«Дома новы, а предрассудки стары...»
Включаю внутреннюю цензуру, непатриотичных вопросов не задаю и разве что могу рассказать о сокращении правительственных расходов в каких-нибудь Франциях да Италиях с Испаниями. Наше начальство все еще живет широко, зная, что у него не будут спрашивать копии счетов, как у какого-нибудь европейского министра, позволившего себе сгонять в личных целях служебный автомобиль или, не дай Бог, самолет и отправленного вслед за этим в отставку. Тем более что наша пресса и контрольные службы к родимому начальству относятся в основном уважительно.
Зато можно отвести душу и позлословить о золотых прижизненных президентских монументах в Туркмении, об освобождении от подчинения закону казахстанского президента и его семьи, о том, как белорусский президент приодел своего юного отпрыска в военную форму и возит малолетку на маневры и в обходы почетного караула.
Если совсем серьезно, то больше всего у нас привыкли к тому, что в послесоветском мире существуют, как и в большевистские времена, целые слои граждан, живущих вне закона. Не в том смысле, что они преступники, а в том, что им закон не писан.
Сознание собственной исключительности въелось чиновникам в потроха, и важный деятель, как андерсеновская принцесса на горошине, всегда почувствует, где его собираются приравнять к остальным гражданам, и очень обидится.
Недавно российская Дума даже приняла постановление, приравнивающее к серьезным нарушениям закона издевательство над владельцами автомобильных мигалок. Когда в России пошли разговоры о недопустимости содержания дорогущих начальственных дач за казенный счет, выступил управляющий делами российского президента и разъяснил: «Дачи для чиновников высокого ранга - это не роскошь, а, скорее, необходимость. Они работают по 20 часов в сутки и не должны беспокоиться, все ли у них дома в порядке. На наших дачных комплексах особая система безопасности, надежная связь, вся необходимая инфраструктура».
Что поделаешь? Когда на все про все, включая поездки на Олимпиаду казенным коштом, спецлечение, отдых в спецсанатории, не говоря уже о ежедневном здоровом сне, у российского чиновника остается четыре часа в сутки, можно лишь посочувствовать этим бедолагам. Странно, когда они успевают отбиваться от бестолковых соотечественников, неспособных понять, что, как гласит поговорка, «привычка - вторая натура».
Однажды обретенные льготы в обласканных сознаниях вечны, словно татуировка, мигалки поблескивают в душе, если их нет на крыше, в отборных чиновничьих глазах постоянно крутятся цифирки, как на счетчике бензозаправки, а старая песенка со словами «Жила бы страна родная, и нету других забот» на корпоративах не поется.
В 1989 году, когда в массовом сознании еще бродили разные вольнолюбивые мысли, в бывшей нашей стране у нескольких тысяч наугад выбранных людей спросили, когда они поверят в положительные сдвиги. «Когда начальство будет жить по тем же законам, что и мы», - ответили семь из десяти респондентов. С тех пор прошли годы, но как давным-давно писал Грибоедов: «Дома новы, а предрассудки стары...».