Не стало Галины Вишневской
Прямолинейная и решительная, царственная и властная, не лезущая за словом в карман, избегающая высокопарности и дежурных примадоннских клише, Вишневская - редкий пример человека, состоявшегося лишь благодаря собственному характеру и вопреки многочисленным ударам судьбы. А уж испытаний на долю певицы выпало немало: от блокадного Ленинграда и смерти двухмесячного сына до предательства коллег по сцене и выдворения из Советского Союза.
Галина Вишневская (в девичестве - Иванова) родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде в семье рабочего Павла Антоновича и домохозяйки польско-цыганского происхождения Зинаиды Антоновны. Родители певицы вскоре разошлись, а полуторамесячную Галю отдали на воспитание бабушке Дарье Александровне. «Ни папа, ни мама мной не интересовались, - вспоминала Галина Павловна, - во дворе меня и вовсе сироткой прозвали. Это даже не обижало, а оскорбляло. Я хотела доказать родителям, как они были не правы, выбросив меня, такую замечательную, из своей жизни. Может, именно эта обида и помогла мне стать артисткой».
Когда бабушка умерла, Галина осталась совсем одна, чудом уцелела в блокадном Ленинграде и в 16 лет записалась в войска противовоздушной обороны. «Надо было выживать, бороться во что бы то ни стало! - писала Вишневская в своей автобиографической книге «Галина». - Помогли мечты. Я представляла себе, как кончится война и я буду петь на сцене».
Свою творческую деятельность Галина начала в 17 лет в Ленинградском областном театре оперетты. Отсутствие консерваторского образования не помешало девушке стать примой: обладая от природы поставленным голосом, Вишневская совершенствовала технику регулярными уроками вокала.
В 26 лет поступила в стажерскую группу Большого театра и довольно быстро стала - по выражению выдающегося театрального режиссера Бориса Покровского - «козырной картой в колоде Большого». Молодая певица потрясла и публику, и критиков не только голосом и красотой, но и актерским темпераментом. Популярность новой солистки была такой, что, когда Вишневская и Ростропович расписывались, регистраторша в загсе снисходительно предложила жениху: «Молодой человек, подумайте, у вас есть последний шанс поменять фамилию».
К слову, Галина Павловна и Мстислав Леопольдович поженились спустя четыре дня после знакомства на фестивале «Пражская весна».
Для Ростроповича это был первый брак, для Вишневской - третий (в 1944 году певица вышла замуж за моряка, который бросил ее через два месяца после свадьбы, от мужа Галине осталась только звучная фамилия. Со вторым мужем - директором Ленинградского театра оперетты Марком Рубиным - прожила 10 лет. В этом браке родился сын Илья. Мальчик умер, не прожив и трех месяцев).
Годы спустя, уже во времена перестройки, западный корреспондент поинтересовался у Ростроповича: «Правда, что вы женились после четырех дней знакомства?». - «Правда!» - подтвердил музыкант. А на следующий вопрос: «И что вы думаете по этому поводу теперь?» - Ростропович лишь пожал плечами: «Думаю, что потерял четыре дня!». Супруги прожили вместе больше полувека, вплоть до самой смерти музыканта в 2007 году, воспитали двух дочерей - Ольгу (возглавляет Фонд Мстислава Ростроповича по поддержке молодых музыкантов) и Елену (руководит Благотворительным фондом Ростропович - Вишневская).
Вишневская стала одной из первых советских певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене. Выступала и записывалась с крупнейшими дирижерами: Гербертом фон Караяном, Отто Клемперером, Игорем Маркевичем, была партнершей выдающихся певцов - Сергея Лемешева, Ивана Козловского, Пласидо Доминго, Николая Гедды, Франко Корелли и многих других.
В 1961 году тяжелобольная Анна Ахматова, услышав по радио, как Вишневская поет «Бразильскую бахиану № 5» Виллы-Лобоса, написала стихотворение «Слушая пение»:
Женский голос, как ветер, несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется -
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственный лестницы взлет.
В 1970 году Ростропович написал четырем главным редакторам ведущих советских газет письмо в защиту своего друга - Александра Солженицына (Александр Исаевич скрывался на даче певицы и музыканта). После этого началась травля Мстислава Леопольдовича и его жены со стороны властей. Более того, видные деятели советской культуры, в том числе коллеги Вишневской и Ростроповича, подписали письмо, в котором требовали убрать со сцены Большого театра «идейных перерожденцев, порочащих советский общественный строй». В 1974 году Вишневская и Ростропович были вынуждены покинуть страну. Официально считалось, что они находятся в загранкомандировке. В 1978 году их лишили советского гражданства и всех наград. Официальная формулировка была такова - «за систематические акты, подрывающие престиж советского государства».
Супруги продолжали выступать на лучших сценах мира, но только не в СССР. Домой они смогли вернуться лишь в 1990 году, им восстановили советское гражданство, все звания и награды. Вишневская стала почетным профессором Московской консерватории, занялась преподаванием, давала мастер-классы, проводила конкурсы классической музыки, основала Центр оперного пения, которым руководила до самой смерти.
Галину Вишневскую похоронили рядом с Мстиславом Ростроповичем на Новодевичьем кладбище в Москве.