Скованные одной цепью
БОЛЬШИНСТВО ПОКЛОННИКОВ БУТУСОВА ЕЩЕ НЕ РОДИЛИСЬ, КОГДА ОН ВПЕРВЫЕ ВЗЯЛ В РУКИ ГИТАРУ
Еще одна приятная особенность бутусовских концертов - отсутствие навязчивого пиара и пафоса. «Ю-Питер» никогда не стремится во дворец «Украина» (хотя, безусловно, собрал бы), ему достаточно Центра культуры Национального авиационного университета. И дело не только в том, что аббревиатура НАУ созвучна названию самой успешной команды, в которой играл Бутусов, - «Наутилус Помпилиус», он же «Наутилус», он же просто «Нау». Атмосфера в этом зале совершенно другая - свободная, непринужденная, студенческая. И нет намека на какие-либо партийные съезды, собрания распространителей косметики либо активистов какой-то особо продвинутой церкви....
На концерт пришла в основном молодежь - большинство из этих ребят еще не родились, когда Вячеслав Геннадьевич впервые взял в руки гитару. И тем не менее они просили исполнить старые хиты «Наутилуса» (периода сотрудничества Бутусова с выдающимся русским поэтом Ильей Кормильцевым), а не те, с которых в 90-е годы начался «Ю-Питер», и дружным хором голосили «Скованные одной цепью», «Прогулки по воде» и «Я хочу быть с тобой». А из более-менее нового материала, с которым концертируют Бутусов и его команда, знали немного - раскрученную на радио и ТВ «Девушка по городу», «Песню идущего домой» и, пожалуй, самую трогательную вещь «юпитерцев», у которой два названия - «Вселенская» и «Небо все ближе».
Требовали еще песни Цоя, особенно «Звезду по имени Солнце». Честно говоря, не знаю зачем - разве для того, чтобы убедиться, что достойно перепеть ее очень сложно. Может, когда-то Бутусову и удавалось, я не знаю, но сейчас - нет: для полного счастья не хватило той металлической резкости, бескомпромиссности, которая была в цоевском голосе, получилось мягче, лиричнее, и «Звезда» стала попроще, попсовее, что ли. И перестала светить так ярко, как раньше...
«НЕУЖЕЛИ ЕМУ НЕИНТЕРЕСНО С НАМИ ПООБЩАТЬСЯ?»
Но в остальном выступление было удачным - Бутусов спел почти все то, что зрители надеялись услышать. Видимо, опять-таки потому, что решил не опаздывать и не отвлекаться на болтовню в перерывах между песнями. Хотя некоторые роптали: «Неужели ему неинтересно с нами пообщаться?». Общение посредством музыки устраивало далеко не всех.
А как по мне, лучше уж вот так, как Вячеслав Геннадьевич, молча отыграть живой концерт, чем говорить «за жизнь», пока тебе меняют диск с фонограммой, как многие отечественные и российские артисты. Или в сотый раз признаваться в любви Киеву, которого не знаешь, и хвалить украинское сало. Или настойчиво и громко проповедовать что-нибудь, начиная с братской любви между Украиной и Россией и заканчивая смирением и послушанием власти (для выполнения этой миссии звезды шоу-бизнеса порой возят с собой священников, которых выпускают на сцену со специально заготовленной речью - чуть не сказала «номером»). В конце концов, музыкант говорить не обязан, для этого другая профессия есть - артист разговорного жанра...
Осенью 2011-го Вячеслав Бутусов отметил 50-летие и, наверное, уже успел об этом позабыть, но киевский зритель не дал: «с прошедшим» его поздравляли и сейчас. Правда, подарить цветы поклонницы и поклонники смогли лишь в конце программы, поскольку во время концерта охрана зала не разрешала отвлекать артиста.
«СЛАВА, «ХЛОП-ХЛОП»! КАК ЖЕ ТАК?»
Отпускать «юпитерцев» публика категорически отказывалась, и это не удивительно: музыканты засобирались за кулисы после «Гудбай, Америка!», не сыграв «Хлоп-хлоп» - одно из лучших произведений так называемого социального рока 80-х, не утратившее актуальности по сей день. «Слава, «Хлоп-хлоп»! Как же так?» - возмущенно кричали зрители. И Бутусов не смог не вернуться. Уже через минуту весь зал танцевал и пел: «Зерна отольются в пули, пули отольются в гири. Таким ударным инструментом мы пробьем все стены в мире!».
Но и этого оказалось мало! Люди встали со своих мест и скандировали: «Нау»! «Нау» - мол, продолжай в том же духе, вспоминай, что пел в «Наутилусе». Однако гость «вспомнил» еще лишь пару песен - видимо, перед поездкой в Киев все-таки настраивался на то, что большинство композиций в концерте будет из репертуара «Ю-Питера». А оказалось, что в сознании людей «Ю-Питер» и «Наутилус» прочно скованы одной цепью...
После того как Вячеслав Геннадьевич скрылся за кулисами во второй раз, зрители еще немного постояли, покричали, потопали, но, видя, что бесполезно и уже не дозовутся, стали расходиться. «Вот люблю я его, но никак не могу простить, что он развалил «Наутилус»! Какая группа была!» - сетовал парень из соседнего ряда. Убеждения, что первым из группы ушел как раз не Бутусов, а второй ее основатель, Дмитрий Умецкий, и что все когда-нибудь кончается, а людям свойственно спорить, что-то делить и в конце концов просто надоедать друг другу, на него не подействовали: «Все равно виноват - почему не сберег?». Человек устроен так, что быстро привыкает к хорошему, а отвыкает медленно, болезненно и весьма неохотно...