Вера АЛЕНТОВА: «Когда мы с Меньшовым все, наконец, получили, что-то в наших отношениях сломалось, случился надрыв. Оба мы так устали, что посчитали благом для себя разбежаться, однако другая жизнь оказалась гораздо менее интересной, чем прежняя»
«МХАТ БЫЛ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО «КЛАДБИЩЕМ ТАЛАНТОВ»
— В 61-м году вы поступили в Школу-студию при главном театре страны МХАТе, в котором блистали тогда корифеи — Тарасова, Яншин, Кторов, Станицын, Массальский, Ливанов, Степанова, Прудкин, Георгиевская, Зуева, Топорков... Они на вас как-то влияли? Вы ходили во МХАТ, смотрели спектакли?
— Руководителем курса у нас как раз был Василий Осипович Топорков, и хотя появлялся он очень редко, любое общение с ним было счастьем. Он, кстати, поставил у нас старинный водевиль «Воздушные замки», где были заняты и я, и Володя — это наш дипломный спектакль.
Не всех, признаюсь, артистов студенты любили. Мы видели, что кто-то играет так, как уже нельзя, что Тарасова для Марии Стюарт стара, но относились к этому с пониманием. К слову, когда начинали учиться, родился уже «Современник», появилась «Таганка»...
— ...и с ними в немного затхлую театральную среду свежее дыхание ворвалось...
— Опять же пошел слом традиций, в результате чего пожилые актрисы перестали играть Джульетт, что, в общем, естественно и справедливо. Мы тем временем все подмечали. Молодым многое не дано сказать, они не всегда имеют на это право (вернее, всегда не имеют!), но видят очень зорко и точно.
Как на нас это действовало? Положительно, потому что мы понимали: вот так играть не надо, а к такому мастерству нужно стремиться. Само существование стариков было совершенно потрясающе.... Например, когда Топорков и Петкер сказали, что артист — это тот, кто может разложить коврик и сразу соберется толпа зрителей, и чем больше людей, тем актер лучше, они тут же, в своих костюмах, сыграли перед нами «Мертвые души»...
— Что, разложили коврик?
— Да, и это было изумительно — мы получили полное представление о том, что же такое актер.
— Сейчас так играют или эта школа утрачена?
— Играют, и хорошо. Во-первых, нынешние ребята куда раскованнее, чем были в свое время мы, да и вообще, люди гораздо менее сейчас зажаты. Вы же видите: телевизионщики ходят по улицам, берут интервью у прохожих и те абсолютно спокойно им отвечают. Раньше же все шарахались от камер в разные стороны, боялись.
— Раньше вообще от всего шарахались...
— Но от камер — тем более. Едва красный огонек загорался, человек начинал говорить, как робот: заученные слова и безжизненным тоном — я даже в фильме «Москва слезам не верит» это сыграла. Сейчас люди высказываются абсолютно спокойно, не дергаясь, — что уже говорить об актерах? Они вдобавок хорошо подготовлены и обучены.
Эти ребята, замечу, много работают — больше, чем в свое время мы, потому что, к счастью, снимается множество сериалов (наших, не, как когда-то, бразильских). У некоторых даже есть антрепризы. Почему «у некоторых»? Потому что они в основном рассчитаны на актеров популярных, известных, которых хотят видеть зрители, ну а поскольку в кругу популярных иногда попадаются и роли для молодых, они тоже там подвизаются, и это здорово. Хорошая антреприза — прекрасная школа!
Владимир Валентинович и Вера Валентиновна: душа в душу Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
— И тогда, и позднее МХАТ называли «кладбищем талантов». Скажите, у него была искусственно раздутая популярность, это был мертвый или, напротив, классный театр?
— Это, действительно, было кладбище талантов по той простой причине, что старики не хотели посторониться. Ну, например, Тарасова в свои 60 желала играть если не Джульетту, то кого-то вроде того, а была другая актриса, молодая, которая могла бы справиться с этой ролью не хуже... Ну как объяснить? Представьте себе, что в Китае главе государства лет 20, — это же невозможно!
— Исключено...
— Так же и во МХАТе юная героиня была немыслима. Не потому, что Тарасова плоха или какая-нибудь Иванова, Петрова...
— ...просто она есть — и все!..
— Это была данность! В начале ты должен был выходить и говорить: «Кушать подано», потом твоя роль удлинялась до: «Кушать подано, сэр», еще попозже: «Кушать подано, сэр и господа»... Наконец, ты дорастал до того, что у тебя было три реплики, но к тому времени, когда давали какую-то маленькую роль, актер, как правило, или спивался...
— ...или ему уже много лет было...
— ...или без обязательного тренинга он терял дарование. Театр ведь — это ежедневное взаимодействие со зрителем, возможность мгновенно увидеть реакцию зала и поправить то, что сделал не так. Это вообще великое дело, поэтому даже теперешние эстрадные артисты считают большой честью, если вдруг им повезет и их приглашают в драматические театры, а если какой-то бедолага сидит без ролей годами, откуда этому взяться? Все ведущие актеры между тем хороши, в прекрасной находятся форме, и почему они должны уходить? Так, кстати, было и на периферии. Я помню, моя мама сама отказалась от молодых ролей: сперва попросила не называть возраст своих героинь, а потом сказала, что больше играть их не будет.
— Редкое качество...
— Да, вы правы. Очень редко актриса сама уступала дорогу, тем более в то время, когда Ромео играл актер лет 45-ти — никак не младше...
«Юная героиня во МХАТе была немыслима, старики не хотели посторониться. Вначале ты выходил и говорил: «Кушать подано», потом твоя роль удлинялась до: «Кушать подано, сэр», еще попозже: «Кушать подано, сэр и господа» |
— Кошмар!
— Да, но роль тем не менее трудная. Вот в нашем в театре Сережа Лазарев замечательно с нею справился — ему был 21, он тогда только-только Школу-студию МХАТа окончил. Они с Александрой Урсуляк были очаровательны, а самое главное то, что в зрительном зале обычно галдела эта кодла 13-летняя. Представляете, как трудно вынудить их замолчать? Тут же они сидели завороженные, верили актерам безоговорочно и были на их стороне...
— ...а что еще надо?
— Попробуйте-ка заставить 13-летних ребят слушать Шекспира. Мне скажут: это невозможно. Оказывается, возможно!
«МХАТОВСКИЕ ПЕДАГОГИ СЧИТАЛИ МЕНЬШОВА БЕСПЕРСПЕКТИВНЫМ. ОНИ ОШИБАЛИСЬ...»
— На втором курсе мхатовской студии вы вышли замуж за однокурсника Володю Меньшова, которого преподаватели, говорят, считали абсолютно бесперспективным...
— Считали. Они ошибались...
— Вам их мнение в выборе не помешало?
— Господи, ну как любви что-то помешать может!
— Так сильно любили?
— Если бы не любила, не вышла бы замуж.
— Категорично!
— Ну а как можно спрашивать: сильно-слабо? Зачем бы я стала с таким мужем жить?
...Любви ничего помешать не может. Кто бы вам ни сообщал что-то нелицеприятное о любимой женщине, даже если это чистая правда, вы не поверите, потому что влюбленный и слеп, и глух. Говорят же: любовь — это болезнь. Возможно, и так, но она прекрасна, поэтому какое значение имело для меня мнение окружающих?
Алентова жила с Юлей в общежитии Театра Пушкина, Меньшов — в общежитии ВГИКа. Восемь лет они ходили друг к другу в гости |
— А он мне нравится — да?
— Ну конечно, вдобавок не им, а мне делить с этим человеком жизнь. Вы знаете, я с детства была умной девочкой и как-то сразу умела отличать настоящее от показушного, а Володя, во-первых, был настоящий, а во-вторых, педагоги в нем не разобрались. Наверное, большое значение имело и то, что для меня никогда не существовало безоговорочных авторитетов, — так воспитала мама... Нет, безусловно, относиться к кому-либо с огромным уважением могу, но если считаю иначе, меня не переубедить никогда! Видите, все преподаватели в случае с Меньшовым ошибались, а я оказалась права. Большие мастера не видели того, что в нем было, и я поражалась, как они, такие умудренные опытом, могут этого не замечать.
— Ромм тем не менее разглядел...
— Причем сразу. Володя передал ему работы, и... Кстати, это довольно смешная история...
Понимаете, я считала, что мой муж гений (и, как показывает практика, не зря так считала — вот!). После выпуска я осталась работать в Москве в Театре имени Пушкина, а он уехал в Ставрополь, но перед отъездом переговорил с Роммом и понравился ему. Михаил Ильич сказал: «Подготовьте какие-нибудь работы и принесите». Посвящать его в бытовые подробности, объяснять, что отправляется в Ставрополь, Володя не стал — какое, дескать, это имеет значение?
Прошло, наверное, полгода или месяцев пять с небольшим, он что-то сделал, прислал мне, и я звоню Ромму: «Михаил Ильич, с вами говорит жена Володи Меньшова». Он искренне удивился: «Какого Володи?». — «Как, — потрясенно воскликнула я, — вы его разве не помните? К вам приходил безумно талантливый мальчик, я должна передать вам его работы». Очевидно, в моем голосе он что-то услышал, потому что тут же дал задний ход: «Приносите».
Не думаю, что Ромм согласился посмотреть их только потому, что я так отреагировала, — просто вера в Меньшова была у меня сумасшедшая, и мэтр был ею сражен. Передаю вам свои ощущения: Володя был самый интересный на курсе мальчик — 100 процентов. Самый умный, начитанный, любознательный, увлеченный...
С дочерью. Когда Юля Меньшова подросла, то призналась, что в детстве ей очень не хватало маминого внимания |
— ...и самый, очевидно, настоящий?
— Нет, и другие настоящие были, но это еще не все... Мне, например, требовалось, чтобы с избранником не было скучно, чтобы в нем был интеллект. Мне много чего нужно, понимаете?
«МЫ ЖИЛИ В ОБЩЕЖИТИИ И, КОГДА УЧЕБА ЗАКОНЧИЛАСЬ, ОКАЗАЛИСЬ ПРОСТО НА УЛИЦЕ»
— Все ваши однокурсники между тем получили хорошее распределение: кто во МХАТ, кто в «Современник», — а вы и Меньшов ушли фактически в никуда. Почему?
— Дело в том, что на втором курсе меня уже готовили в составе МХАТа для поездки в США со спектаклем «Кремлевские куранты». Хотели омолодить состав, поскольку юную девочку Машу тоже играла артистка...
— ...лет этак под 70?
— Нет, ну зачем, тем не менее в Америке собирались показать ровесницу этого персонажа — такую же молодую актрису. Соответственно, поскольку мне дали понять, что работать буду в Художественном театре, я готовила какие-то отрывки из репертуара МХАТа, но актриса, которая эту роль играла, потом возмутилась: «Как же так? Я столько лет...
— ...верой и правдой...». Народная артистка, небось?
— Да, но, вы знаете, я даже не могу ее осудить: она на самом деле столько работала...
— ...а тут Америка...
— МХАТ очень долго не попадал на гастроли, и вот, наконец, поездка в Соединенные Штаты, которую все ждали как манны небесной. У нас ведь тогда ничего не было, и вдруг появилась возможность что-то купить, увидеть... По-человечески это понятно.
— Как эту актрису звали?
«Я всегда была абсолютно уверена, что все у нас будет хорошо. Я очень верила в Володю, но маленький ребенок, усталость, безденежье семейной идиллии не способствовали» |
— Маргарита Анастасьева. Милая, прелестная, она очень хорошо свою роль играла... Короче, я никуда не поехала, однако по возвращении театра все равно должна была в этот спектакль ввестись. Рассудили так: «Вот вернемся, и пусть играет — да ради Бога!». (Недоуменно). Что произошло, как?.. Володя тогда сказал: «Я тебе испортил карьеру»...
— Оказалось, что не испортил...
— ...даже наоборот, но... Понимаете, поскольку я была замужем, незадолго до выпуска заикнулась преподавателям о Меньшове... «Как же Володя?» — спросила. «Ну, конечно, никто молодую семью рушить не будет», — пообещал мне Вениамин Захарович Радомысленский, наш ректор, и мы успокоились. Естественно, ребята, которые чувствовали, что никуда не устроятся...
— ...подсуетились...
— Не то что подсуетились — они показывались. Как только заканчивался учебный год, все театры устраивали показы: смотрели студентов и кого-то обязательно брали, но поскольку мне был гарантирован МХАТ, я никуда не ходила. Когда же подоспело распределение, выяснилось, что я, Меньшов и еще два самых захудалых студента не приглашены никуда. Для меня, которая шла первым номером, это была пощечина, вызов...
— ...еще бы...
— ...а я, надо сказать, человек со сложным характером, поэтому выяснять, что случилось, как и почему, никуда не пошла. Володя уехал в Ставрополь, потому что была там возможность поставить спектакль (к тому времени он уже режиссурой увлекся). Вообще, с третьего курса Меньшов мог перевестись во ВГИК (может, учился бы не у Ромма, но потом все равно бы к нему перешел), однако... Ему сказали: «Не нужно. Закончите, вам это поможет», — и он подумал: «А в самом деле...». Правда, когда получил диплом на руки, выяснилось, что три года ему нужно обязательно отработать.
...Ситуация была очень сложная. Пока я судорожно решала, что делать, выяснилось, что в Театре Пушкина...
Вера Алентова и Игорь Бочкин в спектакле Театра Пушкина «Варшавская мелодия» |
— ...есть вакансии...
— Нет, не закончен показ, и мы с Димой Чуковским, внуком Корнея Ивановича, быстро туда рванули... У нас был замечательный фехтовальный номер (знали, что главный режиссер этого театра Борис Равенских любит движение) плюс я что-то сыграла, и меня взяли. Чудо!
— Или закономерность?
— Нет, в чистом виде чудо, потому что я бы подумала-подумала и махнула бы в Ставрополь за Володей. Господи, у нас же не было ничего... Как-то летела я в самолете, и ко мне подошел летчик: мол, у меня девочка хочет в Школу-студию МХАТа поступать. Как, дескать, вы полагаете, может, там кто-то взятки берет или что-то еще... Дима, я окаменела — не знала, что ему отвечать... «Поскольку я не из Москвы и мой муж тоже», — сказала...
— ...нам давать было нечего...
— ...мы о каких-то обходных путях понятия не имели. Приехали, трудно и долго сдавали, но поступили». Жили в общежитии и, когда учеба закончилась, оказались просто на улице. Согласитесь, одно дело, когда ты служишь во МХАТе, более-менее обеспечен и имеешь крышу над головой, и совсем другое — когда тебя несет, как перекати-поле.
Прочитав распределение, я отчетливо поняла, что мы практически оказались на улице и что делать, не ясно. Да, Володя уже переговорил с Роммом, он знал, что будет работать в Ставрополе и, может, вернется учиться в Москву, а что я? Актеров выпускается много, и, отправься я к мужу и проработай там год, была бы уже не выпускницей Школы-студии МХАТа, а актрисой из Ставрополя, а это совсем другой статус. Так что — определенно! — свершилось чудо.
«МЫ РАССТАЛИСЬ НЕ ПОТОМУ, ЧТО КТО-ТО К КОМУ-ТО УШЕЛ, — НИ У НЕГО, НИ У МЕНЯ НИКОГО НЕ БЫЛО»
— Итак, вы поселились в общежитии Театра имени Пушкина, родили там дочь, а муж сначала жил в Ставрополе, а потом — в общежитии ВГИКа... Восемь лет, получается, вы ходили друг к другу в гости, но не всегда, наверное, его к вам пускали — ведь правда?
— Да, Володе действительно не разрешали у меня оставаться, потому что общежитие для семейных не предназначалось, и меня поселили в комнате с другой актрисой. Это тоже была проблема, а потом опять произошло очередное чудо, одно из многих в моей судьбе.
Секса в СССР не было, но на советский экран он все-таки периодически просачивался. Алексей Баталов и Вера Алентова, «Москва слезам не верит», 1979 год |
Нашему рабочему сцены выделили квартиру, и его комнату в коммуналке пообещали мне (к этому времени все из общежития, кроме меня, получили жилье). Наверное, в первую очередь его тем давали, кто жаловался на бытовые условия, — не зря говорят: «Дитя не плачет — мать не разумеет».
Я же играла главные роли, но никогда не умела — и сейчас не умею! — просить... Не потому, что такая хорошая, — просто не люблю плакаться, объяснять ситуацию, но у меня уже был ребенок, и я беспокоилась, что детский плач мешает коллегам жить, готовиться к очередным ролям и так далее...
Короче, посулили мне комнату, и вдруг приходит жена этого рабочего сцены: «Верочка, к нам приходили люди со смотровым ордером». Я к директору: «Как же так, вы же мне обещали...», а он: «Возьми какого-нибудь народного артиста, беги в Управление культуры и скажи, что так, мол, и так». Но если человеку уже смотровой ордер выдали, кого с собой ни бери, ничего мне не светит.
Я бы еще очень долго ни на что не претендовала, если бы моему мужу разрешили со мной в общежитии жить, но это казалось несбыточной мечтой. Господи, я столько лет не могла ничего добиться! Когда в общежитии освободилась шестиметровая комнатушка, просила хотя бы ее, но мне отказали: дескать, троих (у нас уже был ребенок) туда поселить нельзя, и вот опять неудача. В сумасшедшей панике я побежала в Управление культуры...
— ...с народным артистом?
— Одна. Там меня к какой-то милой даме направили, от безысходности я расплакалась... «Во-первых, — сказала она, — успокойтесь, а во-вторых, вам двухкомнатная квартира положена. Пишите заявление». Я написала, оставила эту бумажку и ушла, глотая слезы и ни на что не надеясь, а через год получила двухкомнатную квартиру, хотя всем, кто выехал раньше, дали освободившиеся комнаты. В результате я сумела прописать мужа, у которого постоянной московской прописки не было, — это тоже целая проблема! — и дочку: ну разве не чудо? Нам вообще в жизни встречалось очень много хороших людей, которые протягивали руку просто так, и буквально ниоткуда сваливалось счастье...
— Бытовые мытарства и неустроенность сводят романтичные чувства на нет быстро, и, мне кажется, у вас почти по Маяковскому произошло: семейная лодка разбилась о быт...
— Конечно, так и бывает, когда люди находятся в длительном напряжении... Я, если честно, всегда была абсолютно уверена, что все у нас хорошо будет, меня никогда не смущало, что мы живем в общежитии (даже в разных!), что нам трудно и мы так бедны.
— Духовная близость была, очевидно?
«Любую страсть можно показать, не раздеваясь и даже не целуясь, но поскольку времена изменились, наше кино изменилось тоже». Вера Алентова и Анатолий Лобоцкий, «Зависть богов», 2000 год |
— Да, и опять-таки молодость... Молодость и вера — я очень в Володю верила, ну а когда мы, наконец, все получили, видимо, наступила реакция на перенесенные тяготы, что-то в наших отношениях сломалось... Маленький ребенок, безденежье — все это семейной идиллии не способствовало.
— Мучительно расходились?
— Совсем нет.
— Делить было нечего?
— Совершенно, хотя мучения, думаю, причиняет отнюдь не дележ нажитого. В принципе, когда говорят о страданиях, подразумевают муки душевные, а оба мы так устали, что посчитали благом для себя разбежаться: дескать, будет лучше, пожалуй, если поживем врозь. Поэтому-то гнетущих мыслей и опасений, что будет невыносимо, я не припоминаю...
— Простите, а какой-то запасной аэродром у вас был, вы знали, с кем будете дальше?
— Что вы! Думаете, я разошлась, потому что... Нет, ни у него, ни у меня абсолютно никого не было, и расстались мы не потому, что кто-то к кому-то ушел.
— Врозь вам понравилось?
— Лично я была просто счастлива и первое время словно на крыльях летала. «Господи, — мне казалось, — как хорошо и легко, как замечательно!». Мы все-таки бесконечно устали, а тут какая-то новая открылась страница.
Вскоре я выписала в Москву маму, что тоже помогло очень сильно, потому как представьте: мы с Володей вдвоем работаем, денег на няню нет — жуть! Через это многие молодые семьи прошли, а с мамой я была спокойна душой, знала, что мой ребятенок присмотрен и с ним все в порядке. Это тоже какую-то свободу давало — я могла, например, пойти на премьеру в другой театр, что-то там посмотреть, а не бежать сломя голову домой, едва закончилась репетиция или спектакль.
— По Меньшову все это время вы не скучали?
— Нет, совершенно.
В 2007 году Вера Валентиновна получила от Владимира Путина орден Почета |
— Странно: так вроде любили, и ни капли не тосковали?
— Я же вам говорю: случился надрыв... Постепенно — вдруг! ничего не бывает — копилась усталость, неудовлетворенность, казалось: там непременно откроется какая-то другая жизнь — куда лучше той, что была...
— Ну и как — оправдались надежды?
— Другая жизнь и впрямь открылась, но она оказалась гораздо менее интересной, чем прежняя. На расстоянии чувства, что у нас были, выглядели намного мощнее, серьезнее, умнее, если хотите, чем те, к которым подсознательно я стремилась, но...
— Врозь вы три года жили?
— Чуть больше.
— И как же пришли к тому, что нужно соединиться опять?
— Это вызрело, выкристаллизовалось постепенно. Во-первых, все это время Володя меня не оставлял, очень часто виделся с Юленькой. Он вообще человек общительный, щедрый и из любых командировок приезжал к нам с горой подарков. Ну, скажем, если в Баку был, где знаменитый базар, мой дом кучей заполнялся зелени... Я умоляла: «Не вези ты все это, не нужно, мы не съедим с Юлей столько», но он все равно привозил...
Володя по-прежнему считал нас своей семьей, что естественно, да и я относилась к нему, как к родному. Мне даже в голову не могло прийти запретить ему видеться с Юлей: ни в коем случае! Более того, уже после того, как мы решили с ним разойтись, я прописала его в своей квартире. Все у виска пальцем крутили: «С ума ты сошла!», а я отвечала: «Вместе мы были так долго. Теперь у него начинается новая жизнь, так почему я ее должна ломать?».
Мы, хотя и жили отдельно, официально не расходились, поэтому спокойно, без всякой задней мысли, подали документы на прописку. Не было мыслей, что я могу этого Меньшова лишить, наказать как-то... Люди почему-то предполагают худшее, но ни у меня, ни у него подобных поползновений не было.
— Соединившись после разлуки вновь, вы стали друг другу ближе, роднее?
Вера Алентова — Дмитрию Гордону: «Зрители иногда видят меня рассуждающей о ролях, а делаю я это темпераментно, с позиции сильной женщины. В жизни же я человек абсолютно не приспособленный, но зачем об этом знать публике?» Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
— Отношения остались такими же, просто мы вернулись домой, и это было правильно. После столь долгого разрыва такое редко с людьми происходит, но позади было столько яркого, сильного, молодого, мудрого, бедного, что его хватило сполна, чтобы понять: это и есть твоя жизнь, а все остальное... Остальное — только усталость, которая понятна и простительна, потому что так трудно в те годы, когда я уже была ведущей актрисой, в театре, пожалуй, не жил никто.
Все наши имели поддержку родителей или еще кого-то, кто помогал им построить кооператив, а мы выплывали сами. Кооперативная однокомнатная квартира стоила 1200 рублей, двухкомнатная — 1700, но об этом не могло быть и речи, потому что в зарплату мне платили гроши. Володя получал стипендию и, чтобы мы могли как-то сводить концы с концами, устроился в булочную.
Во ВГИКе у него был замечательный педагог Кнабе, который его очень любил. «Володя, — сказал как-то он, — если вам с Верой когда-нибудь понадобятся деньги, имей в виду: я дам в долг», и однажды мой муж решил этим воспользоваться. Приехал к нему и с порога: «Георгий Степанович, вы одолжить обещали — мне очень нужно». — «Пожалуйста, сколько?». — «45 рублей». — «Сколько?». Убедившись, что не ослышался, Кнабе пришел в недоумение: «Зачем тебе эти полсотни?». — «У Верочки день рождения, — ответил Меньшов, — и я хочу купить ей французские духи». Тогда эту роскошь имели очень редкие женщины — богатые, а я была бедная, но с французскими духами. Как же такого мужа можно было не любить?
«ЮЛЬКА НЕ ЗРЯ ГОВОРИЛА МНЕ, ЧТО ОНА ДОЧЬ ПОЛКА, ПОТОМУ ЧТО СИДЕЛ С НЕЙ ТО ВЕСЬ МОЙ ТЕАТР, ТО ВГИКОВСКИЙ КУРС ВОЛОДИ»
— Работа — признались вы в одном из интервью — всегда была для вас на первом месте, а семья — на втором: это так?
— Ну, когда вопрос звучит так, осознаешь, что понята неверно. Мы — дети послевоенные, росли, как сорняк. Наши родители не видели нас вообще: они постоянно работали, тем не менее мы выросли хорошими людьми. В нас сызмальства было заложено, что человек обязан трудиться, причем много — это было естественно. Мама внушала мне, что я непременно должна выучиться, получить образование и жить так, чтобы суметь обеспечить себя и своего ребенка. Я должна, должна — понимаете?
— Ну, конечно!
— Это вот чувство долга, привитое с детства, безусловно, хорошее, верное, но в наших детях, поскольку жили они уже в более свободное время, накопилась какая-то обида на нас, на это: «Я должна, должна!», из-за которого приходилось очень много работать. Естественно, все это делалось для того, чтобы чего-то достичь, идти дальше вперед, и не ради карьеры в нынешнем гнусном понимании, а ради того, чтобы стать умнее, что-то узнать самому и суметь передать это детям.
Хотелось не просто приготовить ребенку оладушки, что сумеет всякая мама (хотя и это, как потом выяснилось, очень важно!), но и быть ему интересной. Отсюда это стремление везде успеть, все увидеть, и потом мы же в замечательное жили время. Таганка, «Современник», Юрский читает стихи в библиотеке имени Ленина, в политехническом постоянно какие-то диспуты... Все это было крайне занимательно, ново, умно, поучительно, желательно для развития, и за всем надо было угнаться... В итоге получалось, что ребенок оказывался на втором плане.
Подмосковный дом Алентовой и Меньшова Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
Если сейчас Юленьке предлагают роль и она заключает контракт, в нем обязательно оговаривает: дважды в неделю должна быть свободна, чтобы провести это время с детьми. Или Маша Аронова со мной делится: «Июль-август я не работаю — посвящаю их полностью детям».
— Раньше о таком нельзя было и мечтать...
— Нам это даже в голову прийти не могло — как это я скажу, что мне нужно уделить ребенку внимание...
— Перестанут снимать!
— Нет, как-нибудь я устроюсь и, конечно же, буду работать. Юлька моя не зря говорила, что она дочь полка, потому что сидел с ней то весь мой театр (девочки, и мальчики), то вгиковский курс Володи.
— Сегодня у вас есть по отношению к Юле какое-то чувство вины, ощущение, что чего-то ей недодали?
— Знаете, этого не было, пока она не призналась, что «в детстве мне очень тебя не хватало». Ну а вскоре, когда она сильно была занята (вела в очередной раз хорошую программу «Я сама»), я пришла сменить няню тогда еще маленького Андрюши и услышала от нее: «Не могу снять его с подоконника — он все время стоит там и ждет маму». Я, помню, сказала тогда Юльке: «Когда твои ребятишки вырастут, услышишь от них то же самое...».
...Это естественно — работающей мамы всегда не хватает... Было бы замечательно, если бы удавалось и дома сидеть, и работать, но так не получается.
— Вместе с Юлей вы играли в сериале «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво...» — вам нравится дочь как партнерша?
— Актриса она хорошая, а такие, как правило, и партнеры славные.
— Простите за любопытство, но читателей это интересует... Скажите, во время съемок (имею в виду разные фильмы) вы целовались по-настоящему или понарошку?
— Странные вопросы задают иногда журналисты... Помню, на телеканале «Культура» смотрела любопытную программу «Апокриф», и там какая-то дама, видимо, критикесса, уверяла всех, что наши актрисы всегда скрывают свои ощущения и говорят, будто ничего не чувствуют, а вот западные охотно рассказывают прессе, что у них безумный роман с партнером или что они этим человеком увлечены... Во-первых, жизнь складывается по-разному, и наши актрисы тоже, бывает, увлекаются, замуж выходят или заводят бурный роман.
— Что же они — не люди?
— Мало ли что может быть, но масса коллег, к числу которых принадлежу и я, относится к этому как к работе и только... На программе хорошенькую девочку, молоденькую 22-летнюю актрису, спросили: «Неужели вам не хотелось бы, чтобы этот мужчина был с вами?». Она удивилась: «Зачем? У меня свой есть». Изумительный ответ! Мой случай точно такой же. Зачем? У меня муж прекрасный. Для чего мне этот актер? Только лишь для того, чтобы достоверно сыграть в фильме его возлюбленную, так я и без интима все, что нужно, сделаю. Даже если камера очень близко наедет, она увидит, что я с ним целуюсь по-настоящему.
— Актерская техника, да?
— Разумеется, и это не значит, что у меня голова пойдет кругом и теперь — все! Бывает, конечно, что «теперь все», что с мужьями разводятся, но зачем возводить это в принцип: если актеры целуются — значит, между ними что-то есть. Абсолютно ничего это не значит: назавтра — до свидания, и больше друг друга никогда не увидят.
«МЕНЬШОВ ПРАВ: БЕЗ НЕГО Я БЫ НЕ ВЫЖИЛА»
— Еще вопрос на засыпку: трудно ли на съемочной площадке, в присутствии совершенно чужих людей, раздеваться?
— Трудно, не скрою — в нас этого нет. Сейчас молодые легко обнажаются, а в нашем поколении крепко-накрепко засело: это же неприлично. Помните, когда пришли мини-юбки? Я уже взрослой была девочкой, а вы, наверное, еще ребенком. У меня, скажу вам, прекрасные ноги, и мой муж говорил: «Ну чего ты боишься? Подними юбку повыше!». Я тем не менее укорачивала ее по сантиметру, понимаете? Я стеснялась!
— Воспитание?
— Ну, конечно. Достаточно строго нас воспитывали и в институте — все-таки это было лицейского типа учебное заведение. Все — в пределах допустимого, и это правильно. Любую страсть можно показать, не раздеваясь и даже не целуясь, но поскольку времена изменились (открылись пупки, девочки носят такие мини — трусики видно, а в западных фильмах сплошь обнажаются), наше кино изменилось тоже. Теперь у нашей публики спрос иной, требования к достоверности более высокие, и, что гораздо важнее, другая степень доверия. Поэтому, начиная сниматься в фильме «Зависть богов», — а вы наверняка о нем говорите, — я понимала, что мне следует преодолеть этот барьер, хотя придется чрезвычайно тяжело. Тем более что было мне уже не 20, не 30 и даже не 40 лет...
Когда ты юна, и то сложно было через это переступить — стеснение в нас было вбито, а я еще беспокоилась, что... Меньшов, правда, сказал: «Не переживай — все, что нехорошо, я уберу, а что здорово, сумею выгодно показать». Этим я успокоилась. Если бы режиссером не муж был, может, вообще бы не согласилась или оговорила бы в панике каждую секунду своего существования.
— Лобоцкого вы не стеснялись?
— Нет — это другое. Тут то же самое, что с поцелуями, правда, все от партнера зависит (часто даже от стеснения человек может пошутить так — ну все!). Толя Лобоцкий удивительный в этом смысле — деликатный, чрезвычайно интеллигентный. Он ведь тоже передо мной раздевался — абсолютно так же, и мы в этом смысле с ним просто совпали. Никогда ничего лишнего, только то, что по роли необходимо. У нас сохранились великолепные отношения, хотя пресса писала: «Боже мой! Он разошелся с женой и теперь женится на Алентовой». Господи, вдруг я узнаю, что он действительно развелся...
— ...после таких откровенных сцен это не удивительно!..
— ...и женился на Юлии Рутберг. Я к этому отношения не имела, но публика-то иначе считала... Все обсуждали: «Вы видели, как целовались они на премьере?», а как же нам не расцеловаться, если был сумасшедший успех?
— Когда вы в столь откровенных сценах снимались, как будет муж реагировать, переживали?
— Да нет — это же он все придумал...
— ...на свою голову...
— Другое дело, что ни у кого из нас опыта таких съемок не было: ни у него, ни у меня, ни у Толи, ни у оператора. Кроме того, будучи не 20-летними, мы понимали, что нужно все показать и остаться целомудренными — не в том затоптанном уже и заплеванном, а в высоком смысле этого слова. Люди должны были понять: это большая благородная страсть, а не просто героиня решила изменить мужу.
— Вы, кстати, знаете, что многие мужчины по нескольку раз ходили в кинотеатры, лишь бы еще раз на вас посмотреть?
— Знаю, и письма я получала... Мужчины у нас далеко не все еще интеллигентны.
«ВЕСИТЬ СЛЕДУЕТ СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО ВЕСИЛА В 20 ЛЕТ, — ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ ВТОРОСТЕПЕННО»
— Ваш муж утверждает, что на самом деле вы не такая сильная, какой выглядите на экране, — намного слабее и мягче: так это?
— Наверное, ему лучше знать. Вообще, когда меня спрашивают о моем характере, я говорю, что правильнее поинтересоваться у окружения, потому что ему со стороны виднее. Думаю, я сильна там, где уверена, и если уж убеждена в своей правоте, меня никаким авторитетом не сдвинуть. Впоследствии может оказаться, что страшно, увы, ошибалась, позднее раскаяние будет...
— ...но будет?
— Разумеется. Понять собственные ошибки и прощения попросить я в состоянии — корона у меня с головы не упадет. Подчеркиваю: настаиваю я на своем, только если досконально в чем-либо разбираюсь — скажем, в кино абсолютно доверяю оператору и режиссеру, зато в театре считаю себя куда более компетентной. Там существую гораздо дольше и как-то вникла, о сцене знаю не понаслышке. Сейчас молодые актеры спрашивают оператора: «А какой план? Какой крупности?», рассуждают о выразительности. Я молчу, потому что ничего в этом не понимаю, а вот в театре наоборот, и если готовлю на сцене какую-то роль, могу поспорить...
Зрители иногда видят меня рассуждающей о ролях, а делаю я это темпераментно, с позиции сильной — и имеющей право на эту силу! — женщины. В жизни же я человек абсолютно неприспособленный, но зачем это знать публике? С такой стороны меня видит только Меньшов, поэтому он прав: без него я бы, наверное, просто не выжила.
— Я знаю, что к возрасту вы относитесь философски, но смотрю вот на вас, на ваши прекрасные глаза, и напрашивается вопрос: как удается вам так хорошо выглядеть, в чем секрет?
— Секрет (улыбается) не сложный...
Знаете, я как-то читала интервью одной немолодой западной актрисы, и она то же самое, что и я, говорила: нужно всего-навсего захлопнуть рот и перестать есть. Весить следует столько же, сколько весила в 20 (ну, может, чуть-чуть побольше), — все остальное второстепенно.
Понятно, что человеку не 20, что у него морщины, тем не менее, если в этом тонусе остаешься, чувствуешь себя соответствующе. Нет ощущения: ну все, ни во что не влезаю, никому показаться нельзя. А ведь очень часто это меняет. Я видела много ровесниц, которые вздыхали: «Ты помнишь, какая я была в 40? Носила 46 размер, а сейчас у меня 54-й». Человек начинает себя стесняться, смущаться, а женщине просто необходимо выглядеть хорошо, быть элегантно одетой... Важно, чтобы вещи на ней сидели, а для этого нужно сохранить тот размер, при котором они не трещали по швам: это — самый главный секрет.
— Мне кажется, вы одиноки — я прав?
— Интересный вопрос. (Пауза). Нет, я не одинока, потому что семья у меня прекрасная, но у меня очень сложный характер, трудно взаимодействующий с людьми, в том числе с близкими... Это я за собой знаю смолоду, поэтому мне нелегко, вот вам и кажется, что я одинока.