Юрий АНТОНОВ: «Не говорите мне: «Прощай!». Я это слово ненавижу...»
Юрий Антонов не танцует на сцене и даже не ходит по ней. Лишь чуть-чуть пританцовывают его длинноногие «девочки-припевочки». Ансамбль одет в черное, освещение лаконично. Почти весь концерт маэстро поет, сидя за синтезатором. Но ощущения статичности не возникает. Скорее, все располагает к тому, чтобы вообразить себя в его студии, может быть, в момент записи, а еще лучше - в момент сочинения песни.
Профессионалы говорят, что существует два способа сочинения хитов. Только этих способов никто не знает. Кроме Антонова. У него что ни песня - то хит. Как будто он вывел некую «таблицу Антонова», в которой каждому песенному элементу отведено свое место. И только он один умеет синтезировать из них столь органичные музыкальные фразы, что не запомнить их невозможно.
Кто «с семи нот» не напоет или хотя бы не узнает «Под крышей дома твоего»? Или: «Гляжусь в тебя, как в зеркало, до головокружения»? Или: «Летящей походкой ты вышла из мая»? И тем более «Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную и на Тенистой улице я постою в тени»? А уж кто не зальется соловьем под
«Море, море - мир бездонный,
Пенный шелест волн прибрежных.
Над тобой встают, как зори,
Над тобой встают, как зори,
Нашей юности надежды!»?
Таких шлягеров, легких даже для самого любительского воспроизведения, у него десятки. Их популярность начинается буквально с момента выхода хита «в народ» и длится десятилетия.
На киевском концерте Юрий Михайлович отметил 40-летие песни «Для меня нет тебя прекрасней, но ловлю я твой взор напрасно...». Зал на четыре тысячи голосов тут же подхватил: «Как виденье, неуловима, каждый день ты проходишь мимо».
Кажется, многие пришли на концерт не только затем, чтобы посмотреть-послушать, но и затем, чтобы поучаствовать-попеть. Антонов это знает и, как опытный хормейстер, руководит: «Подпевайте!», в другой раз: «Под эту песню обычно люди берутся за плечи и раскачиваются». Еще и проверил. В зале включили свет, и маэстро убедился: взялись за плечи и, словно под дудочку факира, раскачиваются.
Приехав в Киев, Юрий Михайлович не мог не помянуть свою маму - Наталью Михайловну Литовченко. Это она, несмотря на три женитьбы сына, осталась главной женщиной его жизни. Юрия называли в семье «маминым сыночком». Это Наталья Михайловна, когда полиомиелит поразил сына параличом, семь месяцев пролежала рядом с ним в детской больнице. Это она выходила его и привела в музыкальную школу учиться на аккордеоне.
В 14 лет Юра стал руководителем хора железнодорожников из депо под белорусским городом Молодечно, где жила тогда семья Антоновых. На занятия парень, бывало, ходил пешком за 20 километров от дома. В нынешнем году музыкант отмечает 50-летие трудовой деятельности, и все - на музыкальном поприще, а в следующем феврале Антонова ожидает 65-летие со дня рождения.
В последние годы Юрий Михайлович почти не появляется на экранах телевизоров. Говорит, ему не нужна реклама. На гастроли ездит, как признался в одном из интервью, только когда нужно подзаработать, чтобы содержать людей, обслуживающих его немаленький комфортабельный дом и два-три десятка подобранных на улице собак и кошек. Еще одна гастрольная причина - почувствовать зрительский зал, обменяться с ним энергией. Похоже, в этом смысле киевский концерт оказался успешным.
Под занавес маэстро спел один из самых ярких своих хитов в стиле знойного танго: «Не говорите мне: «Прощай!». Я это слово ненавижу». И пообещал, что к следующему приезду выучит украинский, чтобы исполнить что-нибудь из напетого когда-то мамой.