Нужно быть смешным для всех...
ДАЖЕ ПРАВИТЕЛЬ В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ КОМЕДИАНТ
Честно говоря, можно было не предупреждать: спектакль настолько интересен, что людям некогда было кому-то звонить, эсэмэсить и так далее. Они пристально следили за тем, как события в неизвестном царстве-государстве - не то средневековом, не то чересчур современном - сменяют друг друга.
Начиналась история неплохо: король-диктатор наконец надумал помереть, и королева с придворными ждут наследника престола Боэмунда. Дома он не был 10 лет, и вот теперь, возвратившись, ка-а-ак начнет править страной, ка-а-ак озаботится ее проблемами... Не тут-то было! Принц оказался не прекрасным, а ленивым, подлым и развратным - в общем, та еще сволочь. Из дальних краев не привез ни знаний, ни умений - лишь четверку комедиантов, которых использует как заблагорассудится и когда угодно, распоряжаясь людьми, будто вещами. Надо бы на войну (под городскими стенами собралось многотысячное генуэзское войско), а он решил повременить, подумать, как быть дальше, а чтобы лучше думалось - изнасиловать Коломбину. Однако в последнюю минуту за девушку вступается влюбленный Арлекин.
Заколов принца и сбросив тело в море, комедиант собирается выдать себя за новоявленного монарха и таким образом убить двух зайцев сразу - избежать виселицы и сыграть самую лучшую, по его мнению, роль - короля. И, надо сказать, ему это удается: генуэзцы наголову разбиты, граждане довольны (наконец-то на престоле кто-то нормальный!), вельможи прижали хвосты... Даже королева-мать, которая знает, что страной правит не сын, а его убийца, молчит, как статуя, понимая, что для страны это лучший вариант. Но, как говорится, недолго музыка играла...
Наибольший парадокс, который раскрывает австрийский драматург Рудольф Лотар, а вслед за ним - российско-украинский режиссер Роман Виктюк, в том, что даже правитель в какой-то степени комедиант. Независимых людей (как, впрочем, и государств) не бывает, и Арлекину в королевской шкуре приходится несладко.
В замке он, пожалуй, единственный, кто о власти не мечтал, а получил ее случайно. Остальные - брат старого короля Танкред, невеста принца Гиза и придурковатый кузен Эццо - стремятся лишь к тому, чтобы властвовать. И новый, деятельный монарх, который принимает толковые законы, читает бумаги, прежде чем подписать, и не спешит кого-либо казнить без причины, им очень мешает.
СИДЕТЬ НА ТРОНЕ И НОСИТЬ КОРОНУ НАДО УМЕТЬ, А ЕСЛИ НЕ УМЕЕШЬ, НЕ СТОИТ БРАТЬСЯ
Признаюсь: я боялась, что пьеса (кстати, запрещенная в России еще в революционном 1917 году, когда в Камерном театре ее поставил легендарный Александр Таиров) окажется какой-нибудь безысходно-жуткой трагедией - Арлекина тихо отравят или публично, с позором, казнят, Коломбина сойдет с ума и с горя утопится, а призрак Боэмунда пойдет бродить по Европе... К счастью, обошлось. Наигравшись в короля и осознав, что роль бесперспективна, скучна и вдобавок опасна для жизни, смелый шут со товарищи убегает из королевства, и искать его никто не собирается - чтобы, не дай Бог, не вернулся и вновь не спутал карты.
«Проблема взаимоотношений художника и власти была актуальна во все времена», - считает Роман Григорьевич, и не согласиться с режиссером трудно. Однако мне кажется, что и пьеса, и спектакль значительно глубже - не столько о художнике и власти, сколько о том, что, идя во власть, человеку, особенно порядочному, умному и творческому, надо быть ко многому готовым.
Сидеть на троне и носить корону нужно уметь, а если не умеешь, не стоит браться. В лучшем случае взвоешь и сбежишь - это если есть возможность, как у Арлекина. В худшем - примешь правила игры, как бедолага Эццо, который, хотя и глуп, осознает, что влип всерьез и надолго.
В России, где «Короля Арлекина» в постановке Виктюка увидели в 2010-м, о спектакле старались скромно промолчать. А если и писали, то обязательно осуждая: мол, и пьеса эта у Лотара слабая, и принцессу Гизу играет Екатерина Карпушина, которой впору исполнять роль королевы, да и вообще, женщины в роли женщин у Виктюка - фи, какая гадость! Они же только мечутся по сцене, словно бесноватые, причем не в корсетах и кринолинах, как подобает знатным дамам из прошлого, а в каких-то бесцветных балахонах...
Как по мне, и метания, и балахоны вполне оправданы и продуманы. И лодочки, и пальто с лисьим воротником, которые на королеву чуть ли не силком надевает Танкред, а она с отвращением отталкивает. И доспехи, которые заботливый дядя вешает на Боэмунда, а тот упрямо сбрасывает, потому что не желает воевать. И интерьер не замка, а кафе (спектакль посвящен памяти немецкой танцовщицы и хореографа Пины Бауш и оформлен в стилистике ее знаменитой постановки «Кафе Мюллер»), потому что все мы, если вдуматься, в мире лишь посетители, которые приходят, делают заказ, получают счет и вынуждены заплатить, хоть еда не всегда была вкусной.
АРЛЕКИН В ИСПОЛНЕНИИ БОЗИНА НЕ ПРОСТО ХОРОШ, А ПРЕКРАСЕН
К месту и ко времени даже ходули и популярные нынче джамперы (те же ходули, только на пружинах) у комедиантов, на которых актеры расхаживают, как самые настоящие циркачи или спортсмены-экстремалы. В конце концов, не в шапочках же с колокольчиками им выходить...
Арлекин в исполнении Дмитрия Бозина - премьера Театра Романа Виктюка, не просто хорош, а прекрасен, поскольку актер невероятно талантлив и действительно универсален: здесь он рвет душу (и свою, и чужую) монологом о неразделенной любви или двух сторонах медали под названием «Власть», там - взбирается под самый потолок по ленте, как воздушный гимнаст, а потом скрывается с глаз, чтобы через минуту выйти из-за кулис на ходулях...
Бозин не особо мелькает в мелодрамах, боевиках и сериалах, наводнивших наше телевидение, его не видно в ток-шоу, он не ходит с канала на канал и не ездит по городам и весям с вечерами, но то, что он не только заслуженный артист России, но и заслуженная звезда, - бесспорно. После спектакля Диме надарили столько букетов, что он стеснялся их принимать!
Хотя коллеги без цветов тоже не остались, как и Роман Виктюк, обратившийся к публике чистiсiнькою рiдною мовою и признавшийся, что после Пасхи приедет на гастроли снова и привезет нам свою новую постановку - «тепер уже за Шиллером, «Пiдступнiсть та кохання».