Мюзикл «Пророк» был для Ильи ОЛЕЙНИКОВА делом всей жизни. Он сам написал музыку, искал деньги и даже продал ради этого квартиру в Питере, но прокатчиков так и не нашлось. Крах «Пророка» стал для артиста сильнейшей моральной травмой. «Я скоро умру», сказал он после премьеры...
«У ИЛЮШИ БЫЛА ФИГУРА, НАПОМИНАЮЩАЯ ЗНАК ВОПРОСА, А ПОСЛЕ ВСТРЕЧИ СО СТОЯНОВЫМ ОН ПРЕВРАТИЛСЯ В ЗНАК ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ»
- Семен Теодорович, такой несвоевременный уход... Что же все-таки случилось с Ильей Львовичем?
- Думаю, в значительной степени его подкосила история с мюзиклом «Пророк», которому Илья посвятил несколько лет своей жизни. Он столько в него вложил, он так верил, что это будет удачно: сам написал прекрасную музыку, нашел актеров, режиссера (над постановкой работал Януш Юзефович, поставивший «Метро»), даже немалые деньги отыскал. При бюджете в 2,5 миллиона долларов это, как я понимаю, было очень непросто, ему даже пришлось продать квартиру в Питере.
Мне довелось видеть мюзиклы на Бродвее и в Лондоне, и могу сказать: то, что сделал Илья, вполне становилось в ряд с лучшими мировыми образцами. Но вот прокатчиков, которые взялись бы за эту достаточно громоздкую вещь (там было 18 отдельных номеров с массой аттракционов и спецэффектов, их делали специалисты из «Властелина колец»), очевидно, не нашлось.
Для Ильи же «Пророк» был, можно сказать без преувеличения, делом всей его жизни. Крах надежд - это серьезная моральная травма. Он находился в состоянии перманентного стресса, а это, как известно, часто становится причиной такого заболевания, как рак. В последнее время Илюша очень изменился: глаз у него погас и голова опустилась, в нем появилась какая-то безнадежность. Он, конечно, продолжал работать над «Городком» и выступать на концертах, но это был уже совсем другой человек.
Друг семьи Олейниковых-Кляверов певец Стас Костюшкин сравнил «Пророка» с моцартовским «Реквиемом». Речь в нем идет о человеке, который, прожив жизнь, спрашивает себя, зачем он жил, что делал на этом свете. Видимо, эти вопросы не только волновали самого Илью, но и заставляли его подводить жизненные итоги. Как иначе объяснить то, что сразу же после премьеры «Пророка» он сказал близким: «Я скоро умру!»?
- Вы ведь с Олейниковым были знакомы довольно долго?
«История Олейникова и Стоянова — редкий случай мирного сосуществования двух абсолютно разных, но одинаково порядочных людей» |
- С момента его приезда в Петербург, он тогда работал в Ленконцерте в паре с актером Романом Казаковым. Я хорошо помню Илью того времени: у него была фигура очень неуверенного в себе человека, эдакий вопросительный знак - и морально, и физически его тогда колебало в разные стороны. После встречи с Юрой Стояновым Олейников превратился в знак восклицательный: плечи распрямились, сам он вытянулся. В этом, конечно, большая заслуга Стоянова - энергичный, как ракета-носитель, он сам двигался вперед и Илюшу на себе вез. Олейников, который до этой судьбоносной встречи, как мне казалось, был заштампованным эстрадными репризами артистом, вдруг стал очень талантливо играть самые разные типажи - его актерские работы были замечательными.
«У Юры и Илюши народный, теплый, чем для людей он и важен» |
Вообще, роль их «Городка» в истории юмора трудно переоценить. Я считаю, что как вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели», так и весь сегодняшний телевизионный юмор вышел из «Городка». В течение 20 лет это была единственно достойная в этом жанре программа, которую смотрели молодые ребята и которая формировала их вкус. У нас не любят выяснять, кто от кого произошел, все хотят быть первыми и единственными. Но я считаю, что Юра и Илья продвинули телевизионный юмор на три прыжка вперед.
Сегодня «Городок» - классика юмористического жанра. Это профессиональная сценарная, режиссерская и актерская работа, когда в течение 40 секунд тебе рассказывают маленькую новеллу, вызывающую иногда смех, а иногда и слезу. Еще одна отличительная черта «Городка» - это, простите за избитое выражение, близость к нашему обществу, к народу. Иногда видно, что выступающие в этом жанре ребята зубоскалят на сытый желудок, у них все хорошо, и это воспринимается зрителями соответственно. А у Юры и Илюши юмор был народный, теплый, чем для людей он и важен.
Семен Альтов: «В последнее время Илья очень изменился: в нем появилась какая-то безнадежность» |
- Олейников и Стоянов вообще были творческими половинками - даже родились в один день, но с разницей в 10 лет...
- Такой долгий актерский «брак», такие почти семейные отношения - большая редкость. Может, они и сошлись так близко потому, что были совершенно разные? Юра - человек достаточно темпераментный и вспыльчивый, ради дела и убить может. Илюша же, при всей своей мягкости, наверное, не всегда соглашался с ним. Но как-то же они могли понимать, ради чего все делается, и прощать друг другу какие-то порой и оскорбительные интонации. История Олейникова и Стоянова - редкий случай мирного сосуществования двух абсолютно разных, но одинаково порядочных людей, которые за два десятка лет не разругались, не начали доказывать, что «я сам с усам»...
Те годы, что Илья провел со Стояновым, на мой взгляд, были самыми счастливыми в его жизни - он занимался любимым делом, был известен, любим и обеспечен. Помимо «Городка», играл серьезные драматические роли в кино. На лице Илюши печатными буквами было написано: «Жизнь удалась!». С другой стороны, и сам умел ценить все то хорошее, что давала ему судьба, потому что помнил, что когда-то было плохо.
На даче Олейниковых в Коломягах меня поразила коллекция фигурок и тарелочек, которые Илья с женой Ирой привозили из всех мест, в которых им удалось побывать. В самом начале семейной жизни они не могли путешествовать, поэтому, когда такая возможность появилась, радовались ей, как дети. Ира сделала там и оранжерею со множеством экзотических растений, включая лианы. Мне, кстати, это чувство хорошо знакомо. Будучи неизбалованным бытовыми благами, я, после того как мы построили дачу в Эстонии, долго не мог поверить, что это мой дом: ходил по нему, улыбался, как дурак, трогал стены и перила.
«ДЛЯ ИЛЬИ ИРА БЫЛА ВСЕМ - И ЖЕНОЙ, И МАТЕРЬЮ ЕГО СЫНА, И БАБУШКОЙ ВНУКОВ, И СИДЕЛКОЙ, И ВОДИТЕЛЕМ, И КУХАРКОЙ, И ДОМРАБОТНИЦЕЙ»
Свадьба Ильи Клявера и Ирины Олейниковой. До этого артист был дважды фиктивно женат, в этом браке взял фамилию супруги |
- Даже страшно себе представить, как Юрий Стоянов пережил смерть Олейникова!
- Когда я вошел в зал, где прощались с Илюшей, не выдержал - заревел, и Юра, увидев меня, обнял и тоже заплакал.
- Людей на похоронах было много?
- Во время похорон Арлазорова кто-то бросил чудовищную и циничную, но, увы, справедливую фразу: «Да, аншлаг он не собрал!». Людей у Яна, действительно, было не так уж и много. Здесь же была оцеплена вся улица Желябова, на которой находится Театр эстрады. Слава Богу, меня узнали и нашу машину пропустили. Когда мы с женой вошли в зал, народу там было не так уж много, но когда выносили гроб, показалось, что поклонники занимают всю улицу. Из звезд, которые пришли попрощаться с Ильей, я видел Олега Валерьяновича Басилашвили, приехавших из Москвы Алену Свиридову и Леню Якубовича.
С сыном — ныне популярным исполнителем, бывшим солистом группы «Чай вдвоем» Денисом Клявером |
- После смерти Ильи Львовича писали о том, что его жена Ирина Викторовна была для него настоящим ангелом-хранителем...
- Ира действительно нянчила его, как маленького ребенка. Она стала третьей женой Ильи (правда, он говорил, что два предыдущих брака были фиктивными), и супруги, что называется, нашли друг друга. Самое интересное, что, когда я учился в Техноложке (Санкт-Петербургский технологический университет. - Авт.), она была у нас примой в студенческом театре. И то, что Ира свою жизнь положила на семью, - настоящий подвиг, на который способна далеко не каждая женщина.
Для Ильи она была всем - и женой, и матерью его сына, и бабушкой внуков, и сиделкой, и водителем, и кухаркой, и домработницей. Его дом и жизнь были обустроены так, как он хотел, Илья занимался только своим делом и больше ничем.
С женой Ириной. «Ира действительно нянчила его, как маленького ребенка» |
Доходило до смешного: когда в последние годы Илья подсел на так называемое здоровое питание, жена, которая была прекрасной кулинаркой, отказалась от всяких вкусностей, которые раньше готовила, и перешла на овсянку и мясо, жареное на сухой сковороде. В любое время дня и ночи она привозила и отвозила его в аэропорт и на вокзал. Ира просто растворилась в своем Илюше. Она даже фамилию свою ему дала в качестве сценического псевдонима, по паспорту-то Илюша - Клявер!
Наверное, супруги, как и все, ссорились, причем иногда серьезно (Илья как-то рассказывал, что однажды назло жене долго спал в кроватке сына, хотя помещался туда, только согнувшись в три погибели), но все равно оставались очень дружной и гармоничной парой.
«ХОРОШО ПОМНЮ, КАК ИЛЬЯ, ПОДОЙДЯ К ЗЕРКАЛУ, ЛЮБОВАЛСЯ СВОИМИ НОВЫМИ РЕЛЬЕФАМИ, ИГРАЛ МУСКУЛАМИ И ОЩУЩАЛ СЕБЯ МУЖЧИНОЙ»
С солистами группы «Чай вдвоем» Стасом Костюшкиным и Денисом Клявером в новогодней комедии «Тайский вояж Степаныча», 2005 год |
- Олейников ведь не только правильно питался, но и спортом занимался?
- Во время гастролей в Израиле они с сыном Денисом снимали на камеру всю свою поездку, вошли туда и пляжные кадры. Увидев себя на пленке - как бы со стороны, - Илья пришел в ужас: на фоне накачанного красавца-сына он выглядел, мягко говоря, неприглядно. Надо сказать, что Илюша был человеком с сильной волей, вот и решил заняться собой. Он ходил в спортзал и действительно привел себя в порядок. Хорошо помню, как Илья, подойдя к зеркалу, любовался своими новыми рельефами, играл мускулами и ощущал себя мужчиной, что в нашем возрасте очень важно. Кто же мог знать, что эта гадость в нем в то время уже была?!
- Выходит, зря говорят: веди здоровый образ жизни и проживешь 100 лет?
- Ответа на этот вопрос не знает никто, тут все очень индивидуально. Кирилл Юрьевич Лавров, который умер от этой же болезни, до самой смерти - а его не стало в 81 год - смолил «Беломор», прикуривая одну папиросину от другой. Это не мешало ему много работать, быть не только выдающимся актером, но и успешным общественным деятелем. А другой пьет стерильную, пропущенную через 100 фильтров воду и умирает от пустяковой инфекции.
В роли Кисы Воробьянинова с Юрием Гальцевым (отец Федор) в телемюзикле «12 стульев», 2005 год |
Хотя в последнее время у Кирилла Юрьевича была ослаблена иммунная система. Помню, мы с ним встретились месяца за два до его смерти, я потянулся его поцеловать, но он отпрянул: «Сенечка, не надо!». Даже такая мелочь могла его убить, он был уже очень хрупким и сухоньким. И печать, которая появляется у человека перед смертью, - у кого за месяц до нее, а у кого и за год - на его лице уже была поставлена. Илья же до нынешнего лета выглядел абсолютно здоровым.
- В последнее время вы часто виделись?
- К сожалению, не очень. Они с Юрой всегда безотказно соглашались выступить на моих юбилеях, я знал, что могу на них рассчитывать. Когда на телевидении снимались мои передачи «Сто причин для смеха», Илюша приходил на одну из записей. В кадре было видно, как замечательно он реагирует на чужой юмор, Олейников даже вспомнил пару забавных историй обо мне, о которых я сам уже давно забыл. Но сейчас люди встречаются только тогда, когда им это надо для дела. Все помнят, что время - деньги, которых всегда мало, значит, и времени на общение никогда не хватает.
Раньше мы общались чаще. Когда-то даже ездили к нему на родину, в Кишинев, я был знаком с его папой, Львом Нафтуловичем. Успехами сына тот гордился безумно! Это дорогого стоит, если твой родитель так радуется твоим достижениям. Когда умер мой папа, я узнал, что он вырезал и собирал все заметочки, даже самые маленькие, в которых было написано обо мне, не говоря уже о моих рассказах.
Отец Илюши так же трогательно относился ко всему, что делал его сын. Кстати, Илья рассказывал, как его папа читает газеты, - это было невероятно смешно. Первую страницу Лев Нафтулович просматривал в относительно спокойном состоянии духа: «Анна, все понятно!», дальше в нем закипало раздражение, на третьей он уже ругался, а на четвертой рвал газету в клочки, плевался и уходил. Я вот думаю: доживи дедуля до наших дней, как бы он читал современную прессу? Ему бы, наверное, и слюны не хватило...