!
— По телевидению показали программу об Анатолии Ромашине, в которой участвовал и Борис Алексеевич, его снимали 15 января, за месяц до ухода.
— Да-да! Это последняя папина запись. У него уже болело все на свете, но он все равно пошел на запись передачи. И знаете, на его лице вы не увидите печати трагедии или ужаса. Конечно, помогло то, что папа был глубоко верующим человеком и воспринимал все по-другому.
Несмотря ни на что, он полностью организовал вечер памяти Володи Высоцкого, уже лежа, вел переговоры по телефону. К нам домой приходил режиссер этого вечера, они обсуждали, какие актеры будут участвовать, кто за кем будет выступать, какой будет свет, звук, видео и аудиоблоки. К сожалению, на самом вечере папа по состоянию здоровья присутствовать не смог...