Владислав ТРЕТЬЯК: «Я и сам наполовину хохол, поэтому всегда переживаю из-за того, что между нашими странами происходит»
Увы, наступил момент, когда в украинской прессе появились заголовки другие - например, «Начнется ли война между Россией и Украиной?», украинские средства массовой информации начали заявлять, что россияне видят в жителях соседней страны врагов...
Сейчас ситуация изменилась к лучшему - и слава Богу. Мы готовы дружить и всегда подаем руку помощи. Все нужно делать нормально, на паритетных началах - я ведь и сам наполовину хохол, поэтому всегда переживаю из-за того, что между двумя нашими странами происходит. Мои бабушки-дедушки похоронены в Глухове Сумской области (неподалеку от села, где родился и вырос нынешний украинский Президент), там у меня родственники, поэтому я заинтересованный человек и, добавлю, миролюбивый.
Сеять друг к другу недоверие недопустимо, потому что и мы всегда к украинскому народу хорошо относились, и украинцы к нам, россиянам, тоже. Не все, правда, но это бывает: в семье не без урода (к сожалению, некоторые не понимают, что противостояние и недоверие никогда ни к чему хорошему не приводили).
Я не призываю друг друга любить, но дружеские отношения необходимы, и на это, уверен, должна быть направлена вся государственная политика и в экономике, и в культуре. Почему мы в спорте с соседями ладим, а политики острые углы сгладить не могут?
Хотя я до полковничьих погон дослужился, вся моя жизнь проходила под девизом: «О спорт, ты мир!». И в годы противостояния двух систем: социалистической и капиталистической, - и позднее я считал, что сражаться лучше на хоккейной площадке, чем на поле брани, всегда выступал против силовых методов - за дипломатию.
Согласитесь, спортсмены внесли немалый вклад в окончание «холодной войны» и в потепление международной обстановки, потому что дружили. На площадке могли отчаянно биться, рубиться, но потом, покидая лед, обнимались, поздравляли соперников с победой, если, конечно, они выигрывали. Отличные связи у нас везде, благодаря спорту мы лучше понимаем друг друга, общаемся, узнаем мир, причем не только на высшем уровне - даже детишки российские посещают Канаду, Америку. Наша, например, хоккейная федерация делает все, чтобы и к нам приезжали чехи, американцы, шведы, канадцы, финны всех возрастов - вот вам уже и дружба...
Я убежден: миссия журналистов, писателей близка к той, которую выполняют спортсмены, и способствует она прежде всего настоящему, не показному сближению народов.
Я очень рад, что в Украине мое интервью Дмитрию Гордону вызвало колоссальный резонанс и у болельщиков, и у людей, к хоккею никакого отношения не имеющих, но журналисты бывают разные. Помню, как-то в Канаде меня спросили: «Если бы вы играли у нас (это было еще при Советском Союзе. - В. Т.), чьи бы цвета защищали? («Бы» и еще раз «бы» - все в сослагательном наклонении). Ответил я как на духу: «Монреаль Канадиенс». Подчеркиваю, репортер сформулировал свой вопрос: «Если бы вам разрешили, какую команду вы выбрали бы?», а в опубликованном тексте все «бы» убрали, и газета вышла с заголовком: «Третьяк будет играть в «Монреаль Канадиенс»!». Вы, уважаемые читатели, даже не представляете, какие тучи надо мной сгустились - я моментально стал невыездным.
Это как дважды два: можно расписать, будто я против дружбы, ни за что ни про что опорочить, и доказывай потом, что даже в мыслях ничего подобного не было, поэтому от интервьюера очень много зависит - тут некий кодекс чести необходим, ответственность, совесть. Что скрывать: есть среди пишущей братии такие, которые по заказу, за деньги, состряпают все, что угодно, но лично мне все-таки чаще везло...
С Дмитрием Гордоном мы здорово поговорили! Обсудили все - от популяризации спорта, необходимой для того, чтобы молодежь здоровой росла, до строительства залов, проведения юниорских турниров и закладки именных спортивных «звезд», а сегодня я бы с удовольствием продолжил наш диалог, поскольку мировой экономический кризис на этой работе сказался и очень ее усложнил. Вот и в Континентальной хоккейной лиге (КХЛ) у нас есть проблемы: по финансовым причинам некоторые команды не смогли в ней остаться, а несколько коллективов высшей лиги вообще прекратили свое существование.
Еще хуже приходится украинскому хоккею, а ведь когда-то киевский «Сокол» блистал, был двукратным чемпионом Восточно-Европейской хоккейной лиги. Поймите, у нас клубы стали выступать в КХЛ - и сборная России дважды выиграла чемпионат мира, хороший результат Беларусь показала... Украина, увы, опускается, потому что отлучена от соревновательного процесса, не встречается с достойными конкурентами.
Мы готовы принять «Сокол» в высшую лигу (эта команда играла у нас там два года, и проблем не было), но украинские государственные структуры свернули практически все программы по развитию хоккея внутри страны. Они все больше политикой занимаются, забыв о том, что спорт - это не только высшее мастерство, но и престиж, и здоровый образ жизни, и занятость детей, подростков и молодежи. Не будет никогда национальной команды, пока отсутствуют хорошие ассигнования: об этом надо трубить со всех трибун, экранов телевидения, газетных и книжных страниц - тогда, возможно, воз сдвинется.
Выход в свет новой книги Дмитрия Гордона я считаю пусть небольшим, но камешком в фундамент взаимопонимания между нашими народами. Надеюсь, что публикация моего интервью, увлекательный рассказ о хоккее откроют россиянам дорогу к сердцам болельщиков вашей страны. Общаться с Дмитрием было интересно и легко, потому что он высочайший профессионал, и я, кстати, не чувствовал, что передо мной гражданин другой страны. Да, мы теперь в разных живем государствах, но что сделаешь? Каждый народ сам вправе определять свою судьбу, решать, какого достоин будущего. Я, например, нормально отношусь к тому, что украинцы выбрали для себя независимость, но до сих пор не воспринимаю Киев как заграницу. Точно так же, когда приезжаю в Латвию: хожу по Риге, слышу везде русский язык, встречаю доброе отношение, - такое ощущение, что я дома.
На страницах этой книги соседствуют очень разные люди: я - зампред Комитета по физкультуре и спорту Госдумы России, представитель непримиримой оппозиции Борис Немцов и легендарный Вахтанг Кикабидзе, который в Москве с некоторых пор стал нежелателен, - но меня это ничуть не смущает.
Каждый человек вправе иметь свое мнение, высказывать свои взгляды, а чтобы лучше узнать оппонента, надо его понять: что им движет либо кто приказал ему поступить так, а не иначе. Наверное, чтобы занять ту или иную позицию, у него были причины, и, если ему так лучше и он хочет так поступать, Бог ему судья. Единственно, я не люблю, когда делают поспешные выводы: необходимо во всем разобраться, докопаться до сути и не быть марионеткой в чужих руках.
Я уверен: непредвзятому читателю книга Дмитрия Гордона в этом поможет, поэтому желаю автору не останавливаться на полпути, продолжать брать интервью у знаменитых людей из разных стран, представляющих разные сферы жизни, и доносить нам, читателям, правду о том, что они думают. Так держать!