В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
За кадром

Актера Андрея Краско наградили посмертно

Любовь ХАЗАН 8 Августа, 2007 00:00
Блестяще организованный III Севастопольский международный кинофестиваль подтвердил: хорошего кино много не бывает.
Любовь ХАЗАН
Из огня да в полымя: словно одуревшие от нехватки кислорода окуни, пассажиры прожженных южным солнцем вагонов выскальзывали из тамбуров на раскаленную сковородку севастопольского перрона. Наметанным глазом фестивальный водитель, высланный к киевскому поезду, опознал в толпе Остапа Ступку: на левом плече Остапа красовалась татуировка в виде двух театральных масок — смеющейся комедии и рыдающей трагедии. С серебряной серьгой в ухе, стриженный для съемок «Тараса Бульбы» по-казацки «под горшок», молодой Ступка бережно прижимал к себе костюмный пакет. «Фрак?» — спросила я, когда мы сели в машину. Этим вечером Остапу предстояло вести церемонию открытия. «Нет, просто костюм, для фрака слишком жарко», — сказал предусмотрительный Остап. За окном электронное табло согласно мигнуло: +40.

АДА РОГОВЦЕВА ВОСТРЕБОВАНА СЕЙЧАС, КАК НИКОГДА

Запредельная температура держалась все пять фестивальных дней. Зато было не так чопорно: приморский дресс-код в разгар курортного сезона допускает шорты и майки. Только на открытии и закрытии кинофестиваля дамы приоделись.

В воображаемой номинации «самая элегантная» на открытии не было равных народной артистке СССР Аде Роговцевой, недавно ставшей Героем Украины. В бледно-желтом индийском брючном костюме из тонкого кашемира и в расшитых бисером туфельках на шпильках она прокатилась на яхте в теплой компании гостей фестиваля и членов жюри. Наговорив интервью на все существующие в Севастополе телекамеры, раздав почитателям автографы на специально изготовленных для таких целей открытках и выслушав здравицы в свою честь на фуршете, в тот же вечер примадонна отбыла в Ялту на съемки очередного сериала. Ее продюсер говорит, что сейчас Роговцева востребована, как никогда.

На любом кинофестивале вне конкуренции в своих широкополых шляпах и необъятных шелковых одеждах, расписанных батиком, народная артистка Украины Раиса Недашковская, представляющая Национальный союз театральных деятелей Украины. Обладательница «Ники» за лучшую роль второго плана в легендарном фильме «Комиссар» (снятый в 1967 году, из-за цензуры он вышел на экраны лишь 20 лет спустя), по-прежнему царственно-величественная, в Севастополе Недашковская была, пожалуй, единственной участницей, которую никто не видел дважды в одном и том же наряде. На закрытие, проходившее в античном Херсонесе, Раиса Степановна надела расшитое белыми узорами эксклюзивное платье в стиле фольк, а ее шею украшали массивные нити темно-красных кораллов. В своем наряде она выглядела колоритнее, чем персонажи картины «Запорожец за Дунаем», привезенной на севастопольский фестиваль украинским режиссером Николаем Засеевым-Руденко.

Зато в густых сумерках (ради световых эффектов открытие на Графской пристани затянули до темноты) затерялась Екатерина Редникова, российская кинозвезда, обладательница «Ники» за лучшую женскую роль в фильме Павла Чухрая «Вор». Ее участие привносит в любое мероприятие аромат голливудской светскости. Подруга Миллы Йовович, Редникова снялась в нескольких американских картинах и вот уже семь лет пытается пробить (кажется, с помощью Аль Пачино) собственный сценарий.

Один журналист, не оценив в севастопольской темноте изысканного покроя ее коричневого платьица, надумал подыграть устойчивому имиджу звезды-скромницы и похвалил: «Простенько, но со вкусом». На что Редникова мгновенно возмутилась: «И это простенько?!».

ВАСИЛИЯ АКСЕНОВА НА «ОСТРОВ КРЫМ» НЕ ДОЖДАЛИСЬ

В 2006-м, когда Севастопольский кинофестиваль проводили второй раз, с легкой руки самого культового писателя второй половины ХХ века Василия Аксенова он получил название «Остров Крым». Одноименным романом Аксенова мы зачитывались в первые годы перестройки.

Две звезды, две светлых повести... Ада Роговцева и Раиса Недашковская

Фото Василия БАТАНОВА


А в 2007-м остров опять стал полуостровом. Скорее всего, по политическим соображениям. В результате переименования «вывеска» фестиваля лишилась шарма, а сам выдающийся писатель на сей раз в Севастополь не приехал. Говорят, его приглашали, но из-за дальности переезда (Аксенов живет во Франции) не сложилось.

Тем не менее интерес к фестивалю год от года растет — его посещает все больше знаменитостей, особенно из числа тех, кто снимается неподалеку от моря, в какой-либо точке Южного берега Крыма.

Однако большое скопление звезд чревато недоразумениями. Автору этих строк пришлось присутствовать при телефонном выяснении отношений оргкомитета с заслуженным артистом Украины Владимиром Заднепровским, который, поселившись в гостиничном номере, снятом для фестиваля, участия в его мероприятиях якобы избегал, а жил «по собственной программе».

Нечто похожее произошло и с актером Михаилом Евлановым, известным по фильму Дмитрия Месхиева «Свои». В день открытия фестиваля актер отправился на один из балаклавских пляжей, куда можно добраться только катером. А на последний транспорт в обратном направлении опоздал. Евланов не растерялся и заночевал на дереве. После этого актера-призрака больше не видели — на фестивальных мероприятиях он так и не появился...

Пока одни артисты пляжились и ни в чем себе не отказывали, других привлекли к общественно полезной акции. От прошлогодней идеи — руками звезд очистить от мусора заповедник «Херсонес Таврический» — пришлось отказаться. Зато именитым гостям предложили разукрасить городской троллейбус. Кто-то вообразил себя последователем Пиросмани, кто-то — Тома Сойера. В общем, совместными усилиями они превратили простое средство передвижения в нечто невообразимое, от чего безопасность движения на улицах Севастополя наверняка будет подвержена серьезному испытанию.

ЗОЯ КАЙДАНОВСКАЯ ТАЛАНТЛИВА, КАК ОБА РОДИТЕЛЯ — АЛЕКСАНДР КАЙДАНОВСКИЙ И ЕВГЕНИЯ СИМОНОВА

Каждый, кто бывал на кинофестивалях, знает, что приятнейшая его часть — внеконкурсные программы. Было что посмотреть и в Севастополе: от презентации фильма Сергея Говорухина «Никто, кроме нас» и спецпоказа нашумевшей в Каннах «Александры» Александра Сокурова до главного призера «Кинотавра» — фильма Алексея Попогребского «Простые вещи». А также работы режиссера Ларисы Садиловой «Ничего личного» (призера Международной федерации кинопрессы — Фипресси на Московском кинофестивале).

Картина «Ничего личного» с его мастерски закрученной интригой поможет зрителю постичь: искусство кино обогатилось новой звездой. Это Зоя Кайдановская, дочь Александра Кайдановского и Евгении Симоновой. «Потрясающее сходство с отцом»,— заметила я сидевшему рядом на просмотре исполнителю главной роли в этой ленте народному артисту России Валерию Баринову. Он возразил: «На маму похожа не меньше. И талантлива, как оба родителя».


Катя Гусева привыкла
быть в центре внимания

Фото Василия БАТАНОВА
В оставшееся от спецпоказов время члены жюри честно выполняли свой долг, отсматривая конкурсную программу. Собственно, жюри было два: народное, состоявшее из полутора десятков рядовых севастопольцев, и профессиональное — в составе шести человек во главе с Александром Миндадзе, сценаристом фильмов режиссера Вадима Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра», «Остановился поезд», «Парад планет», «Время танцора». В своей последней картине «Отрыв», участвовавшей в «Кинотавре», Миндадзе был и сценаристом, и режиссером (в дни севастопольского кинофестиваля стало известно, что «Отрыв» приглашен к участию в Венецианском конкурсе).

Ежедневно, как на работу, оба жюри собирались в кинозале и не начинали просмотр, пока не появлялся мэтр Миндадзе в неизменном кепи, отдаленно напоминающем грузинский головной убор «аэродром». Лента то и дело рвалась, как в сельском клубе, но воспитанная публика не скандировала: «Механика на мыло!», а молча несла свой крест.

Если бы организаторы фестиваля предусмотрели кинематографический аналог «Серебряной калоши», в номинации «За самый пошлый фильм» могли бы засветиться несколько «шедевров».

Во-первых, российская лента «Платки» (режиссер Юрий Павлов), похожая на агитку советских времен (ее не спасло даже участие любимицы публики Кати Гусевой в главной роли). Во-вторых, салонная картина «Инди» украинского режиссера Саши Кириенко. В ней замечательный актерский ансамбль в составе Алены Бабенко (благодарный зритель помнит ее в «Водителе для Веры»), Александра Домогарова и Полины Кутеповой тщетно пытался изобразить «разгул зверских страстей», по меткому выражению Миндадзе.

Сложнее обстояло дело с другим украинским фильмом — «У реки» молодого режиссера Евы Нейман. На фоне слабой общей режиссуры (несмотря на помощь Киры Муратовой) поистине замечателен дуэт главных героинь в исполнении Нины Руслановой и Марины Полицеймако — актрисы из театральной династии, чья фильмография, однако, не столь уж длинна. Но если в работе Руслановой то и дело проскальзывали давно знакомые интонации, то героиня Полицеймако (старая женщина, впавшая в склероз) удивила свежими, непривычными красками. Жюри единогласно присудило Марине приз фестиваля за лучшую женскую роль.

Награду за лучшую мужскую роль отдали Андрею Краско — посмертно... В картине «Я остаюсь» режиссера Карена Оганесяна Андрей сыграл человека, впавшего в кому, что многим дало повод заговорить о мистическом влиянии роли на судьбу актера. На самом деле, в отличие от сотоварищей по сюжету картины, находящихся между жизнью и смертью (они сыграны Галиной Польских, Федором Бондарчуком и другими), герой Краско выбирается из пустыни, где по замыслу авторов фильма бродят души до окончательного решения их судьбы. Когда каждую из них спрашивают, по какой причине она хотела бы вернуться назад, герой Краско, смущенный тем, что жена (в исполнении Елены Яковлевой) найдет под кроватью его грязное белье, так и отвечает: «Чтобы забрать носки».

Кинофильм, посвященный памяти Андрея Краско, полный грусти, оптимизма, философии и юмора, получил главный приз народного жюри.

А Гран-при достался «Путине» Валерия Огородникова.

P. S. Отдельно хочется отметить четкую и слаженную работу оргкомитета фестиваля во главе с первым заместителем главы Севастопольской горадминистрации Владимиром Казариным. Также от имени всех участников и гостей огромное спасибо Александру Мельнику, Роману Мархолиа и Ирине Константиновой. Благодаря этим замечательным людям праздник удался на славу.




Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось