В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Какие люди!

Артемий ТРОИЦКИЙ: "Насилие - это следствие неудовлетворенности. Сейчас о сексе принято говорить, а раньше им занимались"

Людмила ТРОИЦКАЯ. «Бульвар» 6 Октября, 2004 00:00
Он был первым рок-критиком в СССР. Его имя прочно ассоциируется с первыми появившимися на Западе текстами о наших рок-музыкантах, с первой энциклопедией русского рока, с запретными фестами... В общем, он вполне заслужил почетное звание "крестного отца русского рока".
Людмила ТРОИЦКАЯ
Он был первым рок-критиком в СССР. Его имя прочно ассоциируется с первыми появившимися на Западе текстами о наших рок-музыкантах, с первой энциклопедией русского рока, с запретными фестами... В общем, он вполне заслужил почетное звание "крестного отца русского рока". Но сначала Артемий Кивович стал диск-жокеем - в 1972 году вел очень модную дискотеку в МГУ. А тогда вечеринки проходили так: сначала лекция, потом танцы. Троицкий ставил альбомы "Пинк Флойд", Фрэнка Заппы, Джетро Талла, представлял их. Однажды к нему подошла сотрудница журнала "Ровесник", которая там оказалась. Мол, в редакцию приходит много писем от молодежи с просьбами рассказать о западных группах, но они не могут найти консультанта. Артемий начал писать в "Ровеснике" о современной музыке. В конце 80-х он создал "Программу "А" - первую на советском телевидении передачу о рок-музыке, а параллельно - на радио и писал в газеты. В середине 90-х Троицкому предложили возглавить российское издание "Плейбоя". Так он стал еще и первым редактором самого известного мужского журнала в России. Сейчас Артемий Троицкий по-прежнему пишет о музыке и ведет передачи на радио и телевидении, кроме того, преподает сразу в двух вузах, да и вообще человек он крайне занятой и полон идей.

"В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ СЕКСУАЛЬНАЯ РАСПУЩЕННОСТЬ БЫЛА ПРОСТО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ"

- Артемий Кивович, я к вам пришла не просто так, а по поводу. Дело в том, что у нас, в Украине, недавно принят новый Закон - "О защите общественной морали". Теперь голых тел на страницах украинских газет стараются избегать. Как бывший главный редактор "Плейбоя", что вы думаете о стране, в которой опять "секса нет"?

- Я к таким законам отношусь спокойно. Мне кажется, они особенно не влияют на сексуальную жизнь общества. Наоборот, запретный плод всегда сладок. В мусульманских странах, например, мужские журналы продаются в черных непроницаемых упаковках и стоят там больших денег. Но поскольку арабские нефтяники, как и русские, богатые люди, то могут себе позволить такую роскошь.

И в Советском Союзе, где все было запрещено, а, согласно высказыванию какой-то домохозяйки, секса вообще не было, на самом деле сексуальная жизнь кипела. Особенно по сравнению с нынешней либеральной Россией.

- Мне это очень напоминает анекдот: раньше жизнь была лучше, потому что женщины были моложе...

- Я объясню, что имею в виду. Сейчас о сексе принято говорить, а в то время сексом занимались.

- Это данные статистики?

- Нет, конечно, такой статистикой никто не занимался. Просто это мои наблюдения за нынешней жизнью.

Чем мог заняться при советской власти молодой человек? Ни тебе компьютеров с Интернетом, ни дискотек с таблетками экстази, ни дворовых банд, ни карьеры, ни бизнеса, в конце концов. А когда люди праздно шатаются и размышляют, чем бы таким себя развлечь, то второе, что приходит им на ум (первое, естественно, - выпить и подраться), - это секс. Поэтому в Советском Союзе сексуальная распущенность была просто исключительной. Нынешние Россия и Украина по сравнению с СССР просто пуританские страны. Тогда в любом санатории или доме отдыха все ходуном ходило (собственно, люди за этим туда и ехали). Могу совершенно ответственно заявить, что нынешней молодежи такое сексуальное времяпровождение даже не снилось.

- Ну и что же теперь делать?

- А это вы не у меня спрашивайте. Во-первых, у молодых людей и досуга-то практически не стало. Ведь современная жизнь требует много денег, которые надо как-то зарабатывать. Соответственно, на секс времени просто не остается.

Во-вторых, сейчас очень популярен ночной клубно-таблеточный образ жизни. По крайней мере, в Москве это распространено. Замечу, что такой образ жизни кажется очень сексуальным. Какие мачо, играющие мускулами, какие роковые девочки ходят - нога за ногу! Но на самом деле это только имитация. Если человек танцует по шесть часов подряд под техномузыку и при этом еще глотает всякие препараты, он уже просто не способен заниматься сексом.

- А я думала, что в ночных клубах знакомятся и тихонечко отваливают, чтобы в тишине и покое заняться этим самым делом.

- Так было раньше! Тогда люди приходили на танцплощадки, скромные советские дискотеки или в рестораны, чтобы там кого-нибудь подцепить. Сейчас в этом смысле все намного грустнее.
"ЕСЛИ У ЧЕЛОВЕКА ВЕСЕЛАЯ И АКТИВНАЯ ПОЛОВАЯ ЖИЗНЬ, КАКОГО ЧЕРТА ОН СТАНЕТ МАНЬЯЧИТЬ?"

- Но если верить СМИ, насилия на сексуальной почве стало гораздо больше. Поборники морали утверждают, что это именно от вседозволенности.

- Если у человека веселая и активная половая жизнь, какого черта он станет маньячить? Этим занимаются только те, у кого большие проблемы. А они-то как раз и возникают из-за того, что секса нет, человек постоянно подвержен стрессам, находится под воздействием всяческих препаратов. То есть "вседозволенность" тут совершенно ни при чем. Насилие - это следствие неудовлетворенности.

А что касается запретов... С одной стороны, я буду рад, если исчезнет банальная секс-эксплуатация, пошлятина, какая-то показная аморалка... Считаю, что ничего хорошего в этом нет. К тому же я не исключаю, что благодаря ореолу запретности повысится интерес к сексу и народ приступит к "практическим занятиям".

С другой стороны, мне не нравится любая цензура в принципе. Мне претит сам факт, что начальство все за нас решает: хорошо это или плохо, эротика это или порнография. На самом деле наше руководство ничуть не умнее народа.

- Как вы стали главным редактором российского "Плейбоя".

- Это долгая история. Мне позвонили американцы: они хотели проконсультироваться, возможно ли в принципе в России такое издание. Потом они со мной опять связались. Предложили пофантазировать над концепцией журнала, как бы я его позиционировал на российском рынке... Ну, я что-то прикинул и изложил свои соображения.

- Ваша версия издания сильно отличалась от американской?

- Не без того. Ведь я исходил из реалий нашей страны и особенностей национального менталитета. Кстати, я даже не подозревал, что американцы видят меня в качестве главного редактора. Просто люблю помогать людям, и ценными советами в том числе. Никогда за это денег не беру и никакой корыстной цели не преследую. А они, видимо, впечатлившись моими рекомендациями, предложили: "Давайте-ка вы этим делом и займетесь".

- Правильно: инициатива наказуема! Сами придумали, сами и реализовывайте!

- Я сначала отказался. У меня был "медовый месяц" с программой "Кафе "Обломов", я был очень увлечен работой на НТВ. А потом меня стала душить жаба: мол, предложение все-таки очень интересное и зря я отказался. А вот сейчас сосватают какого-нибудь придурка, он сделает плохой журнал, и мне будет горько и обидно. Короче говоря, я сообщил, что передумал и готов заступить на пост.

- Вы сказали, что при разработке концепции журнала опирались на отечественные реалии. По-вашему, российский менталитет в плане секса и эротики очень отличается от американского?


Такие руки - не для скуки. В бытность редактором журнала «Плейбой» Артемий Троицкий запросто мог раздеть любую российскую звезду



- Мы дотошно исследовали эту тему. Провели анкетирование наших читателей, которое потом комментировал известный профессор Игорь Кон. Я, например, написал огромную публикацию "В постели с русскими", где шла речь о наших национальных сексуальных особенностях.

- Что в них особенно вас удивило?

- В принципе, для меня все было более или менее предсказуемо. То, что русские мужчины абсолютно безответственны в плане секса в отличие от американцев, не говоря уже о европейцах, я знал и раньше. То есть они не пользуются презервативами, их мало беспокоят венерические заболевания, СПИД. Наши исследования это просто лишний раз подтвердили, но...

Мы привыкли думать о русских как о мужланах, которые могут быть сильными и стойкими, но при этом абсолютно неделикатны, неискушенны, неизощренны, однообразны. А выяснилось, что не все так плохо и наши мужчины в технике секса не особо уступают иностранцам. В нашей анкете были конкретные вопросы по различным формам секса. И судя по ответам русские мужики вполне продвинуты.

Это стало для меня приятным сюрпризом. Хотя, с другой стороны, анкетирование проводилось среди читателей "Плейбоя". А это публика специфическая, которая, как говорится, "в теме".

- Теперь расскажите, почему ушли из главных редакторов? Надоело сексуально просвещать народ?

- Мой уход - это тоже долгая история. Полноценным главным редактором я проработал всего года три. Потом перешел на положение "редактора-основателя", то есть курировал проект, но ежедневную редакторскую работу уже не выполнял. Дело в том, что мне стало довольно тяжело тащить на себе и "Плейбой", и радио, и телевидение. К тому же работа главного редактора - больше менеджерская, нежели творческая. А я все-таки скорее журналист, чем управленец.

А потом произошли события, которые от меня никак не зависели. Я знаю, что ходили разные слухи. Например, будто Артемий Троицкий продал журнал за большие деньги. По другой версии, у меня отняли любимое детище и я сильно пострадал. На самом деле все было иначе: американцы затеяли у себя реорганизацию и решили все европейские издания передать под одну крышу. Я же предпочел сохранить лояльность своему издательству, а не журналу.

"С СОДРОГАНИЕМ ВСПОМИНАЮ, КАК УЛАМЫВАЛ АНЖЕЛИКУ ВАРУМ СФОТОГРАФИРОВАТЬСЯ В ОБНАЖЕННОМ ВИДЕ"

- Что в той работе вам нравилось больше всего?

- Путешествия и приключения.

- Можно подумать, у вас без журнала приключений не было!

- Просто мы устраивали множество различных акций, я побывал во многих городах России. А если вы думаете, будто очень интересно общаться с моделями или уговаривать поп-звезд сниматься с голыми сиськами, то уверяю: это муторно, скучно и неприятно.

Я до сих пор с содроганием вспоминаю свои часовые разговоры по телефону с Анжеликой Варум, которую уламывал сфотографироваться в обнаженном виде. А каково было выслушивать Оксану Фандеру, которая не хотела, чтобы ставили какую-то фотографию, потому что якобы там у нее грудь не так торчит.

В действительности это исключительно рутинная, тоскливая работа и никакого куража в ней нет. Куда веселее было съездить с фотовыставкой, скажем, в Краснодар и пообщаться с местной братвой и тамошними моделями.

- Девушки-модели из провинции приветливее столичных?

- Конечно. Но подчеркну, что, говоря о путешествиях по провинции, я не имел в виду сексуальные приключения.

- А я так и подумала! Кстати, уговаривая российских звезд сняться обнаженными, вы нащупали какие-то особые комплексы у известных дам?

- Говорить о специфических звездных комплексах мне сложно. Естественно, у звезд бывают взбрыки, связанные с тем, что они знамениты, имеют определенный статус в обществе, гонор. Но когда заходит речь о позировании перед фотообъективами в обнаженном виде, тут проявляется не столько звезда, сколько сама женщина. Если она авантюрна и темпераментна, все прекрасно, если зажата - с ней очень сложно работать.

- С кем было особенно тяжело?

- Например, с Варум. Это был какой-то кошмар! Она приплела к съемке и своего мужа Агутина, и чуть ли не своего папу. Велись бесконечные переговоры. Наконец, согласилась! А буквально накануне съемок вдруг отказалась. В общем, с ней была совершенно нечеловеческая головная боль.

А Ветлицкую уговаривать не пришлось. Она оказалась очень темпераментной девушкой. Я ее знаю лет 20, с тех времен, когда Наталия еще была ближайшей подругой Жанны Агузаровой. Уверен: она рада сняться как угодно, потому что девчонка вполне безбашенная, но все упирается в мужа-мусульманина, который ее блюдет. Из-за семейных обстоятельств нам пришлось Ветлицкую максимально задрапировать.

Не было ни малейших проблем с Ликой, Ладой Дэнс, Мариной Хлебниковой. Эти девушки к съемкам отнеслись даже с любопытством. А вот с Ириной Салтыковой были серьезные проблемы: долгие переговоры, переодевания, тщательные драпировки... Удивительно! Оказывается, иногда имидж артистки абсолютно не соответствует ее нутру. Я, например, думал, что Марину Хлебникову, девушку сдержанную и интеллигентную, тяжело будет уломать. А она в эротической съемке проявила себя абсолютно открыто и спокойно. А Ирина Салтыкова, которая якобы секс-дива и воплощает соблазн, была очень зажатой.

Такой промежуточный вариант - и не зажаты, и не особо фривольны - Наташа Королева и Алена Свиридова.

- Наверное, фотографы, специализирующиеся на обнаженке, должны хорошо разбираться в женской психологии?

- С ними у нас были большие проблемы. Тут пришлось начинать фактически с нуля, потому, что в России не было такой традиции. То есть какие-то мастера снимали обнаженную натуру, но то была скорее художественная фотография. И потом они работали не со звездами, а с простыми натурщицами, чаще всего со своими женами или подругами.

Фактически мы шли по целине, и поначалу результаты были достаточно плачевными. Иной раз даже приглашали для работы западных фотографов. Но потом все потихонечку наладилось.

- Вы сейчас смотрите этот журнал?

- Честно говоря, нет. И не потому, что хочу забыть свою работу как кошмарный сон. Ничего подобного! То был веселый сон. Просто мне как читателю это неинтересно. Считаю, что все наши мужские глянцевые журналы совершенно однообразны - и по тематике, и по стилю, и по выбору персонажей для материалов.
"МОЕ ГЛАВНОЕ ЗАНЯТИЕ - БЫТЬ ДОМА С СЕМЬЕЙ"

- А в советские времена вы читали подобные журналы?

- Читал "Плейбой". Благодаря тому, что у моего лучшего друга отчим был личным переводчиком Брежнева. Он ездил по всяким америкам и европам, и как у привилегированного сотрудника МИДа у него была подписка (!) на "Плейбой". Вот как!

- Как вы думаете, Брежнев такими журналами интересовался? Или ему не до того было?

- Наверное, любил полистать, будучи мужчиной темпераментным. Хотя, признаться, я специально таких расследований не проводил.

- Я знаю, что вы человек занятой и работаете одновременно в нескольких местах. Огласите, пожалуйста, весь список.

- В издательском доме "Индепендент-Медиа" занимаюсь различными спецпроектами. Пишу колонки для нескольких журналов. На радио "Арсенал" занимаю должность программного директора, а на радио "Эхо Москвы" веду две еженедельные музыкальные программы. Еще преподаю в МГУ на факультете журналистики мастер-класс под названием "Музыкальная журналистика", а в Государственном университете управления на факультете шоу-бизнеса читаю два курса: "Музыка и средства массовой информации" и "История популярной музыки". Кроме того, по субботам я веду телевизионную передачу "Признаки жизни" на канале "REN-TV". Еще у меня имеется концертное агентство, которое каждый месяц проводит гастроли нескольких иностранных артистов. Это основные занятия, но есть еще куча неосновных и милых мелочей. И все-таки самое главное мое занятие - быть дома с семьей.

- Разве на это еще остается время?

- Вообще, по натуре я лентяй. Стараюсь не напрягаться: подолгу сплю, поздно выезжаю из дому. А почему столько успеваю, объясняется довольно просто. Во-первых, мне интересно все, чем занимаюсь, я никогда ничего не делаю из-под палки или через силу. А во-вторых, не трачу времени на то, чего мне не хочется, даже если это сулит большие деньги. Ну его на фиг! Еще я не смотрю телевизор, не читаю детективов, не убиваю многие часы, как это делает огромное количество людей.

- Когда же вы слушаете музыку, о которой потом пишете и делаете передачи?

- По ночам, в машине, на выходные. Потому что другой возможности у меня нет. Но слушаю музыку по-прежнему с интересом.
"ЖУРНАЛИСТАМ Я НЕСКОЛЬКО РАЗ БИЛ МОРДУ"

- Неужели вам в современной музыке еще хоть что-то может понравиться?

- Почему нет? Очень многое. При всем том, что отношусь к музыке уже излишне профессионально-клинически. Но если бы я не любил музыку, то, конечно же, не вел бы радиопередачи. Ведь на их подготовку уходит много времени. А сколько денег я трачу на закупку новых пластинок! Мне, правда, присылают альбомы в огромных количествах. Но все равно несколько сот долларов в месяц на диски вынь да положь.

Если говорить о русской музыке, то я о ней невысокого мнения. Она по большей мере скучна и неинтересна. Но даже здесь встречаются проблески. Например, мне очень понравился новый альбом "Мумий Тролля" "Похитители книг". Симпатичная пластинка, я очень давно не слышал у нас таких милых и свежих альбомчиков. "Глюк’Оzа" в прошлом году мне очень понравилась. В общем, что-то происходит.

- А любовь к кому-то со старых времен вы сохранили?

- Больше всего, наверное, к Саше Башлачеву. Знакомство с ним я считаю одним из главных событий в моей жизни. До сих пор люблю группу "Кино". К Цою всегда относился с большим интересом и уважением.

- Кстати, среди звезд российской эстрады принято ругать журналистов. Это заслуженная критика?

- Наша журналистская музыкальная община четко разделяется на две части. К одной я отношусь с большой симпатией и уважением, к другой - с некоторым недоумением и презрением. Чаще всего это писаки, которые не знают музыки и вообще ничего, зато отличаются повышенной наглостью и самомнением, паразитируют на скандалах и выдумках, черном пиаре и заказухе... Я считаю, это просто презренное занятие, которое сродни бандитизму и проституции. Поэтому согласен с артистами, которые периодически подают на авторов измышлений в суд.

- Рукоприкладство тоже оправдываете?

- А я таким журналистам сам несколько раз бил морду.

- За что, если не секрет?

- За ложь. Я ведь, с одной стороны, журналист, а с другой - вроде бы знаменитость. Поэтому обо мне псевдоколлеги тоже время от времени пишут какие-то гадости. По крайней мере, двум парням (с девушками я, естественно, таким образом разбираться не стану) в табло выписал.

Думаю, когда звезды плохо отзываются о журналистах, они имеют в виду эту братию. Но есть и серьезные журналисты, как правило, молодые ребята, которые очень хорошо пишут и прекрасно разбираются в музыке.

- И какие наставления на этот счет вы даете своим студентам?

- Дело в том, что я вообще не люблю дидактики и капания на мозги. Всегда ненавидел, когда мне пытались что-то внушить и заставить думать так, как кто-то хочет. Точно так же стараюсь теперь не грузить своих студентов. Я им даю информацию, провоцирую на какие-то вопросы и высказывания, чтобы у них работала голова. Вот и все.

Киев - Москва - Киев



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось