Звезда сериала «Возвращение Мухтара» актриса Оксана СТАШЕНКО: «Мечтая отобрать у меня квартиру, муж нанял отморозков, которые избили мою маму до полусмерти»
«ПЕРВЫЙ МУЖ СКАЗАЛ: «ДУРОЧКА, ХОТЬ НА ЛОЖКАХ ИГРАЙ, ЛИШЬ БЫ В МОСКВЕ ОСТАТЬСЯ»
— Вы родом из Саратова, но судьба ваша складывалась не как у зубастых провинциалов. Те локтями всех растолкают, по трупам пройдут, но цели своей: «В Москву, в Москву!» — добьются. А вас, наоборот, от столицы долгое время воротило.
— Я о ней даже слышать не хотела — зачем? После окончания Саратовского театрального училища пришла в местный театр. 40-летние примы обрадовались — им больше не нужно юных красоток играть, и с облегчением всех героинь мне сбагрили. В результате я имела 17 главных ролей. Переиграла всю классику, всех современных драматургов, работала во всех жанрах — от водевиля до трагедии, — была стопроцентно востребована. Понятия не имела, что это за чувство горькое актерское — «не доиграть». К тому же у меня там дом, родители, друзья. Какая Москва?
Однажды была в Белокаменной на гастролях, зашла по своим делам на актерскую биржу. Тут ко мне подходит администратор Михаила Задорнова и рассказывает, что Михаил Николаевич видел меня в спектакле и моя работа ему понравилась. Словом, мне предлагают сыграть в его пьесе (слова «антреприза» тогда еще не было) «Хочу вашего мужа».
— Вы, наверное, обрадовались?
— Скорее, удивилась. Начала объяснять, что, при всем уважении к талантливому писателю, Москва для меня город чужой, суетливый, к тому же мне негде жить и так далее. Но надо же было такому случиться, что именно в это время я познакомилась с актером Театра на Юго-Западе Игорем Китаевым. Роман между нами вспыхнул мгновенный и страстный. Игорь меня и уломал: «Дурочка, да хоть на ложках играй, лишь бы в Москве остаться. А вопрос с жильем вдвоем решим — поженимся, снимем квартиру». Я решила рискнуть.
А вот из родного театра меня долго не отпускали. Профорг помог уволиться: дескать, где это видано — нашу артистку в Москву приглашают, а Карабас-Барабас (он так главрежа называл) ее не отпускает? И выслал трудовую уже в другой город.
Несколько лет я проработала в антрепризе Задорнова. Мы — со спектаклем в первой части, а он выходил к разогретой публике во второй.
— Кажется, вы с Игорем обитали в каком-то мистическом жилье?
— В доме, где когда-то жил Михаил Афанасьевич Булгаков. Правда, к тому времени жильцов из него уже выселили, и подъезд оккупировали приезжие музыканты, писатели, артисты. Стены были расписаны, разрисованы, никто ничего не чистил. До нас там обитали бомжи да наркоманы. А как милиция обрадовалась, когда богема начала заселяться, с реальных людей куда более солидные поборы можно производить, ведь мы все без столичной прописки.
Чуть ли не на следующий день стали твориться чудеса. Я обожала коротать вечера за вязанием, сидя под абажуром старинной лампы за огромным дубовым столом. Но однажды собралась с работы домой, а меня словно неведомая сила останавливает. Вроде и устала, и время позднее, но клянусь — сама не знаю почему, на последние деньги взяла такси и поехала в театр к Игорю. В квартиру возвращаемся уже вместе и застаем жуткую картину: с потолка пятиметровой высоты упала тяжелая лепнина. Удар был настолько сильный, что мощный дубовый стол разлетелся вдребезги. Мои клубки и спицы оказались погребенными под обломками. Была бы я дома — точно погибла.
А после того как я услышала шаги и почувствовала, что кто-то сзади на меня смотрит, перестала садиться спиной к двери. Кстати, шарканье ног, приглушенный кашель все время раздавались. Однажды выхожу на кухню, а на плите... яичница жарится. Можете себе представить — я одна дома и завтрак готовить даже не собиралась! Вообразив, что рядом стоит кто-то невидимый, я немедленно ушла, поскольку явно мешала. Если на улице шел дождь, который потом прекращался, то у нас с потолка капало еще часа три, не меньше. При этом квартира находилась не на последнем этаже и соседей наших не заливало.
Такие удивительные вещи творились не только в нашей квартире — во всем подъезде. Через полгода мы съехали. Но не из-за чертовщины — просто начали лучше зарабатывать, сняли приличное жилье в Сокольниках.
«РАНЬШЕ Я СОКРУШАЛАСЬ, ЧТО МНЕ ОДНИ ПОДОНКИ ПОПАДАЮТСЯ»
— Сейчас у вас уже есть собственный угол в столице?
— Давно. В Москву приехала в 1989-м, а с 1993-го начала активно сниматься. В неделю проходила по 30-40 кастингов: снималась в туристических рекламных роликах в Польше, на турецком телевидении вела программу «Стамбул глазами россиян». Это был 1995 год — расцвет челночных вояжей из России. Наши торговцы ничего, кроме базара, не видели, а турки хотели рассказать им о культурном наследии своей страны. Я долго работала в Америке, скопила деньги на однокомнатную квартиру. Потом приобрела четырехкомнатную. Но... крепко вляпалась со вторым замужеством и практически все потеряла. Супруг оказался брачным аферистом.
Третий муж Оксаны Игорь — бизнесмен, живет в Коктебеле. Правда, Ксюша избалована заграницей с ее теплыми, красивыми морями, и Черное море для нее холодное |
— Погодите, а куда делся Игорь Китаев из Театра на Юго-Западе?
— Мы расстались из-за его болезненной тяги к выпивке. Я от природы человек непьющий, поэтому устала вдвойне. При том, что Игорь — умнейший человек, обладает энциклопедическими знаниями, у него отличные музыкальные данные, но...
Сегодня мы с ним практически не общаемся. Друзья недавно сообщили, что у Игоря большие проблемы со здоровьем. Я ему позвонила, а у самой ком в горле: «Объясни, что случилось? Чем смогу, обязательно помогу — у меня есть знакомые врачи за границей». Но он гордо отказался.
— Как же вас угораздило мужа-пьяницу сменить на брачного афериста?
— Влюбилась по уши! Мой взгляд был замутнен чувствами, вот и не разглядела, что в его глазах читался холодный расчет. Дурочка, еще пять лет за семью боролась, пока в МУРе мне популярно не объяснили, что семья существует исключительно для меня, а для него это лишь неприятное препятствие, которое необходимо побыстрее преодолеть.
Каких мы с мамочкой только страхов не натерпелись! Все началось с моего отравления — понятно, кто его организовал. А еще меня вынудили написать завещание! Этот подонок навел на квартиру отморозков, когда мама была одна. Ублюдки начали ее, старенькую, немощную, душить, избивать ногами: «Отдавай дочкины деньги!». Следователь мне правильно объяснил: «Можно, конечно, афериста посадить. Но он психически нездоров, поэтому получит два года и, скорее всего, условно. Только представьте, что будет, когда он выйдет? Вы уже пережили разбойное нападение, дальше вполне реально убийство. У него четкая цель — отобрать квартиру и все, что в ней хранится. Так что решайте сами, как поступить».
Пришлось отдать половину жилплощади. Слава Богу, я продолжала много работать, поэтому сумела все восстановить. Купила себе нормальное жилье и маму обеспечила небольшой квартирой. Сейчас планирую улучшить ее условия.
Думаю, не зря Бог послал мне такие испытания. Если бы не они, не появился бы в моей жизни третий муж — тоже Игорь. Он добрый, светлый, замечательный. Раньше я сокрушалась, что сижу у разбитого корыта, жду любви настоящей, а мне только подонки попадаются: одним престижно с артисткой по улице пройтись, другим нужны мои деньги, третьим — квартира с московской пропиской. Зато теперь точно знаю: все, что ни делается, — к лучшему.
«БОГ ПОДАРИЛ МНЕ ТРЕТЬЕГО МУЖА С ВИДОМ НА МОРЕ, НО Я НЕ ЛЮБЛЮ КУПАТЬСЯ»
— Нынешний ваш муж живет в Коктебеле, вы — в Москве. Сложно постоянно курсировать между городами?
— Мое имя — Ксения, значит «путешественница». Мне на роду написано жить в поездах и самолетах. Мы расписались в апреле, в мае обвенчались, и вдруг со мной что-то произошло — даже на день не хочу уезжать от Игоря. В Москве у меня очень напряженный ритм — встаю в семь утра, домой приезжаю в два ночи, за день проворачиваю 555 дел — прямые эфиры, записи, озвучки. На четвертый день — полная обессиленность.
Помню, как-то засыпала и не переставала себя нахваливать: «Какая молодец — все успела, все сделала!». Но тут же себя остановила: «Ксюша, а что бы случилось, если бы ты ничего этого не сделала? Лучше бы ты, глупая, это драгоценное время провела с мужем».
— Чем супруг занимается?
— У него гостиничный бизнес — усадьба, где могут разместиться одновременно семь семей. Еще помогает приобретать в Крыму землю для застройки. Люди, которые у нас отдыхают, видят, как все прекрасно обустроено в мини-гостинице, и просят Игорешу посодействовать. Он построил дома многим известным людям — Андрею Дементьеву, Арине Шараповой...
— Наверное, известному телеведущему Дмитрию Киселеву тоже? Дима уже лет пять проводит в Коктебеле всевозможные фестивали, турниры.
— Нет, Димуля все сделал сам. Но мы были у него в гостях — там замечательно. Тем не менее когда Киселев приезжает с семьей на отдых, обязательно заказывает у нас сауну. Люди получают удовольствие, поскольку она находится на берегу прекрасного пруда с большими золотыми рыбками, черепахами.
— Вы с мужем живете в этой же усадьбе?
— Нет-нет, там семь самостоятельных домиков. Мы отделены от них большим садом с фруктовыми деревьями, цветами. Но я стараюсь почаще подходить к гостям — каждому уделяю внимание или помогаю советом.
Усадьба работает круглый год. Многие приезжают к нам на новогодние праздники, кто-то отдыхает осенью, курортники дышат морским воздухом, насыщенным йодом, лакомятся фруктами. А вот мы с Игорешей не чаще двух раз в неделю выбираемся на прогулку, хотя море плещется в ста метрах. Мои двоюродные сестры потешаются: «Это ж надо — Бог дал мужа с домом на берегу моря. Но кому? Человеку, который не любит купаться!». Я избалована заграницей, с ее теплыми, красивыми морями — Черное для меня холодное, к тому же там камни. Поэтому мы ездим отдыхать... на теплое Азовское.
Конечно, Игорь не думал-не гадал, что его жена будет актрисой. Наш роман начался в дороге. В ночь на Ивана Купала я возвращалась с Кавказа в Крым и решила переночевать в гостинице Коктебеля. Навстречу вышел хозяин по имени Игорь, как оказалось, бывший москвич. Мы пообщались 15 минут и поняли, что попали. Дальше посыпались SMS-ки, звонки, начались бесконечные поездки друг к другу: он ко мне в Киев, Москву, я к нему в Коктебель. На Новый год Игорь подарил мне обручальное кольцо, ноутбук и сделал предложение. Больше мы не расставались.
Конечно, он, как любой нормальный муж, хочет, чтобы мы чаще были вместе. Я этого тоже очень хочу. Поэтому, если возникает крайняя необходимость уезжать, аккуратненько интересуюсь: «Ты не против, если я опять в путь?». Но Игорь понимает — это работа. Поверьте, муж, который дает жене свободу, намного круче, нежели тот, кто держит ее на коротком поводке.
— Прежде чем подойти к сериалу «Возвращение Мухтара», где вы — любимица зрителей судмедэксперт Жанетта Петровна Сельская, не можем не поинтересоваться вашими многочисленными животными.
— О да! И все самые любимые. Это и немецкая овчарка Ирвин, и огромный пушистый кот Пух, и его внучонок Ксен, названный в мою честь, поскольку родился в мой день рождения — 24 октября. В пруду живут восемь черепах, девять больших золотых рыб, хор лягушек, где запевалой — Марь Иванна. И ужики, сохраняющие баланс, чтобы лягушек было не очень много. Каждому, даже рыбке с лягушкой, необходимо не только питание — ежедневное общение, внимание, ласковое слово.
— «Мухтар» идет на телеэкране с 2000 года. Признайтесь: за столько лет не надоело еще в нем сниматься?
— Нет-нет, наоборот. Я очень благодарна «Возвращению Мухтара», так как именно ему обязана своей популярностью. Сейчас снимается продолжение. Мне кажется, этот чудный цикл будет вечным. Мне повезло с ролью — она в отличие от других веселая. Да разве может быть серьезной молодая женщина, работающая судмедэкспертом?! Она ежедневно имеет дело с трупами, значит, у нее в голове сплошные тараканы.
«КОГДА ЗАКОНЧИЛИСЬ СЪЕМКИ ОЧЕРЕДНОГО БЛОКА «МУХТАРА», СОБАКА УМЕРЛА ОТ ТОСКИ»
— Вас при подготовке в настоящие морги на ознакомление водили?
— Нет-нет, режиссер меня очень оберегал. Если по сценарию Жанетте все-таки необходимо было там побывать, то на кого-нибудь из тамошнего персонала надевали мой халатик, рыженький паричок и снимали со спины.
Самое сложное — специфические термины. Так я их аккуратненько на бумажечку записываю и на съемочной площадке читаю, украдкой скашивая глаза.
— Почему Жанетта всегда носит с собой коньячок в колбочке и пытается споить непьющего коллегу — криминалиста Садовского?
— Эту «фишку» я в первый съемочный день придумала, когда прочитала свой текст. «Это что же получается? — сказала себе. — Я, артистка Сташенко, в течение многих лет буду изучать трупы, страшные термины — и все? Скукотища!». Нет, Жанетта молодая, озорная, изворотливая. У такой спирт всегда найдется, а рядом мужчины. Куда, спрашивается, они побегут снимать стресс после раскрытых преступлений? Конечно, к судмедэксперту. Кроме того, она женщина свободная, вот и флиртует с кем захочет. (Смеется).
— Много лет в этом сериале главную роль играл Александр Носик, потом его заменил другой актер. Писали, что Александр потребовал у продюсеров огромный гонорар, а получив отказ, психанул, всех подвел, уехал чуть ли не со съемочной площадки...
— Эту грязь запустили в СМИ некоторые наши коллеги — не буду называть их фамилии. С их стороны это гадко и некрасиво. На самом деле все было иначе.
Саша — сильный актер. Когда он был в кадре, остальные, да простят меня некоторые ребята, меркли. К тому же мы были поставлены в неравные условия. К примеру, я приезжала на съемки два раза в месяц на пять дней, не больше. Такой график был у всех, кроме Саши. Носик изо дня в день пропадал на площадке, на годы став артистом одной роли. Он не мог вырваться из Киева даже на два дня, потерял интересные предложения. Мы вечерами разъезжались отдыхать, а он ночи напролет переделывал сценарную муть с ее откровенными глупостями.
В итоге Саша устал находиться по 25 дней в месяц на одной площадке, а с продюсерами договориться не смог. Но он никого не подводил, чудовищные суммы не заламывал и назад не просился.
— Главная роль в сериале досталась не Саше Носику и не заменившему его Александру Волкову, а овчаркам, которых на время кличут Мухтаром. Как собаки с ней справляются?
— У нас сложный, жесткий съемочный режим. Поэтому нынешнего Мухтара — Васю часто снимают отдельно. Васька смешной — каждое утро, пока всех не оббежит, каждого не оближет, не поздоровается — играть не будет. Даже когда снимают погони, захваты, прыжки, хватания за рукав, ни на кого не бросится и не залает.
Недавно по сюжету моя подружка оказалась в больнице, и я как бы вынуждена забрать к себе ее овчарку-девочку. И вот мы с Волковым прогуливаемся с двумя питомцами. Сценаристы пишут: «Овчарка спокойно идет с Сельской на поводке». Какой там «спокойно»! Васька, тот, как требовал сценарий, со всеми играл, а моя псина изо всех сил рвалась к реальной хозяйке. Собака буквально вырывала меня из кадра, мизансцены приходилось на ходу переделывать. Вскоре от поводка рука была уже стесанной. Саша Волков сжалился: «Давай поменяемся. Ты Ваську бери, а я твою повожу». Взял на свою голову. Так она этим поводком ему руку чуть ли не до кости рассекла.
— Кажется, первый исполнитель Мухтара уже умер?
— Да, его звали Цейс. О гибели пса писали невероятные истории. Дескать, то продюсеры с собакой (!) не договорились, то ветеринар уши промывал да загубил. На самом деле Цейс умер от тоски. Ему было всего семь лет — самый расцвет.
— Что вы говорите!
— Дело было так. Закончились съемки очередного блока, и был объявлен перерыв на три месяца. Но Цейсу-то этого не объяснишь! Он, как всегда, утром прибежал на площадку, а там — тишина. Некого встречать, целовать, не для кого трюки выполнять.
Он был настоящим артистом. С первого дубля, без монтажа, выполнял абсолютно все. И вдруг прервался привычный ритм жизни, Цейсик почувствовал себя как бы невостребованным. Теперь каждое утро он шел не на съемочную площадку, а на обычную прогулку, не видел любимых людей. Началась депрессия. Так и у людей бывает, когда они чувствуют, что больше никому не нужны, что их нигде не ждут, никуда не зовут. И умирают от тоски.