Когда страдавшая психическим расстройством Наталья БОГУНОВА лечилась, люди, назвавшиеся родственниками, отняли у нее квартиры — ее и мамину, после чего стали распространять слухи, что сумасшедшая актриса нуждается в опеке
Впервые Наташа очутилась на съемочной площадке в 14 лет и сразу же - в главной роли в фильме Игоря Таланкина «Вступление». Можно было бы сказать, что кино использовало исключительно ее внешние данные, если бы не имена режиссеров, которые работали с Богуновой: Михаил Калик, Юлий Файт, Павел Любимов, Игорь Шатров.
Главным фильмом Натальи Васильевны стала четырехсерийная «Большая перемена». Говорят, прочитав сценарий, она сама выбрала учительницу русского языка и литературы Светлану Афанасьевну, потому что «ее все будут любить». Так и вышло: зрители от мала до велика обожали героиню Богуновой и были уверены, что она является женой Александра Збруева не только на экране, но и в жизни.
Плата за успех не заставила себя долго ждать - после «Большой перемены» кинокарьера Богуновой пошла на спад. А с тех пор как актриса сыграла Эхо в музыкальной сказке «Умные вещи», ей предлагали только эпизоды. Последний раз Наталья Васильевна появилась на экране в 1992 году - в фильме «Бег по солнечной стороне улицы» одной из первых красавиц советского кино досталась роль начальницы почты.
О судьбе Богуновой было известно мало - она не принимала участия в ток-шоу (уверяла, что плохо выглядит), не давала интервью. Возможно, поэтому СМИ с особой радостью смаковали подробности ее частной жизни, в том числе проблемы со здоровьем, не стесняясь броских заголовков: «Звезда «Большой перемены» сошла с ума».
В первый раз Наталья Васильевна попала в психиатрическую больницу с диагнозом «шизофрения» в конце 70-х и с тех пор регулярно ложилась туда на коррекцию психического состояния. Ну а после того, как два года назад трагически погибла мать артистки, выпав из окна своей квартиры, по словам знакомых и соседей, состояние Богуновой резко ухудшилось.
Актриса скончалась 9 августа во время отдыха на Крите. Персонал отеля, в котором проживала Наталья Васильевна, обратил внимание на неадекватную постоялицу и вызвал врачей и полицию.
Свадебное фото Натальи Богуновой и Александра Стефановича. «Расписались мыв Ленинграде, свадьбу — очень красивую! — сыграли в гостинице «Европейская» |
Богунову отвезли в местную больницу, где через несколько часов она умерла. Обстоятельства смерти были настолько странными, что многие заподозрили криминал. Тем более что повод для этого имелся - нашлись люди, которые, пользуясь тяжелым душевным состоянием Натальи Васильевны, пытались присвоить ее московскую недвижимость. Но экспертиза показала, что Богунова умерла своей смертью - в результате инфаркта миокарда. Возможно, окажись в самый страшный момент ее жизни кто-нибудь рядом, все бы и обошлось...
БЫВШИЙ МУЖ НАТАЛЬИ БОГУНОВОЙ РЕЖИССЕР АЛЕКСАНДР СТЕФАНОВИЧ: «СВАДЕБНОЕ ПЛАТЬЕ НАТАШЕ ПОДАРИЛА ВДОВА МИХАИЛА БУЛГАКОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА»
Режиссер Александр Стефанович был первым и единственным мужем Богуновой. «Не знаю, почему Наташа так и осталась одна: она не рассказывала мне о своей личной жизни, но я до сих пор горжусь, что меня любила такая красивая девушка, - признается Стефанович. - У всех, кто знал Наташу, ее уход вызывает чувство светлой грусти, ее всегда будут любить, всегда будут смотреть ее фильмы».
Первая киноработа Натальи Богуновой — Валя в фильме Игоря Таланкина «Вступление» (слева — Лида Волкова), 1963 год |
- Александр Борисович, помните свою первую встречу с Натальей Богуновой?
- Когда я впервые увидел Наташу, она училась на втором курсе ВГИКа вместе с Еленой Соловей, Сергеем Гурзо-младшим и будущей матерью Миллы Йовович Галиной Логиновой. Даже на таком фоне Богунова оказалась звездой первой величины, на которую однокурсники смотрели снизу вверх.
К этому моменту Наташа успела сыграть пять главных ролей в кино: в нашумевшей картине Игоря Таланкина «Вступление», в «До свидания, мальчики!» Михаила Калика и «Бегущей по волнам», сценарий которой написал ни много ни мало Александр Галич. Во ВГИКе Богунова была студенткой знаменитого Чапаева - актера Бориса Бабочкина, который очень ее любил. После окончания института по его рекомендации Наташу приняли в Театр имени Моссовета, что для выпускников этого вуза большая редкость - московские театры выращивают таланты в собственных училищах: Малый - в Щепкинском, Вахтанговский - в Щукинском, МХАТ - в Школе-студии. Но для Богуновой сделали исключение, и в первом же своем спектакле она играла с Верой Петровной Марецкой - то есть она и там была звездой. В Театре имени Моссовета Богунова проработала 17 лет, но потом там сменилось руководство, с которым она не нашла общего языка, и ей пришлось уйти.
С Евгением Стебловым в картине Михаила Калика «До свидания, мальчики!», 1964 год |
Наташа была настоящей звездой экрана, очень красивой, милой и трогательной девушкой с русским типом внешности: гладко зачесанные на прямой пробор волосы, ясные глаза, точеная фигурка. Естественно, я не мог не обратить на нее внимания, и у нас начался студенческий роман. Жили мы тогда в общежитии ВГИКа в комнатах по четыре человека, поэтому захватили душевую на одном из этажей, подобрали ключи, поставили диван и никого туда не пускали - это была наша первая совместная жилплощадь.
- Роман закончился браком?
- Да, хотя мы были довольно молоды - мне 24 года, а Наташе - 20. Свадебное платье моей первой жене подарила вдова Михаила Булгакова Елена Сергеевна, с которой я дружил. К Наташе она относилась трепетно и с восторгом. Незадолго до нашей свадьбы Булгакова поехала в Прагу и оказалась там именно в тот момент, когда в город вошли советские танки. Несмотря на драматические события, Елена Сергеевна не забыла о Наташе и купила ей там отрез гипюра.
В Советском Союзе в то время все было дефицитом, поэтому любая привезенная из-за границы вещь казалась невероятно красивой, но Елене Сергеевне благодаря присущему ей вкусу удалось выбрать нечто особенное.
С Саввой Хашимовым в советско-болгарском фильме по роману Александра Грина «Бегущая по волнам», 1967 год |
Мама Наташи украсила это платье настоящим жемчугом - в общем, наряд получился роскошным, а ее выход на свадьбе произвел настоящий фурор. Расписались мы в Ленинграде, свадьбу - очень красивую! - сыграли в гостинице «Европейская».
- В то время Наталья Богунова была популярна?
- Вы даже не представляете себе, насколько - совершенно разные люди, между которыми, казалось бы, нет ничего общего, относились к Наташе с обожанием. Она очаровала даже посла США в СССР Уолтера Стессела, с которым я в тот момент поддерживал дружеские отношения, поэтому мы часто бывали на приемах в американском посольстве. Там собирались дипломаты разных стран, послы, советские знаменитости, среди которых были Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава, Эрнст Неизвестный...
Однако стоило появиться Наташе, как все присутствующие мужчины тут же бросались к ней: каждый хотел ей улыбнуться, поцеловать руку, сделать комплимент. Помимо нашего общего круга, у нее был и свой, отдельный от моего.
Наташа училась в Ленинградском хореографическом училище имени Агриппины Вагановой, и вот, помню, идем мы однажды по Наташиному двору, который находился рядом с училищем, а навстречу рыдающий Миша Барышников - он, оказывается, был ее однокурсником. Они бросились друг к другу, обнялись, и Наташа спрашивает: «Мишка, что случилось?!».
«Наташа была настоящей звездой экрана, очень красивой, милой девушкой с русским типом внешности» |
И он ей, как самому близкому человеку, рассказывает: «Представляешь, я уже был на гастролях во Франции, а теперь меня не выпустили в Румынию». Сейчас это может показаться смешным, но в то время было настоящей трагедией: звезде Мариинского театра, самому Барышникову, не разрешили поехать на гастроли даже в страны социалистического лагеря!
Как-то Наташа приехала ко мне в гости, где я снимал фильм-мюзикл «Дорогой мальчик». Меня пригласили выступить перед матросами на погранзаставе - все-таки молодые ребята служат вдалеке от дома, отцы-командиры хотели немного их развеселить. Я взял с собой Наташу, и конечно, никакого моего творческого вечера не получилось - все слушали только ее: она рассказывала какие-то интересные истории о съемках, забавные случаи, анекдоты. А вскоре после того, как мы оттуда уехали, пришло благодарственное письмо от начальства, в котором, помимо всего прочего, рассказывалось, что моряки, перед которыми мы выступали, назвали одну из военных лодок в честь моей жены - «Наташей».
- Как случилось, что подававшая надежды юная балерина вдруг решила стать актрисой?
- Когда Наташа училась в балетном училище, туда часто приходили отбирать детей для торжественных мероприятий, на которых октябрята и пионеры должны были вручать высокопоставленным гостям страны букеты. На Богунову выбор падал чаще, чем на других. Помню, как-то мы с ней заговорили о Фиделе Кастро, и она сказала: «Так я всех этих государственных деятелей знаю - я им всем цветы дарила». А поскольку Наташа была очень красивой, воспитанной и умела держать себя перед публикой, ее заметили и начали приглашать в кино.
- Приходилось слышать, что вы расстались с Натальей Васильевной из-за Аллы Пугачевой, на которой впоследствии и женились...
В роли Светланы Афанасьевны с Александром Збруевым в четырехсерийном телефильме Алексея Коренева «Большая перемена», 1973 год |
- Более того, журналисты пишут, что Наташа ревновала меня к Алле, но это, мягко говоря, не соответствует истине: с Богуновой мы официально развелись в 74-м году, а с Пугачевой я познакомился в 76-м. Всему виной была наша с Наташей занятость: я ездил по стране с киноэкспедициями, она много снималась и тоже редко бывала дома. Хорошей семейной жизни это, как вы понимаете, не способствовало.
Мы часто ссорились, расставались и разъезжались, а потом мирились и съезжались снова. Порой доходило до смешного.
Как-то мы с ней в очередной раз расстались, долго не виделись, и вот еду как-то мимо Театра оперетты, вижу - идет очень красивая девушка. Думаю: «Надо познакомиться!». Присмотрелся, а это моя жена. Останавливаю машину, говорю: «Садись!». Но через семь лет такой жизни мы с ней все-таки развелись, и это не первый и, увы, не последний случай, когда брак у режиссера и актрисы не сложился.
«ЧЕГО ОНИ ХОТЯТ? ПОЧЕМУ ТРАВЯТ МЕНЯ?!»
- Возможно, все дело в том, что жена не снималась в ваших картинах. Почему вы ее не приглашали?
Лариса Курдюмова: «Наталья была человеком закрытым, неохотно пускала людей в душу» |
- Так получалось, что в сценариях, которые попадали мне в руки, не было подходящего для Наташи материала. Жена-актриса всегда рассчитывает на то, что муж-режиссер начнет помогать ей в карьере, но у нас этого не произошло, из-за чего возникло какое-то недопонимание. За время семейной жизни никаких материальных благ мы не нажили, поэтому табуретки с вилками не делили и расстались добрыми друзьями.
- После развода вы виделись?
- Сталкивались в тех местах, где чаще всего тусуются киношники, - в Доме кино, в Союзе кинематографистов, на «Мосфильме». Последняя наша встреча была связана с очень неприятным событием.
У Наташи как раз только произошло несчастье с мамой, она очень переживала эту трагедию и попросила меня помочь ей с путевкой в санаторий, чтобы подлечить нервы. Я пошел в Фонд Никиты Михалкова «Урга», который опекает актеров, и попросил помочь. Участие в судьбе Богуновой приняли тогда и Никита Сергеевич, и Гильдия актеров России.
Наташа уехала отдыхать, а через несколько дней я пришел домой, открыл газету и увидел ужасный заголовок: «Звезда «Большой перемены» окончательно сошла с ума» и фотографию Богуновой, кадр из какого-то фильма, где она была запечатлена с ужасным перекошенным лицом, который выдавался за фотографию из жизни. Возмущен я тогда был ужасно, позвонил главному редактору газеты, выступил по телевидению с опровержением, но статьи все равно продолжали появляться. Наташа, читая их, сильно переживала и плакала: «Чего они хотят? Почему травят меня?! Я же не нервнобольная».
- Разве Наталья Васильевна не страдала психическим расстройством?
- Нервы у нее были расшатаны не больше, чем у других. Наташа обладала редкой актерской особенностью: она настолько хорошо чувствовала партнера, что все его эмоции отражались у нее на лице. В кино такая ответная - зеркальная - реакция хороша, важна и нужна, а в жизни - наоборот.
Режиссеры часто пользовались этим свойством Наташи, достаточно вспомнить фильм «Большая перемена», где Збруев играл мужа-шалопая, ученика вечерней школы, а она - его жену, правильную учительницу. И насколько же здорово Наташа взаимодействует со Збруевым - уникальным актером с широчайшим диапазоном и тончайшими нюансами. И все, что звучит у него в голосе, отражается у Наташи на лице (эта картина вообще большая удача, там замечательная режиссура Алексея Коренева и, на мой взгляд, самая лучшая работа Богуновой).
С Натальей Васильевной прощается ее троюродная сестра Валентина Пшеницына, 21 августа 2013 года. Тело Богуновой, скончавшейся на Крите, было доставлено из Греции в Москву, похоронена актриса по личному ходатайству Никиты Михалкова на Ваганьковском кладбище |
Наташа была человеком очень ранимым, и поводов для нервного расстройства в ее жизни хватало - она пережила два очень серьезных профессиональных удара.
Первый, когда ее утвердили на роль Сонечки Мармеладовой в экранизации «Преступления и наказания», которой занимался Лев Кулиджанов. Наташа уже начала сниматься, когда режиссер без объяснения причин вдруг решил ее заменить.
Для любого актера это серьезный стресс. Одно дело, когда ты пришел на пробы и тебя не утвердили, - хотя и в таких случаях артисты сильно переживают. Другое - если ты уже начал сниматься, а тебя выбросили из фильма. Тут до комплекса профессиональной неполноценности недалеко.
Похожая история произошла и на съемках картины выдающегося режиссера Иосифа Хейфица «Единственная», где Наташа должна была играть вместе с Золотухиным и Высоцким, но потом ее сняли с роли, назначив вместо нее Елену Проклову. Лена - очень хорошая актриса, и наверняка у режиссера были основания для такой замены, но Наташа ужасно переживала. До этого она ведь была суперзвездой, а тут две такие оплеухи подряд. Актерская профессия жестока, и ничего тут не поделаешь.
Когда Наташа умерла, я приехал в Дом кино, чтобы положить цветы к ее траурному портрету. И прямо у входа столкнулся с нашей великой актрисой Татьяной Самойловой, перед которой всегда преклонялся. Сейчас она, как и Наташа, не востребована, и ее тоже снимали очень короткое время...
- Почему такие актрисы, как Самойлова и Богунова, после короткого, непродолжительного взлета десятилетиями простаивали без работы?
- Кино - вещь сложная, оно требует определенного - «модного» - типа внешности. Наташин тип - юная возвышенная девушка с сияющими глазами - был востребован в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века, а потом на смену ему пришли совсем другие героини - более яркие, смелые, раскованные. Когда началась перестройка, кино вообще перестали снимать, а в современных сериалах Наташе места не нашлось. Возможно, в творческом смысле ее судьба могла показаться трагической, но обиженной Богунова себя не считала. В эпоху перестройки она была членом правления московского отделения Союза кинематографистов, что говорит об уважении к ней коллег.
Николай Бурляев: «Наташа блеснула звездочкой, после чего начались годы простоя, которые ее сломали» Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
- Что вы знаете о попытке мошенников отобрать жилье у Натальи Васильевны?
- Когда Наташа отдыхала и лечилась после смерти мамы, какие-то люди, назвавшись ее родственниками, присвоили принадлежавшие ей квартиры - ее и мамину - и начали намеренно распространять слухи о том, что Богунова сумасшедшая и нуждается в опеке. Вот только близких родственников у Наташи практически не было.
Принимая участие в программе Андрея Малахова «Пусть говорят!», где как раз шла речь об этом, я заявил: «Никакая Богунова не сумасшедшая, отстаньте от человека, дайте ей жить спокойно!». После чего обратился к депутату Государственной Думы с просьбой привлечь внимание прокуратуры к Наташиному квартирному вопросу.
К сожалению, это не первый и не единственный случай, когда на имущество одиноких актеров или их родственников посягают морально нечистоплотные люди. Такая же история в свое время произошла с дочерью Инны Гулая и Геннадия Шпаликова, которую выкинули из родительской квартиры, и с сыном Бориса Кузьмича Новикова - его похитила квартирная мафия.
В подобных случаях Союз кинематографистов и Гильдия актеров России нанимают адвокатов и бьются за эти квадратные метры. В случае с Богуновой тоже подключились Союз и Гильдия, в том числе и ее первый вице-президент актер Борис Токарев - Наташин партнер по фильму «Вступление», и принадлежавшие Богуновой квартиры удалось отбить. В одной она жила, другую сдавала, поэтому, даже не работая, не бедствовала, как многие другие советские актеры. Это ответ тем, кто спрашивает, откуда у бедной неработающей пенсионерки взялись средства на отдых в Греции.
АКТЕР И РЕЖИССЕР НИКОЛАЙ БУРЛЯЕВ: «СЫГРАВ В «БОЛЬШОЙ ПЕРЕМЕНЕ», НАТАЛЬЯ ПОДПИСАЛА СЕБЕ КАК АКТРИСЕ СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР»
Для Николая Бурляева Богунова была не только партнершей по фильму, но и первой юношеской влюбленностью.
- Можно сказать, что наше с Наташей знакомство произошло в 1963 году на съемках фильма «Вступление», - вспоминает Николай Петрович. - Правда, в кадре мы с ней тогда не встретились - наши сюжетные линии не пересекались, но, увидев картину на экране, отметил для себя эту очаровательную девочку и запомнил ее. И надо же было такому случиться, что через два года Юлий Файт, приступая к съемкам фильма «Мальчик и девочка», пригласил нас с Наташей на главные роли. Я очень ждал этой встречи, а во время съемок понял, что она испытывает ко мне такое же чувство приязни, как и я к ней.
В то время я уже снимался в «Андрее Рублеве» у Тарковского, который не любил отпускать своих актеров в другие фильмы (он вообще считал - и, на мой взгляд, совершенно правильно, что те, кто с ним работает, должны постоянно находиться рядом), но ради Файта, его бывшего однокурсника, сделал исключение. Так я попал в Геленджик, на море, что уже само по себе было большой радостью, но мы еще и очень хорошо работали - легко и солнечно. Нам помогали чистые и возвышенные юношеские чувства, которые мы испытывали и в фильме, и в жизни, хотя грани дозволенного не переступали.
Наташа была очаровательна, когда же я увидел фильм полностью, то понял, что она еще и замечательная актриса. На месте режиссера я бы назвал картину не «Мальчик и девочка», а «Девочка и мальчик» - смысловая нагрузка лежала на героине Богуновой. Ей выпала очень трудная драматическая роль - девочки, которая стала женщиной, родив ребенка от мальчика, которого она полюбила. Наташа, несмотря на то что все эти чувства в силу возраста были ей незнакомы, создала удивительный образ - очень глубокий и драматичный.
- К сожалению, фильм «Мальчик и девочка» мало кто смотрел.
- Неудивительно, ведь он много лет пролежал на полке. Уже был назначен день премьеры в кинотеатре «Художественный», и я, проезжая по Москве, видел огромные красивые афиши. А потом - в день премьеры! - объявили, что она отменяется. Оказывается, фильм посмотрели два каких-то деятеля из ЦК партии, позвонили министру кинематографии и пригрозили: «Если ты будешь делать картины, где 16-летние дети влюбляются и рожают детей, мы тебя просто уволим». Недавно я пересмотрел фильм и поразился: он такой чистый, прозрачный, без тени пошлости, его нужно показывать всем мальчикам и девочкам - он будет воспитывать в них чувство ответственности за собственные поступки.
- С окончанием съемок закончилась и ваша дружба?
- Нет, какое-то время мы общались, хоть и жили в разных городах - она в Ленинграде, а я в Москве. Я к ней приезжал, был у нее дома, она познакомила меня со своей мамой. Наташа выросла в очень простой по уровню жизни и благополучия семье, но от Господа Бога ей был дан талант и интеллигентность и одновременно незащищенность перед жизнью - необходимыми для актрисы бойцовскими качествами она не обладала.
Мы много гуляли по городу, то был период, когда жизнь Наташи круто менялась: она объявила мне, что хочет уходить из балета и поступать во ВГИК. Я тогда крепко задумался и даже пытался ее отговорить, но она уже все решила и без моих советов.
Став актрисой, Наташа отдала всю себя кинематографу, который ее же и погубил. Актерская профессия жестока и цинична, она выжимает человека как лимон, а потом выбрасывает за ненадобностью. На конкретных актеров у нас не пишут сценарии, в отличие от западного кино в советском, а теперь и в российском это почему-то не принято. Наташа блеснула звездочкой, после чего начались годы простоя, которые ее сломали.
Богунова начинала с ролей чистых, юных и воздушных героинь, но потом была «Большая перемена», сыграв в которой она как актриса подписала себе смертный приговор. Я никогда не был в восторге от этого фильма, нам, ориентированным на Тарковского и Германа, сериал с высосанным из пальца сюжетом казался несерьезным.
В жизни Богуновой картина сыграла трагическую роль, после нее Наташу сниматься больше не приглашали. Сериалы - бич не только нашего времени, они губили актеров и раньше. К тому же Наташа с ее ангельской внешностью была миловидной именно как девушка - к сожалению, возраст ее не украсил.
- В последние годы вы с Богуновой виделись?
- Довольно долго мы с ней не общались. До меня доходили слухи о том, что она вышла замуж, но брак очень быстро распался, а детей у нее не было. Лет 10 назад неожиданно она сама мне позвонила: «Почему ты не зовешь меня на свой фестиваль «Золотой витязь»?». Мы начали общаться, причем она сама мне звонила и подолгу говорила о своей жизни и проблемах, которые у нее возникали.
Теперь понимаю, что она была очень одинока, ей просто хотелось с кем-то поговорить. Я, кстати, записал и последнее телевизионное интервью Богуновой - пригласил Наташу в программу «Клуб «Золотой витязь», которую вел на телеканале «Звезда», решив отметить 40-летие фильма «Мальчик и девочка». Мы с ней и режиссером Юлием Файтом целый час говорили о том времени, когда снимался этот фильм.
Как-то Наташа пожаловалась, что не может добиться подачи документов на звание народной артистки. Я попытался Наташу отговорить: «Зачем тебе время и силы тратить, нервы трепать, толку от звания все равно никакого, 300 рублей прибавка к пенсии»... Но она очень хотела. Мы составили необходимые документы, дал ей рекомендацию и Никита Михалков, к которому она обратилась по моему совету, но получить звание Наташа, насколько я знаю, то ли не смогла, то ли не успела. Перезванивались мы с тех пор редко, о ее смерти я узнал из выпуска новостей.
ПЕВИЦА ЛАРИСА КУРДЮМОВА: «НАТАША УШЛА, КАК ЕЕ ГЕРОИНЯ ИЗ ФИЛЬМА «БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ», - ДУША УЛЕТЕЛА КУДА-ТО В МОРСКИЕ ПРОСТОРЫ»
«Единственная оперная певица, работающая по системе Станиславского» (так назвал Курдюмову Тихон Хренников), и королева русского романса тесно общалась с Натальей Васильевной, но не считает себя ее близкой подругой, поскольку, на ее взгляд, подруг у Богуновой не было.
- Мы познакомились после одного из моих концертов, Наташа зашла ко мне за кулисы, - рассказывает Лариса Алексеевна, - сказала, что ей очень понравилось мое исполнение. Мы разговорились, и с тех пор она старалась не пропускать мои выступления. Будучи по первому образованию балериной, Наташа очень любила классическую музыку. Бывало, спрашивала: «Соловушка моя (так она меня называла), у тебя в ближайшее время нет концерта?». Последний раз с этим вопросом Наташа звонила мне за месяц до своей смерти...
- Вы сразу узнали в новой знакомой известную актрису?
- Несмотря на возраст и полноту, она была похожа на себя в молодости. Наташа ухаживала за собой и выглядела очень хорошо. Профессия актрисы к этому обязывает, у каждой из нас забота о внешности в крови - это профессиональный навык.
- О творчестве самой Богуновой вы с ней разговаривали?
- К тому времени оно уже осталось в далеком прошлом, она ведь снималась в кино в ранней молодости, а потом режиссеры просто перестали ее приглашать. И причины, насколько я знаю, заключались и в ней тоже - не все могли совладать с ее характером, мягко говоря, непростым. В значительной степени это объяснялось ее психическим состоянием - Наташа никогда не скрывала, что неоднократно лежала в психиатрических клиниках. В общении она бывала не только резкой, но и агрессивной, но сейчас очень много таких людей, как она, - с раненой душой.
Каждый из нас сам устраивает себе одиночество. Если человек открыт миру, охотно общается с окружающими, то мир и окружающие отвечают ему тем же. Наташа была человеком закрытым, неохотно пускала людей и в душу, и в дом - например, я никогда у нее не была. Думаю, особо хвастаться ей было нечем, квартирой нужно заниматься... Меня Наташа вроде бы и приняла, мы с ней могли говорить часами, но только о творчестве, других тем Богунова не касалась. Помимо концертов, она часто ходила в Дом кино, ей нравилось, когда ее узнавали, подходили с комплиментами.
- Как случилось, что Наталья Васильевна с больным сердцем поехала отдыхать одна, да еще и в начале августа, когда на Крите страшная жара?
- Насколько я знаю, особых проблем с сердцем у нее не было. А тут она как раз получила энную сумму денег за квартиру, которую сдавала, и ей захотелось поехать к морю - в Грецию, в которой, как известно, все есть. Никакого криминала в том, что с Наташей там случилось, нет, все вполне объяснимо. У нее случился очередной перепад настроения и душевного состояния, и сотрудники отеля, увидев, что она ведет себя агрессивно, просто вызвали полицию.
Богунову забрали в клинику и, возможно, вкололи лекарство, несовместимое с препаратами, которые она принимала дома. Прибавьте к этому ее истощенную постоянным лечением психических хворей иммунную систему.
Наташа ушла, как ее героиня из фильма «Бегущая по волнам»: душа улетела куда-то в морские просторы. Нам же остаются добрые слова и хорошие воспоминания, которых она, конечно, заслужила.