Евгений ЕВТУШЕНКО: «Освоить компьютер мне посоветовал Габриэль Гарсиа Маркес. Я отмахивался, но постепенно он меня уговорил»
Постепенно он меня уговорил - я купил свой первый компьютер. Долго занимался, пока понял, что с ним делать, и сейчас уже не помню, сколько поколений компьютеров сменил. Правда, мне не нравится, что их постоянно улучшают, меняют программы. Во-первых, неудобно, во-вторых, не понимаю, зачем все эти прибамбасы мне нужны.
- На «Одноклассниках», в социальных сетях бываете?
- Ой, нет! Избегаю всяких сетей, «Фэйсбука» и так далее, хотя близкие родственники предлагают мне зарегистрироваться. Я использую интернет только тогда, когда он нужен, по какому-то конкретному поводу, а не для трепотни. Даже от скайпа отказался, потому что мало ли какое настроение у тебя? А вдруг ты не хочешь, чтобы тебя в момент разговора видели?
Может быть, общение в интернете необходимо людям, у которых нет большой внутренней жизни, таким образом они замещают ее, создают некую иллюзию. Не знаю. Не для меня это. Слишком много времени и сил уходит на трепотню.
Иногда бываю в компьютерных библиотеках. Случайно обернешься - и видишь: сидит здоровенный 20-22-летний парень и играет в игры 10-летнего мальчика. Пришельцев каких-то лупит или курочек на виртуальной ферме выращивает, козочек... Смешно становится. А ведь человеку интересно, он серьезен, сосредоточен, увлечен!
- Электронной почтой часто пользуетесь или вам проще позвонить, чем написать письмо?
- Пользуюсь. И прессу читаю, и отзывы на свои публикации. В интернете меня раздражают две вещи. Первая - этот особый язык, когда специально ломают русский...
- Албанский?
- Да. Это, так же, как и мат, который сейчас прет из книг и с телеэкранов, вроде бы протест против стадности, одинаковости и ханжества, но он порождает другую стадность и маскирует обыкновенную человеческую безграмотность. А второй «раздражитель» - то, что многие используют интернет, чтобы высказать свое мнение. Ту смелость, которую они не проявляют в жизни, они проявляют здесь. Это такой эрзац смелости, понимаете?
- Так, может, в этом есть что-то хорошее?
- Ничего. Люди сливают в интернет свою злость, делают его похожим на мусорную свалку озлобленности. Это страшно!
- Говорят, в Америке можно ни разу не посетить вуз и получить образование, отсылая преподавателю контрольные. Вы преподаете в университете штата Оклахома. Там дошел до этого прогресс?
- Нет-нет, я работаю в нормальном университете, где студента надо видеть и слышать. А если установишь почту университетскую, будешь читать дикое количество мусора. Его и так навалом шлют.
Например, есть такой сервер - stihi.ru. Вы знаете, сколько ни присылали по этому серверу стихов, ни разу не попались хорошие! Средний уровень графомании тоже что-то определяет, какой-то уровень культуры. И этот уровень графомании очень низок сейчас. Зачастую люди не имеют ни малейшего представления о литературе.
- Вот и завели бы блог, объяснили им...
- Не хочу. Я не знаю, на каком уровне разговаривают и пишут украинские звезды эстрады, но то, что наши полощут свое грязное белье и в блогах, и по всяким газетенкам... Это убого. Еще и потому, что и в Украине, и в России очень много бедных. Люди бьются за каждый рубль, за каждую гривну. А в это время звезды озвучивают свои баснословные гонорары, показывают, как они живут, где отдыхают, учат кого-то жить с высоты, так сказать, полета... Это рождает только вражду и неприятие.
- У вас есть возможность сравнивать. Америка дальше ушла - в плане человеческих отношений?
- Совершенно верно. Я впервые приехал в Америку в 60-м году, и когда встретился со своим знакомым, который работал в посольстве Ганы, мы просто не могли найти места в ресторане. Свободные места были, но всюду нам говорили с вежливой улыбкой, что столики заказаны. И даже в 66-м, когда я снимал квартиру в Нью-Йорке, домовладельцы предупреждали: «Да, кстати, вы не беспокойтесь, у нас цветных нет». Это было запрещено законом, но они это говорили, чтобы поднять свое реноме. А сейчас уже до смешного доходит. Появилось адаптированное издание Марка Твена. Там, если вы помните, Гекльберри Финн дружит с негром по имени Джим и шутливо называет его «старым нигером». В новой книге нету таких слов, Твена переписали! Это смешно, но в то же время так трогательно...
Ну а то, что афроамериканец когда-то станет президентом США, еще в начале нового века представить было невозможно! Я помню день голосования: у меня нет американского паспорта, я не голосовал, но мои друзья-американцы выбрали Барака Обаму, хотя не верили, что он победит. Сделали это для собственной совести. А потом сами узнали себя и удивились. Конечно, так как не все ладится в экономике, республиканцы используют это, хотя многие проблемы Обама унаследовал. Упустил некоторое время, но ничего, учится. И то, чем сейчас занимается, - правильный шаг. Он пытается объединить нацию перед лицом террора, который угрожает миру.
- По поводу террора. Скажите, изменилось ли за эти 10 лет отношение американцев к русским, точнее, к бывшим советским? Судя по голливудским фильмам нет...
- Да не надо к этому серьезно относиться! Это все-таки не государственная пропаганда, а примитивизм масс-медиа. Но если говорить о народе, вы знаете, сколько людей выразили мне соболезнования в связи с тем, что недавно произошло в Домодедово?
- Желания получить американский паспорт у вас никогда не возникало?
- Неудобно его не иметь, потому что у моей жены и детей есть и американские, и российские паспорта. А я - может, это и нескромно звучит - считаю себя частью русской культуры. Поэтому не пытаюсь.