В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Как украсть миллион?

В украинский прокат вышел фильм Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит» с Леонардо ДиКаприо в главной роли

Юлия ПЯТЕЦКАЯ. «Бульвар Гордона» 6 Марта, 2014 00:00
Пятая совместная картина 71-летнего Мартина Скорсезе и Леонардо ДиКаприо стала самой кассовой работой знаменитого американского кинорежиссера, у которого есть даже один «Оскар», полученный в 2007 году за «Отступников».
Юлия ПЯТЕЦКАЯ

Пятая совместная картина 71-летнего Мартина Скорсезе и Леонардо ДиКаприо стала самой кассовой работой знаменитого американского кинорежиссера, у которого есть даже один «Оскар», полученный в 2007 году за «Отступников». У 39-летнего ДиКаприо, как выяснилось 2 марта, «Оскаров» по-прежнему нет, хотя он никогда не был так близок к победе. В американский прокат «Волк» вышел 25 декабря, успев попасть в оскаровскую гонку, в итоге пять номинаций, включая «Лучший фильм года». «Лучшим фильмом» сочли «12 лет рабства», «Лучшим артистом» — Мэтью Мак­Ко­на­хи, Лео опять остался без подарка.

ПРОСТОЙ ЗАКОН, ПРОСТОЙ ПРИНЦИП, КТО НЕ ПОНЯЛ, ТОТ ДУРАК

Я крайне скептически отношусь к людям, считающим «Оскар» критерием профессионального мастерства и свидетельством серьезного успеха, но еще более скептически — к тем, кто считает «Оскар» недоразумением. Странная премия американской киноакадемии — это как красивая женщина. Все понимают, что красивая, все втайне мечтают, но часть при этом делает вид, что им нет до нее никакого дела, як тому цигану до лошаді.

Все прекрасно понимают, что Голливуд — это Голливуд, самая мощная мировая киноиндустрия, за которой стоят бешеные деньги, вековая профессиональная селекция и колоссальный опыт, что случайных имен и дутых величин среди настоящих голливудских звезд нет, что быть знаменитым в Голливуде пусть и некрасиво, но очень поднимает ввысь.

Те же, кто в силу различных причин упорно не замечают столь очевидных вещей, либо редкие удивительные гении вроде Отара Иоселиани, которым действительно никакие премии не нужны, либо чудесные демагоги вроде Питера Гринуэя, либо высокодуховные интеллигенты вроде артиста Николая Бурляева. Высокодуховным людям, как правило, «Оскар» ни к чему, им его и не дадут. Что же касается ДиКаприо, то очень хочется, чтобы когда-нибудь дали. Ну сколько можно, в самом деле, совесть надо иметь.

«Волк» создавался по мотивам одноимен­ных мемуаров биржевого брокера Джордана Белфорта, основавшего в 1987 году процветающую брокерскую контору и 10 лет спустя осужденного за отмывание денег. Отсидев, Белфорт написал две книги о своей жизни и стал читать лекции о том, как достичь успеха. В общем, мучительно актуальная история эффективного менеджера, делавшего миллионы из воздуха.

Делать миллионы из воздуха нелегко, для этого необходим особый талант лидера, нечеловеческое упорство и сплоченная секта единомышленников, где все неистово молятся одному богу, имя которому доллар. Каждый, кто хотя бы на миллиметр выбивается из стаи, выбрасывается из нее мгновенно и навсегда, без сожалений и выходного пособия. Все служат общему делу, и чем успешнее общее дело, тем в большем выигрыше ты сам. Простой закон, простой принцип, кто не понял, тот дурак.

«Вы запаздываете с оплатой по счетам? Так поднимите трубку и начните звонить! Вам кажется, Господь вас не замечает? Так поднимите трубку и начните звонить! Ваша девушка считает вас лузером? Ну и черт с ней, поднимите трубку и начните звонить! Вы сможете решить все свои проблемы, разбогатев, и все, что вам сейчас нужно, — это поднять трубку и начать звонить! Я хочу, чтобы вы взяли эти акции и прямо сейчас запихали их в глотку своим клиентам! Вы — мои киллеры! Мои гребаные воины! Мои телефонные террористы, которые не примут ответа: «нет» и не положат трубку до тех пор, пока клиент либо купит, либо ум­рет!».

Речь ДиКаприо-Белфорта, обращенная к своим волкам и волчицам, наверняка уже вписана золотой страницей в историю мирового кино. После этой речи окончательно понимаешь: да, есть то, на что можно смотреть бесконечно, — огонь, вода и Леонардо ДиКаприо.

«ВОЛК» — ЭТО ФИЛЬМ О ПРИЗВАНИИ

Зрительский успех картины, собравшей в прокате более 300 миллионов долларов, вполне объясним: на этот раз Скорсезе уда­лось передать то, что передать средст­вами кино довольно сложно: магию человеческого рас­пада, специфический шарм де­генератства, отрицательное обаяние шар­латана, поймавшего Бога за бороду. Соб­ственно, в этой магии и кроется феномен Белфорта и ему подобных.

Дегенератство отвратительно, большие деньги плохо пахнут, обманывать нехорошо. Есть ли люди, об этом не знающие? Тог­да по­чему современный мир успеха так не­выносимо уродлив? Вспомните лица нар­коба­ронов, крупных мафиози, некоторых пре­­зидентов, губернаторов, мэров. Они вам нравятся? Но успеха они достигли. Параллельный мир больших денег и влияния по-прежнему дьявольски притягателен и, помимо специфического шарлатанского ума, держится на неистребимом троглодитском инстинкте афериста, работающего с добропорядочными гражданами, азарте шулера, идущего по головам лохов.

Вот именно вокруг этой точки упоительного мрака и наколдовал свою черную комедию великий маг Скорсезе. «Волк» — фильм вовсе не о том, что за все рано или поздно приходится платить, не убийственная сатира на общество потребления — сотрудники ФБР в плохо сшитых костюмах вы­зывают симпатии еще меньше, чем загорелый Белфорт на своей невообразимой яхте. Не циничный трэш в духе Тарантино, не пенсионерское моралите о том, что красть нехорошо, не очередное брюзжание на тему возмездия-правосудия. Это даже не черная комедия, просто нужно было придумать жанр — как же без жанра.

«Волк» — фильм о призвании. Да, оно бывает и таким. Белфорт сдал всех, включая самых близких и верных соратников, заплатил, отсидел, вышел и продолжил ша­манить. Его призвание умрет вместе с ним. Горбатого могила исправит.
В том, что современный мир успеха приобрел такие клинические формы, безусловно, кроется какой-то онтологический вывих — все-таки успех в XXI веке должен выглядеть иначе, если принимать во внимание эволюционные законы, которые никто не отменял. Но на онтологические глубины Скорсезе не хватило, он и так сказал больше, чем от него ожидали, хотя подозреваю, что для многих «Волк с Уолл-стрит» просто крутое кино, где много голого тела, наркотиков, эффектных сцен.

КАК ТЫ ЭТО ДЕЛАЕШЬ, ЛЕО? ПО «ОСКАРУ» ТЕБЕ В КАЖДУЮ РУКУ

Белфорт, который в результате наркотического передоза резко вошел в стадию церебрального паралича и, не выходя из нее, вполз за руль, добрался до дома и даже спас от неминуемой гибели подавившегося куском ветчины друга и партнера, — отдельная золотая страница в истории кино. Когда видишь такую степень актерской подлинности, такую невероятную органику существования в кадре, всегда интересно, как все происходило на съемочной площадке. Как ты это делаешь, Лео? По «Оскару» тебе в каждую руку.

Кстати, вы знаете, как продать обычную шариковую ручку человеку, которому она не нужна? Сколько барахла вы купили именно потому, что оно вам не нужно? Сколько холеных морд, сулящих неминуемое покращення, смотрит на вас сейчас с экранов и биллбордов? Скольким сейчас вы внимаете, открыв рот? Вот именно в тот момент, когда вы внимаете и смотрите, все и происходит. Как в сеансе гипноза.

«Окей!» — говорите вы, я куплю у вас акций на тысячу долларов». — «Окей! — говорят вам, — отличный выбор, прекрасное решение, вы молодец, мы гордимся вами». Вы еще не знаете, что за свою тысячу долларов вы получите дулю с маком, но с вами так вежливы, так предупредительны, вам так обещают, так обещают. И пока вы не скажете свое дурацкое «окей», они не положат трубку. Они — или умрут, или заставят вас купить и выбрать. Их призвание умрет вместе с ними, и, возможно, вы умрете раньше, обманутые и отчаявшиеся, утратившие веру в человечество. Вполне возможно. В этом мире возможно все. Главное — быть внимательным. «Если вы не знаете, кто проигрывает на бирже, — говорил американский предприниматель и инвестор, миллиардер Уоррен Баффет, — значит, проигрываете вы».

Есть, правда, еще один метафизический закон, проявляющий себя пусть редко, но метко и дающий поразительные результаты. Этот закон никак не отразился в трехчасовом фильме Скорсезе, но именно об этом почему-то думаешь сразу после просмотра. «В тот момент, когда вы точно знаете, кто проигрывает на бирже, возможно, проигрываете вы».



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось