Николай БУРЛЯЕВ: «Вторая жена Тарковского постоянно ему что-то нашептывала — в ход шла любая ложь, например: «Бойся Бондарчука, он украдет твои идеи и выдаст за свои, он подослан КГБ!». Андрей слишком доверял этой женщине, и в этом была его главная трагедия»
«ПЕРВЫМ, КТО ПРЕДЛОЖИЛ МНЕ ВЫПИТЬ, БЫЛ ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ»
Фото «РИА Новости» |
- Николай Петрович, как правило, дети-актеры надолго в кинематографе не задерживаются, но вы - счастливое исключение...
- Прежде всего это, конечно, судьба. Я изначально предполагал, что у меня и должен быть именно такой, длительный профессиональный полет. А что для этого нужно? Во-первых, предъявлять как можно больше претензий к себе и как можно меньше - к окружающим. Во-вторых, вести здоровый образ жизни. Поскольку я жил в артистической, богемной среде, меня не обошли стороной так называемые вредные привычки - и пил, и курил.
Кстати, первым, кто предложил мне выпить, был Владимир Высоцкий. Это случилось после проб на фильм «Иваново детство», которые мы оба проходили и где подружились. Мы тогда вышли с ним с киностудии, еще не зная, что меня утвердят, а его - нет.
Решили немного прогуляться, дошли до Сада Эрмитаж, где и зашли в кафе. Володя заказал бутылку «Шампанского» и налил мне мой первый в жизни бокал. Я был очень горд, потому что показался себе тогда уже совсем взрослым, а мне было всего 14 лет, да и Володе от силы года 23. Но я очень быстро понял, что если буду пить и курить, то уйду из жизни так же быстро, как мои друзья Высоцкий и Даль. Так что секрет долголетия в профессии - это еще и строжайшее самоограничение.
С Андреем Тарковским на съемках «Андрея Рублева». «Именно на этой картине переломилась надвое жизнь Андрея, появилось окружение, «благодаря» которому он стал другим» |
Ну и, в-третьих, надо быть готовым к тому, что тебя не всегда будут снимать. Кинематограф поначалу возводит на пьедестал, прославляет, а потом о тебе просто забывают. Как жить в годы забвения - самый главный вопрос, на который надо себе ответить. Тут не выдерживает и психика взрослого человека, что уж говорить о ребенке.
- Почему вас не снимали?
- После фильма «Игрок» пять лет действовал негласный запрет Госкино СССР. Кстати, вместе со мной в черный список попали такие замечательные актеры, как Ролан Быков и Инна Чурикова. Считалось, что у нас несоветский тип внешности и мы не вписываемся в типажи строителей коммунизма. Ну а после фильма Юрия Кары «Мастер и Маргарита», где я сыграл Иешуа Га-Ноцри, уже в течение 17 лет отказывался почти от всех предложений. Думал: «За что я еще могу взяться после такой роли?».
- Как вы выживали в такие времена?
- Несмотря на то что из 52 лет актерской деятельности я 27 был не у дел, как такового творческого простоя у меня не было. Я всегда находил себе занятие. Уже будучи актером, хотел быть режиссером, и пошел по этому пути, снял фильмы «Лермонтов», «Пошехонская старина», «Все впереди».
В роли Вани в картине Андрея Тарковского «Иваново детство», 1962 год |
Еще в юности мечтал стать поэтом и писателем, и теперь я автор двух книг. Сейчас готовится к выпуску мой трехтомник, куда войдет все, написанное за эти годы, - поэзия, проза, публицистика, воспоминания о людях, с которыми в разные периоды моей жизни мне посчастливилось идти рядом.
«РАДИ ЗАМЫСЛА ТАРКОВСКИЙ МОГ СЖЕЧЬ ЖИВУЮ КОРОВУ ИЛИ СЛОМАТЬ СПИНУ ЛОШАДИ»
- Первым в этом списке, наверное, значится имя Андрея Тарковского?
- Первым моим режиссером был Андрей Кончаловский. Потом я работал в Театре имени Моссовета с учеником Станиславского и Вахтангова Юрием Александровичем Завадским. Моими партнерами по сцене были Мордвинов, Марецкая, Орлова, Плятт, Саввина. В кино я снимался у таких режиссеров, как Кулиджанов (мой учитель по ВГИКу), Мельников, Бондарчук, Тодоровский, Герман. Но Тарковский, конечно, величайший режиссер мира, я бы даже сказал, режиссер номер один.
Кустурица рассказывал, как по многу раз прокручивал на своем монтажном столе «Андрея Рублева» - учился режиссуре. В такой безбожной стране, как Советский Союз, Тарковский, человек верующий, пел Божью песню.
Звонарь Бориска, «Андрей Рублев», 1966 год |
Для отечественного и мирового кинематографа он стал, как я говорю, Андреем Первозванным - первым начал возводить нашу душу к божественным истокам. И вот ведь парадокс: те же Бергман и Феллини, живя в свободном мире, все дальше и дальше отходили от Бога, а Андрей, живя в мире коммунистическом, не только сам приближался к нему, но и показывал дорогу остальным.
- Говорят, он был человеком противоречивым?
- Он был разным. Андрей подарил мне мой первый в жизни крестик, и я молюсь за него каждый день утром и вечером. Но он мог быть и жестким, даже жестоким (ради художественного замысла мог заживо сжечь в кадре корову или сломать спину лошади) и одновременно очень внушаемым. Меня всегда удивляло, что он верил явной лжи о своих близких.
Наши с ним отношения окрепли после «Андрея Рублева», но именно на этой картине переломилась надвое жизнь Андрея: светлый, солнечный период, который был до этого, остался где-то во временах «Иванова детства». Появилось окружение, «благодаря» которому он стал другим. Внешне вроде бы оставался все тем же, но внутренне его все дальше и дальше уводили от всех нас - от его первой замечательной жены Ирмы, от друзей - оператора Юсова, с которым он сделал лучшие свои фильмы, меня, Бондарчука, да даже от собственной матери, с которой он не общался в течение трех лет.
«БОНДАРЧУК БЫЛ ПЕРВЫМ, КТО ПОПАЛ В МЯСОРУБКУ ПОД НАЗВАНИЕМ «ДЕМОКРАТИЯ»
- Под окружением вы прежде всего подразумеваете вторую супругу Тарковского - Ларису Кизилову?
С Натальей Андрейченко в фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман», 1983 год |
- Он встретил ее на «Рублеве», где Лариса работала ассистентом режиссера. Она ограждала его от всех нас, постоянно нашептывая ему что-то - причем в ход шла любая ложь. Помню, как я, будучи на «Мосфильме», узнал, что Андрей снимает «Солярис», и решил зайти на площадку, чтобы обнять друзей - Юсова, Солоницына, Гринько и, конечно же, самого Андрея.
Поздоровался со всеми, иду к нему и вижу, что он какой-то чужой, отстраненный, и глядит на меня как-то недобро - желваки играют, холодом от него веет. «Андрей, - говорю, - в чем дело?». Он в ответ вспылил: «Ты еще спрашиваешь?! А что ты говорил обо мне тогда-то, в таком-то доме таким-то людям?!». Стали выяснять, что к чему, и оказалось, что я не только никогда не был в том доме, но и с этими людьми вообще не знаком. «И ты, - удивился я тогда, - зная меня столько лет, мог в такую чушь поверить?». Он в ответ только виновато промолчал.
- Такие истории у него были со многими людьми?
- В том числе и с Сергеем Федоровичем Бондарчуком, который много помогал Тарковскому, а когда тот был в простое, даже взял в свое творческое объединение. Они тогда подружились и даже хотели вместе снимать фильм о Достоевском. И вдруг Андрею стали нашептывать: «Бойся Бондарчука, он страшный человек, он украдет твои идеи и выдаст их за свои!». Капали, капали на мозги, и в результате Андрей с Сергеем Федоровичем разошлись.
«Первым моим режиссером был Андрей Кончаловский». В 13 лет Коля Бурляев снялся в дипломном фильме Кончаловского «Мальчик и голубь». В 1962 году на Венецианском кинофестивале «Мальчик и голубь» и «Иваново детство» получили по «Льву Святого Марка» |
В 1983 году, когда Андрей уже жил за границей, они встретились на Каннском кинофестивале, где Бондарчук был членом жюри, а Тарковский представлял свою картину «Ностальгия». Лариса сразу же стала внушать Андрею, что Бондарчука прислал КГБ, чтобы не дать ему первую премию.
Сплетня эта живо обсуждалась в Каннах, и Андрей в нее верил. Мне об этом рассказывал очевидец - наш выдающийся кинорежиссер Отар Иоселиани, который живет во Франции.
Отар спросил у итальянской актрисы Марианджелы Мелато, которая тоже была в жюри, что сказал Бондарчук о фильме Тарковского. И она ответила, что Сергей Федорович не говорил вообще ничего - ни хорошего, ни плохого, потому что, если бы он «Ностальгию» раскритиковал, это пошло бы только на пользу и картине, и Андрею.
Когда Иоселиани рассказал об этом Тарковскому, тот повернулся к жене и сказал: «Вот видишь, Лариса, тут другие сведения». На что она тут же ответила: «Нет, я точно знаю - он подослан КГБ». К сожалению, Гран-при Тарковскому все равно не дали, решив, что с него хватит и второго по значению «Специального приза за творчество». Но Андрей слишком доверял этой женщине, и в этом была его главная трагедия.
В своем фильме «Лермонтов», снятом по собственному сценарию, Николай Бурляев сыграл великого русского поэта, вторая супруга Бурляева Наталья Бондарчук — его мать, а их сын Иван — маленького Мишу Лермонтова, 1986 год |
- А в чем была трагедия самого Бондарчука?
- В том, что все события, случившиеся в последние годы его жизни, он принял слишком близко к сердцу. Я это знаю, потому что мы с ним часто общались. Печально-известный V съезд кинематографистов СССР, на котором его свергли вместе с Ростоцким и Кулиджановым, стоил ему нескольких лет жизни. Кстати, сейчас точно такой же сценарий свержения лидера применяют и к Михалкову.
Бондарчук был первым, кто попал в мясорубку под названием «демократия» - на самом деле, это просто уничтожение яркой личности серыми людьми. Плюс травля в прессе, которая была тогда очень похожа на то, что происходит сейчас. Только Михалкова клюют за «Утомленных солнцем-2», а Бондарчука поедом ели за «Бориса Годунова».
Помню, как приехал к нему на дачу, и как раз вышла очередная такая статья, написанная покойным нынче кинокритиком Валерием Туровским. Сергей Федорович показал мне газету и спросил: «Видал?». А дело в том, что там досталось и мне, поскольку речь шла о фильме «Лермонтов». Я только кивнул, а он продолжил: «Знаешь, я ее читал, когда был в самолете - летел в Осло на премьеру «Годунова». Так вот, у меня было только одно желание - открыть люк и выйти».
- Наверное, масла в огонь подлила еще и история с экранизацией «Тихого Дона»?
- Это была настоящая драма, поскольку итальянцы, с которыми Бондарчук делал картину, его просто обманули. Он же не глядя подмахнул с ними контракт. Его жена Ирина Константиновна Скобцева просила: «Ты хотя бы прочитай, что подписываешь!».
Бурляев-Га-Ноцри в картине Юрия Кары «Мастер и Маргарита», 1994 год. «В этом романе Воланда не дано победить никому. Не удалось и нам» |
Сергей Федорович в ответ только отмахнулся: «Для меня самое главное - возможность снимать, а все финансовые подробности не имеют значения». В результате контракт был составлен так, что его, режиссера, просто отстраняли от заключительного этапа работы над фильмом. Он не имел никакого отношения ни к окончательному монтажу, ни к прокату, который затянулся на долгие годы. Все это - безудержная травля в прессе и трагедия с «Тихим Доном» - и привело к тому, что великий режиссер ушел, не дожив до своего 75-летия.
«МАСТЕР И МАРГАРИТА» - ТЕРРИТОРИЯ ВОЛАНДА, И МОЕ ЖЕЛАНИЕ ДАТЬ ЕМУ НА НЕЙ БОЙ - ДЕРЗОСТЬ БОЛЬШАЯ»
- «Тихий Дон» зрители увидели только спустя много лет... Точно так же недавно на экраны вышла пролежавшая 17 лет на полке картина Юрия Кары «Мастер и Маргарита», где вы сыграли Иешуа Га-Ноцри. Вы, человек верующий, без колебаний согласились в ней сниматься?
- Если бы мне сейчас еще раз предложили сыграть в этом фильме, я бы отказался. Но тогда был моложе, амбициознее и очень хотел приблизиться к Иешуа Га-Ноцри, прообразом которого, как все мы понимаем, является Иисус Христос.
- Если не ошибаюсь, вам ведь поначалу предлагали совсем другую роль?
Николай Петрович с третьей женой актрисой Ингой Шатовой, дочерью Марией, сыном Иваном и их матерью Натальей Бондарчук Фото «РИА Новости» |
- Режиссер хотел, чтобы я сыграл поэта Ивана Бездомного. Но я пришел на пробы и сказал: «Это не мой материал, я себя в нем не вижу». Он спросил, что бы мне хотелось сыграть, и я ответил: «Есть только одна роль, которую я мог бы сыграть, - Иешуа». Тут же была сделана проба, после которой Кара позвонил мне, поздравил и сказал, что проба была очень убедительной, поэтому нужно приехать и подписать контракт.
- Вы сначала отказались, потом, через год, передумали. Почему?
- «Мастер и Маргарита» - территория Воланда, именно он царствует и в романе, и в фильме. И я пошел сниматься с желанием дать ему бой на его же территории, а это все-таки большая дерзость. В свое время, когда роман только-только был напечатан, я прочитал его и, как и вся наша интеллигенция, был очарован Булгаковым. Он подкупил всех нас еще и тем, что главными героями созданного Мастером романа сделал Христа и Понтия Пилата. Сейчас же мне видно, что вся книга написана с позиций Воланда, и даже линия Га-Ноцри во многом антиевангельская.
Кстати, одним из условий моего согласия было исправление всех этих моментов, чем, как мне кажется, я очистил и совесть самого Булгакова. Перед съемками в Иерусалиме я причастился и был благословлен на эту роль у Гроба Господня. Но все равно, как мне кажется, ничего у меня не получилось.
- Фильм вам не понравился?
Инга Шатова, Николай Бурляев и их дети — Дарья и Илья |
- Я видел его трижды, и каждый раз у меня было к нему разное отношение. Вариант, который длился четыре часа, мне ужасно не понравился. Потом, после многолетней паузы, мне показали двухчасовой, и я с ним почти примирился, даже хохотал над тем, как Сергей Гармаш играет роль Бездомного, - это была замечательная актерская работа.
А в третий раз, на недавней премьере, на заключительных титрах я, взяв за руку жену, просто сбежал из кинотеатра. Мне ужасно не хотелось, чтобы, когда зажжется свет, люди подходили и что-то мне говорили. У меня будто пелена с глаз упала, я понял, что в этом романе Воланда не дано победить никому. Не удалось и нам.
- Вы часто изображаете реально существовавших людей, у которых, как, например, у Николая II, сыгранного вами в «Адмирале», была судьба трагическая. Такие роли отражаются на актере?
- Самым непосредственным образом. Поэтому я в отличие от многих актеров отказываюсь от отрицательных ролей. По сути дела, у меня всего одна такая работа - полицайчик в замечательной картине Алексея Германа «Проверка на дорогах». Кстати, я ведь сыграл там почти случайно. Как раз был в творческом простое и полном безденежье, вот и подумал: «Ладно, снимусь у какого-то Германа!». Он тогда был мальчиком совсем, никто и представить себе не мог, что со временем превратится в такого режиссера.
Вообще же, я соглашаюсь только на роли, интересные мне духовно, до которых надо дотягиваться. Ты настраиваешься на образ, читаешь о нем, живешь им, поэтому все хорошее, что было в этом человеке, в результате остается в тебе. Так было с Лермонтовым. Очень хотел сыграть Пушкина, я даже написал о нем сценарий, но не довелось. А еще я так сильно мечтал сыграть Гоголя, что осуществил свою мечту в картине «Лермонтов» - сделал маленький эпизод на балу с самим собой в роли Гоголя. Это вызвало жуткую ярость моих оппонентов.
- Ко всем своим заслугам вы еще основатель и президент международного кинофестиваля «Золотой витязь»...
- Поначалу я и сам не понимал, зачем мне это нужно, ведь, идя против волны, я автоматически попадаю в черный список. Но со временем пришло понимание: кто-то ведь должен это делать. Наверное, самое главное - понимать, что ты поступаешь правильно. Как говорил Александр Невский, «не в силе дух, а в правде».