В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Сын за отца

Сын экс-первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР Никиты Сергеевича Хрущева Сергей ХРУЩЕВ: "Сталин проспал революцию - исчез, потому что не верил в успех. Революцию сделал Троцкий - даже не Ленин"

Дмитрий ГОРДОН. «Бульвар Гордона» 31 Июля, 2009 00:00
Дмитрий ГОРДОН
(Продолжение. Начало в № 24, № 25, № 26, № 27, № 28)



Часть IV

"ДУМАЮ, ЕСЛИ БЫ СТАЛИН ПРОЖИЛ ЕЩЕ ЛЕТ ПЯТЬ, МЫ БЫ С ВАМИ НЕ РАЗГОВАРИВАЛИ"

- Принято считать, что страшные сталинские репрессии стартовали с 1934 года, когда был убит Киров. Сергей Миронович погиб из-за женщины или это была хорошо спланированная провокация?

- Во-первых, репрессии начались с 1917-го - всякая революция от них неотделима.

- Нет, я имею в виду массовые, которые набивали ненасытное чрево ГУЛАГа...

- За что убили Кирова, не знает никто, но мог его "заказать" и Сталин, во что верил Никита Сергеевич и чему есть много подтверждающих обстоятельств...

- Иосиф Виссарионович стремился развязать себе руки, а Николаев?

- Он только нажал на курок. Этот человек мог отомстить сопернику из-за женщины, а хитрый горец его порыв тут же использовал - в любом случае Кобе убийство соратника было необходимо. Может, если бы не Николаев застрелил Кирова, это сделал бы Сталин (ну, не лично, конечно), может, убил бы кого-то еще - это совершенно не интересно. Такие детали волнуют только историков, которые занимаются данным конкретным случаем.

- Почему, на ваш взгляд, Сталин так методично отстреливал ленинскую гвардию?

- Потому что хотел переписать историю - так же, как сейчас ее усердно переписывают и в России, и в Украине! - и очевидцы были совершенно ему не нужны. Я уж не говорю о борьбе за власть. Участники тех событий писали, что Коба проспал революцию - исчез, потому что не верил в успех... Революцию сделал Троцкий - даже не Ленин! - может, отсюда растет сталинский антисемитизм? И Троцкий, и Тухачевский, да все соратники по партии знали, что Сталин - никто.

По этой же причине нарастала вторая волна репрессий. Думаю, если бы Сталин прожил еще лет пять, мы бы с вами не разговаривали. Ему не нужны были свидетели поражения 41-го года: ни Хрущев, ни Жуков, ни Василевский, ни Соколовский, он жаждал видеть вокруг новых людей, которые были бы убеждены, что Сталин - это 10 сталинских ударов, которые бы говорили: "Мы победили благодаря вашей мудрости", и никакая сволочь не рассказала бы, что в первые дни войны будущий генералиссимус убежал на дачу и боялся, что его арестуют.

Из книги Никиты Хрущева "Воспоминания".

"Считалось, что у нас есть внутренние враги, а начало их разоблачению было положено при аресте видных военных в 1937 году. Они сознались. Говорили, что когда командующего войсками Московского военного округа Корка вывели на расстрел и спросили, кому же он служил, тот признался: немецкой армии и германскому государству - демонстративно сделал такое заявление перед смертью. Правда, казненный по тому же делу Якир в последние секунды жизни выкрикнул: "Да здравствует Сталин!" - после чего был расстрелян. Когда об этом передали Сталину, он его обругал: "Вот какой подлец, какой иуда. Умирая, все-таки отводит следствие в сторону, демонстрируя, что предан Сталину, предан нашему государству.


Никита Хрущев, Николай Булганин, Георгий Маленков. Крайний справа — Михаил Суслов. Государственная дача в Подмосковье, лето 1955 года



Наиболее, на мой взгляд, близким к Сталину человеком был тихий и спокойный грузинский интеллигент Алеша Сванидзе - брат первой жены Сталина, которая давным-давно умерла. Алеша часто бывал у Сталина, я его не раз там видел, и было заметно, что Сталину очень приятно вести с Алешей беседы. Чаще всего они говорили о Грузии, ее истории, ее культуре. Не помню, какое образование имел Сванидзе, но он был начитанный, образованный, был другом детей Сталина. Дядя Алеша, как его звали, часто у Сталина ночевал, и вдруг становится врагом народа, а значит, и врагом Сталина, ведь Сталин и народ нераздельны. Когда я узнал об аресте Сванидзе, просто ахнул. Как же так? Человек не вызывал никакого сомнения, и тоже мог оказаться врагом народа? Но Сванидзе все же стал им в глазах Сталина и был арестован.

Следствие кончилось тем, что его приговорили к расстрелу, но Сталин все-таки колебался. Ему было трудно признать, что Алеша Сванидзе столько лет с ним дружил и вдруг - враг Сталина, враг партии, враг народа. К этой теме Сталин часто потом возвращался: как же так, Алеша и вдруг - шпион? (Его представили, кажется, английским шпионом - как заблагорассудится Берии, такая и создавалась версия).

У Сталина появились обоснованные сомнения. Он спрашивал Берию: "В представленных мне материалах пишут, да и Алеша признался, что был шпионом и должен был меня отравить, но он же мог это сделать совершенно спокойно. Много раз ему это было доступно, он у меня не раз ночевал - так почему же не сделал этого? Может, он все-таки не шпион?". Берия давал объяснение: "Товарищ Сталин, шпионы бывают разные, с разными заданиями. Бывают такие, которые много лет не проявляют себя, втираются в доверие и живут около людей, которых нужно будет уничтожить в определенное время. Алеша Сванидзе - как раз такой агент, который должен был не проявлять себя, а, наоборот, держаться тихо. Вот когда он получит сигнал, тогда и осуществит задуманное".

Конечно, в принципе, такие агенты имеются, потому что тактика разведки многообразна. Чтобы навредить своему противнику, разведка пользуется всеми доступными методами, но к Сванидзе этот шаблон явно не подходил.

Сталин в конце концов согласился на казнь Алеши, и все-таки какие-то сомнения у него, видимо, оставались. Он говорил Берии: "Передайте от моего имени, что если он покается и все расскажет, ему будет сохранена жизнь". Через какое-то время Берия доложил, что Сванидзе расстрелян. Перед расстрелом ему передали то, что сказал Сталин, он выслушал и ответил: "А мне не в чем каяться. В чем же могу покаяться, если я честный человек, ничего не сделал против партии, против народа, против Сталина?". Его расстреляли, а Сталин потом недоумевал: "Вот какой Алеша, смотри! Такой интеллигентный, мягкотелый, а какую проявил твердость - даже не захотел воспользоваться возможностью с условием покаяться остаться в живых. Не покаялся - вот какой человек".


Старший сын Хрущева Леонид был летчиком и погиб во время войны. Посмертно Сталин наградил его орденом Отечественной войны I степени

В чем Сталин был искренен, не знаю. Сванидзе же был умным и ясно понимал, что если покается, его все равно ждет смерть, но несколько позже, и он просто не захотел пятнать свое доброе имя коммуниста.

Очень близким к Сталину человеком, к которому он питал большое уважение, был партийный вождь абхазского народа Лакоба - ему Сталин полностью доверял. Лакобу, когда он приезжал в Москву, всегда видели у Сталина - или на квартире, или на даче, а когда Сталин отбывал в Сочи, Лакоба, собственно, жил не в Сухуми, а в Гаграх или в Сочи, около Сталина.

Лакоба был хорошим бильярдистом - он приезжал со своим кием, располагался у Сталина, как у себя дома, и со всеми играл без проигрыша. Это был человек болезненный, глухой. Я не столь близко стоял к Лакобе, но мы тоже поддерживали хорошие отношения. Я даже помню, что, когда раз отдыхал не то в Гаграх, не то в Сочи, он меня пригласил, и я ездил к нему на дачу, а он в свою очередь приезжал ко мне с женой и сыном.

Потом он умер. Умер, ну и умер - все умереть могут, но вот что интересно: когда о смерти Лакобы доложили Сталину, он хоть и пожалел об этом, но не особенно. Его никакая смерть не огорчала, даже самых близких людей.

Спустя какое-то время Берия вдруг создает уже на мертвого Лакобу дело: якобы тот был заговорщиком. Сейчас я не помню, какие конкретно факты приводились в доказательство того, что он заговорщик, что хоть он и умер, жалеть его нечего, но что сделал Берия? Приказал выкопать труп Лакобы, сжечь его и пепел развеять по ветру: врагу народа нет места даже в земле Абхазии!

Когда я получше узнал Берию после войны, подумал, что Берия выкопал труп Лакобы, не только руководствуясь личной к нему ненавистью. Видимо, опасаясь, что у Сталина может возникнуть идея приказать выкопать труп и сделать анализ, чтобы узнать, отчего же все-таки умер Лакоба (может быть, он отравлен?), он прятал концы в воду.

Думаю, Берия этого боялся, хотя и Берия, и еще раньше Ежов очень хорошо с такими делами справлялись. У них имелись врачи, которые по их заданию подменяли человеческие органы и подставляли либо отравленные, либо же, если нужно, неотравленные, чтобы доказать желаемое: представить дело так, что тот, кого они действительно отравили, умер естественной смертью. Тут у них и возможности, и опыт были богатейшие. И вот еще какую низость и преступление совершил Берия: мальчик, сынок Лакобы, тоже по его повелению был расстрелян.

Что побуждало Берию убрать Лакобу? Лакоба стал очень близким к Сталину, ближе, чем Берия, и мог информировать о делах в Грузии помимо Берии, мог рассказать о деятельности Берии в Грузии, а этого он не хотел допустить".


- Правда ли, что Сталин лично одобрял пытки и подписал даже соответствующее распоряжение об их применении?

- Об этом я знаю не больше вашего, но есть документ, подписанный Сталиным и Кагановичем.


Все публичные выступления Никиты Сергеевича отличались предельной простотой, доходчивостью и крайней эмоциональностью


"ТРУДНО СКАЗАТЬ, ВЕРИЛ ЛИ В ЭТО МОЛОТОВ, КОГДА ПИСАЛ НА РАССТРЕЛЬНЫХ СПИСКАХ: "СМЕРТЬ СОБАКАМ!"

- Михаил Сергеевич Горбачев рассказывал мне, какое страшное впечатление произвело на него чтение бумаг из архивов и что он чувствовал, когда увидел под огромными расстрельными списками подписи Молотова, Маленкова и Кагановича... В том числе и Хрущева?

- Никиты Сергеевича нет ни одной - он, тогда кандидат в члены Политбюро, в пятерку, в ядро, которое все подписывало, не входил. С 38-го года он находился в Киеве, где, действительно, визировал документы на аресты, а в Москве - Бог миловал.

- Сталин хотел повязать ближайших соратников кровью?

- Конечно. Отец рассказывал, что Коба брал этот список, расписывался на нем, а дальше пускал по кругу. Трудно сказать, верил ли в это Молотов, когда писал: "Смерть собакам!", или просто хотел показать, что он еще больший сталинист, чем сам Сталин. Вождь очень хорошо это понимал...

- По мнению некоторых историков, истоки осуждения культа личности - в трагической судьбе Леонида Хрущева, старшего сына Никиты Сергеевича. Сперва, ходят слухи, он убил человека в госпитале, а потом попал в плен и там стал предателем. Несмотря на отчаянные просьбы отца, Сталин якобы отказался его оттуда вытащить, сказал: "Предатель пускай умрет!". Что тут правда, а что плод чьей-то фантазии?

- Все это было придумано в 1967 году в недрах пресловутого КГБ. Как известно, мой брат воевал и делал это хорошо. Летал на бомбардировщике, получил орден Боевого Красного Знамени, был ранен, после чего лечился в Куйбышеве. Я верил в слухи о том, что скучающие офицеры развлекались игрой в Вильгельма Телля - тогда такие забавы были распространены, и, вообще, отношение к жизни было другое. Ставили бутылки друг другу на головы и стреляли: ты в меня, я в тебя. Леня якобы отстрелил у бутылки горлышко, а поспоривший с ним капитан-моряк сказал: "Не считается". Во время второго выстрела у брата рука дрогнула, и он попал моряку в лоб.

Много лет, повторяю, я в это верил, а потом подняли документы прокуратуры, и оказалось, такого не было. Там другая история. Леонид и Степан Микоян (старший сын Анастаса Ивановича) познакомились с двумя балеринами Большого театра Валей Петровой и Лизой Остроградской. Степан погулял и уехал, а Леня был так воспитан: ежели что, женись! В то время его жена Люба была в отъезде, и, вообще, у них уже были трения - вот брат и пообещал балерине, что на ней женится.

Та между тем уехала в Москву и стала там всем рассказывать, что выходит замуж за Хрущева, и когда Леня об этом узнал... У него из-за его романов были очень сложные отношения с мамой - вот он и перепугался, что все дойдет до родителей: все-таки дочка, жена, а тут еще балерина - кстати, не лучшая. Думаю, с перепугу он ей и написал: "Я сотворил такое... Не жди... Буду очень далеко...". Так родился слух, в который все верили, включая меня.

Дальше, пользуясь связями, брат переучился на истребителя, но, как говорил летчик-истребитель высочайшего класса Степан Микоян, пересесть с бомбардировщика на истребитель обычно не получалось. Другой менталитет, другие инстинкты: нового человека с нуля научить можно, а того, у кого навыки сформированы, - нет. Иными словами, такая переквалификация очень опасна, и все равно Леонид налетал 40 часов, а на седьмом вылете его сбили. Он пропал: самолет искали, но не нашли...

Брат ни в каком плену не был - тому нет никаких доказательств, и самое главное, как его могли использовать? Исключительно в пропагандистских целях, но немцы разбрасывали листовки от имени Якова Джугашвили, от то ли мнимого, то ли настоящего племянника Молотова, а от Леонида Хрущева - нет. Никто просто не знал, что он погиб. Сейчас доступны отчеты того корпуса, в частности, сколько самолетов сбито, и нигде наша фамилия не упоминается, хотя все знали, кто такой Хрущев. Ну а так как убитого не нашли, в 67-м году эту историю решили использовать...

-...чтобы объяснить, почему Хрущев развенчал Сталина?

- Да. Придумали, повторяю, все в КГБ, а распускали слухи от имени заместителя начальника управления кадров Министерства обороны Кузовкова. Как позже рассказал московскому военному историку Александру Колеснику Семичастный, они в то время работали уже с американцами, которые искали своих пленных: "Мы бы Хрущева вообще с говном смешали, но Брежнев нам помешал". Колесник спросил: "Почему?". - "Наверное, пожалел старика", - ответил тот, хотя я думаю, не пожалел - испугался. "Если, - подумал, - они с Хрущевым такое сделали, что со мной сотворят?".

На самом деле, Сталин запретил сообщать отцу, что самолет Леонида не вернулся на аэродром. Целый месяц ему ничего не говорили, а потом Коба вызвал его к себе и сказал: "Никита, держись - твой сын погиб". Говорят, Никита Сергеевич стал терять сознание, позвали врача... Посмертно брата наградили орденом Отечественной войны I степени - это было свидетельством от имени Сталина, что он погиб (попавших в плен не награждали), и на этом все кончилось.

Кстати, то, что Сталину предложили обменять собственного сына на плененного под Сталинградом фельдмаршала Паулюса, а он якобы ответил: "Солдата на маршала не меняют", - тоже выдумка все того же управления КГБ.

- Вы в этом уверены?

- Немцы действительно предлагали Якова обменять, но на племянника Гитлера, старшего лейтенанта, который попал в Сталинграде в плен, - он был братом любовницы (и одновременно племянницы) фюрера Гели Раубаль. Кстати, у этой девушки и Надежды Аллилуевой судьбы похожи - она тоже покончила с собой в 30-е годы и Гитлер ее очень любил.

Сталину предложили обмен, но он отказался, а ведь выглядит это довольно сомнительно. Люди могли сказать: какой же ты негодяй, безжалостный человек, если за сына не захотел отдать какого-то старшего лейтенанта. Маршала - понятно, это звучит: вот правду и подправили. Это же профессионалы - понимают, что вбросить, и все верили им до тех пор, пока какой-то историк не полез в архивы и не нашел документы, из которых видно, кого на кого поменять предлагали.

Киев - Провиденс - Киев

(Продолжение в следующем номере)



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось