В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Фарс-мажор

Пародистка Елена ВОРОБЕЙ: "После моей пародии на Пугачеву Алла Борисовна мне сказала: "Привет, Воробей! А паричок-то говененький купила!"

Людмила ТРОИЦКАЯ. «Бульвар» 27 Октября, 2004 00:00
Впервые эту артистку зрители увидели в 1993 году во время трансляции по телевидению конкурса молодых исполнителей "Ялта - Москва-транзит". Тогда Елена Воробей стала обладательницей Гран-при и приза зрительских симпатий.
Людмила ТРОИЦКАЯ
Впервые эту артистку зрители увидели в 1993 году во время трансляции по телевидению конкурса молодых исполнителей "Ялта - Москва-транзит". Тогда Елена Воробей стала обладательницей Гран-при и приза зрительских симпатий. Потом она несколько лет пыталась покорить музыкальный Олимп. Увы, ни богатого мужа, ни продюсера для раскрутки у нее не было. Тогда Воробей ушла в юмористы. И на этом поприще "маленькой птичке" удалось стать заметной. Сегодня Елена - постоянная участница телепрограммы "Аншлаг". Она работает в жанре пародии, давно облюбованном мужчинами-юмористами, но при этом имеет собственный голос (под фанеру рот не открывает - сама поет), женское обаяние и буквально фонтанирующую энергию.

"ЧЛЕНЫ ЖЮРИ ДОЛГО СПОРИЛИ, МОЖНО ЛИ МНЕ С ФАМИЛИЕЙ ЛИБЕНБАУМ ДАВАТЬ ГРАН-ПРИ"

- Известный пародист Александр Песков считает, что пародия - это не женский жанр. А что вы думаете по этому поводу?

- Для меня в данном случае никаких табу нет!

- Но, согласитесь, все женщины хотят выглядеть красивыми, а не смешными...

- Я не исключение. Иногда посмотрю на себя в зеркало: там недоделано, здесь недоработано. Ой, ну, кажется, родители совсем не старались! Я даже когда-то хотела себе сделать пластическую операцию. Сразу переделать все: увеличить грудь, уменьшить нос. Потом поняла, что на такой кардинальный "ремонт" никаких гонораров не хватит. Решила ограничиться пластикой носа. Но тут мои друзья накинулись: "О карьере можешь сразу забыть! Есть такое понятие, как актриса с профилем. С маленьким носиком тебя, чего доброго, не возьмут на работу в театр!". В общем, решила остаться такой, какой родители сделали.

- Страсть к пародированию, наверное, появилась еще в школе? Учителям очень от вас доставалось?

- Нет, учителей я не трогала. Но сколько себя помню, всегда мечтала стать клоуном. В детстве у меня неплохо получалось пародировать Пугачеву, Хазанова. А еще в школе я блистательно подделывала подписи. Весь класс сдавал мне целую стопку дневников, и я выставляла оценки за классного руководителя. Попалась случайно, когда пыталась вывести в собственном дневнике каким-то раствором запись шариковой ручкой: учительница заметила белые пятна.

- А правда, что вы и при поступлении в институт подделали документы?

- Это была жуткая история! При поступлении в ЛГИТМиК на эстрадно-драматический факультет я дважды проваливалась. Потом мне объяснили, что реально поступить только сразу после школы: молоденьких берут, и к тому же надо петь и танцевать что-то русское народное. Я перевернула весь репертуар, отыскала подходящую песню, стала ходить в кружок - учиться русским народным танцам. Но в 19 лет для этого института я уже считалась старой.

Тогда мой дядя, жуткий авантюрист, организовал мне свидетельство о рождении, по которому мне было всего 16 лет. Благо я всегда была маленькой и худенькой. В общем, прошла три тура в институт, а что же делать дальше? Если сопоставят свидетельство о рождении с данными паспорта, будет катастрофа!

Короче говоря, возвращаюсь домой и иду с новым свидетельством в паспортное отделение. Откуда мне тогда было знать, что у них в милиции, оказывается, есть картотека?! Меня спасло только то, что паспортистка когда-то работала с моей мамой. Так я осталась и без дядиного свидетельства, а в институте долго морочила голову...

Через год пошла к мастеру курса, повалилась ему в ноги: "Не выгоняйте, отец родной! Всю жизнь мечтала артисткой стать, потому и обманула. Старая я! Аж 19 лет!". Меня простили: оказывается, я такая не одна.

- Воробей - ваш сценический псевдоним?

- Да. Настоящая моя фамилия переводится "дерево жизни", и на конкурсе "Ялта - Москва-транзит" в 93-м я выступала как Либенбаум. Позже Ирина Понаровская мне рассказывала, что члены жюри долго спорили, можно ли мне с такой фамилией давать Гран-при. Представляете, какое это было нахальство с моей стороны: на всесоюзном конкурсе побеждает Либенбаум! Да это же все равно что послать всех по известному адресу! Александр Розенбаум аплодировал мне за одну фамилию и потом очень расстроился, когда я ее сменила.

Но уважаемые мной люди посоветовали подобрать сценический псевдоним. Воробей - это очень подходит к моему характеру и отношению к жизни. А кроме того, во время многолетней работы в питерском театре "Буфф" я часто исполняла песни Эдит Пиаф, чей псевдоним переводится как Воробышек.
"КАКИЕ-ТО ТОЛСТЫЕ ДЯДЬКИ ПРЕДЛАГАЛИ В МЕНЯ ВЛОЖИТЬ"

- Лена, а почему, получив Гран-при на одном из престижных конкурсов молодых исполнителей "Ялта - Москва-транзит", вы так и остались в тени?

- Я тогда оканчивала театральный институт, и мой педагог по вокалу посоветовал мне принять участие в этом конкурсе. Не долго думая, я отправила кассету. Полгода не было никаких известий, и вдруг раздается звонок: "Вы прошли в полуфинал". Боже, а ехать-то не в чем! Побежала к подружкам: "Дай юбку, дай кольцо...", чтобы одеться как человек. У нас, студентов, не было денег, мы с голоду обеды в столовой воровали: один отвлекает - оплачивает компот, а остальные воруют - кто гарнир, кто котлеты. Так и выживали.

В общем, с миру по нитке насобирала 20 долларов, чтобы записать фонограмму. Проходит первый, второй, третий туры. Когда объявляли результаты, мне казалось, что это сон. К тому же впервые за несколько лет Гран-при и приз зрительских симпатий попали в руки одного человека.

И вот в момент эйфории, в разгаре банкета в мою честь, за мной приезжает муж. Он испугался, что я брошу его, останусь в Москве. Он приехал не на белом коне, как принц из сказки, но когда-то я сказала этому человеку, что проведу с ним всю жизнь. И мы вернулись в Питер. Потом я поняла, какой упустила шанс, но было уже поздно...

- Неужели за время конкурса вы не приглянулись какому-нибудь продюсеру, заинтересованному в раскрутке молодого дарования?

- Вокруг меня ходили какие-то толстые дядьки, предлагали в меня вложить... Что вложить, куда вложить? Это было неприятно и звучало как-то вульгарно. Отчасти поэтому я уехала.

Я вернулась в Санкт-Петербург, играла в театре "Буфф". Однажды, проснувшись, поняла: чтобы состояться по большому счету, нужно сменить место жительства. Но жизнь не давала мне второго шанса. Все поездки в Москву были неудачными, нужны были огромные деньги, а откуда мне их взять?

Однажды в Питер приехала Пугачева. Я из кожи вон лезла, но сумела с ней встретиться. Поймала ее в коридоре после концерта. Ноги подкашивались, язык не ворочался, перед глазами все плыло. Я завопила: "Алла Борисовна, извините, что я к вам обращаюсь, вы меня, конечно же, не знаете...". А Пугачева покровительственно так: "Почему же? Знаю, ты выиграла конкурс "Ялта - Москва-транзит". Мы проговорили с ней минут 20. Закончилась вся эта история тем, что Пугачева предложила поучаствовать в ее концерте.

Опять нужны были деньги на фонограмму. Я еле наскребла на билет до Москвы. Сижу в аэропорту - просто выть хочется от беспомощности. Вдруг вижу: входит мужчина, а у него башмаки стоят, как одна фонограмма! Слышу, он с женой обсуждает, куда бы повыгоднее вложить деньги. "В меня, в меня вложите!" - думаю. Дождалась, когда его жена с сыном ушли. "Извините, ради Бога, мне показалось, что вы имеете какое-то отношение к банку. Скажите, пожалуйста, в каком случае банк помогает артистам?". - "В том случае, если директор банка очень симпатизирует какой-нибудь артистке!".

В общем, он субсидировал меня деньгами на фонограмму, но в Москве меня ждал облом: песню, которую я записала для Пугачевой, на ее концерте исполнила Алена Апина. Позже я увидела в титрах, что продюсером концерта был муж Апиной...

- А как вы попали в "Аншлаг"?

- Гена Ветров узнал, что Винокур ищет актрису, которая могла бы и петь, и делать пародии. Я приехала в Москву, показала пародии на Вайкуле, Пугачеву и Машу Распутину. Винокур тут же сказал: "Короче, бросай свой Питер, хватит ерундой заниматься, беру тебя в свой театр". Я поняла: такой шанс уже никогда не представится - и махнула в Москву. В результате я ни дня не проработала в театре Винокура.

- Опять облом?

- Нет. Я выступила на его совместном концерте с Лещенко. А после ко мне подошел продюсер Александр Достман и предложил заключить контракт. Так я попала в "Аншлаг". К слову, Регина Дубовицкая приглашала меня в свою программу еще за два года до этого. Меня сватала туда и Клара Новикова, с которой я нередко пересекалась на концертах. Но я как порядочный человек призналась, что у меня нет репертуара, мне не с чем ехать. А как только подготовила номер, с удовольствием приняла приглашение Дубовицкой.
"Я ЧАСТО НЕ ПОНИМАЮ, КТО ПЕРЕДО МНОЙ: МУЖЧИНА ИЛИ ЖЕНЩИНА"

- Помните свой первый успех в качестве пародистки?

- В начале 90-х я с нашим питерским театром "Буфф" поехала на гастроли в Швецию. У меня был номер, построенный на двух народных песнях - "Во поле березка стояла" и "Летят утки", которые плавно перетекали в композицию Уитни Хьюстон из фильма "Телохранитель".

Перед выходом на сцену я жутко нервничала. За кулисами в полной темноте надевала юбку, а поверх нее - смешной сарафан, который закрывал весь перед, оставляя открытой спину... Выхожу на сцену, работаю номер, зрители принимают очень хорошо. Поворачиваюсь, чтобы уйти, и... зал взрывается аплодисментами. Не понимая, в чем дело, я оборачиваюсь еще и еще раз, кланяюсь. Все умирают со смеху. Наконец скрываюсь за занавесом, где на меня набрасывается разъяренный режиссер: "Что за безобразие! Ты почему с голой задницей на сцену вышла?!". Оказалось, от волнения я плохо застегнула юбку, и в результате она осталась за кулисами... А зрители подумали, что это такое гениальное решение: голосиста, мол, Россия да голозада. Этот номер до сих пор в моей программе.

- Поговаривают о конкуренции двух юмористических программ - "Аншлага" и "Смехопанорамы" Петросяна. Действительно ли артисты одной команды под страхом потери милости руководства не имеют права работать в концертах другой?

- Я, например, хоть и работаю в "Аншлаге", снималась у Петросяна. И не раз.

Конечно, существует определенная политика телеканалов, но мы не рабы. Несколько раз знакомые артисты звонили: "Тебя пригласили? Ты согласилась? Тогда и я пойду". Так что никакого давления на нас нет. Лично у меня на этот счет своя позиция - какую бы политику ни вели каналы, артист не должен становиться пешкой в этой игре. Мы все заинтересованы в эфирах, и если удается сделать хороший номер, то приглашают к сотрудничеству все. У Регины есть жесткое правило: сначала премьера в "Аншлаге", а потом, пожалуйста, снимайся где хочешь. Потому "Аншлаг" и лидирует в рейтинге, что там постоянно новое показывают.

- Скажите честно, вы часто смеетесь, когда смотрите юмористические программы?

- Ой! Признаться, я даже редко улыбаюсь. Сижу и думаю: "Какой ужас! У меня совершенно отсутствует чувство юмора!". Могу бесконечно смотреть номера Аркадия Райкина или Романа Карцева. Но это юмор другого времени. А что касается современных монологов... Мне часто кажется, что все они написаны одним автором под копирку. Поэтому я долго не могла найти свой монолог, не хотела быть похожей на Клару Новикову или Елену Степаненко. На их фоне очень легко потеряться.

- Когда актер-мужчина изображает женщину - это не такая уж редкость. Но чтобы наоборот! Как вам это удается?

- Это огромная работа над собой. Мужской тембр голоса передать сложнее. А я ведь показываю не только тех, у кого женские нотки проскальзывают. Я очень волновалась, когда впервые показала публике номер с пьяным военным. Это было в Прибалтике, откуда как раз в то время выводили советские войска. Я вошла в зрительный зал с обычного входа, и луч прожектора на меня еще не направили. Вдруг слышу, как зрители начинают возмущаться: "Откуда он здесь взялся? Как его пропустили в этой форме?". Меня действительно приняли за мужчину!

- Как звезды относятся к вашим пародиям на них?

- Все, как правило, больше смеются над пародиями на других. Пугачева мою пародию на себя увидела на концерте Ильи Резника. А до этого Алла Борисовна знала меня только как певицу. Когда после выступления я подошла к ней, она сказала: "Привет, Воробей! А паричок-то говененький купила". А Ирина Аллегрова оправдывалась: "Я же так больше не делаю!". Если бы артисты в моем исполнении не были узнаваемы, зрители не смеялись бы.

- А в обычной жизни вы когда-нибудь пользовались своим умением подражать?

- Несколько раз разыгрывала друзей по телефону. Звонила им и говорила: "Але, добрый день! Это вас беспокоят с "Мосфильма". Мы хотим предложить вам одну из главных ролей в нашей картине". У человека уже начинался мандраж в предвкушении. А я продолжала: "Картина называется "Три поросенка". У вас три главные роли на выбор".

- Вам не кажется, что сейчас становится все больше сильных женщин и слабых мужчин?

- Хочется сказать (не для прессы): кругом одни пид...ы! Грубо, но это же правда, прости Господи! Я уже часто даже не понимаю, кто передо мной: мужчина или женщина. Когда разводилась с мужем, обратила внимание, как много вокруг распадается семей. Бог его знает почему! Может, это такой замкнутый круг: женщины сильные, потому что мужчины слабые?



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось