Владимир ВИНОКУР: «Когда Филипп родился, мы все — Кобзон, Лещенко, я, Пугачева — пошли забирать его из роддома, а потом они вместе с Филиппом пошли забирать из роддома Галкина»
ШУТ ПОЧЕТНЕЕ, ЧЕМ «НАРОДНЫЙ АРТИСТ»
В зале, как рояль в кустах, оказался киевский писатель-юморист Александр Володарский, с которым Владимир Винокур сотрудничает много лет. По его просьбе артист, не убоявшись провалов в памяти, а предварительно вспомнив анекдотик с длинненькой бородкой «Роза, как зовут доктора, который вылечил меня от склероза?», прочитал еще один монолог из своего золотого фонда - «Запой». Только это не то, о чем вы подумали, не об очередном алкоголике. Просто пациент, пришедший к врачу, не выговаривал букву «р».
Владимир Винокур - король и шут в одном лице. Король смеха и просто «шут гороховый». Он так и поет в своей презентационной песне: «Я - шут гороховый, и это званье мне дороже всех наград». Замахнулся даже на гордое звание народного артиста, которое носит вот уже 23 года. Шут, говорит, почетнее. Шутит, наверное.
Да и фамилия Винокур достается человеку неспроста, а в наследство. У предков Владимира Натановича был маленький винокуренный заводик. Артист как-то рассказал, что оба его дедушки и торговали зеленым змием, и сами не без удовольствия травились. Папин папа, тот вообще «элементарно» выпивал стакан водки. Однажды осилил всего полстакана и сказал, что, видно, пришло его время помирать. Через неделю так и вышло.
Зов ли генов, звучание ли фамилии, многочисленные ли примеры коллег по эстрадному цеху, открывших в себе таланты производителей чего угодно - от майонезов до нефтепродуктов, побудили всенародного юмориста на паях с таежным ликероводочным заводом приступить к выпуску поллитровок «Винокур» с изображением шута на этикетке. Известно ведь: веселие на Руси есть питие.
Правда, с полгода назад таежный завод лишили лицензии якобы за неуплату чего-то, кажется, акциза. Потребители «экологически чистой продукции» (так она характеризуется в рекламном ролике предприятия) не на шутку испугались, что придется переключиться на заведомо вредную для печени, но вскоре, ко всеобщему ликованию, лицензию заводу вернули.
На своем официальном сайте автор бренда уверяет: «Качество каждой партии продукции под торговой маркой «Винокур» контролируется лично В. Винокуром перед поступлением в розничную сеть. И это не просто рекламный трюк - ведь на лицевой стороне бутылки стоит его личная подпись». То есть не просто сам по себе трюк, а еще и собственноручно заверенный.
«А КОЛЯ - И В КРЕМЛЬ, И НА ПЬЯНКУ СПЕШИТ ПОСТРАДАТЬ ПОД ШАРМАНКУ»
Владимир Винокур запустил в народ крылатую фразу: «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет». Сам Владимир Натанович, несмотря на тяжелый труд дегустатора, контролирующего каждую партию своей продукции, демонстрирует отличную спортивно-концертную форму.
Мастер на все эстрадные трюки, он и песни поет, и танцы танцует, а если не танцует, то хотя бы приплясывает. И кого только не пародирует! На этот случай есть у него ода себе, любимому, под названием «Ходячая пародия» (так тоже называют Винокура):
Пародия - очень забавная муза.
Пою, как Шаляпин, пою, как Карузо.
Пою, как Алсу, как Ротару, как Пьеха.
И всюду легко добиваюсь успеха.
Пародийное портфолио «человека с тысячью лиц» время от времени пополняется. Из относительно новенького - пародия на Аллу Борисовну «с сыном», как бы оговорился Винокур. Зрители угодливо хохотнули, и Винокур развил успех: «Мы злословим из зависти - в свое время пропустили такую девчонку!.. Кто из женщин может похвастаться, что видел будущего мужа еще в роддоме! Когда Филипп родился (его родители вместе с нами работали), мы все - Кобзон, Лещенко, я, Пугачева - пошли забирать его из роддома, а потом потом они вместе пошли забирать из роддома Галкина».
Переждав аплодисменты, добавил: «Сейчас есть такая тенденция. Как, помните, в Советском Союзе, - «наставники молодежи». Вот и Надя Бабкина пацана воспитывает...».
Парад пародий и начался с лучшей подруги Винокура - «Надечки Бабкиной». «Мне в кино бы сняться, каждый день мечтаю, вот бы снял казачку Надю кто-нибудь».
После первых полутора десятков пародийных объектов начинаешь сбиваться в счете. «Я люблю себя до слез, этот лоб и этот глаз, этот профиль, этот фас», «Прощай!» - я говорю вам 30 лет, что на эстраде я служу. «Прощай!» - произношу я, как «Привет!», и никуда не ухожу», «Не думай о Кобзоне свысока, такой артист для родины бесценен. В стране у нас никто не смог пока, как я, по шесть часов стоять на сцене», «Пора-пора-пора тебя почистить и помыть, о, шляпа, моя шляпа, привык в тебе я жить», «А Коля - и в Кремль, и на пьянку спешит пострадать под шарманку», «Переименован будет Нальчик в город Биланчик» и, наконец, «звезда в шоке», в чьих вырисованных сердечком устах «Алла» рифмуется с «мало».
«КОГДА-НИБУДЬ У МЕНЯ БУДЕТ ОЧЕНЬ МНОГО ДЕНЕГ, НО ПОЗВОНИТЬ УЖЕ БУДЕТ НЕКОМУ»
Владимир Винокур и сам наставник молодежи. Правда, в несколько другом педагогическом смысле, чем эстрадные примадонны. Молодую смену он выращивает в своем Театре пародий, который существует почти столько же, сколько винокуровское звание народного артиста.
Свою талантливую труппу художественный руководитель привез в Киев и под каждый из семи финальных выходов на поклон неизменно радостно приговаривал: «Кланяйтесь, ребята, вы сегодня сдали экзамен». Ребята действительно были «на уровне», не исключено, что если еще и актерская удача улыбнется, то многие из них станут не менее знамениты, чем их пародийные персонажи и даже наставник.
По успехам подопечных видно, что у Винокура есть что-то от Песталоцци. Возможно, это наследственное, от мамы - Анны Юльевны, заслуженной учительницы СССР. Теперь она, конечно, пенсионерка и лучшая в мире изготовительница фаршированной рыбы. Это с маминой легкой руки Володя стал артистом. Она первая поняла, что потешное исполнение со стульчика перед гостями хитов Магомаева и Сличенко - это не просто детская забава, и отвела сына в хор во Дворце пионеров.
Рассказывают, что Владимир Натанович, примерный муж и отец дочери-балерины, на всех гастролях, пусть даже в Австралии, ежедневно звонит домой, на подмосковную дачу, и часами беседует с мамой. При этом он тепло-иронично называет ее «Анечкой» и «любимой девушкой». Коллеги, не чуждые формулы: «Время - деньги», как-то спросили, неужели ему не жаль времени на долгие разговоры? Винокур ответил: «Когда-нибудь у меня будет очень много денег, но позвонить уже будет некому».
На киевском концерте Винокур сразу, едва выйдя из-за кулис, заговорил об Анне Юльевне и рассказал ее любимый анекдот: «На день рождения евреи традиционно желают друг другу жить до 120 лет. Вдруг один говорит: «Хочу жить до 119-ти». Все удивились: «Почему?». Отвечает: «Чтобы написали: «Ушел безвременно»...».