Зачем кричишь, насяльника?
«ЕСЛИ МОРДА КИРПИЧОМ, ТО НЕ ДУМАЙ НИ О ЧЕМ»
Что ж, пообезьянничал Сергей на славу, однако роль маньяка не вытянул. И не напугал никого, и нового ничего не показал - наверное, потому, что актер - это все же профессия, а не просто хобби и то, что хорошо для коротеньких скетчей про «насяльника», в полнометражной картине не всегда прокатит. Зря только бывший кавээнщик и железнодорожник настоящих актеров критиковал: мол, дипломы имеют, а простейших эмоций показать не умеют, зачем только в театральном штаны просиживали...
Честно говоря, у Светлакова в «Камне» эмоций тоже ноль. В связи с этим и с названием фильма на ум приходит только старая школьная дразнилка: «Если морда кирпичом, то не думай ни о чем. Незачем трудиться - мысля ж не отразится!». По сюжету артисту полагалось изображать таинственного мстителя, эдакую карающую длань (или дрянь), которая в один ужасный момент появляется неведомо откуда и заставляет рассчитываться за грехи прошлого. Однако люди в кинотеатре смеялись над каждой репликой - потому что произносил их Сергей голосом то ли гея-фрезеровщика Ивана Дулина, то ли быдловатого Сергея Юрьевича Белякова, который живет в Таганроге и больше всего на свете любит разговаривать с телевизором. Может, и есть где-то до жути смешные маньяки - кто ж их знает? Однако в то, что они заколачивают своим жертвам в сердце гвозди и воруют маленьких детей, верится с трудом.
Как серьезный актер серьезного кино Светлаков не ахти - хотя бы потому, что задачу, поставленную режиссером Вячеславом Каминским, выполнил с точностью до наоборот: не только не изменился сам, но еще и жанр картины изменил, превратив психологический триллер в черную комедию. Однако это не главный просчет продюсеров, один из которых - маститый Тимур Бекмамбетов. Главный, на мой взгляд, откровенно слабый и алогичный сценарий по роману Юрия Бригадира «Не жить».
Иногда герой Светлакова наведывает свою бывшую учительницу Киру (Елена Коренева), которая, как и положено в этом странном фильме, совсем его не помнит |
МАНЬЯКАМ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?
Некогда программист, а теперь хорошо продаваемый писатель из Сибири уже признал, что далеко не все в картине «Камень» его устраивает. Однако от раздачи резких и низких оценок воздержался: то ли из благодарности за то, что его роман все-таки экранизовали, то ли потому, что тогда пришлось бы судить и себя. А у себя, то есть в книге, скучной, затянутой и сырой, недочетов хоть отбавляй.
И роман, и картину объединяет непоследовательность, которая прет изо всех щелей. Непоследователен маньяк (он же Петр, он же дядя Камень), поскольку непонятно, почему, безжалостно убив двух учителей-пенсионеров, оставил в живых мальчика, который может его опознать и знает, где он живет. Непоследователен отец ребенка, от которого требуется совершить самоубийство, - только так можно сохранить сыну жизнь.
Сначала Папа (Николай Козак) убежден, что «ради сына должен жить», и нанимает специалистов, чтобы продумать и поставить фальшивое самоубийство, а потом, когда все спланировано и готово, вдруг стреляется по-настоящему - перед маньяком стыдно... Непоследовательна и Мама (Олеся Судзиловская), которая то любит мужа, то готова его пристрелить, и уж совсем не поймешь проститутку (Валда Бичкуте), которую снял маньяк. Барышня понимает: ребенок в подвале дома ее нового знакомого явно ворованный, с крышей у дяди Камня далеко не все в порядке. И вместо того чтобы бежать куда глаза глядят (потому что кипятком ее уже ошпарили и то ли еще будет), соглашается помогать преступнику и даже выйти за него замуж.
За что маньяк Петя мстит Папе, тоже трудно уяснить сразу. Вроде за то, что давным-давно эти двое ребят бежали из детского дома, и старший, будущий Папа, младшего бросил. Но почему младший 30 лет терпел и при чем здесь ни в чем не повинный Коля - еще тот вопрос. Как и то, откуда у Пети (если судьба его сломалась окончательно и бесповоротно в день побега из детдома) деньги на дорогую машину, недешевую проститутку и милый домик на берегу озера. Хотя, может, это замысел создателей фильма такой - показать, как маньякам на Руси жить хорошо?
ДЕНЬГИ - НЕ ЕДИНСТВЕННАЯ СВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА С ЧЕЛОВЕКОМ
В перерывах между преступлениями Петя, маньяк-интеллигент, выдает на-гора философские сентенции вроде: «Деньги - не единственная связь человека с человеком» и рубится в шахматы с бывшей училкой-садисткой Кирой, которая, как и положено в этом странном фильме, совершенно его не помнит. За что и получает «законный» гвоздь.
Училку играет замечательная Елена Коренева, и, с одной стороны, это, конечно, плюс - для картины. А с другой - минус - для самой актрисы, потому что бриллианты на то и бриллианты, чтобы сверкать среди каких-нибудь рубинов с изумрудами, а не в луже, которая сегодня есть, а завтра солнце пригреет - и высохла. Почему Коренева согласилась сниматься, понять, конечно же, легче, чем то, зачем такой «Камень» снимали вообще. Однако, как говаривал маньяк Петя, деньги - не единственная связь человека с человеком. Есть еще память, к примеру. И многим зрителям приятнее помнить актрису женой барона Мюнхгаузена или княгиней Ольгой, чем психбольной бабкой в киношке, «высохшей» уже через пару дней проката. Во всяком случае, в странах СНГ.
А ведь Светлаков, презентуя картину, обещал, что смотреть ее будут даже в Америке. Правда, под названием «Сирота», поскольку азбучные истины вроде «время разбрасывать камни и время собирать» или «когда ты остаешься один, твое сердце превращается в камень» американцам то ли давно известны, то ли тяжело осмыслить. В итоге «Камень» купили турки. Настоящие, то бишь турецкие. И дописали в титрах, что артист, изобразивший маньяка, - турист Гена из Нижнего Тагила, тот самый, который в «Нашей Раше» пародирует русских, отдыхающих в Турции. Ну, им же тоже надо как-то зрителей приманивать...