Чувство локтя
Недавно я наблюдал, как в вагоне метро крупного сложения дама растолкала всех, кто оказывался на ее пути. Дама вела свое чадо к освобождающемуся месту. Дитя, подлежащее усаживанию на вагонный диванчик, было нормальной упитанности и довольно крупных размеров, так, лет 10-12-ти, ходило без костылей и не производило впечатления существа хилого. Даже наоборот. Но у заботливой мамаши не шевельнулось и мысли о том, чтобы самой усесться на освободившееся местечко или уступить его соседке-старушке. Ее дитя было главнее всех!
Пытаюсь представить себе, как поезд метро приедет куда надо, мама и сын заявятся к себе домой, где начнется образцово-показательная кормежка дитяти отборными продуктами. Отрок проглотит отпущенные ему привилегированные ягодки и колбаски, а затем, под маминым надзором, приляжет отдохнуть...
В годы моего детства таких выкормышей случалось немного - время было послевоенное, бедное, - но если нам попадался хотя бы один, колотили его смертным боем. Не, скажу, что нами двигало осознанное желание воспитать и перевоспитать полноценного гражданина, но хотя бы немного ослабить мамашино влияние мы старались.
Перевоспитывались не все, и позже я понял, откуда берутся юноши, расталкивающие встречных и поперечных на пути к тому, чего им в данный момент хочется, дяденьки, не уступающие никому своих мест в общественном транспорте, - вообще, вся толпа людей, с детства убежденных в своей исключительности и стремящихся эту исключительность отстоять.
Существует давно высказанная мудрая мысль, что все мы родом из детства. Именно в детстве закладываются ростки основных качеств, которые проявляются позже. И человек, способный обматерить женщину, как один пучеглазый певец, и менее знаменитый хулиган, пнувший ногой человека, не уступающего ему дорогу, - все они оттуда, из детских лет.
И двурушничество оттуда: имею в виду умение наступить на ногу незнакомке и тут же лизнуть руку начальнице, рассказать похабный анекдот при чужих детях и масляно улыбаться в присутствии нужного человека.
Когда-то американский полковник Сэмюэл Кольт изобрел шестизарядный револьвер и назвал его символом равенства: прав тот, кто выстрелит первым. Ковбои даже распиливали скобу, ограничивающую курок, чтобы палец не встречал препятствий на пути к спуску. Надо сказать, что определенное влияние на атмосферу в обществе револьвер Кольта оказал - все-таки каждый хам оказался перед риском получить пулю в живот в ответ на свои бесцеремонные рассуждения.
Кольтом проблема не исчерпывается. Насилие не решает проблем. Более того, многие проблемы оно только запутывает и усугубляет. Зато благородство действует в любой среде. В проклятые 30-е годы многие представители украинской интеллигенции гнили в сталинских лагерях, но оттуда же пришли легенды о том, что даже под конвоем несгибаемо благородны были режиссер Лесь Курбас или поэт Микола Зеров.
Есть примеры и внетюремные. Помню, как серьезнели люди в присутствии Павла Тычины и как невозможно было сказать пошлость при Миколе Бажане. Общество выглядит обезглавленным, если в нем тон задают только бесцеремонные мамаши с "чувством локтя" и наглыми наследниками, а также торгаши, переводящие любое дело в денежные эквиваленты. Какими вырастут наши дети, кого они научатся уважать, зависит только от нас. Не надо жаловаться на время - чаще оглядывайтесь вокруг...