За кадром
Звезда "Ночного дозора" и прапорщик Шматко из сериала "Солдаты" Алексей МАКЛАКОВ: "Я так хотел понравиться будущей жене, что не заметил, как украли ее норковую шубу"
Ольга КУНГУРЦЕВА. «Бульвар Гордона» 8 Ноября, 2005 00:00
Всеволод ЦЫМБАЛ. «Бульвар Гордона» 8 Ноября, 2005 00:00
Родился Алексей Маклаков в 1961 году в Новосибирске. Отца своего не помнит и не знает. Мать, скромный библиотекарь, растила будущего актера одна. Ныне Алексей москвич, служит в Театре Маяковского.
"В ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ Я ПОСТУПИЛ НА СПОР - ЗА ЯЩИК ВОДКИ"
- Готовясь к интервью, мы вдоль и поперек прошерстили вехи вашей замечательной биографии. Похоже, вы просто везунчик из серии "очевидное-невероятное".
- Точно. Например, в Новосибирское театральное училище я поступил случайно. Поспорил с друзьями на ящик водки. Никто мне не верил, все потешались да насмехались: "Какой из тебя артист? В зеркало себя видел?". Я ведь плотненький был, смешной. Но я сказал: "Поступлю!" - и с первого раза стал студентом. С легкостью прошел все три тура. Хотя всерьез об актерской профессии задумался лишь на четвертом курсе.
- А до этого о чем думали? Разгильдяйничали?
- В точку попали. Был ветрено-романтическим шалопаем, не признающим дисциплины. Но вновь включилась удача. Меня одного пригласили в очень сильную труппу Томского ТЮЗа, где я переиграл все и всех - от мышей до Шекспира.
- Когда же вы вернулись в родной Новосибирск и были зачислены в труппу театра "Красный факел"? Довелось ли поработать с киевским режиссером Михаилом Резниковичем, который в то время находился в "новосибирской ссылке"?
- Домой вернулся через пять лет и Михаила Юрьевича застал. А вот поработать с ним, увы, не довелось. Зато от многих слышал восхищенные отзывы как о самом Резниковиче, так и о его методе работы. Кстати, сегодня в Москве ходит немало разговоров о скандале, связанном с именем мастера. Мы крайне удивлены, даже возмущены попытками изгнать его из театра.
- Скажите, что заставило вас в зрелом возрасте, когда трудно все начинать с нуля, оставить в Новосибирске интересную работу, налаженный быт и перебраться в Москву?
- Сама по себе провинция долго готовила меня к столь решительному шагу, формировала характер. Живя в Новосибирске, я постоянно мечтал вырваться из замкнутого пространства, что в результате и сделал. Назад не вернусь.
Началось все с поездки в Иерусалим. Подойдя к Стене Плача, я засунул в нее записочку: "Дорогой Боженька! Пора что-то менять". Ровно через полгода перебрался в Москву.
"ЧИНОВНИК ТРЕБОВАЛ С МЕНЯ ЗА МОСКОВСКУЮ ПРОПИСКУ ВЗЯТКУ - СЕМЬ ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ"
- Квартиру снимали?
- Нет. Заработал кровные и купил жилье. Тут же отправился в паспортный стол оформлять московскую прописку, но мне популярно объяснили, что для начала нужно дать взятку - семь тысяч долларов. Если бы вы только знали, как долго мучил меня этот мздоимец! Ведь таких денег у меня в помине не было. Впрочем, так же, как и работы. В квартире - голые стены, даже табуретками не разжился. Ситуация пиковая.
Человек я набожный, побрел на Патриаршие пруды, где выросли мои дедушка и бабушка, где я провел свое детство, спустился по Большой Никитской к малюсенькой церквушке. Мама говорила, что меня в ней крестили. Сел на скамейку и мысленно обратился к Всевышнему: "Товарищ Бог! Я не понял, за что?". Где-то через час достаточно внятно услышал с небес ответ: "Запомни: тебе поможет еврей". Ничего не поняв, в расхристанном настроении я отправился в ближайший винный магазинчик разгонять грусть-тоску. И надо же, именно в этом милом сердцу заведении лоб в лоб столкнулся со своим старинным приятелем Сашей, с которым мы в Новосибирске работали. На то время Саша служил в Театре имени Маяковского главным администратором по распределению билетов. Начал я было жаловаться на мытарства, на грядущие взятки, а он... возьми и предложи: "Давай-ка возьмем бутылку, зайдем в театр и разом решим все твои проблемы".
Ввалились мы к нему в кабинет, напились прилично, и я во всех красках расписал свою грустную историю. Пока выпивали, в кабинет заходили звезды, брали билеты, разглядывая меня с явным интересом. Саша слушал-слушал, и вдруг его осенило: "А чего, собственно, мучаешься? Поступай к нам в театр". Я офонарел: "Да ты что! Да кто я такой?". И надо же - вновь судьба! Именно в этот момент к Саше зашел режиссер Юрий Владимирович Иоффе. Мы познакомились, немного поговорили, и я ему приглянулся. Юрий Владимирович предложил тут же прийти на показ. Я аж протрезвел: "Какой показ?! О чем вы?". И быстренько домой - готовиться.
В тот же вечер в 17.00 предстал я на малой сцене "Маяковки" перед большой и важной комиссией. Для храбрости опрокинул перед испытанием стакан водки и начал читать. Меня прервали практически сразу. Понял, что провалился, засобирался... Тут догоняет меня председатель комиссии и просит никуда не уходить, через час зайти в отдел кадров. В назначенное время мне вручили удостоверение актера Театра имени Маяковского. А к нему приложили ходатайство о переводе из театра "Красный факел" в Москву. От театра я автоматически получил московскую прописку, чем весьма удручил взяткоберущего господина. Как потом узнал, у него после такого облома случился психологический срыв.
- Есть категория людей, у которых сбываются даже самые невероятные желания. Судя по всему, и вы к ним относитесь?
- Наверное. Хотя как я того ни желал, не смог сделать главного - продлить жизнь маме. Не успел сделать для нее многого - хотя бы раз свозить за границу, где она никогда не была, купить платья, которые она в жизни не носила. И опять-таки, спасибо Богу, который помог пережить боль утраты, подарив уже собственную семью. Отныне самое главное, что есть в моей жизни, - жена Маша и доченька Николь. Мне уже немало лет - 44 года, знаю, как это важно - вовремя встретить человека, в котором я нашел все, что потерял: любовь, дружбу, счастье.
- Как вы познакомились?
- Мистически и невесело. (Улыбается). Перед первым свиданием я волновался, метался, суетился, уж больно хотелось понравиться. Долго выбирал ресторан, цветы, досконально продумывал собственный гардероб. Словом, из кожи вон лез, так хотелось ее покорить. Маша пришла - красивая, стильная, в шикарной норковой шубе. Мы заговорились и не заметили, как шубу... украли. Я чуть не умер от ужаса и стыда. Тогда-то и произнес сакраментальное: "Маша, даже если я вам нисколечко не нравлюсь, хотите не хотите, буду рядом ровно до тех пор, пока не куплю вам новую". Я быстро смекнул, что такую женщину терять нельзя.
- Супруга работает?
- Конечно. Она деловая женщина, финансовый директор большой телекомпании. Кроме того, экономист. Мне повезло, потому что запросто могу у нее спросить: "Сколько будет шестью восемь?". Что интересно, мужу своему, бывшему двоечнику, она с легкостью дает правильный ответ. (Смеется).
- Вряд ли жена приветствует ваше пристрастие к алкоголю.
- Если вы имеете в виду винно-водочную эпопею при поступлении в "Маяковку", то это далеко не показатель. Скорее, степень падения храбрости. А разве может быть иначе, если ты - никому не известный, немолодой провинциал - попадаешь на экзамен в солидный театр, стоишь одинокий перед важной приемной комиссией, а вокруг мелькает огромное количество звезд, которых раньше разве что по телевизору видел. Как тут мандражу не разыграться? Правда, принятый алкоголь не оказал благотворного влияния на качество показа и не придал ни единого градуса храбрости. Если быть до конца честным, "зеленый змий" оказал на мою жизнь очень плохое влияние. Но я нашел в себе силы вовремя и наотрез отказался от этой гадости. Надеюсь, навсегда. Шесть лет не пью вообще.
"В АРМИИ ПОД ПСИХА НЕ КОСИЛ"
- В Украине в полном разгаре показ сериала "Солдаты". Ваш прапорщик Шматко стал всенародным любимцем. Вы сами в армии служили?
- В ракетных войсках, ровно шесть месяцев и 12 дней. Дальше понял, что служба и я - понятия несовместимые, и покинул ее ряды навсегда.
Кстати, когда мы вместе с продюсером сериала - моим хорошим товарищем Славой Муруговым - были приглашены в прямой эфир радиостанции "Эхо Москвы", из этических соображений я сказал слушателям, что вообще не служил. Дело в том, что Слава - воспитанник Суворовского училища, бывший офицер Советской Армии, капитан, большую часть жизни отдавший воинской профессии. Он лично придумал этот серил, "Солдаты" - его детище. И вдруг на его фоне появляюсь я со своим полугодичным опытом армейской службы.
- Постойте-постойте. А как это может быть: "просто ушел из армии"? Это ведь не кафе, не кинотеатр, даже не лекция в институте. Косили под ненормального, что ли, и вас комиссовали по состоянию здоровья?
- Под психа не косил, это точно. Просто оставил службу, и дело с концом. А вот как - мой маленький секрет.
- После показа первых серий "Солдат" кинокритики взбеленились. Дескать, это лакировка суровой армейской жизни.
- Народ устал от фильмов, построенных на армейском натурализме - дедовщине, дезертирстве, убийствах на почве неуставных отношений. Создатели нашего телефильма ставили перед собой совершенно иную цель - через призму армейского быта вытащить на свет божий нормальные человеческие взаимоотношения. А погоны и военную атрибутику подать как фон. Меня крайне удивил и обрадовал тот факт, что вопреки критике сами военные отреагировали на сериал отлично.
Мы доступно, по-доброму, с юмором рассказали о людях, живущих и работающих в армии. Здесь, как и везде, есть умные и тупые, злые и добрые. И подлецов сполна хватает. Все как на гражданке.
- Скажите, а вы по жизни такой же запасливый и прижимистый, как ваш Шматко?
- Прижимистость и бережливость - основные качества людей, которым на пространстве бывшего Советского Союза приходилось выживать. У каждого на черный день всегда хранились чекушка, пачка гречки да банка сгущенки. Что касается Шматко, то недавно на нашей страничке в интернете я прочитал замечательное послание от молодого человека: "Шматко - это мы". Парень попал в десятку. Именно такую формулу я вкладываю в своего героя. Мне приятно, когда Шматко называют русским Швейком. Многие зрители воспринимают потешного прапора как члена семьи.
- Как вы относитесь к общепринятому мнению: прапорщики - главные армейские жулики?
- Плохо отношусь. На прапорщиках держится вся хозяйственная часть армии. Они запасливые. Если у солдата случается бытовая проблема: обувь прохудилась, зубная паста закончилась, - к кому бежать? К старшине. Тот всегда поможет, обогреет. Недаром говорится: "Замполит нам мать родная, старшина - отец родной".
- Молодых актеров, которые не служили в войсках, консультируют приглашенные специалисты?
- У нас есть консультанты по внешней атрибутике. Они обучают ребят, как правильно отдавать честь, носить форму, маршировать и так далее. Кроме того, съемки проходят в действующей части. Ее офицеры очень тепло относятся к съемочной группе, опекают, дают толковые советы. В массовке снимаются настоящие солдатики. У их родителей есть уникальная возможность увидеть своих сыновей на экране.
- Читали, что ваша творческая группа возмущается, когда "Солдат" сравнивают с сериалом "ДМБ".
- Верно. И не потому, что кто-то из нас хуже. Просто глупо сравнивать эти две картины. Тема вроде бы одна, а вот задачи поставлены совершенно разные.
Пользуясь случаем, хочу объясниться в любви Киеву, который стал моей второй родиной. Если бы вы только знали, какая огромная даже не разница - пропасть существует между московскими понтами и украинским радушием. Снимаюсь сейчас уже во втором украинском сериале, правда, названия он пока еще не имеет. Продюсер там Юрий Минзянов. Мне кажется, что Украина должна им гордиться. Этого человека безумно любят московские актеры, включая мегазвезд.
Нигде себя я так легко, хорошо и уверенно не чувствую, как у вас. Такого обожания своей скромной персоны нигде не встречал, клянусь. Все - и таксисты, и продавцы, и просто прохожие улыбаются, приветствуют, слова теплые говорят. Спасибо вам за это большое!
- И вам спасибо за слова хорошие. Скажите, а "Солдаты-4" мы увидим?
- Так точно! Это я вам как прапорщик Шматко обещаю, е-мое!
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter