В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Где начинается провинция?

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона» 31 Декабря, 2009 00:00
Все знают, что провинцию принято называть могилой талантов, но при этом никто еще не выяснил, откуда эта самая провинция берется.
Виталий КОРОТИЧ
Все знают, что провинцию принято называть могилой талантов, но при этом никто еще не выяснил, откуда эта самая провинция берется. С самого начала скажу, что география здесь определенно ни при чем. Во всяком случае, никто не обвинял в провинциальности Тараса Шевченко, хотя в Петербурге он оказался лишь под конец жизни. Не был провинциалом Лев Толстой, подолгу не покидавший Ясную Поляну, задавал тон в живописи Поль Гоген, уехавший из Франции на остров Таити, удаленный от Парижа на немыслимое расстояние. Угробить могучие таланты этих людей никто не смог.

Провинция все-таки начинается там, где талант наиболее беззащитен, где укрепляется власть жлобов (простите меня за это полуприличное слово, но другое не подберу). Дело не в географии, а в общей атмосфере, в том, что за государство вокруг и чем оно занято. В 30-е годы прошлого века Украина провинциализировалась, когда в ней уничтожали Хвыльовых, Бойчуков и Курбасов. И тогда, и позже многое шло от директив из Москвы, но далеко не все. В черные годы послевоенной борьбы со всякими «измами» Украина лидировала в размазывании своих же Александров Довженко с Юриями Яновскими. Мы бывали провинцией даже на фоне других советских республик, хотя бы Литвы, где во все времена большевистских чисток не выявили ни одного поэта-националиста или композитора-формалиста...

Провинция начинается там, где появляется угодливое начальство, готовое во имя своего самосохранения исполнить любую команду. В тени такого начальства формируются и провинциалы, воспевающие и облизывающие жлобскую власть (еще раз простите за выражение). Бывший секретарь союзного ЦК по идеологии Александр Яковлев рассказывал мне, как проводились разного рода «идеологические порки» в Москве. «Если надо было осудить какой-нибудь «изм» в искусстве или политике, мы знали, что эстонцев или литовцев на трибуну не вытянешь, зато из Киева откликались по первому зову и старательно разносили в пух и прах своих или чужих - на кого укажешь...».

Так называемая провинция становится могилой талантов с того момента, когда тон в ней задают угодливые «чего изволите». Помню, как мучилась гениальная певица Евгения Мирошниченко, для которой находили миллион причин, чтобы куда-то ее не пустить, что-то не разрешить петь. Помню, как уродовали судьбу гениального кинорежиссера Сергея Параджанова, как издевались над нашими художниками-монументалистами.

Нас делали провинциалами направленно, и во многом этот процесс определялся усилиями «своих». Дело не только в общебольшевистской немилосердности. Киевские актеры Борисов, Лавров или Луспекаев почему-то расцвели в ленинградском театре, львовский режиссер Виктюк обретал славу в Москве. А многие эмигрировали еще дальше - в Германию, Америку и Канаду! Патриотизм, конечно, не в том, чтобы навсегда быть прикованным к местам, где ты родился и вырос. Но выбор должен быть свободным. Недопустимо, когда людей выталкивают из отчего дома, когда им здесь неуютно. Мне кажется, сейчас для Украины пришло время собирать детей...

Когда-то в «Бульваре» открыли рубрику «Почему у нас не все дома», и сразу же газету захлестнула волна материалов об украинских музыкантах и певцах, ученых и спортсменах, прославившихся вдали от родины. Если уж мы собрались в Европу, то туда надо приходить не по частям - таланты вначале, а все остальные - потом, толпой. Если жлобская власть действительно пресечена, это должно чувствоваться по тому, насколько уютнее станет в Украине ее талантам, насколько быстро угодливость сменится вдохновением, а комплекс неполноценности - чувством собственного достоинства. Только так!



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось