Им положено?
Еду в лифте. Вместе со мной в кабинке — бедно одетый старик с продуктовой сумкой, откуда торчит молочный пакет. Ветеран узнает меня и — что нередко случается — начинает честить за то, что советская страна развалилась и жить стало хуже. «Не всем, — ответил я. — Вы видели, в каких автомобилях ездят коммунисты?». — «Им положено», — погрозил мне ветеран натруженным пальцем.
По радио услышал, что гаишник заблокировал движение автомобилей «скорой помощи» и реанимационной машины, ехавших по вызову, чтобы пропустить правительственный кортеж: «Им положено».
В каждой стране власть подолгу приучает население к тому, что кому положено. Помнится, когда свергли египетского президента, оказалось, он хотел вывести из страны несколько десятков миллиардов личных средств — если это была его зарплата, то примерно лет за 700. Президентские юристы уверяли, что президенту не положено объяснять, что у него откуда взялось. В Казахстане спокойно приняли закон, согласно которому финансовые и прочие дела их президента, а также членов его семьи не подлежат ревизиям и люди эти не подчинены законам, обязательным для прочего населения.
В свое время в России вспомнили, что для бывшего президента Ельцина была выстроена резиденция в Карелии — в лесу у холодного чистого озера. Мрамор для полов везли в заповедный лес из Италии, а заботу о том, чтобы эти полы отапливались, осуществили специалисты высшего класса.
Поскольку бывший российский президент любил на досуге махать не только бокалами, но и теннисной ракеткой, в резиденции был построен теннисный корт — самый дорогой в Европе. И так далее. Затем оказалось, что новое российское начальство не намерено отдыхать в ельцинском особняке, а также играть в теннис на драгоценном корте, и домик с приложениями к нему выставили на продажу — начальная цена около 50 миллионов долларов.
Государственная собственность перерастает в личную по мановению сами знаете чего и порой оставляется семьям прежних владельцев на веки вечные, а порой — отымается — кто как заслужил.
Это в какой-нибудь Германии у канцлеров нет резиденций с драгоценными кортами, в США — только в послевоенные годы появилась президентская дача, построенная казенным коштом, а в Италии следят за соответствием личных заработков размерам личной собственности и личным тратам — если обнаруживается несовпадение, конфискуют все, что не объяснено в налоговых ведомостях.
За чиновничьими шалостями следят повсеместно. Существует антикоррупционная конвенция, принятая ООН пять лет назад и поощряющая надзор за чиновничьими злоупотреблениями, но наши власти никак не присоединятся к ней. Называйте это как угодно — то ли мы так привыкли, то ли нас приучили, но в кризисные периоды тема возникает снова и снова: им положено?