Есть в возрасте любом хорошее...
Я счастлив, что моя мама со мной. В свои 95 лет она многое помнит, прекрасно справляется с домашней работой. При этом я, конечно, стараюсь помочь ей чем могу. Но я не могу главного - вернуть ей сверстниц и сверстников, подарить полноценное окружение. Маме некому сказать: "А ты помнишь?", она иммигрант из другой эпохи. Продолжительность сегодняшних жизней невелика, а государство нечасто задумывается об этом вслух.
Забывчивы у нас люди, забывчиво государство, пенсии копеечные, у стариков вся надежда на детей и внуков. Или на эмиграцию, потому что во многих странах, где жизнь устроена лучше, старикам пока что дают квартиры и платят деньги раз в месяц. Нагляделся я в Америке на наших ветеранов. Они, конечно же, уехали не за свободными прессой и телевидением, по которым старики тоскуют далеко не в первую очередь, а за нормальными заботой и медицинским обслуживанием, о которых они дома и мечтать не могли. Старики увозят детей: поэтому многих из них сманивают на постоянное жительство. Из наших детей хорошие специалисты получаются где угодно, а своих детишек в развитых странах рожают неохотно и мало.
Мы уже размышляли с вами о том, как стареет Западная Европа, как в Америке подумывают об увеличении качественной (есть такое определение) эмиграции за океан. В очередной раз устроенный мир хочет выжить за счет неустроенного, но при этом там же признают, что долгожители создают немало проблем. Стариков все больше, им положены пенсии, а для этого работающая часть населения должна платить больше налогов, что работяг не радует. Это беспокоило власти еще в Римской империи (был придуман даже термин "геронтофобия"), а в трудном XX веке стало проблемой актуальной и открытой.
В гитлеровской Германии прямо писали, что люди не должны жить слишком долго, иначе нация рискует стать сборищем инвалидов. Впрочем, и сегодня во вполне демократической прессе я читал немало статей, утверждающих, что избыток стариков и спасенных от вымирания младенцев в развивающемся мире порождает опасный человеческий балласт на земном шаре. Пишут и про то, что, если медицина в порядке, а люди в 80 и 90 лет сохраняют способность к нормальному труду, молодым труднее устроиться на хорошее место, отчего безработных и недовольных может стать еще больше. Уже сегодня в американских университетах даже самых умных профессоров отправляют в отставку после 65 лет, хотят они этого или не хотят. Проблема очень сложна, но не высосана из пальца.
Развитые государства все больше видят свое спасение в притоке чужих мозгов, людей из стран менее развитых, в обескровливании встающих на ноги молодых держав. Подозреваю, что если бельгии с голландиями сегодня приоткроют дверь иммигрантам из Восточной Европы, многие наши соотечественники завтра будут вышагивать по набережной в Амстердаме, даже не глядя в сторону покинутого отечества. Далеко не везде на свете жизнь устроена благополучно, а строить таковую дома хочется не всем. Приятнее мечтать о халяве. Но иждивенцев нигде не любят. Ленивым соотечественникам надо бы вслушаться в монологи французского "ультра" Ле Пена об угрозе нашествия "польских сантехников" в Париж и необходимости ему противостоять. Вслушаться и задуматься...
В общем, нигде нас не ждут как гостей дорогих и равноправных, поэтому надо устраивать приличную жизнь в собственном доме. Чтобы, глядя на нас, и другие захотели пожить так, как мы. Один из показателей достойного качества жизни - возрастной баланс в обществе, количество устроенных молодых людей и благополучных стариков вокруг. Рядом с ними легче уверовать, что все у нас в полном порядке.