Лидия ФЕДОСЕЕВА-ШУКШИНА: «Я с постели встала, а уже мне цветы несут — только за то, что приехала и в свое удовольствие кино посмотрела»
Помимо мецената фестиваля Андрея Лопушанского, справляться помогали российские и украинские звезды - Лев Дуров, Лидия Федосеева-Шукшина, Богдан Бенюк, Олеся Жураковская, Ольга и Анатолий Матешко, Виктор Андриенко, Мария Берсенева, Константин Косинский и другие. Развлекала гостей группа «Бумбокс».
СЕМЬ БЕЛОСНЕЖЕК И ОДИН ГНОМ
Лев Дуров, которому в этом году исполнится 80, приехал в Трускавец с помощницей Оксаной. Она водила актера под руку, следила, чтобы журналисты не донимали расспросами, на всех вечеринках и фуршетах тщательно обдумывала и взвешивала, что Льву Константиновичу можно, а чего нельзя. Складывала деликатесы на тарелочку, брала стопку водки, стакан апельсинового сока и несла: «Вот это попробуйте, а это, мне кажется, слишком жирное...». - «Да уйди ты! - смущался Дуров. - Нянчишься, как с маленьким, а ко мне, между прочим, девушки подходят».
Девушек было много, и все на высоченных шпильках. «Семь Белоснежек и один гном, - грустно шутил артист, одетый в забавную футболку со смайликами. - Но я не жалуюсь. У каждого роста свои преимущества. У моего, например, такое: я не в глаза смотрю, а сразу на грудь. Вам только лысина видна, а передо мной - другие перспективы...».
Вручая награду за лучшую женскую роль, Лев Константинович тоже хохмил: «Ну, я рад, что премию актрисе - видимо, самой красивой женщине - доверили вручать именно мне, самому красивому мужчине. Самому высокому, самому кудрявому».
Статуэтку в виде скифской пекторали жюри присудило Екатерине Гусевой, сыгравшей в фильме «Прогулка по Парижу», но на фестиваль артистка не приехала, и за наградой вышел создатель картины Дмитрий Томашпольский, ставший в этот вечер лучшим режиссером.
Ведущими праздника были Маша Ефросинина и Владимир Гришко, впервые выступавший в роли конферансье. Первый блин, естественно, вышел комом - посреди вечера, когда речь зашла о музыке в кино и награду за музыкальное сопровождение получила латвийская картина «Золото Рудольфа», певец вдруг решил порассуждать: «Я считаю, Константин Меладзе - самый гениальный композитор из ныне живущих». При чем здесь Меладзе, не понял никто, поэтому Ефросининой пришлось выручать партнера: «Вот вы, Владимир, как на русский переходите, так сразу шоумен хоть куда! А полет мысли какой! А слов-то сколько! Я прямо восхищаюсь вами».
Лидия Федосеева-Шукшина тоже восхищалась - правда, не репликами Гришко, а тем, как он спел «Памяти Карузо». На фестиваль актриса приехала с подругой, ревностно оберегавшей ее от прессы. Несмотря на то что фотографировать звезд в столовой было запрещено, к завтраку, обеду и ужину 72-летняя Лидия Николаевна не спускалась, еду и дорогое вино ей носили в номер. Там она и конкурсные фильмы смотрела - благо каждому отдыхающему предоставили телевизор с DVD.
- В отеле мне очень нравится, - признавалась актриса. - Я даже по комнате своей ходить боюсь: все такое дорогое, модное, дверь открываешь карточкой, свет включаешь тоже... Хоть бы не сломать ничего, не испортить. А какой шикарный букет мне подарили организаторы! Открываю дверь, а там - розы... Я с постели встала, в халате, заспанная, лохматая, а уже мне цветы несут - только за то, что приехала и в свое удовольствие кино посмотрела. Милые вы мои, родные, дорогие!
«БОГДАН СТУПКА ДОСТОИН ВСЕХ НАГРАД ВСЕГО БЫВШЕГО СОВЕТСКОГО СОЮЗА»
Как единственную женщину в жюри, Федосееву-Шукшину попросили объявить победителя в номинации «Лучший актер». Им стал Богдан Ступка - за роль в фильме Александра Итыгилова «Куплю друга».
- Жаль, что Богдан не приехал, - сокрушалась Лидия Николаевна. - Он такой гениальный, что достоин всех наград всего бывшего Советского Союза. И такой скромный человек! Мы познакомились на одном из фестивалей. Я его увидела, хотела подойти, но стеснялась. А он обернулся и говорит: «Боже, кого я вижу!». Я думаю: «Господи, кого я вижу!». Слышала, у него со здоровьем проблемы. Буду молиться, чтобы выздоровел и снова радовал нас.
Не уехала без награды и Ольга Матешко, сыгравшая Зою в легендарной картине Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». Получив грамоту Госкино Украины, Ольга Николаевна призналась: «Это мой первый фестиваль в новом столетии, и я рада, что рядом самые дорогие люди - сын и брат».
Александр Итыгилов всюду сопровождал маму и убеждал, что в его картинах всегда найдутся для нее роли, а брат, Анатолий Матешко, праздновал победу - лучшим игровым фильмом жюри фестиваля признало его военную картину «Дот». Призовых пять тысяч долларов режиссер решил потратить на кино: «На короткометражку мне точно хватит».
- Сразу понял, что буду отстаивать именно этот фильм, - признался Константин Стогний, который в свое время побывал в Афганистане. - «Дот» о войне, но за мир. И без лишнего пафоса, без романтизации войны. Потому что на самом деле в любой войне ничего романтичного нет, это потери и боль.
На мой взгляд, в программе были вещи посильнее и поинтереснее «Дота». По крайней мере, самой обсуждаемой картиной он не стал. Приз зрительских симпатий по праву получила короткометражка Александра Образа «Дрифтер», которую просмотрел миллион пользователей интернета. А среди трускавецких зрителей ажиотаж вызвал альманах «Влюбленные в Киев», представленный продюсером Владимиром Хорунжим.
ВСЕМ ДОСТОЙНЫМ МУЛЬТФИЛЬМАМ НЕ ХВАТИЛО ПРИЗОВ
Киномозаику из новелл о Киеве и любви впервые показали полностью - даже в Канны возили не все 10, а девять историй. Хотя, в принципе, правильно. Последняя новелла «Научи меня летать» на тему киевских ведьм вышла сырая и попсовая. Сценарий словно на коленке писан - кое-как, сыграно точно так же. Складывается впечатление, будто эту часть фильма пришили белыми нитками лишь для того, чтобы во «Влюбленных» засветилась старшая дочь Семена Горова и Снежаны Егоровой Стася.
Альманах получился пестрый, неровный. Откровенно слабые вещи напрягали, но, к счастью, быстро заканчивались, и им на смену приходили сильные, трогательные, порой потрясающие. Как, например, новелла «Кое-что» с Виталием Линецким в роли скромного служащего, впустившего то ли в дом, то ли в душу нечистую силу, или «Рука» - рассказ без слов о женщине, случайно нашедшей в парке картонную коробку с заботливой и крепкой мужской рукой, а потом неслучайно отнесшей ее обратно. Блестяще сыграли пенсионеров в доме, идущем под снос, Ада Роговцева и Николай Олейник.
Лучшим короткометражным фильмом стала «Рахира» (режиссер - студент Университета Карпенко-Карого Марьян Бушан), снятая по мотивам повести Ольги Кобылянской «Земля». Что же касается мультфильмов, то, на мой взгляд, всем достойным просто не хватило призов. Отметили исторический - «Князь Олег» и жизненный - «Жив собi чорний кiт». А были еще и смешные истории, и сказки, и фантастические притчи...
Единственной западной работой, по-хорошему впечатлившей, стал полнометражный фильм Джеймса Хута «Счастливчик Люк» - вестерн, снятый французами, на французском языке и так стильно, что Голливуд обзавидуется. Гламурный Жан Дюжарден (Октав из «99 франков») в роли ковбоя, бравого героя Дикого Запада - это уже стеб, но сюжет о том, как американские бандиты спасали американскую демократию - стеб на высшем уровне.
В Трускавце картина наград не взяла, но и в широкий прокат она еще не выходила. Как, кстати, и «Прошедший сквозь огонь» Михаила Ильенко - об украинском летчике, ставшем вождем индейского племени. На фестивале показали лишь трейлер фильма, и если верить увиденному, в Украине наконец появился качественный исторический блокбастер.
- «Золотая пектораль» состоится и в следующем году, - уверяет Константин Стогний. - Если, конечно, не найдется человек, который захочет возглавить. Год назад, когда мы только начинали, были желающие - одна уважаемая организация: «Ты фестиваль проводишь? Какой молодец! Давай мы поможем, расскажем, что и как...». Я отказался: «Не говорите, что я должен делать, и я не скажу, куда вам нужно идти». Не хочу всей этой коммерции. Пусть и дальше будут встречи друзей - демократичные и добрые.
Киев - Трускавец - Киев