В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Фото на память

Остановись мгновенье, я прекрасен!

Юлия ПЯТЕЦКАЯ 23 Сентября, 2004 00:00
В пресс-релизе, посвященном Екатерине Рождественской, говорится, что "сегодня трудно найти российскую знаменитость, которая не пережила бы волшебного перевоплощения в героев живописи".
Юлия ПЯТЕЦКАЯ

В пресс-релизе, посвященном Екатерине Рождественской, говорится, что "сегодня трудно найти российскую знаменитость, которая не пережила бы волшебного перевоплощения в героев живописи".

Ну, во-первых, отыскать российскую знаменитость, которая не пережила бы волшебного перевоплощения, совсем не трудно. Путин, например. Не пережил и вряд ли когда-нибудь переживет. Во-вторых, Екатерина запечатлевает не только знаменитых. А в-третьих, "волшебное перевоплощение" получилось далеко не у всех, кто согласился стать "героем".

Все-таки Московский бамбук Александр Буйнов в образе Пушкина или Петр I в лице, страшно сказать, Филиппа Киркорова вызывают некоторые сомнения. Это из разряда: "Я его слепила из того, что было". Да и между "Блестящими", изображающими Боттичелли, и настоящим Боттичелли разница приблизительно как между Демьяном Бедным и Артюром Рембо. Тут даже запредельный талант фотохудожника (если такой бывает) бессилен. Вообще, самые неудачные работы и явные проколы у Рождественской там, где она замахивается на великое: Микеланджело (Олег Газманов), Боттичелли ("Блестящие"), Леонардо да Винчи (Кристина Орбакайте)...


Лия Ахеджакова - фотоверсия картины Пикассо «Финал номера»

Понятно же, что отыскать среди российских знаменитостей личностей, адекватных гению Родена или Леонардо, довольно сложно. А шутить с гениями - себе дороже. Поэтому Газманов в теле микеланджеловского Давида с черным квадратом на гениталиях выглядит, мягко говоря, самонадеянно.

Переходя от одного портрета звезды к другому, ловишь себя на мысли, что большинство запечатленных (у Рождественской их свыше 300, на киевской выставке представлено 150) мучаются одним и тем же животрепещущим вопросом: "Как я выгляжу?!". Выглядите вы хорошо, Валерий Меладзе и Владимир Жириновский, Ирина Аллегрова и Сергей Безруков. В общем, остановись, мгновенье...

Зато когда Рождественская берется за российских живописцев - Перова, Репина, Кустодиева и особенно Федотова, - получается как-то эстетически убедительно. Жизнеутверждающий казак Марк Розовский, самодовольный "свежий кавалер" Лев Лещенко, отрешенный Витас в картине "Не ждали", тоскующий бобыль Виктор Шендерович... Поражает своим близнецовым сходством с Рыцарем Родосского ордена Александр Лазарев-младший, а "38-летний мужчина" Валерий Гаркалин и Алексей Гуськов (Карл Брюллов) - актерской самодостаточностью.

Отдельная статья - сотворчество Рождественской с Людмилой Гурченко. Народная артистка СССР призналась, что благодаря Кате смогла сыграть те роли, которые обошли ее в профессии. Действительно, смогла. А играет Людмила Марковна, как всегда, самозабвенно. "Любительница абсента" Пабло Пикассо с ее участием - это уже не картина, а пьеса.

«Любительница абсента» Людмила Гурченко

Наверное, не стоит чересчур серьезно анализировать то, чем с некоторых пор занимается профессиональный переводчик, дочь известного советского поэта Екатерина Рождественская. Все ее проекты - всего лишь хобби. Фотографировать Катя начала совершенно случайно - после скучного периода затянувшегося безделья фотоаппарат оказался первым серьезным предметом, попавшимся ей под руку. Насколько же нахально судьба играет человеком! Если бы Екатерине под руку попались утюг или сковорода, мы бы так никогда и не узнали, как в XVI веке Лоренцо Лотто нарисовал Валерия Сюткина.

C другой стороны, едва хобби покидает частные владения, оно становится профессией. А такая профессия, как у Екатерины, сулит признание. Правда, пока только на родине. Поскольку мировые звезды предложения российской фотохудожницы не принимают (вернее, принимают, но за большие деньги). А вот с украинскими знаменитостями - Софией Ротару, Таисией Повалий, Татьяной Цымбал – Рождественская активно сотрудничает.

Сейчас Екатерина работает над новыми проектами: "Родня" (стилизованные фотографии знаменитых семей) и "Мужчина и женщина" (одни маскируются под других).

По большому счету, успех Рождественской закономерен и легко объясним. Суть не в том, что китч близок народному сердцу. Народ в ее проектах участия не принимает, наоборот - сплошная элита. Просто фотохудожественная деятельность Екатерины тесно связана с феноменом человеческого тщеславия. В историю ведь ни с того ни с сего на белом коне не въедешь. Даже если ты спел три песни и сыграл в 23 сериалах. А вот ежели тебя сам Эль Греко нарисовал...

Культура, как правило, отражает психическое состояние общества. И портрет певца Александра Малинина кисти Рембрандта может сказать об этом состоянии больше, чем любое социологическое исследование. Кстати, Малинин, Газманов и Макаревич сами предложили Рождественской зафиксировать себя в вечности. Причем выбрали для этого не самых худших дизайнеров - Рембрандта, Микеланджело, Дюрера...

Однако нашлись и несколько отщепенцев, ответивших художнице отказом. Например, Владимир Познер. Мать этого человека была французской аристократкой, детство его прошло в Париже, и что такое живопись, Владимир Владимирович, видимо, знает не из глянцевых журналов.

Сниматься или не сниматься у Рождественской, ходить или не ходить на ее выставки, конечно, дело вкуса. И если современные дети станут изучать мировую культуру по картинкам "Каравана историй", виноваты в этом только их родители.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось