Из пункта А в пункт Б
Статистика утверждает, что начиная с самого первого класса в школу идут с радостью процентов 20 детей, редко больше, причем в процессе обучения это количество сокращается.
Не говорю здесь о том, что по сравнению с советским временем, каким бы оно ни запомнилось, увеличилось и количество детей, которые вообще в школу не ходят. Причин тому много, но одна из главных - родители и дети не всегда знают, зачем им нужны знания, старательно вколачиваемые в их головы прилежными учителями (таких педагогов все еще немало).
Помните старый анекдот? Школьник спрашивает у папы, как решить задачу о бассейне, в который что-то там вливается по одной трубе и выливается по другой. «Надо же, - чешет папа в затылке. - До сих пор не решили!».
Многие знания стали схоластичными, переходя из задачника в задачник чуть ли не с дореволюционных времен, и поэтому сам процесс обучения зачастую превращается в усвоение абстрактных истин. Я как-то прочел, что дети запросто решали задачу о движении двух грузовиков с такой-то скоростью из пункта А в пункт Б. Но когда им дали ту же задачу, уточнив, что один грузовик вез столько-то тонн картошки, а другой столько же морковки, возникли трудности ввиду непривычно сформулированного условия.
В одном из преподавательских писем было рассказано, как оживились дети, когда им предложили соединить скучные математические подсчеты или химические опыты с рассказом о новых материалах и о том, как планируется график движения городского транспорта.
Признано, что в обществе распространилась так называемая функциональная неграмотность, когда школьники вместе с родителями вроде бы обладают множеством заученных знаний, но не могут разобраться в расписании поездов или в других простеньких практических ситуациях. Кстати, особого образования для того, чтобы понимать дорожные знаки, получать информацию из мобильников и телепрограмм, ориентироваться в магазинных ценниках не требуется.
Приходя в первый класс, дети в большинстве уже умеют кое-как читать и считать, но большинству из них не очень понятно дальнейшее накопление знаний неведомо для чего. Постигать знания в отечественных школах стало непрестижно, новые хозяева жизни все чаще отсылают детей на учебу за границу.
По телевизору, радио и в газетах с журналами рассказывают, как разбогатели люди, бравирующие своей неученостью, тем, что в доме у них нет никаких книжек, кроме банковской, певички, не имеющие понятия ни о нотной, ни о всякой иной грамотности... Культ просвещенного, образованного человека начали гробить в первые послереволюционные годы, когда люди в шляпах и пенсне считались классово неполноценными.
Все же постепенно слой образованных, по причине их государственной надобности увеличивался, несмотря ни на что, но в начале 90-х вновь стал истончаться. Жизненный успех, удачная карьера с образованностью, к сожалению, стыкуются не всегда...
Люди, которым сейчас по 20-25 лет, через пару десятилетий будут депутатами и министрами, и то, что в нашей жизни нечасто появляются молодые умники, весьма тревожно.
Как учить в школе, чему учить - очень уж долго обсуждается и медленно выясняется. Чрезвычайно важно связать в один узел все нити, за которые надо подергивать людей завтрашнего дня, формировать их, заинтересовывать. Если будущие поколения не станут лучше, умнее, патриотичнее нашего, прогресс остановится.