В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
За кадром

Когда страдавшая психическим расстройством Наталья БОГУНОВА лечилась, люди, назвавшиеся родственниками, отняли у нее квартиры — ее и мамину, после чего стали распространять слухи, что сумасшедшая актриса нуждается в опеке

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 19 Сентября, 2013 00:00
40 дней назад на 66-м году жизни во время отдыха на Крите звезда фильма «Большая перемена» скоропостижно скончалась
Людмила ГРАБЕНКО
Судьба Натальи Богуновой типична для многих кинематографических детей: они слишком рано становятся знаменитыми, а потом, когда детская прелесть и непосредственность проходят, чаще всего оказываются никому не нужными.

Впервые Наташа очутилась на съемочной площадке в 14 лет и сразу же - в главной роли в фильме Игоря Таланкина «Вступление». Можно было бы сказать, что кино использовало исключительно ее внешние данные, если бы не имена режиссеров, которые работали с Богуновой: Михаил Калик, Юлий Файт, Павел Любимов, Игорь Шатров.

Главным фильмом Натальи Васильевны стала четырехсерийная «Большая перемена». Говорят, прочитав сценарий, она сама выбрала учительницу русского языка и литературы Светлану Афанасьевну, потому что «ее все будут любить». Так и вышло: зрители от мала до велика обожали героиню Богуновой и были уверены, что она является женой Александра Збруева не только на экране, но и в жизни.

 

Плата за успех не заставила себя долго ждать - после «Большой перемены» кинокарьера Богуновой пошла на спад. А с тех пор как актриса сыграла Эхо в музыкальной сказке «Умные вещи», ей предлагали только эпизоды. Последний раз Наталья Васильевна появилась на экране в 1992 году - в фильме «Бег по солнечной стороне улицы» одной из первых красавиц советского кино досталась роль начальницы почты.

О судьбе Богуновой было известно мало - она не принимала участия в ток-шоу (уверяла, что плохо выглядит), не давала интервью. Возможно, поэтому СМИ с особой радостью смаковали подробности ее частной жизни, в том числе проблемы со здоровьем, не стесняясь броских заголовков: «Звезда «Большой перемены» сошла с ума».

В первый раз Наталья Васильевна попала в психиатрическую больницу с диагнозом «шизофрения» в конце 70-х и с тех пор регулярно ложилась туда на коррекцию психического состояния. Ну а после того, как два года назад трагически погибла мать артистки, выпав из окна своей квартиры, по словам знакомых и соседей, состояние Богуновой резко ухудшилось.

Актриса скончалась 9 августа во время отдыха на Крите. Персонал отеля, в котором проживала Наталья Васильевна, обратил внимание на неадекватную постоялицу и вызвал врачей и полицию.

Свадебное фото Натальи Богуновой и Александра Стефановича. «Расписались мыв Ленинграде, свадьбу — очень красивую! — сыграли в гостинице «Европейская»

Богунову отвезли в местную больницу, где через нес­колько часов она умерла. Обстоятельства смерти были настолько странными, что многие заподозрили криминал. Тем более что повод для этого имелся - нашлись люди, которые, пользуясь тяжелым душевным состоянием Натальи Васильевны, пытались присвоить ее московскую недвижимость. Но экспертиза показала, что Богунова умерла своей смертью - в результате инфаркта миокарда. Возможно, окажись в самый страшный момент ее жизни кто-нибудь рядом, все бы и обошлось...

БЫВШИЙ МУЖ НАТАЛЬИ БОГУНОВОЙ РЕЖИССЕР АЛЕКСАНДР СТЕФАНОВИЧ: «СВАДЕБНОЕ ПЛАТЬЕ НАТАШЕ ПОДАРИЛА ВДОВА МИХАИЛА БУЛГАКОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА»

Режиссер Александр Стефанович был первым и единственным мужем Богуновой. «Не знаю, почему Наташа так и осталась одна: она не рассказывала мне о своей личной жизни, но я до сих пор горжусь, что меня любила такая красивая девушка, - признается Стефанович. - У всех, кто знал Наташу, ее уход вызывает чувство светлой грусти, ее всегда будут любить, всегда будут смотреть ее фильмы».

Первая киноработа Натальи Богуновой — Валя в фильме Игоря Таланкина «Вступление» (слева — Лида Волкова), 1963 год

- Александр Борисович, помните свою первую встречу с Натальей Богуновой?

- Когда я впервые увидел Наташу, она училась на втором курсе ВГИКа вместе с Еленой Соловей, Сергеем Гурзо-младшим и будущей матерью Миллы Йовович Галиной Логиновой. Даже на таком фоне Богунова оказалась звездой первой величины, на которую однокурсники смотрели снизу вверх.

К этому моменту Наташа успела сыграть пять главных ролей в кино: в нашумевшей картине Игоря Таланкина «Вступление», в «До свидания, мальчики!» Михаила Калика и «Бегущей по волнам», сценарий которой написал ни много ни мало Александр Галич. Во ВГИКе Богунова была студенткой знаменитого Чапаева - актера Бориса Бабочкина, который очень ее любил. После окончания института по его рекомендации Наташу приняли в Театр имени Моссовета, что для выпускников этого вуза большая редкость - московские театры выращивают таланты в собственных училищах: Малый - в Щепкинском, Вахтанговский - в Щукинском, МХАТ - в Школе-студии. Но для Богуновой сделали исключение, и в первом же своем спектакле она играла с Верой Петровной Марецкой - то есть она и там была звездой. В Театре имени Моссовета Богунова проработала 17 лет, но потом там сменилось руководство, с которым она не нашла общего языка, и ей пришлось уйти.

С Евгением Стебловым в картине Михаила Калика «До свидания, мальчики!», 1964 год

Наташа была настоящей звездой экрана, очень красивой, милой и трогательной девушкой с русским типом внешности: гладко зачесанные на прямой пробор волосы, ясные глаза, точеная фигурка. Естественно, я не мог не обратить на нее внимания, и у нас начался студенческий роман. Жили мы тогда в общежитии ВГИКа в комнатах по четыре человека, поэтому захватили душевую на одном из этажей, подобрали ключи, поставили диван и никого туда не пускали - это была наша первая совместная жил­пло­щадь.

- Роман закончился браком?

- Да, хотя мы были довольно молоды - мне 24 года, а Наташе - 20. Свадебное платье моей первой жене подарила вдова Михаила Булгакова Елена Сергеевна, с которой я дружил. К Наташе она относилась трепетно и с восторгом. Незадолго до нашей свадьбы Булгакова поехала в Прагу и оказалась там именно в тот момент, когда в город вошли советские танки. Несмотря на драматические события, Елена Сергеевна не забыла о Наташе и купила ей там отрез гипюра.

В Советском Союзе в то время все было дефицитом, поэтому любая привезенная из-за границы вещь казалась невероятно красивой, но Елене Сергеевне благодаря присущему ей вкусу удалось выбрать нечто особенное.

С Саввой Хашимовым в советско-болгарском фильме по роману Александра Грина «Бегущая по волнам», 1967 год

Мама Наташи украсила это платье настоящим жемчугом - в общем, наряд получился роскошным, а ее выход на свадьбе произвел настоящий фурор. Расписались мы в Ленинграде, свадьбу - очень красивую! - сыграли в гостинице «Европейская».

- В то время Наталья Богунова была популярна?

- Вы даже не представляете себе, насколько - совершенно разные люди, между которыми, казалось бы, нет ничего общего, относились к Наташе с обожанием. Она очаровала даже посла США в СССР Уолтера Стессела, с которым я в тот момент поддерживал дружеские отношения, поэтому мы часто бывали на приемах в американском посольстве. Там собирались дипломаты разных стран, послы, советские знаменитости, среди которых были Ев­ге­ний Евтушенко, Ан­дрей Вознесенский, Бел­ла Ахмадулина, Бу­лат Окуджава, Эрнст Неизвестный...

Однако стоило появиться Наташе, как все присутствующие мужчины тут же бросались к ней: каждый хотел ей улыбнуться, поцеловать руку, сделать комплимент. Помимо нашего общего круга, у нее был и свой, отдельный от моего.

Наташа училась в Ленинградском хореографическом училище имени Агриппины Вагановой, и вот, помню, идем мы однажды по Наташиному двору, который находился рядом с училищем, а навстречу рыдающий Миша Барышников - он, оказывается, был ее однокурсником. Они бросились друг к другу, обнялись, и Наташа спрашивает: «Мишка, что случилось?!».

«Наташа была настоящей звездой экрана, очень красивой, милой девушкой с русским типом внешности»

И он ей, как самому близкому человеку, рассказывает: «Представляешь, я уже был на гастролях во Франции, а теперь меня не выпустили в Румынию». Сейчас это может показаться смешным, но в то время было настоящей трагедией: звезде Мариинского театра, самому Барышникову, не разрешили поехать на гастроли даже в страны социалистического лагеря!

Как-то Наташа приехала ко мне в гости, где я снимал фильм-мюзикл «Дорогой мальчик». Меня пригласили выступить перед матросами на погранзаставе - все-таки молодые ребята служат вдалеке от дома, отцы-командиры хотели немного их развеселить. Я взял с собой Наташу, и конечно, никакого моего творческого вечера не получилось - все слушали только ее: она рассказывала какие-то интересные истории о съемках, забавные случаи, анекдоты. А вскоре после того, как мы оттуда уехали, пришло благодарственное письмо от начальства, в котором, помимо всего прочего, рассказывалось, что моряки, перед которыми мы выступали, назвали одну из военных лодок в честь моей жены - «Наташей».

- Как случилось, что подававшая надежды юная балерина вдруг решила стать актрисой?

- Когда Наташа училась в балетном училище, туда часто приходили отбирать детей для торжественных мероприятий, на которых октябрята и пионеры должны были вручать высокопоставленным гостям страны букеты. На Богунову выбор падал чаще, чем на других. Помню, как-то мы с ней заговорили о Фиделе Кастро, и она сказала: «Так я всех этих государственных деятелей знаю - я им всем цветы дарила». А поскольку Наташа была очень красивой, воспитанной и умела держать себя перед публикой, ее заметили и начали приглашать в кино.

- Приходилось слышать, что вы расстались с Натальей Васильевной из-за Аллы Пугачевой, на которой впоследствии и женились...

В роли Светланы Афанасьевны с Александром Збруевым в четырехсерийном телефильме Алексея Коренева «Большая перемена», 1973 год

- Более того, журналисты пишут, что Наташа ревновала меня к Алле, но это, мягко говоря, не соответствует истине: с Богуновой мы официально развелись в 74-м году, а с Пугачевой я познакомился в 76-м. Всему виной была наша с Наташей занятость: я ездил по стране с киноэкспедициями, она много снималась и тоже редко бывала дома. Хорошей семейной жизни это, как вы понимаете, не способствовало.

Мы часто ссорились, расставались и разъезжались, а потом мирились и съезжались снова. Порой доходило до смешного.

Как-то мы с ней в очередной раз расстались, долго не виделись, и вот еду как-то мимо Театра оперетты, вижу - идет очень красивая девушка. Думаю: «Надо познакомиться!». Присмотрелся, а это моя жена. Останавливаю машину, говорю: «Садись!». Но через семь лет такой жизни мы с ней все-таки развелись, и это не первый и, увы, не последний случай, когда брак у режиссера и актрисы не сложился.

«ЧЕГО ОНИ ХОТЯТ? ПОЧЕМУ ТРАВЯТ МЕНЯ?!»

- Возможно, все дело в том, что жена не снималась в ваших картинах. Почему вы ее не приглашали?

Лариса Курдюмова: «Наталья была человеком закрытым, неохотно пускала людей в душу»

- Так получалось, что в сценариях, которые попадали мне в руки, не было подходящего для Наташи материала. Жена-актриса всегда рассчитывает на то, что муж-режиссер начнет помогать ей в карьере, но у нас этого не произошло, из-за чего возникло какое-то недопонимание. За время семейной жизни никаких материальных благ мы не нажили, поэтому табуретки с вилками не делили и расстались добрыми друзьями.

- После развода вы виделись?

- Сталкивались в тех местах, где чаще всего тусуются киношники, - в Доме кино, в Союзе кинематографистов, на «Мосфильме». Последняя наша встреча была связана с очень неприятным событием.

У Наташи как раз только произошло несчастье с мамой, она очень переживала эту трагедию и попросила меня помочь ей с путевкой в санаторий, чтобы подлечить нервы. Я пошел в Фонд Никиты Михалкова «Урга», который опекает актеров, и попросил помочь. Участие в судьбе Богуновой приняли тогда и Никита Сергеевич, и Гильдия актеров России.

Наташа уехала отдыхать, а через несколько дней я пришел домой, открыл газету и увидел ужасный заголовок: «Звезда «Большой перемены» окончательно сошла с ума» и фотографию Богуновой, кадр из какого-то фильма, где она была запечатлена с ужасным перекошенным лицом, который выдавался за фотографию из жизни. Возмущен я тогда был ужасно, позвонил главному редактору газеты, выступил по телевидению с опровержением, но статьи все равно продолжали появляться. Наташа, читая их, сильно переживала и плакала: «Чего они хотят? Почему травят меня?! Я же не нервнобольная».

- Разве Наталья Васильевна не страдала психическим расстройст­вом?

- Нервы у нее были расшатаны не больше, чем у других. Наташа обладала редкой актерской особенностью: она настолько хорошо чувствовала партнера, что все его эмоции отражались у нее на лице. В кино такая ответная - зеркальная - реакция хороша, важна и нужна, а в жизни - наоборот.

Режиссеры часто пользовались этим свойством Наташи, достаточно вспомнить фильм «Большая перемена», где Збруев играл мужа-шалопая, ученика вечерней школы, а она - его жену, правильную учительницу. И насколько же здорово Наташа взаимодействует со Збруевым - уникальным актером с широчайшим диапазоном и тончайшими нюансами. И все, что звучит у него в голосе, отражается у Наташи на лице (эта картина вообще большая удача, там замечательная режиссура Алексея Коренева и, на мой взгляд, самая лучшая работа Богуновой).

С Натальей Васильевной прощается ее троюродная сестра Валентина Пшеницына, 21 августа 2013 года. Тело Богуновой, скончавшейся на Крите, было доставлено из Греции в Москву, похоронена актриса по личному ходатайству Никиты Михалкова на Ваганьковском кладбище

Наташа была человеком очень ранимым, и поводов для нервного расстройства в ее жизни хватало - она пережила два очень серьезных профессиональных удара.

Пер­вый, ког­да ее утвердили на роль Сонечки Мармеладовой в экранизации «Преступления и наказания», ко­то­рой за­ни­мал­ся Лев Кулиджанов. Наташа уже начала сниматься, когда режиссер без объяснения причин вдруг решил ее заменить.

Для любого актера это серьезный стресс. Одно дело, когда ты пришел на пробы и тебя не утвердили, - хотя и в таких случаях артисты сильно переживают. Другое - если ты уже начал сниматься, а тебя выбросили из фильма. Тут до комплекса профессиональной неполноценности недалеко.

Похожая история произошла и на съемках картины выдающегося режиссера Иосифа Хейфица «Единственная», где Наташа должна была играть вместе с Золотухиным и Высоцким, но потом ее сняли с роли, назначив вместо нее Елену Проклову. Лена - очень хорошая актриса, и наверняка у режиссера были основания для такой замены, но Наташа ужасно переживала. До этого она ведь была суперзвездой, а тут две такие оплеухи подряд. Актерская профессия жестока, и ничего тут не поделаешь.

Когда Наташа умерла, я приехал в Дом кино, чтобы положить цветы к ее траурному портрету. И прямо у входа столкнулся с нашей великой актрисой Татьяной Самойловой, перед которой всегда преклонялся. Сейчас она, как и Наташа, не востребована, и ее тоже снимали очень короткое время...

- Почему такие актрисы, как Самойлова и Богунова, после короткого, непродолжительного взлета десятилетиями простаивали без работы?

- Кино - вещь сложная, оно требует определенного - «модного» - типа внешности. Наташин тип - юная возвышенная девушка с сияющими глазами - был востребован в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века, а потом на смену ему пришли совсем другие героини - более яркие, смелые, раскованные. Когда началась перестройка, кино вообще перестали снимать, а в современных сериалах Наташе места не нашлось. Возможно, в творческом смысле ее судьба могла показаться трагической, но обиженной Богунова себя не считала. В эпоху перестройки она была членом правления московского отделения Союза кинематографистов, что говорит об уважении к ней коллег.

Николай Бурляев: «Наташа блеснула звездочкой, после чего начались годы простоя, которые ее сломали»

Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА

- Что вы знаете о попытке мошенников отобрать жилье у Натальи Васильевны?

- Когда Наташа отдыхала и лечилась после смерти мамы, какие-то люди, назвавшись ее родственниками, присвоили принадлежавшие ей квартиры - ее и мамину - и начали намеренно распространять слухи о том, что Богунова сумасшедшая и нуждается в опеке. Вот только близких родственников у Наташи практически не было.

Принимая участие в программе Андрея Малахова «Пусть говорят!», где как раз шла речь об этом, я заявил: «Никакая Богунова не сумасшедшая, отстаньте от человека, дайте ей жить спокойно!». После чего обратился к депутату Государственной Думы с просьбой привлечь внимание прокуратуры к Наташиному квартирному вопросу.

К сожалению, это не первый и не единственный случай, когда на имущество одиноких актеров или их родственников посягают морально нечистоплотные люди. Такая же история в свое время произошла с дочерью Инны Гулая и Геннадия Шпаликова, которую выкинули из родительской квартиры, и с сыном Бориса Кузьмича Новикова - его похитила квартирная мафия.

В подобных случаях Союз кинематографистов и Гильдия актеров России нанимают адвокатов и бьются за эти квадратные метры. В случае с Богуновой тоже подключились Союз и Гильдия, в том числе и ее первый вице-президент актер Борис Токарев - Наташин партнер по фильму «Вступление», и принадлежавшие Богуновой квартиры удалось отбить. В одной она жила, другую сдавала, поэтому, даже не работая, не бедствовала, как многие другие советские актеры. Это ответ тем, кто спрашивает, откуда у бедной неработающей пенсионерки взялись средства на отдых в Греции.

АКТЕР И РЕЖИССЕР НИКОЛАЙ БУРЛЯЕВ: «СЫГРАВ В «БОЛЬШОЙ ПЕРЕМЕНЕ», НАТАЛЬЯ ПОДПИСАЛА СЕБЕ КАК АКТРИСЕ СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР»

Для Николая Бурляева Богунова была не только партнершей по фильму, но и первой юношеской влюбленностью.

- Можно сказать, что наше с Наташей знакомство произошло в 1963 году на съемках фильма «Вступление», - вспоминает Николай Петрович. - Правда, в кадре мы с ней тогда не встретились - наши сюжетные линии не пересекались, но, увидев картину на экране, отметил для себя эту очаровательную девочку и запомнил ее. И надо же было такому случиться, что через два года Юлий Файт, приступая к съемкам фильма «Мальчик и девочка», пригласил нас с Наташей на главные роли. Я очень ждал этой встречи, а во время съемок понял, что она испытывает ко мне такое же чувство приязни, как и я к ней.

В то время я уже снимался в «Андрее Рублеве» у Тарковского, который не любил отпускать своих актеров в другие фильмы (он вообще считал - и, на мой взгляд, совершенно правильно, что те, кто с ним работает, должны постоянно находиться рядом), но ради Файта, его бывшего однокурсника, сделал исключение. Так я попал в Геленджик, на море, что уже само по себе было большой радостью, но мы еще и очень хорошо работали - легко и солнечно. Нам помогали чистые и возвышенные юношеские чувства, которые мы испытывали и в фильме, и в жизни, хотя грани дозволенного не переступали.

Наташа была очаровательна, когда же я увидел фильм полностью, то понял, что она еще и замечательная актриса. На месте режиссера я бы назвал картину не «Мальчик и девочка», а «Девочка и мальчик» - смысловая нагрузка лежала на героине Богуновой. Ей выпала очень трудная драматическая роль - девочки, которая стала женщиной, родив ребенка от мальчика, которого она полюбила. Наташа, несмотря на то что все эти чувства в силу возраста были ей незнакомы, создала удивительный образ - очень глубокий и драматичный.

- К сожалению, фильм «Мальчик и девочка» мало кто смотрел.

- Неудивительно, ведь он много лет пролежал на полке. Уже был назначен день премьеры в кинотеатре «Художественный», и я, проезжая по Москве, видел огромные красивые афиши. А потом - в день премьеры! - объявили, что она отменяется. Оказывается, фильм посмотрели два каких-то деятеля из ЦК партии, позвонили министру кинематографии и пригрозили: «Если ты будешь делать картины, где 16-летние дети влюбляются и рожают детей, мы тебя просто уволим». Недавно я пересмотрел фильм и поразился: он такой чистый, прозрачный, без тени пошлости, его нужно показывать всем мальчикам и девочкам - он будет воспитывать в них чувство ответственности за собственные поступки.

- С окончанием съемок закончилась и ваша дружба?

- Нет, какое-то время мы общались, хоть и жили в разных городах - она в Ленинграде, а я в Москве. Я к ней приезжал, был у нее дома, она познакомила меня со своей мамой. Наташа выросла в очень простой по уровню жизни и благополучия семье, но от Господа Бога ей был дан талант и интеллигентность и одновременно незащищенность перед жизнью - необходимыми для актрисы бойцовскими качествами она не обладала.

Мы много гуляли по городу, то был период, когда жизнь Наташи круто менялась: она объявила мне, что хочет уходить из балета и поступать во ВГИК. Я тогда крепко задумался и даже пытался ее отговорить, но она уже все решила и без моих советов.

Став актрисой, Ната­ша отдала всю себя кинематографу, который ее же и погубил. Актерская профессия жестока и цинична, она выжимает человека как лимон, а потом выбрасывает за ненадобностью. На конкретных актеров у нас не пишут сценарии, в отличие от западного кино в советском, а теперь и в российском это почему-то не принято. Наташа блеснула звездочкой, после чего начались годы простоя, которые ее сломали.

Богунова начинала с ролей чистых, юных и воздушных героинь, но потом была «Большая перемена», сыграв в которой она как актриса подписала себе смертный приговор. Я никогда не был в восторге от этого фильма, нам, ориентированным на Тарковского и Германа, сериал с высосанным из пальца сюжетом казался несерьезным.

В жизни Богуновой картина сыграла трагическую роль, после нее Наташу сниматься больше не приглашали. Сериалы - бич не только нашего времени, они губили актеров и раньше. К тому же Наташа с ее ангельской внешностью была миловидной именно как девушка - к сожалению, возраст ее не украсил.

- В последние годы вы с Богуновой виделись?

- Довольно долго мы с ней не общались. До меня доходили слухи о том, что она вышла замуж, но брак очень быстро распался, а детей у нее не было. Лет 10 назад неожиданно она сама мне позвонила: «Почему ты не зовешь меня на свой фестиваль «Золотой витязь»?». Мы начали общаться, причем она сама мне звонила и подолгу говорила о своей жизни и проблемах, которые у нее возникали.

Теперь понимаю, что она была очень одинока, ей просто хотелось с кем-то поговорить. Я, кстати, записал и последнее телевизионное интервью Богуновой - пригласил Наташу в программу «Клуб «Золотой витязь», которую вел на телеканале «Звезда», решив отметить 40-летие фильма «Мальчик и девочка». Мы с ней и режиссером Юлием Файтом целый час говорили о том времени, когда снимался этот фильм.

Как-то Наташа пожаловалась, что не может добиться подачи документов на звание народной артистки. Я попытался Наташу отговорить: «Зачем тебе время и силы тратить, нервы трепать, толку от звания все равно никакого, 300 рублей прибавка к пенсии»... Но она очень хотела. Мы составили необходимые документы, дал ей рекомендацию и Никита Михалков, к которому она обратилась по моему совету, но получить звание Наташа, насколько я знаю, то ли не смогла, то ли не успела. Перезванивались мы с тех пор редко, о ее смерти я узнал из выпуска новостей.

ПЕВИЦА ЛАРИСА КУРДЮМОВА: «НАТАША УШЛА, КАК ЕЕ ГЕРОИНЯ ИЗ ФИЛЬМА «БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ», - ДУША УЛЕТЕЛА КУДА-ТО В МОРСКИЕ ПРОСТОРЫ»

«Единственная оперная певица, работающая по системе Станиславского» (так назвал Курдюмову Тихон Хренников), и королева русского романса тесно общалась с Натальей Ва­силь­ев­ной, но не считает себя ее близкой подругой, поскольку, на ее взгляд, подруг у Богуновой не было.

- Мы познакомились после одного из моих концертов, Наташа зашла ко мне за кулисы, - рассказывает Лариса Алексеевна, - сказала, что ей очень понравилось мое исполнение. Мы разговорились, и с тех пор она старалась не пропускать мои выступления. Будучи по первому образованию балериной, Наташа очень любила классическую музыку. Бывало, спрашивала: «Соловушка моя (так она меня называла), у тебя в ближайшее время нет концерта?». Последний раз с этим вопросом Наташа звонила мне за месяц до своей смерти...

- Вы сразу узнали в новой знакомой известную актрису?

- Несмотря на возраст и полноту, она была похожа на себя в молодости. Наташа ухаживала за собой и выглядела очень хорошо. Профессия актрисы к этому обязывает, у каждой из нас забота о внешности в крови - это профессиональный навык.

- О творчестве самой Богуновой вы с ней разговаривали?

- К тому времени оно уже осталось в далеком прошлом, она ведь снималась в кино в ранней молодости, а потом режиссеры просто перестали ее приглашать. И причины, насколько я знаю, заключались и в ней тоже - не все могли совладать с ее характером, мягко говоря, непростым. В значительной степени это объяснялось ее психическим состоянием - Наташа никогда не скрывала, что неоднократно лежала в психиатрических клиниках. В общении она бывала не только резкой, но и агрессивной, но сейчас очень много таких людей, как она, - с раненой душой.

Каждый из нас сам устраивает себе одиночество. Если человек открыт миру, охотно общается с окружающими, то мир и окружающие отвечают ему тем же. Наташа была человеком закрытым, неохотно пускала людей и в душу, и в дом - например, я никогда у нее не была. Думаю, особо хвастаться ей было нечем, квартирой нужно заниматься... Меня Наташа вроде бы и приняла, мы с ней могли говорить часами, но только о творчестве, других тем Богунова не касалась. Помимо концертов, она часто ходила в Дом кино, ей нравилось, когда ее узнавали, подходили с комплиментами.

- Как случилось, что Наталья Васильевна с больным сердцем поехала отдыхать одна, да еще и в начале августа, когда на Крите страшная жара?

- Насколько я знаю, особых проблем с сердцем у нее не было. А тут она как раз получила энную сумму денег за квартиру, которую сдавала, и ей захотелось поехать к морю - в Грецию, в которой, как известно, все есть. Никакого криминала в том, что с Наташей там случилось, нет, все вполне объяснимо. У нее случился очередной перепад настроения и душевного состояния, и сотрудники отеля, увидев, что она ведет себя агрессивно, просто вызвали полицию.

Богунову забрали в клинику и, возможно, вкололи лекарство, несовместимое с препаратами, которые она принимала дома. Прибавьте к этому ее истощенную постоянным лечением психических хворей иммунную систему.

Наташа ушла, как ее героиня из фильма «Бегущая по волнам»: душа улетела куда-то в морские просторы. Нам же остаются добрые слова и хорошие воспоминания, которых она, конечно, заслужила.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось