Экс-начальник Черноморского морского пароходства Павел КУДЮКИН: «На зоне у меня трехкомнатная квартира была, я ни в чем не нуждался. Меня там и женщины посещали...»
«Я одним из самых молодых капитанов Министерства морского флота СССР являлся»
— Добрый вечер, товарищ адмирал, рад вас приветствовать...
— Добрый вечер, Дмитрий Ильич, но если позволите, поправочку сделаю: я не экс-начальник Черноморского пароходства, потому что вначале постановлением Кабинета министров назначен был, а потом, дважды, указом президента. Отмена ни указа, ни постановления не прозвучала, поэтому с вами как действующий начальник Черноморского морского пароходства разговариваю.
— Вы же коренной одессит?
— Да, в пятом поколении. Отец и его братья в Одессе родились, я — на Куликовом поле в первом роддоме.
— Кто вы по основной профессии?
— Инженер-судоводитель. В 71-м году Одесское высшее инженерное морское училище (ОВИМУ) окончил и плавать помощником капитана начинал.
— Сколько вам лет было, когда капитаном дальнего плавания вы стали?
— Ну, году в 75-м уже представление получил, в январе 76-го в рейс пошел... 29 лет.
— Довольно рано...
— Ну, я одним из самых молодых капитанов Министерства морского флота СССР являлся.
— Ответственность большая была?
— Конечно. Судно территорией страны считалось, и капитан с полной ответственностью государство представлял — мы даже регистрировать смерть, рождение или бракосочетание могли.
— Начальником ЧМП вас — так получилось — сразу два премьер-министра Украины назначили — Витольд Фокин в последний день работы на этом посту и Леонид Кучма едва ли не в первый: как так получилось?
— Ну, назначил-то один — Витольд Палыч Фокин. Великий человек, выдающийся премьер-министр: зная, кто 25 лет после него был, я его таковым считаю, а Леонид Данилович после Фокина пришел, но я уже работал.
— Черноморское морское пароходство третьей в мире компанией по числу судов и объему грузов считалось — это так?
— Второй — по состоянию на 91-й год, и, в общем-то, мы его разумно, насколько смогли, приумножили...
— ...а первой?
— А первой японская компания была. До трагедии — крушения теплохода «Адмирал Нахимов» — в структуре ЧМП 386 судов было — перед тем, как Пилипенко назначили. Я компанию в 202 судна получил и в составе 274 судов сдал.
— Разных?
— Да. Это балкеры были, универсальный флот, пассажирский флот, контейнеровозный — семь компаний в составе.
— Сколько человек всего в ЧМП под вашим началом работало?
— Около 37 тысяч, при этом в аппарате управления пять с половиной тысяч человек было — это, можно сказать, мозг флота. Вообще, три составляющие есть: флот, моряки (от капитана до матроса) и, конечно, менеджмент. Основной компании два века почти, и за эти 200 лет в Одессе интеллект создавался — из наших, украинских, моряков. Это, увы, погублено и, пожалуй, восстанавливать очень сложно будет.
«По оценке аудиторской фирмы «Артур Андерсен», ЧМП полтора миллиарда долларов стоило»
— В 92-м году, когда вы ЧМП возглавили, сколько оно стоило и какой годовой оборот был?
— Перед назначением у меня встреча с премьером Фокиным и президентом Леонидом Макаровичем Кравчуком была, где я сказал, что компанию только после аудиторской проверки приму, и «Артур Андерсен» на территорию Украины как раз благодаря Черноморскому морскому пароходству зашла...
— Это же американская аудиторская фирма?
— Да, в пятерку крупнейших в мире входила — сейчас, правда, не в очень здоровом состоянии. По оценке фирмы «Артур Андерсен», мы полтора миллиарда долларов стоили...
— ...в то время, теми деньгами?
— Да-да. Мы где-то 800-850 миллионов по доходу и 700-750 по расходу имели, в хорошее время 120-150 миллионов долларов прибыли было.
— В конце 80-х — начале 90-х у многих шальные деньги появились, а вместе с ними и рэкет возник. Вокруг вас рэкет ходил?
— Ну, местный ходил, правда, я бы сказал, очень нежно и аккуратно. Ко мне их лидер пришел, мы с ним поговорили, я объяснил, что с ЧМП работать только в чистых отношениях можно, и не со мной, а с руководителями флотов, и никакого давления. Если лучшими будете — работайте. Рэкетом мы не интересуемся, ни ваших имен, ни фамилий не знаем, хотя, кто это был, я знал.
— И кто же?
— Карабас — его где-то потом застрелили... Вот он приходил: мол, может ли их структура с флотом работать. Может, конечно...
— То есть он под крышу вас взять хотел?
— Вряд ли — этого не предлагал, у нас таких разговоров никогда не было.
— «Карабас-Барабас, не боимся больше вас», да?
— Ну, вероятно (улыбается). Он таких вещей не произносил, крыша мне не нужна была.
«Черноморское морское пароходство исчезло — где флот и кто его владелец, неизвестно»
— Так получилось, что каждому следующему президенту нашей страны больше, чем предыдущему, в вину вменяли. Сначала против первого президента Леонида Макаровича Кравчука компромат найти активно пытались, и очень много потуг таких было — за что-то его зацепить, за что-то подвесить... Единственное, в чем обвинили, — в продаже Черноморского морского пароходства, дескать, через своего человека Кудюкина Кравчук ЧМП продал. Признайтесь, так ЧМП вместе с Кравчуком вы распродали или нет?
— Ну, сказать «нет» мало. Я вам уже говорил, что 202 судна мы получили, а передали 274, правда, не построили, но во Вьетнаме 72 парохода под 84 процента взяли — в собственность, по переводным рублям, и когда Леонид Макарович в 94-м году ушел, ни одно судно из структуры флота выведено не было, и совершенно естественно, что, когда от управления в 95-м меня отодвинули, 274 судна мы и передали. Увы, с 95-го по 2000 год компания с лица земли исчезла.
— Исчезла?
— Да, ее нет. Ну, я имею в виду флота и, соответственно, моряков, администрации, сотрудников... Лучшие люди ее составляли — наши, украинские: и из России были, но в основном местные, одесситы, водный институт оканчивали, ОВИМУ наше. Все это утрачено, и потеря это колоссальная.
— Итак, под руководством Кравчука ЧМП вы не продавали?
— Нет, и вообще руководства мною со стороны Леонида Макаровича Кравчука не было. Мы с ним беседовали, встречались, он все наши направления поддерживал: создание танкерного флота Украины, береговой охраны — под всем этим подписи президента Кравчука стоят, поскольку это нужно было, и не только нашей стране, но ни мной, ни нами он не управлял. У нас министр Владимир Владимирович Прядко — руководитель Фонда госимущества: мы плотно сотрудничали и полное взаимопонимание имели.
— Кем же тогда торговый флот Украины распродан был и где он сегодня?
— Ну, есть, конечно, имена, к этому отношение имеющие, но перстом указывать, кто продал, я вряд ли могу. У нас структуры разного уровня, начиная с прокуратуры и заканчивая СБУ, НАБУ, есть — они абсолютно все знают...
— Да?
— Конечно — по именам...
— ...и даже по фамилиям?
— Ну смотрите: в 2000 году газета «Ведомости приватизации» Фонда госимущества Украины засвидетельствовала: одним пакетом 145 судов продано было (точнее, тремя пакетами за один раз). Кому? Кипрской. Естественно, нужно было формальность соблюсти, что торги объявлены, но никто в них не участвовал, флот как был, так и ушел, только флаги поменялись.
— И где он сейчас?
— Где и кто владелец, неизвестно. Ну, кому-то известно, вероятно... Там ребята в НАБУ занимаются — они большой объем работы проделали, но, с моей точки зрения, бесполезной: ничего она не даст.
«За решеткой более четырех лет я провел»
— В 95-м году вас в Москве задержали и арестовали — почему в Москве и почему арестовали?
— Почему в Москве? Потому что в Москве. Откровенно говоря, у нас правительственная комиссия, парламентская комиссия, сотрудники Генпрокуратуры работу заканчивали... Спрашивать, можно мне уезжать или нет, я не обязан был, но запрос отправил: мол, пока все это не завершилось, я на несколько дней в Москву отъеду?
Я в «Совфрахт» ездил. С развалом страны сотрудничество с ним мы потеряли, а 93 процента грузов Черноморского морского пароходства грузами общесоюзного назначения были, и только семь процентов — гифовские, грузы иностранных фрахтователей. 77 процентов грузопотоков — Россия, Беларусь, Прибалтика и Азия, через семь украинских портов, так называемые порты большой Одессы. Одесса, Николаев, Херсон, Ильичевск, Измаил, Рени — все это порты Большой Одессы, северное Причерноморье, и если кому-то в голову Россию остановить взбрело бы — грузопотоки на Россию остановить достаточно, и она через три дня обмякнет. Правда, и мы — еще раньше...
— Хороший совет!
— Хороший, однако пользоваться им не следует, потому что без них мы не выживем — порты встанут. Сейчас уже, впрочем, грузопотоки и направления пересмотрены, и очень многое туда не идет...
Почему меня арестовали? Без объяснений. В Одессе уже я спросил: «В чем проблема?». Мне сказали: «А вы границу пересекли незаконно». Меня начальник ОКПП (под козырек взял) в аэропорту провожал — до самого самолета, даже в самолете в салон вместе зашли, то есть все нормально было, я всю планету пересек, паспорта разного значения имея...
Смешной аргумент был, конечно, через три недели это дело закрыли, но придумывать начали, как бы все же не выпустить, под арестом держать. В итоге за решеткой более четырех лет я провел, а потом решение суда получил — что судимостью эти годы не считаются. Я судье вопрос прямо в зале суда задал: «А где же я тогда был? На Канарах, может, загорал?». — «Мы вам определение дали, что годы, под следствием проведенные, судимостью не являются — вы помилованы, и все» (вздыхает). Все эти годы мимо прошли...
«500 тысяч марок — это богатейший человек, что ли?»
— Суд вас к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества приговорил, при этом у вас, насколько мне известно, около полумиллиона дойчмарок конфисковали, хотя СМИ писали, что у вас чуть ли не миллиард был...
— Ну, миллиарда не было — во-первых, и во-вторых, никакой конфискации особой не произошло. У меня действительно не помню, какую сумму в дойчмарках конфисковали, но совершенно откровенно скажу: счет я в советские годы, с разрешения Главного таможенного управления и Внешнего банка СССР, открыл. В Москве мне добро дали счет не на К-759, а на имя Кудюкина Павла Викторовича открыть.
— Персональный счет? В советское время?
— Да, критерий доверия ко мне таков был.
— И много у вас там лежало?
— Как раз, может, та сумма, которую вы назвали...
— Где-то полмиллиона?
— Около того. Я сейчас отношение к коммерцбанкам имею и полагаю, что они вынуждены будут это вернуть. Как они у страны заберут, не знаю, но мне они вернуть должны.
— Так вы не богатый, а богатейший человек были?
— Ну, 500 тысяч марок — это богатейший человек, что ли? Я, к слову, совсем не в структуре Черноморского пароходства их заработал — почти 17 лет в Германии, в Бремене, работал, соавтором многих проектов являлся и вознаграждение получал. Эти деньги очевидные, понятные и доступные для понимания были, ничего скрывать не надо было... Я даже никогда ими не пользовался — как они пришли, так и лежали.
— Вы — уважаемый человек, адмирал, руководитель Черноморского морского пароходства, крупнейшая, заметнейшая фигура в стране, и вдруг вас сажают. Когда приговор услышали, повеситься не хотелось?
— Нет (улыбается), мысли такие в голову никогда мне не приходили. Откровенно говоря, когда следствие закончилось, придумать никак не могли, какое же обвинение выдвинуть. Сначала хищения шили, потом — решение Генеральной прокуратуры появилось эпизод по хищениям в другое дело вывести. Судья внимания на это не обратил и по отсутствующему эпизоду в обвинении мне срок объявил...
— 10 лет...
— Да. Я по помилованию вышел, но, если бы указ о помиловании в марте, по-моему, не прозвучал, в августе и без помилования освободился бы. Слава богу, президент указ подписал...
— Кучма?
— Леонид Данилович, да, и вот через 10 лет по тому эпизоду дело по статье 6.2 закрыли — «отсутствие состава преступления». Обвинили — и потом сняли...
— Свои ощущения, когда дверь камеры за вами захлопнулась, вы помните?
— Вы знаете, когда первый раз в Лондон я прилетел, почувствовал, что на острове, не на материке. Конечно, Лондон и тюрьму Лукьяновскую сравнивать нельзя, но я ощутил, что как-то огражден — в доступе к той свободе, которой жил. Может, даже не в этой жизни только... Все это в разум вмещать сложно было. Я понимал, откуда ветер дует, совершенно убежден был, что все это должно закончиться.
Тогда четырех человек арестовали — Паливоду Виктора Ивановича, начальника личной охраны Леонида Макаровича, Боженара Виктора, главного советника Мороза, кого-то из «Укрфармации», фамилии не помню, и меня. Трое буквально с первого заседания суда вышли...
— ...«а вас, Штирлиц...
— ...я попрошу остаться», да. Сейчас этот вопрос в Брюсселе, в международном суде, находится: я, пока занозу не вытащу, жить не могу.
«На зонах ко мне крайнее уважение было»
— После Лукьяновского СИЗО вас куда отвезли?
— По Украине круг сделали — не знаю, для чего, наверное, это технологии какие-то. Сначала на николаевскую зону, потом — на одесскую, затем — на харьковскую, а после — на житомирскую. Вот в Житомире я года полтора, наверное, пробыл.
— А перед этим в Лукьяновке сидели?
— Да, и в этих вот зонах. Два человека, четыре в камерах со мной находились.
— Кого же к вам подселяли?
— Ну как кого? По именам не помню, а по сути, наверное, каких-то людей, которые рядом со мной быть должны были. Правда, никто со мной особо не откровенничал, да и меня, чтобы разговорить, не поддавливали. Крайнее уважение было — на всех уровнях: и в камерах, и от сотрудников зоны. Особенно в Житомире подчеркнуто уважительное отношение было.
— Скажите, а лидеры блатного мира на вас выходили, с вами встречались?
— В Житомире?
— Вообще — за эти четыре года...
— Выходили. Которые там находились...
— Вы с ними общались?
— Общался. Когда только в житомирскую зону попал, никаких льготных условий у меня не было. Позже, месяца через полтора, из общей зоны меня вывели, но пока я там был, с людьми этими пересекался. Откровенно говоря, никаких сложностей, нормальные парни. В карты я не играю, в домино тоже — иногда чаи с ними пил, ничего более. Они сами меня приглашали, но ни о чем разговора не было — ни о свободе, ни о зоне: просто уважение. Ну, я сыт был — сколько там человек съедает? Нормально все было.
— Правда ли, что на территории житомирской зоны вам шикарный особняк возвели?
— Особняк не особняк, но у меня совершенно отдельное жилье было — это правда. Его местные ребята, заключенные, построили, красиво деревом все обшили... Можно сказать, у меня там трехкомнатная квартира была: спальня, кабинетик, где я работал, и прихожая. Рядом со мной Вася Баклан находился — огромный, очень обаятельный парень, у него бойня и пекарня были, поэтому мне каждый день буханку свежего хлеба пекли, я ее другим отдавал — столько не съедал (улыбается)...
— Так вы как смотрящий там были?
— (Смеется). Ну, смотрящий — вряд ли, но я ни в чем не нуждался.
— Правда ли, что вы свободно в Житомир выходить могли?
— Нет-нет, в город я никогда не выходил, ни разу.
— Но «добро» на это было?
— С начальником зоны — Николаем Ивановичем, по-моему, — мы эту тему даже не обсуждали: я этот вопрос не ставил, и он мне это не предлагал, нужды в этом не было. Я, если честно, себя так настроил, будто в каком-то...
— ...плавании находитесь?
— В городке каком-то, который так же какими-то заборами огражден. Много работал, писал, думал — и все, никаких особых проблем не было.
— Правда ли, что вас прямо на зоне женщины посещали?
— Посещали.
— У них свободный проход был?
— Ну, я же их не пропускал... Администрация не препятствовала, комната была, где мы встречались. Они ж не ко мне, где я жил, приходили...
— Не к вам в особняк?
— Нет-нет, зона — закрытая территория, и там специальные комнаты есть, где встречаться можно. Мои родные с Волыни, из Одессы, Львова, Киева навещали, и женщины тоже.
«Когда из тюрьмы вышел, счастья не было — ком разочарования давил»
— А высокопоставленные украинские чиновники повидаться приезжали?
— Да, ряд депутатов Верховной Рады...
— Прямо туда?
— Да. Ян Табачник, например, — приятно было, что он меня проведал, спасибо большое! Люди приезжали, конечно, вопросов каких-то не было, никто никого никогда не задерживал.
— Один мой друг, который тогда народным депутатом был и в том, чтобы вас освободили, участвовал, петиции, обращения к президенту в числе других коллег подписывал, свидетелем того, как вас освобождали, был. Он мне сказал, что такой встречи с зоны никогда в жизни не видел...
— Ну, друзья из Одессы, из Киева приехали — наверное, штук пять автомобилей было. Меня сразу забрать хотели, но это уже в конце дня было — переночевать решили, потому что на ночь глядя куда переться? В Одессу, в родной город, хотелось, но... В Житомире переночевали, где и поужинали, утром встали — поехали. Несколько дней в Киеве я провел, с друзьями пообщался, с людьми, которые меня видеть хотели, которых я видеть хотел, а потом в Одессу поехал — там мама, друзья, роддом мой и кладбище.
— Физическое ощущение счастья, когда вы вышли, было или усталость навалилась?
— Счастья не было — ком разочарования, который все это время меня давил... Что из каких-то цепей освободился, не ощутил — понимал, что все изменилось, не знал, надолго ли. Я очень динамичный, энергичный, и пассивно сидеть, вязанием заниматься у меня не получается.
— Четыре года, которые вы отсидели, — это потерянное, вычеркнутое из жизни время?
— Вы знаете, если бы даже вдвое дольше сидел, но мне сказали бы, что ЧМП, флот и администрация, сохранено, я считал бы, что чашку чая выпил.
— Вот так?
— Ни грамма отсиженных лет не пожалел бы. Они много полезного мне принесли, я многое там обдумал, но ничего более важного, чем Черноморское морское пароходство, моряки и управленческий аппарат, нет, и не случайно в целом семь указов царя по созданию РОПиТа — Русского общества пароходства и торговли — было. Советский Союз в воссоздание такой компании миллиарды долларов влил — это же сейчас о ЧМП как о флоте мы говорим. Все порты замыкались, Новороссийское пароходство, «Совтанкер» — это Черноморское пароходство было, Ждановское пароходство, рудовозный наш флот...
— ...Мариупольское...
— ...да. Все судоремонтные заводы — это Черноморское морское пароходство было, там до 91-го года более 500 тысяч человек работало.
— Фантастика!
— Потом уже, конечно, самостоятельные структуры были — и порты, и автотранспортные предприятия. Наверное, это все правильно, но в те годы, когда такие великие люди, как Алексей Евгеньевич Данченко и Станислав Александрович Лукьянченко, руководили, это великая компания была.
Еще при Екатерине Потемкина сюда судостроением заниматься прислали, и из Белорусии сюда 60 тысяч крепостных крестьян он привез, в Херсоне они расселились. 77 процентов судостроения — это Украина была, а на сегодняшний день ни флота, ни судо-, ни кораблестроения нет.
«Тех, кто меня посадил, не так много осталось, и жажды мести у меня нет»
— Фамилии людей, которые лично к тому, что вас посадили, причастны, вы наверняка знаете — ведь знаете?
— Знаю.
— Когда-нибудь им, каждому, отомстить вам хотелось?
— Все в руках Господа! Их не так много в живых осталось, и жажды мести у меня нет.
— Господу помочь не хотелось?
— Нет, это он мне помогает. Я знаю, что во славе Господа, и это мне ни к чему совершенно. С одним из этих людей в приемной президиума Верховного суда я встретился. Он сказал: «Павел Викторович, говорят, вы считаете, что я в вашей посадке участвовал». Я спросил: «А как вы считаете, я так считать могу?». Он развернулся и ушел.
— Правда ли, что вы уже давно аграрным бизнесом занимаетесь, гусей и свиней выращиваете?
— Ну, когда из России приехал, свободное время у меня появилось. Мне Дальневосточное, Ленинградское пароходства возглавить предлагали, но не получилось. Это как раз после освобождения было, когда «Флот православия» мы создали. Ну как создали? Уставные документы, философию компании разработали. Мы на Кипре ее регистрировали, это под патронатом патриарха Алексия, нашего митрополита Владимира было, и вот на базе православия — не московского даже, а нашего, при содействии одесского мэра Боделана и московского мэра Лужкова такая компания была создана.
В Москве, куда меня на собеседование по Дальневосточному и Ленинградскому пароходствам пригласили, года полтора я провел, а когда сюда вернулся, мои друзья предложили: «Ты как, свободен? Интересной темой заняться можно». Я, в общем-то, не из этой сферы человек, но поскольку свободного времени много было, занялся.
...Как-то утром брился, в зеркало смотрел, с которого слюда слезла... «Ну, «Калина красная», — подумал, — Егор Прокудин: все ниже и ниже опускаюсь. Если ты такой умный, пойди и сделай». В кармане 100 долларов было, друг пришел, мы сели, поужинали... Наутро только бутылка кефира и сайка за шесть копеек остались — так свою агропромышленную тему я начинал, но осознанно никаких денег не касался — с нуля создать все хотел.
— И создали?
— 20 тысяч гектаров земли освоили...
— ...ого!...
— ...да!..
— Это Барышевский район Киевской области?
— Верно. Один из крупнейших комбикормовых заводов в стране там построили (на 164 тысячи тонн комбикормов рассчитанный) с немцами, с американцами элеватор, но до конца дело уже другие люди доводили. Мы контракт под мясопереработку на почти 12 миллионов евро подписали, 16 компаний создали, где 1600 человек занято было. Первые! — не Косюк, а мы: замкнутый цикл в производстве у нас у первых был.
«Такие мысли бродили: мол, где Кудюкин появляется, там миллиарды какие-то расти должны, но миллиардером я никогда не был»
— А потом неинтересно вам стало?
— Не то чтобы... Ребята появились, которые по поручению владельца банка, с которым по кредитованию мы сотрудничали, партнерами стать решили, но к пониманию в этом вопросе мы не пришли, и свою долю уступить мне пришлось.
— В селе, где вы базировались, Европа уже?
— Да нет — это у Анатолия Андреича Засухи Европа, а я Европу сделать не успел. Ну, у меня и влияния столько не было, и деньги, которые были, — то кредитные, то оборотные. Мы, насколько могли, школе помогали, храм построили, свечи бесплатно, иконы бесплатно, освещение, транспорт давали — чтобы люди молиться приезжали: в течение 500 лет храма в деревне не было.
Анатолий Андреевич другие возможности, конечно, имел — я уже не помню, как деревня его называется...
— Ковалевка...
— Ну да.
— Мне говорили, однако, что еще в советское время валютным миллиардером вы были, — да или нет?
— Такие мысли бродили: мол, где Кудюкин появляется, там, значит...
— ...деньги расти должны...
— Да, миллиарды какие-то. Не был я никогда миллиардером и, откровенно говоря, цели им стать перед собой никогда не ставил, потому что о деле думал, а Господь посылал — деньги, бокал виски...
— ...и сайку за шесть копеек...
— И ее тоже (улыбается).
— Сегодня вы богатый человек?
— Сытый, но я душой, верой, любовью богат...
— «Сытый» — хорошее определение...
— (Улыбается).
— Что сейчас с Черноморским морским пароходством?
— Ой, когда этой темы касаюсь, что-то внутри происходит... 20 лет с этим борюсь... ЧМП в состоянии санации банкротства в Хозяйственном суде находится — слава богу, одесские судьи это притормозили. Моряков нет, все под чужими флагами плавают — они, может, даже цвет нашего родного флага забыли. Управления тоже нет, всех уволили, здание пустое...
— ...а судов сегодня сколько?
— Ни одного нет.
— Ни одного?!
— В 2000 году последний пакет продан был — вернее, три пакета на 145 судов. Ни одного судна Украина не имеет, и не только ЧМП нет — Дунайского пароходства тоже практически нет, Ждановского, то есть Мариупольского, нет, «Укрречфлота» почти не осталось. Ну и ЧМП вообще не существует — какое-то береговое имущество осталось, но его потихоньку грабят.
«Сердце мое уже мало на то похоже, которое в учебниках анатомии рисуют»
— Вопрос дилетанта: флот Украине нужен?
— Это не вопрос дилетанта, Дмитрий Ильич. Знаете, Молдова у нас как-то 450 метров берега Дуная выдавила — и по определению морской державой стала: Джурджулешты, маленький порт построила, и у нее там свой флот есть. Со мной чехи в одной группе учились, капитанами стали — у них один из крупнейших танкерных флотов, казахи флот имеют, белорусы... Как Украина, 19 портов имея, — это 38 процентов портов всесоюзного значения...
— ...и сейчас 19?
— Ну, сейчас 12 — без Крыма, предположим, при этом семь из них — суперважные порты, но ни пришедшие к власти в 91-м году, ни сегодняшние руководители морской Украину не делали и не делают. Она по определению морская. Не сможем мы сегодня эту стену пробить — какие-то молодые парни, девушки придут, которые ЧМП создадут, но и сегодня шанс на это есть — у нас протокол о намерениях имеется 40 балкеров на китайских, южнокорейских и японских верфях простроить. 70 процентов — финансирование, 20 процентов — это equity, деньги иного происхождения... Это рабочий вопрос, то есть сегодня все еще воссоздать можно.
Сложнее даже не это. Да, исчезнувший флот, ушедшие моряки и потерянное управление — это очень много, но главное потеряно — грузовая база, вакуумной она не бывает, потому что 40 судов можно построить, в Одессе на якорях поставить, и, если флот не загрузить, они там сгниют.
— Вам, человеку, который такую махину возглавлял, не больно, что сегодня ничего нет? Это же трагедия для вас, наверное...
— Ну, «больно», при всем величии русского языка, не то слово — наверное, сердце мое уже мало на то похоже, которое в учебниках анатомии рисуют. Конечно, больно — это боль моей жизни, и не только моей — десятки тысяч моряков в меньшей или большей степени все это переживают. Более 60 процентов одесситов — это люди, с морем связанные: жены, родители, дети, портовики, судоремонтники, моряки, разумеется... О толчках и «Седьмом километре» не говорю — это тоже жизнь, но город-то у нас морской, он не металлургическим, скажем, создан.
— Черноморское морское пароходство возродить вы до сих пор хотите?
— У нас проект жив, и я совершенно убежден, что мы его возродим. Не знаю, что по этому поводу Петр Алексеевич, президент наш, думает, но после двух его президентских лет мы с ним на Владимирской в ресторане «Да Винчи» встречались, и он фотографию мне показал: ему лет семь, он в каком-то гюйсике, бескозырочке... Признался, что моряком быть мечтал и когда-то с «Проминвестбанком» Херсонским судостроительным заводом совладел, то есть такими вещами он увлекался, и, мне кажется, для него это не просто бизнес был — что-то у него в душе морское.
Увы, почти пять лет президентом быть (и я не только о нем говорю — и о предыдущем: не важно, о ком) и Украину как морскую державу не видеть... А ведь в 91-м году она 11-й в мире морской державой была! Если из состава Советского Союза ее вычленить, она весь СССР, вместе взятый, опережала, это сотни лет создавалось, и в советские годы — особенно продуктивно: это воссоздать необходимо!
Украина не только морская — она колоссально транспортная, и профильное министерство не Министерством инфраструктуры называться должно, непонятным этим названием (даже грубее можно сказать, да?), а как и было, — Министерством транспорта. Не важно, в каком он состоянии — у нас железнодорожный, авиация, морской, речной, порты, трубопроводный транспорт. Гужевой, которого уже нет: мы все съели...
«Я звоню — мне время определяют, и мы встречаемся. С Леонидом Даниловичем реже, с Леонидом Макаровичем чаще»
— Судо- и кораблестроение в Украине восстановить возможно?
— Возможно. Николаев тот же — великий судостроительный и кораблестроительный город, но очень много корабелов и судостроителей в Европу уехали, потому что это уникальные профессии, и особым спросом даже не сотрудники КБ пользуются, а лекальщики и сварщики, которые, словно закройщики, флот «шьют». Украина все условия имеет, чтобы судостроением заниматься. Я в Бремене в прошлом году был — в родной, любимый, можно сказать, город летал, где много лет проработал, с бизнесменами Гамбурга, Франкфурта беседовал: они новейшие технологии судостроения на наших, украинских, верфях внедрять готовы, потому что у нас уже все разграблено и разрушено, судостроения в Украине нет. Как и судоремонта — ну, это кошмар вообще...
— Ну, раз судов нет, то и судоремонта...
— Нет, это не значит, что оно нам не надо, — суда же не только для ЧМП строились, хотя мы основными заказчиками того же Херсона были. А авианосцы где — «Москва», «Тбилиси», «Киев»? Сегодня девушки легкого поведения в Китае на рейде на каком-то из этих кораблей балуются, а ведь из Николаева практически любой флот выпускать мы могли...
— Какие отношения у вас с Леонидом Кравчуком и Леонидом Кучмой были?
— Ну, с Леонидом Макаровичем — хорошие, добрые. Всех президентов, включая сегодняшнего, очень близко знаю, и со всей ответственностью скажу: единственный, который флотом и Украиной как морской державой занимался, — это Кравчук.
Леонид Данилович Кучма, когда премьер-министром был, тоже вопросам флота внимание уделял — не только ЧМП. Как с президентом с ним поработать мне не удалось, поэтому какие-то оценки давать не буду и говорить о том, каким президентом с точки зрения флота он был, тоже.
— С Кравчуком, Кучмой вы сегодня общаетесь?
— Да, практически по звонку: я звоню — мне время определяют, и мы встречаемся. С Леонидом Даниловичем реже, с Леонидом Макаровичем чаще...
— ...и о чем вы беседуете?
— Только о Черноморском пароходстве!
«Чем бы я ни занимался, чем бы ни увлекался, флот, ЧМП и Одесса — моя душа и мое сердце!»
— Кто, на ваш взгляд, лучшим президентом Украины за все 28 лет независимости был?
— Первый президент.
— Обоснуйте, пожалуйста...
— Ну, я короткое время с ним проработал, но мог понимать, что такое Украина в те годы... И я, и многие, как я, столько усилий приложили... Я с Черноволом Вячеславом Максимовичем дружен был, и, кстати, врагами Кравчук и Черновол не были — может, и друзьями не были, но в очень хороших отношениях находились.
Приезд канцлера Германии Коля сюда, можно сказать, я инициировал — даже не Зленко, и только совместное судостроение основной задачей было. Когда Леонид Макарович в Германию летал, у него своя повестка дня была, но один из важных вопросов — судостроение по ЧМП: на наших, украинских, верфях — в Николаеве, корпуса наши, а силовые установки и навигация — немецкие.
Палата лордов и премьер Великобритании Джон Мейджор: ну, это прямые отношения были — только по ЧМП, и англичане нам почти четыре миллиарда фунтов стерлингов под целевое судостроение на украинских верфях выделили, — не на немецких или китайских. К Мейджору со мной министр здравоохранения Юрий Прокофьевич Спиженко летал — чтобы фармацевтику создать помогли. Мейджор сказал: «Вот вы у нас столько денег берете, а ничего не строите...». — «Так Тэтчер же у вас судостроение запретила — как самое дорогое. Давайте фармацевтику у вас мы возьмем», и мы согласовали: под здравоохранение Украины Спиженко четыре завода построить собирался. Благодаря Черноморскому пароходству — нашему контракту.
...Кравчук не корабел ведь и не моряк, но с листа понимал! И Кучма так же понимал — пока премьером был, потому что о последующих годах судить не берусь.
— Вами столько лет морю отдано, за него, можно сказать, вы пострадали... Море манит?
— Конечно, и без моря ощущение иногда такое, что со всех сторон ракушками оброс. Это основная моя профессия, я моряком быть мечтал, когда в школе учился, из дому в мореходное училище сбегал, отец меня вылавливал, домой возвращал... И он ведь когда-то плавал — в довоенные годы. В первом рейсе Одесса — Балтимор мой отец там, на борту какого-то судна, был, но, правда, настолько свою жизнь, как я, с морем не связал.
Чем бы я ни занимался, чем бы ни увлекался, флот, Черноморское пароходство и Одесса — моя душа и мое сердце!
— Последний вопрос: когда в море оказываетесь (даже на круизном лайнере), что чувствуете?
— Я себя лучше на транспортном судне, чем на круизном лайнере, чувствую, а что испытываю? Ну, откровенно говоря, я еще и домашний человек — не успел уйти, а уже вернуться хочу. Мне в Одессу хочется — видеть ее, по ней гулять... Есть, конечно, моряки, которые с радостью в рейс уходят, и время для них значения не имеет. Я тоже подолгу плавал — рейсы достаточно длинные были, но мне всегда вернуться хотелось.
— Товарищ адмирал, благодарю вас!
— Спасибо, Дмитрий Ильич!
Записала Анна ШЕСТАК