«Когда-нибудь мы найдем труп, который он же и оставит»
Сценаристы Марк Гатисс и Стивен Моффат, известные по телесериалу «Доктор Кто», решили использовать классические детективы как канву, некую форму, которую можно наполнить новым смыслом, написать не плагиат «по мотивам», не фарс и не пародию, а фантазию о том, какими были бы Холмс и Ватсон, живи они в наше время, и какие преступления им пришлось бы расследовать. Сюжет получился столь захватывающий и динамичный, что, кажется, понравился бы самому Конан Дойлу, обожавшему (и писавшему!) хорошую фантастику.
Шерлок больше не шлет записки и телеграммы - только sms. И ни одно сообщение, попавшее в его коммуникатор, не оставляет без ответа, несмотря на то, что вежливым и тактичным детектива не назовешь. Трубку он не курит, ее заменяет никотиновый пластырь. С наркотиками проблемы были, но остались в прошлом. Потому что сильнейший наркотик для нового Холмса (как, впрочем, и для старого) - головоломки. Кайф от победы над преступником заменяет лучшему в мире сыщику-консультанту все: общение с друзьями, свидания с женщинами. «Я всегда считал, что женат на работе», - предупреждает он Ватсона. На всякий случай...
Хотя «всякий случай» и Ватсон (его играет Мартин Фримен, звезда сериалов и исполнитель главной роли в «Хоббите» Питера Джексона) - вещи несовместимые: Холмсу можно спать спокойно, поскольку доктору нравятся девушки и эта симпатия взаимна. Правда, длится недолго: подружек Ватсона время от времени хватают всякие негодяи и негодяйки, после чего барышни (если повезло остаться в живых) приходят к выводу, что добрый доктор, в прошлом - военный врач, им не пара. Или они ему.
Современные Холмс и Ватсон - еще те ходоки в интернет: у доктора есть блог, у сыщика - сайт «Метод дедукции». Авторы сериала сознательно повторяют ошибку Конан Дойла, спутавшего дедуктивный и индуктивный методы. Наблюдательный Шерлок составляет картинку из деталей, а значит, пользуется индукцией, но слово «дедукция» так приросло к нему за долгие годы, что безболезненно уже не оторвешь. А значит, лучше не пытаться.
Памятуя, что Артур Конан Дойл всю жизнь мечтал о славе серьезного прозаика, а не автора беллетристики для подростков, Моффат и Гатисс создавали не комедию - детективный триллер со взрывами, похищениями, терактами, секретными военными объектами, где изобретают биологическое оружие... Однако в картине нашлось место и для тонкого английского юмора, и для откровенного стеба.
Вот Шерлок и Джон (кстати, благодаря сериалу многие, наконец, вспомнили, как зовут Ватсона) собираются смотреть квартиру на Бейкер-стрит. «Хозяйка, миссис Хадсон, пойдет на уступки, - обещает Холмс. - Она мне обязана: несколько лет назад во Флориде ее мужу вынесли смертный приговор...». - «Так ты спас его от казни?» - обрадовался Ватсон. «Нет, я ей способствовал».
Вот Шерлок возвращается домой в окровавленной одежде и с гарпуном в руке. «Ты что, ехал в таком виде в метро?» - интересуется друг. «Представляешь, ни один таксист не остановился!». А вот сердобольная хозяйка утешает постояльца: «Не грусти, Шерлок, скоро обязательно что-то произойдет - какое-нибудь занятное убийство, и ты развеешься...». - «Миссис Хадсон, не травите душу: все так тихо, мирно, спокойно... Какое гадство!».
При этом Холмс решительно против ярлыка «психопат», который на него вешают в полиции, и считает себя деятельным социопатом. А сержанты Доннован, Андерсон и остальные, не способные раскрыть преступление без посторонней помощи, твердят: «Когда-нибудь мы найдем труп, который он же и оставит...».
Гений и злодейство, одаренность и сумасшествие, добро и зло, правда и заблуждение, слава и осуждение, восхищение и ненависть - трудно понять, где между ними грань, кто вправе ее проводить и надо ли это вообще. «Шерлок» - еще одна попытка ответить на извечные вопросы или хотя бы заставить зрителей думать и сопереживать героям, выбрав ту сторону, которая больше по душе. А выбор есть, потому что за плохих парней играет такой же гений, как Холмс, только со знаком «минус».
Ирландский актер Эндрю Скотт воплотил образ Мориарти так мастерски, что, сидя перед экраном, ловишь себя на мысли: хоть бы подольше искали мерзавца, ибо дьявольски хорош. Особенно в Тауэре, куда влез, чтобы покрасоваться на старинном королевском троне...
О 35-летнем лондонце Бенедикте Камбербэтче, сыгравшем Холмса, еще три года назад знали, пожалуй, лишь британские театралы. Зато теперь о нем и говорят, и пишут по всему миру, характеризуя словами, которые актер, по его признанию, никогда к своей персоне не примерял: «обаятельный», «обворожительный», «статный красавец с глазами хищника», «секс-символ»... «Если честно, я с трудом понимаю, что творится, - признался Бен в одном из интервью. - Мой Холмс - абсолютно асексуален, зациклен на работе и ничего, кроме нее, не видит. Не глянцевый, не журнальный. И уж тем более не красивый и не модный. Когда мы думали, как его одеть, я предложил: «Пускай будут пальто с высоким воротником, которое можно носить и зимой, и летом, и какой-нибудь шарф. Ничего лишнего, только самое необходимое, практичное». А теперь читаю, что я, оказывается, икона стиля... Страшно!».